Педализация в младших классах ДМШ, ДШИ
методическая разработка по теме

Кузнецова Марина Викторовна

Своей целью настоящая работа ставит акцентирование внимания современных педагогов, работающих в ДМШ, ДШИ с одарёнными учащимися, на таком важном элементе исполнительства, как педализация. Подняты проблемы, связанные с применением педали в процессе первоначального обучения, освещены общие вопросы, касающиеся роли педали в общем комплексе фортепианных средств выразительности, затронуты свойства этого мощного средства, приведены способы обращения с ним.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                        М. Кузнецова

Педализация  в  младших классах ДМШ

                       Педаль – душа рояля.
                       Антон Рубинштейн

  1.   Введение

Своей целью настоящая работа ставит акцентирование внимания современных педагогов, работающих в ДМШ с одарёнными учащимися, на таком важном элементе исполнительства, как педализация. Подняты проблемы, связанные с применением педали в процессе первоначального обучения, освещены общие вопросы, касающиеся роли педали в общем комплексе фортепианных средств выразительности, затронуты свойства этого мощного средства, приведены способы обращения с ним.

Историческая справка

Общеизвестно время изобретения фортепиано – начало XVIII века. Тем не менее, правая и левая педали инструмента стали использоваться лишь на исходе упомянутого столетия. Педаль (от лат. pedalis – ножной) – деталь рычажного устройства, управляемая ногами. Задолго до возникновения фортепиано педали применялись в мире музыки для достижения спецэффектов. Вспомним орган, где на педаль (ножную клавиатуру), ещё в XIV веке был выведен басовый регистр; фисгармонию, в которой ноги качают воздух для мехов; арфу, в которой набор из семи педалей обеспечивает перестройку звуковысотности; также педаль зачастую является неотъемлемой частью современных ударных установок.

  1.    Роль педали в фортепианном исполнительстве

Педаль – важнейшее и многообразное средство выразительности, наряду с артикуляцией, фразировкой, динамикой.  Каждый звук фортепиано отчётливо делится на две части: более громкое начало в момент удара молоточка по струне и менее громкое продолжение после удара, когда струна звучит сама по себе. Очень часто при неумелой или беспедальной («сухой») игре эти продолжения теряются, срезаются. Тогда у слушателя возникает ощущение стука. Самый главный недостаток фортепиано: после того, как клавиша уже нажата, мы никак не можем повлиять на звук. Более того, кроме начального удара, наше ухо неосознанно фиксирует момент возвращения глушителя на струну. Тут и возникает необходимость в педали. При всей невозможности изменить звук сразу после его взятия, мы всё же можем при помощи педали заставить струну звучать так, как нам хочется в момент продолжения. Правая педаль помогает нам преодолеть сухость, ударность фортепиано, сглаживая контраст между началом звука и его затухающим остатком. Педаль, поднимая демпферы, открывает все струны, звук обогащается, насыщается обертонами. Разумеется, изолированное педальное воспитание в педагогическом процессе невозможно в отрыве от комплекса остальных составляющих музыкального воспитания. Тем не менее, педализация — это целая наука, и в руках (а точнее в ногах) мастера качественная, продуманная педаль превращается в сильное средство воздействия на слушателя.

  1. Виды педали

                                   Умные ноги требуют умных рук, а основа – умные уши.
                                   Надежда Голубовская

