Занятие "Шум и здоровье человека"
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Шумовое загрязнение окружающей среды как фактор антропогенного влияния на здоровье человека стал осознаваться в полной мере совсем недавно. Негативное воздействие шума на человека может быть весьма значительным. Методическая разработка занятия включает в себя информацию по данной проблематике. Занятие разработано для системы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности и для организации внеурочной деятельности учащихся по вопросам экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._30._shum._zagryaznenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Шум и здоровье человека»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: слуховая чувствительность, уровень шума, шумовое загрязнение, шумовая болезнь;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют механические колебания, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большой частоты называют ультразвуком, колебания наименьшей частоты – инфразвуком. Шумом люди называют громкие звуки.

        Для всех живых организмов звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызывать болевые ощущения и шок.

        Тихий шелест листвы, журчание ручья, шум прибоя всегда приятны человеку. Звуки природы используются для снятия стрессов в кабинетах психологической разгрузки.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха человека, понижая его чувствительность. Длительное воздействие шума приводит к расстройству сердечной деятельности, печени. Истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные нервные клетки не могут четко координировать работу организма. Возникают нарушения в работе различных систем органов человека.

        Первые жалобы на шум были записаны римским сатириком Ювеналом. По его утверждению, в столице трудно заснуть – скрип. Грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну горожан.

        Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление на барабанную перепонку имеет свои пределы восприятия. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Для громких звуков допустима граница в 80 дБ. Звук в 130 децибелов вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится непереносимым. В средние века существовала казнь «по колокол». Гул колокольного звона медленно убивал осужденного.

        Сила звука различных источников:

 - шелест листвы или шум спокойного прибоя – 20 дБ;

- громкая речь – 60-79 дБ;

- шум уличного транспорта – 80-100 дБ;

- старт ракеты – 180 дБ.

Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 90-110 дБ. Бытовая техника увеличивает шумовое загрязнение в наших жилищах.

Каждый человек воспринимает шум по-разному, это зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно небольшой интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может вызвать звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение утомляемости.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения накапливаются в организме человека и угнетают нервную систему человека.  Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, оказывают вредное влияние на вестибулярный аппарат, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Исследования показали, что инфразвук также может оказывать вредное воздействие на здоровье человека: снижаются интеллектуальные способности человека, ухудшается настроение, возрастает тревожность. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности при их длительном воздействии. Именно инфразвуками, проникающими сквозь стены городских домов, объясняется развитие болезней нервной системы горожан.

Ультразвуки промышленных шумов не менее опасны для здоровья человека. Особенно страдают от их воздействия клетки нервной системы.

Шумовое воздействие незаметно приводит к значительным функциональным нарушениям в организме. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни.

Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

ПРОЕКТ по экологии  человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Здоровый человек - счастливый человек

Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека. ...