Русский язык, 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

Дорогие ребята!http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/55774376.jpg

На уроке «Правописание суффиксов –к- и –ск- в именах прилагательных» вы изучите новую орфограмму. Перед вами стоит важная задача: вы должны прочно усвоить признаки изучаемой орфограммы. Учтите, что в основе применения правила лежит умение верно выделять суффикс в слове.

Ребята, прочитайте и сравните слова. Можете ли вы объяснить, почему в словах в одном случае пишется суффикс к, а в другом — ск? 

- относительные прилагательные, сладкий – краткая форма. сладок, качественное прилагательное);

Формулируем правило

  • Сформулируйте правило «Правописание суффиксов –к- и –ск- в именах прилагательных» самостоятельно.
  • Правильность формулировки посмотрите на странице 266-267 (параграф 110).

Исключения: узбекский, таджикский


Запоминалки:http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/22975038.jpg

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс
К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс
К.

Примечания: 
  • перед -ск- буква ь пишется после л:  сельский, уральский; 
  • перед -ск- буква ь пишется в прилагательных, образованных 
от названий месяцев на -нь, -рь:   ноябрьский, сентябрьский. 

     
Исключение: январский.

        В других прилагательных, образованных от существительных на -нь, -рь, мягкий знак не пишется: конь – конский, богатырь – богатырский.  

     
Исключение: день-деньской.   

Тренажёр

Выберите правильный вариант ответа, кликните мышкой на галочку "Подтвердить ответ", проверьте, правильно ли вы справились с заданием. Затем нажмите на кнопку "Вперёд".

Для выполнения задания перейдите по ссылке   https://learningapps.org/display?v=p89k3kgw320 

Контрольный тест.Подпись отсутствует

Фамилия имя *  _____________________________________

По ссылке выйти на тест https://www.testwizard.ru/test.php?id=12221, 

решить, результат теста сканировать и отправлять учителю.

Подпись отсутствует

Рефлексия.

1. Мне понравилось работать с материалами урока *

(оцените по пятибалльной шкале)

1

2

3

4

5

нет

да

2. Я понял(а) правило, поэтому хорошо справил(а)ся(сь) с заданиями

(оцените по пятибалльной шкале)

  • да
  • нет
  • Другое:

 

3. Задания урока были для меня

  • легкие
  • трудные
  • Другое:

 4. За урок я ставлю себе отметку *

1

2

3

4

5

плохо

отлично

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/02767753.jpg



Предварительный просмотр:

                                           http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/s74794476.jpg

Здравствуйте, ребята!

На уроке вы узнаете о правописании н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

   

Перед вами стоит важная задача: вы должны прочно усвоить признаки изучаемой орфограммы. Учтите, что в основе применения правила лежит умение верно выделять суффикс в слове.

Постарайтесь запомнить, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в выборе написания буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/k/k7U6elJhEnu243HtX8gqCI1yQbAmpRYjrcWDPw/slide-0.jpg

                                               

Запоминалки!

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

 Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".

Потренируйтесь!

Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН в таблицу. Работу отправить учителю.http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/22975038.jpg

1. Сезо…ый

9. стекля…ый

2. государстве…ый

10. комиссио…ый

3. звери…ый

11. бараба…ый

4. кухо…ый

12. баше…ый

5. торжестве…ый

13. бездо…ый

6. деревя…ый

14. шмели…ый

7. безветре…ый

15. мужестве…ый

8. клюкве…ый

Вставить буквы н или нн

Фамилия имя *  _____________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Контрольный тест.Подпись отсутствует

                                                 

Фамилия имя *  _____________________________________

По ссылке выйти на тест https://www.testwizard.ru/test.php?id=12366 , решить, результат теста сканировать и отправлять учителю.

Рефлексия.

Подпись отсутствует

1. Мне понравилось работать с материалами урока *

(оцените по пятибалльной шкале)

1

2

3

4

5

нет

да

2. Я запомнил(а) правило, поэтому хорошо справил(а)ся(сь) с заданиями

(оцените по пятибалльной шкале)

  • да
  • нет
  • Другое:

 3. Задания были для меня

3. Задания были для меня

  • легкие
  • трудные
  • Другое:

 4. За урок я ставлю себе отметку *

1

2

3

4

5

плохо

отлично

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/02767753.jpg



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/s74794476.jpg

На уроке вы узнаете о правописании сложных имён прилагательных.

