Формирование умений извлечения и интеграции информации при работе с текстами на уроках химии, биологии
учебно-методический материал по биологии (7, 8, 9 класс)

Котова Наталья Кирилловна

Данный материал позволяет формировать у обучающихся умения извлечения и интеграции информации при работе с текстами на уроке биологии 7 класс (текст "Ведьмины круги"), на уроке химии 9 класс(текст "Сухой лёд), на уроке биологии 8 класс ( текст "Приспособления рыб к условиям обитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умений извлечения и интеграции информации

при работе с текстами на уроках химии, биологии

Котова Наталья Кирилловна

Учитель химии, биологии

«Кайгородской СОШ» филиала МБОУ СОШ №2 с. Южаково

Цель программы «Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках различных учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО», по которой   проходило  обучение, -  совершенствование профессиональных компетенций педагога в вопросах формирования всех групп читательских умений при работе с текстом на уроках различных учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам.

        Задание 1

1) Класс: 7

Предмет: биология

Тема урока: «Грибы. Общая характеристика»

2) Текст «Ведьмины круги»

 []

     Грибы скрываются под листьями, мхом, сучьями. Надо приглядываться в грибных местах с разных сторон: опытные грибники иногда садятся на пенёк и высматривают грибы.  Если вы нашли белый гриб, не спешите дальше, а ищите поблизости второй, третий. Они растут по кругу. На открытых полянках можно увидеть ровные круги никем не срываемых поганок.

     Иногда вы находите, как брошенное в мох янтарное ожерелье, желтеющие шляпки мелких лисичек. В этих кругах не растёт трава. Грибное кольцо изнутри окружено как бы вытоптанной тропинкой.

     В давние времена люди, не зная причины этого явления природы, давали ему самые фантастические, даже нелепые, суеверные объяснения.

     У всех народов грибные круги вызывали любопытство. Во Франции их называли «волшебными кругами», а в Древней Руси – «ведьмиными кругами». Думали, что в лесу при свете луны волшебные феи, ведьмы или маленькие лесные гномы водили хороводы и утаптывали кругами землю, а к утру по краям этих кругов вырастали грибы.

     И в ботанической науке сохранился термин «ведьмин круг» или «ведьмино кольцо». Явление роста грибов кругами объясняют научно так. Грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы вырастают плодовые тела – «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растут грибницы, ни пищи, ни воды зелёным травянистым растениям уже не хватает. Вот почему в середине грибных кругов не растёт трава. Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром 70 и даже 200 м. В течение года грибница вырастает на 10-12 см. Таким образом, «ведьмин круг» диаметром 70 м может достигать возраста 500, а в некоторых случаях и больше лет.

3) Вопросы и задания на локализацию информации

Локализация информации по размещению в тексте:

Найдите в тексте фрагмент, в котором рассказывается, как растут лисички.

Найдите в тексте объяснение, почему грибные круги называли «ведьмины».

Локализация информации по замыслу:

Почему внутри грибного кольца не растёт трава?

Почему грибник проходит и не видит гриб, а идущий следом может найти его?

Сформулируйте  правила сбора грибов.

4) Формируемые читательские умения.

 Умение найти информацию и извлечь ее: определять место, где содержится искомая информация, концентрироваться на отдельных фрагментах текста, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, умение связывать ключевые слова вопроса и детали текста, 

Умение интегрировать и интерпретировать информацию: умение различать главное и второстепенное, формулировать основную мысль, соединять элементы текста, видеть сходство или различие, устанавливать причинно-следственные связи, иерархию мыслей, делать выводы, понимать назначение текста.

5) Связь задания с предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами

- умение работать с различными видами современных источников информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы сети «Интернет»),  различать виды источников информации;

- умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;

- находить аргументы в различных источниках информации;

-выявлять характерные признаки изучаемых явлений

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

-систематизировать, анализировать и запоминать информацию;

-строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, подтверждая ее примерами из достоверных источников информации;

-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.

Задание 2

1) Класс: 9

Предмет: химия

Тема урока: «Оксиды углерода, их физические и химические свойства. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)»

2) Текст «Сухой лёд»

Сухой лёд – так называют углекислый газ в кристаллическом состоянии. Его вырабатывают на специальных концентраторах, в результате чего он приобретает сходство со льдом. Особенность сухого льда в том, что он при атмосферном давлении быстро испаряется и сразу превращается в обычный углекислый газ, минуя жидкое состояние. Сухой лёд используется главным образом в пищевой промышленности: для шоковой заморозки продуктов, их охлаждения и транспортировки. Также его применяют в научно-исследовательской деятельности, например при испытаниях и сборке некоторых агрегатов в машиностроении. Кроме того, сухой лёд часто становится атрибутом шоу химических опытов, так как от него исходит эффектная пелена тумана.

3) Вопросы и задания на локализацию информации

Локализация информации по замыслу:

Почему кристаллическую форму углекислого газа называют именно сухим льдом?

Локализация информации по смыслу:

 В чём его отличие от обычного льда – кристаллической воды?

Возможный ответ: углекислый газ (при атмосферном давлении) переходит из твёрдого состояния в газообразное, минуя при этом, в отличие от обычного льда, жидкое состояние.