Несмотря на ориентацию данной работы на младшие классы, нельзя не остановиться на богатейшем видовом многообразии педальной техники, представление о которых должен иметь каждый педагог-пианист. Существуют виды педали, применяемые в соответствии с необходимостью извлечения нужной в данный момент звучности. Так, различают педаль связующую, назначение которой соединять звуки, расстояния между которыми недоступны пальцам; мелодическую, помогающую окрасить и подчеркнуть некоторые звуки мелодии; гармоническую, служащую для окраски и подчёркивания отдельных гармоний или целого ряда аккордов; вуалирующая педаль делает звучание быстрых узоров более слитным и текучим. Это, как правило, короткая педаль, берущаяся с большей или меньшей частотой, связана она с импровизационной нюансировкой звуковой линии, и поэтому не всегда поддаётся письменной фиксации. Задача педали фоновой – создавать звучащий фон из звуков, не удерживаемых пальцами. Она чаще всего действует в пределах одной гармонии. Разумеется, нельзя обойти вниманием такое понятие, как полупедаль. Здесь подразумеваются два различных приёма: полунажатие в различных видах короткой педали. Педальная лапка не нажимается глубоко за отсутствием времени, которое бы затратилось на её поднимание из глубокого нижнего положения и привело бы к ненужному шуму. Второй полупедальный приём – это быстрая подмена педали («полусмена»), при которой демпферы успевают заглушить или ослабить звучание струн среднего регистра, но при этом взятый ранее бас продолжает звучать. Однако такие тонкости доступны не всем инструментам. Следующий приём не имеет отношения к механизму педализации. Это т.н. «ручная педаль», суть которой состоит в том, что звуки гармонической фигурации (как правило, бас) передерживаются некоторое время пальцами, таким образом создаётся прозрачный фон, вовсе не зависящий от движения остальных голосов. Левая педаль – это вообще отдельная статья и разговор о ней особый. Естественно, что левую педаль следует применять для изменения тембра, а не для маскировки неумения играть красивым piano и pianissimо. Очень высокое представление имел об этом глухой Бетховен, вписывавший тончайшие указания в ноты своих произведений (una corda, due corde, tre corde). «Это самый неударный звук, который только возможен на фортепиано, и нельзя его не любить за это» (Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»).

  1.  Особенности работы над педалью в младших классах ДМШ

И у фортепиано есть нечто, только ему одному присущее неподражаемое средство, отображение небес, луч лунного света – педаль…
Ферруччо Бузони

В течение первого года обучения применение педали нецелесообразно: ножки ещё не достают до педали, учеником ещё не накоплены в достаточной степени слуховые представления, он пока не овладел навыком исполнения legato. Начнём со  второго класса. Вначале следует познакомить ученика с устройством и действием педалей. Неплохо заглянуть вместе внутрь инструмента. Объяснение педагога может быть таким: когда мы нажимаем клавишу, молоточек ударяется о струну, а глушитель от нее отделяется. Когда мы отпускаем клавишу, глушитель возвращается на струну. При нажатии правой педали глушители поднимаются со всех струн и остаются так до тех пор, пока педаль нажата. Эта педаль делает звучание более красивым, богатым, глубоким. Музыканты должны очень осторожно пользоваться этой педалью, чтобы не производить гул. Полезно сразу же пояснить смысл левой педали, тем более, что ребёнок скорее всего сам задаст этот вопрос. Итак, левая педаль делает звук более мягким, матовым, нежным. Но устройство левой педали на пианино и рояле отличается. В механике пианино молоточки просто приближаются к струнам, и с близкого расстояния удар получается гораздо слабее. А у рояля при нажатии левой педали вся молоточковая система сдвигается вправо, но струны-то остаются на своём месте, и удар уже приходится не по трём струнам, а лишь по двум. У некоторых пианино существует средняя педаль, модератор. Если мы её нажмём и зафиксируем в нажатом положении, между молоточками и струнами проляжет фетровая лента, и звучание инструмента станет тихим и глухим. В некоторых роялях средняя педаль (состенуто) имеет другое назначение – она освобождает от глушителей  только те клавиши, которые были нажаты до нажатия педали. Это позволяет музыканту выборочно оперировать разными глушителями и избегать педального гула.