Перед вами стоит важная задача: вы должны прочно усвоить признаки изучаемой орфограммы.

Постарайтесь запомнить, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в выборе написания сложных имён прилагательных.

ЯРКО-КРАСНЫЙ                                  оттенки цвета и вкуса

КИСЛО-СЛАДКИЙ

РУССКО-НЕМЕЦКИЙ                            можно поставить союз И (и русский, и немецкий)         

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ                  образовано от имени существительного, которое пишется через дефис

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ

КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ                         повтор слов (усиление значения)

ЗЛОЙ-ПРЕЗЛОЙ

_______________________

ДРЕВНЕРУССКИЙ                         образованы от словосочетаний        Древняя Русь                 

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ                                                                         строят машины

МИКРОВОЛНОВЫЙ                образованы от существительных, пишущийся слитно (микроволны,              паровоз)

ПАРОВОЗНОЕ

Работа с учебником: § 112. Прочитать, выполнить запись

Запись в ТТ: через дефис (условие написания + пример), слитно (условие + пример)

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный, но
Общественно-политический

Заполните пробелы.

Примеры

Условие написания

Юго-западный

Прилагательное обозначает оттенки цветов

Красный-прекрасный

Может быть заменено равноправными словами с союзом И

Микроволновый

Контрольный тест.Подпись отсутствует

                                                 

Фамилия имя *  _____________________________________

По ссылке выйти на тест https://www.testwizard.ru/test.php?id=12652 , решить, результат теста сканировать и отправлять учителю.

Рефлексия.

Подпись отсутствует

1. Мне понравилось работать с материалами урока *

(оцените по пятибалльной шкале)

1

2

3

4

5

нет

да

2. Я запомнил(а) правило, поэтому хорошо справил(а)ся(сь) с заданиями

(оцените по пятибалльной шкале)

  • да
  • нет
  • Другое:

 3. Задания были для меня

3. Задания были для меня

  • легкие
  • трудные
  • Другое:

 4. За урок я ставлю себе отметку *

1

2

3

4

5

плохо

отлично

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/02767753.jpg



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята! https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e65de88d744.jpg

На уроке вы узнаете о сравнительной и превосходной степени качественных имён прилагательных. Постарайтесь запомнить, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в выборе степени качественных имён прилагательных.

1. Прочитайте лингвистическую сказку «Степени сравнения».

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком). Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов). Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов). Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
(Ф. Кривин «Принцесса Грамматика или Потомки древнего глагола»)

2. Изучить параграф 113. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2497678/474095e5-b2f6-4993-b8d0-44d11bc0b8db/s1200

3. Устно выполнить упр. 834.

4. Игра «Шифровка»

Определить степень сравнения имен прилагательных. Данные указать в таблице. Работу отправить учителю.

1 Величайший поэт,2 лучшие картины,3 худший день,4 тверже камня,5 глубочайшего смысла,6 нижайший поклон, 7 нежнее цветка, 8 кратчайший путь, 9 самая высокая,10 тишайший голос,11 легче всего,12 более легкое упражнение,13 чернее тучи, 14 ярче солнца, 15 мельчайшая река, 16 строжайший наставник, 17 интереснее фильма, 18 длиннее всех,19 смелее неприятеля,20 самый красивый.

Пользуйтесь схемой:

Сравнительная степень                                       Превосходная степень

-ее (ей), е-                    более                                 -айш-         самый, наиболее, наименее, всех

-ше-                               менее                                -ейш-  

Фамилия, имя учащегося _____________________________________________

Сравнительная – С; превосходная – П.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

5. Прочитать морфологический анализ имени прилагательного стр. 270 (стр 277), изучить морфологический анализ можно по ссылке    https://videouroki.net/video/77-morfologicheskij-razbor-imeni-prilagatelnogo.html  и сделать морфологический анализ выделенного прилагательного из упр. 836 (на выбор). Работу отправить учителю.

Рефлексия.

Подпись отсутствует

1. Мне понравилось работать с материалами урока *

(оцените по пятибалльной шкале)

1

2

3

4

5

нет

да

2. Я запомнил(а) правило, поэтому хорошо справил(а)ся(сь) с заданиями

(оцените по пятибалльной шкале)

  • да
  • нет
  • Другое:

 3. Задания были для меня

3. Задания были для меня

  • легкие
  • трудные
  • Другое:

 4. За урок я ставлю себе отметку *

1

2

3

4

5

плохо

отлично

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/02767753.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....