2) Текст «Сухой лёд»

Сухой лёд используют для охлаждения и транспортировки пищевых продуктов. Температура сухого льда обычно составляет –78,33 °С. В быту сухой лёд можно использовать с такой же целью. Для этого надо насыпать немного гранул сухого льда в термос или контейнер с двойными стенками, сверху насыпать обыкновенный лёд, затем положить пищевые продукты или напитки. Продукты могут храниться таким образом от пяти до семи дней.

3) Констатирующие вопросы

 1) Объясните, зачем поверх гранул сухого льда необходимо поместить кусочки обычного льда?

2) Какой лёд – сухой или обычный – «исчезнет» в термосе первым? Поясните почему.

Возможный ответ: 1) Сухой лёд имеет слишком низкую температуру и при соприкосновении с продуктами может повредить их, а наличие обычного льда предотвратит переохлаждение продуктов

2) первым «исчезнет» сухой лёд, так как температура его превращения в газ ниже, чем температура плавления обычного льда.

3) Задание с  множественным выбором:

Выберите все верные утверждения о свойствах и применении углекислого газа.

1) При повышении температуры воды растворимость в ней углекислого газа увеличивается.

2) Углекислый газ может скапливаться в шахтах и колодцах, так как он тяжелее воздуха. 3) Углекислотные огнетушители можно применять для тушения горящей электропроводки.

4) Повышенная концентрация углекислого газа приводит к отравлению организма, так как этот газ является токсичным для человека.

5) Газированная вода имеет кислый вкус за счёт растворённого в ней углекислого газа.

4) Формируемые читательские умения.

 Умение найти информацию и извлечь ее: определять место, где содержится искомая информация, концентрироваться на отдельных фрагментах текста, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, умение связывать ключевые слова вопроса и детали текста, определять наличие/отсутствие информации.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию: умение работать с имплицитной (скрытой) информацией, видеть скрытую связь, осмыслять подтекст, умение различать главное и второстепенное, формулировать основную мысль, соединять элементы текста, видеть сходство или различие, устанавливать причинно-следственные связи, иерархию мыслей, делать выводы, понимать назначение текста.

5) Связь задания с предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами

- умение работать с различными видами современных источников информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы сети «Интернет»),  различать виды источников информации;

- умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;

- находить аргументы в различных источниках информации;

-выявлять характерные признаки изучаемых явлений

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

-систематизировать, анализировать и запоминать информацию;

-строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, подтверждая ее примерами из достоверных источников информации;

-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.

Задание 3

1) Класс: 8

Предмет: биология

Тема урока: «Общая характеристика рыб»

2) Текст «Приспособления рыб к условиям обитания»

     Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков. Это снижает трение воды.

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи, а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

3) Констатирующие вопросы

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать особенности строения рыбы. Составим Фишбоун

Задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст параграфа учебника и дополнительный материал

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. 

Составление общего Фишбоуна у доски.

hello_html_d440516.jpg

4) Формируемые читательские умения.

 Умение найти информацию и извлечь ее: определять место, где содержится искомая информация, концентрироваться на отдельных фрагментах текста, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста, умение связывать ключевые слова вопроса и детали текста, определять наличие/отсутствие информации.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию: умение работать с имплицитной (скрытой) информацией, видеть скрытую связь, осмыслять подтекст, умение различать главное и второстепенное, формулировать основную мысль, соединять элементы текста, видеть сходство или различие, устанавливать причинно-следственные связи, иерархию мыслей, делать выводы, понимать назначение текста.

Умение осмыслить и оценить информацию, соотнести сообщение текста с внетекстовой информацией: умение использовать знания, известные читателю до знакомства с текстом; умение сначала дать собственное толкование текста, затем соотнесение со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов;  оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

5) Связь задания с предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами

- умение работать с различными видами современных источников информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы сети «Интернет»),  различать виды источников информации;

- умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;

- находить аргументы в различных источниках информации;

- уметь читать схемы;

-выявлять характерные признаки изучаемых явлений

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

-систематизировать, анализировать и запоминать информацию;

-строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, подтверждая ее примерами из достоверных источников информации;

-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- сравнивать события, факты, явления, суждения;

- сопоставлять информацию различных источников;

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Приёмы работы с текстом на уроках химии"

В настоящее время очень большое внимание уделяется работе с текстом на разных уроках, т. к . этому отводится большая роль в усвоении учебного материала в стандартах второго поколения. Уроки химии не я...

Приемы работы с текстом на уроках химии

Методические приемы по работе с текстом...

работа с текстом на уроках химии

Подготовка  учащихся к жизни в информационном мире становится все более актуальнее. Поэтому , один из самых ценных навыков, которому может научиться ребенок, – это умение в нужной сит...

Работа с текстом на уроках химии

Материал содержит наработки по теме "Работа с текстом на уроках химии"...

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии "Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии " Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"...

Формирование умений читательской грамотности при работе с текстом на уроках химии, биологии, географии

Пройдя курсы «Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках различных учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО», и, выполняя задания...