Остаётся сказать самое главное: мы привыкли, что любой работающий механизм издаёт какой-то шум. Но в сложном механизме фортепиано шум недопустим. Должна быть только Музыка. Поэтому самое первое упражнение – это простое бесшумное нажатие педали. Следует поставить пальцы правой ноги на педальную лапку, пятку упереть в пол. Несколько раз нажать до дна и до конца снять педаль, не производя при этом никакого механического шума. Если педаль скрипит, попробовать приспособиться к ней. Далее можно извлечь какой-нибудь аккорд и послушать его до момента затухания, затем вновь воспроизвести его, предварительно нажав педаль. Путём сравнения прийти к выводу, что во втором случае звучание стало насыщеннее. Затем дать учащемуся понятие педали прямой и запаздывающей. Упражнение на прямую педаль: простая гамма non legato с прямой педалью на каждый звук (поясняем: рука движется так же, как и нога). После этого перейти к более сложному упражнению в связывании при помощи педали отдельных звуков. Берём гамму (лучше хроматическую, где более отчётливо слышна грязь). Извлекаем звук, нажимаем педаль. Руку снимаем, а звучание продлеваем педалью. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимается и опускается, и звуки связываются. Связывание звуков при помощи запаздывающей педали требует непрерывного слухового контроля – особенно в момент их слияния: важно не дать новому звуку наслоиться на предыдущий.

Приобретённые на упражнениях навыки следует тотчас же применять в исполняемых произведениях. Вначале целесообразно выбирать пьесы с несложной педализацией. А. Алексеев советует начать с «Прелюдии» Тетцеля, в которой простая запаздывающая педаль меняется на каждую гармонию. Не рекомендуется в младших классах использовать частые смены педали. Зато полезно руководствоваться следующим принципом: педаль берётся после долгих звуков и снимается на коротких. Уже с самого начала обучения педализации педагог должен приучать ученика к самостоятельному мышлению: какие звуки можно связывать педалью, а какие нет. Здесь можно порекомендовать следующий творческий метод работы: ученик сидит и педализирует, глядя в ноты, во время того, как педагог проигрывает произведение на этом же инструменте.

Несколько слов о важнейшем моменте – фиксации педали в нотах. Существует три известных способа педальной записи. Первая, традиционная: Ped. * .

Вторая, менее распространённая:

Третья, созданная и опробованная педагогом А. Щаповым, представляет собой вполне обоснованный интерес:                              (верхняя горизонтальная черта – это демпферный уровень, т.е. момент, когда глушители отделяются от струн, нижняя – крайнее нижнее положение педальной лапки).

В начале обучения вписывать в ноты ученику педаль может педагог, любым из выбранных способов. Только умея легко, точно и свободно исполнять выписанную педаль, ученик постепенно научится сам проставлять её в нотах, а затем уже и не проставлять графически совсем, перепоручив всё своему внутреннему слуху.

           

             В заключение хотелось бы сказать, что ни в коем случае нельзя забывать о том, что каждая ступень развития пианиста имеет свои, ограниченные задачи. Нелепо требовать от ученика младшего (и даже среднего) класса полупедали, педальной «дымки» и т.п. приёмов из арсенала опытного пианиста. Необходимо тщательно продумывать и выстраивать процесс обучения этому сложному искусству, учитывая способности и индивидуальные особенности ученика. Учащиеся ДМШ должны в школе приобрести навыки чистой, грамотной и контролируемой слухом педализации.


Использованная литература

  1. А. Д. Алексеев, «Методика обучения игре на фортепиано», М., 1961
  2. С. С. Газарян, «В мире музыкальных инструментов», М., 1989
  3. Н. И. Голубовская, «О музыкальном исполнительстве», Л., 1985
  4. Г. Г. Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры», М., 1988
  5. А. П. Щапов, «Некоторые вопросы фортепианной техники», М., 1968
  6. «Вопросы фортепианной педагогики», сборник статей под ред. В. Натансона, М., 1963
  7. «Секреты фортепианного мастерства», мысли и афоризмы выдающихся музыкантов, М., 2001
  8. Музыкальный энциклопедический словарь, под ред. Г. В. Келдыша, М., 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ

В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Нижнесортымская детская школа искусств»Сургутский район     Методическое сообщениепре...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Педаль и педализация в фортепианном классе

Педализация играет черезвычайно важную роль в искусстве пианиста.Музыкант, не обладающий способностью чито педализировать, никогда не сможет донести до слушателя исполняемые произведения....

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

«Развитие навыков педализации в фортепианном классе ДМШ»

Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано.  Ни  какой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное  и...

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....


 

Комментарии

Кузнецова Марина Викторовна

К сожалению, не получилось вставить графические изображения педальной записи. Не знаю, как это сделать.