ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ
методическая разработка на тему

Круглова Елена Ивановна

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Нижнесортымская детская школа искусств»

Сургутский район

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

преподавателя фортепиано

 

 

Кругловой Елены Ивановны

 

 

 

«ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ  КЛАССЕ»                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.     ВВЕДЕНИЕ

            2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАЛИ

     3. ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ. ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ ПЕДАЛЬ.                           

        СМЕНА ПЕДАЛИ

    4. ЛЕВАЯ ПЕДАЛЬ

    5. ПЕДАЛЬ В ПОЛИФОНИИ

     6. ПЕДАЛЬ В ЭТЮДАХ    

   7.  Используемая литература

 

 

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ      

 КЛАССЕ                                   

          

 Учащийся, обучающийся в ДШИ, получает основы музыкального образования. Окончивший музыкальную школу должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими, звуковыми и педальными трудностями, исполнить его грамотно, выразительно и уметь создать определенный художественный образ.

Уже с первых лет занятий ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна педаль более продолжительная, более густая, чем в танцевальной.

         В работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху учащегося, показывая движение или добиваясь ощущения слитности пальцев с клавиатурой, так что при исполнении ученик идет от эмоции к звучанию, уже не думая  о движении. Та же направленность нужна и в работе над педалью: внимание к слуху, лишь попутно показывая движение, вызывая ощущение слитности ноги с педалью, чтобы в итоге ученик не думал специально о педали. Надо воспитывать мгновенную реакцию ноги на требование слуха, необходимо учить слушать себя, учить приемам педализации. Ученик, которому не даны указания к педализации в данной пьесе, далеко не всегда найдет самостоятельно правильный путь. Чтобы избежать ненужных блужданий и «тренировки» слуха ученика в неподходящих, фальшивых звучаниях, важны предварительные указания.                    Очень важно с детских лет создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали, т. е. специально заниматься вопросами педализации наряду со всеми  основными задачами развития техники исполнительства.                                    

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАЛИ        

 

  Известны слова Антона Рубинштейна : « Педаль – душа фортепиано».             С этим нельзя не согласиться, если вспомнить о том, какие богатейшие художественные возможности педаль открывает пианисту. Роль правой педали в искусстве фортепианного исполнения многообразна.           

 1. Велико значение педали, как  связующего средства при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс – для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделенными от них аккордами или звуков гармонической фигурации. 

  2. Весьма важна роль педали, как     красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах

взятым звукам начинают беспрепятственно резонировать их многочисленные

частичные тоны. (Можно показать ученику следующее упражнение : беззвучно нажать, например, СОЛЬ 1 октавы, затем , не отпуская ее, сильно взять ДО большой октавы, струна от СОЛЬ тоже откликнется, как частичный тон).          

   3. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности  имеет важное значение для достижения большей певучести исполнения и приближения фортепиано к  « поющим» инструментам. Нажатие педали вслед за извлеченным звуком  - единственное средство оказать на него воздействие уже после удара молоточка по струне (принцип вибрации).

 

ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ.                

 ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ ПЕДАЛЬ.                            

СМЕНА ПЕДАЛИ.                   

 

         Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе, когда ребенок приучен слушать себя, после первоначального налаживания рук. Однако, если ребенок еще мал ростом и при нормальной посадке ноги не достают до педали, то лучше некоторое время воздержаться от ее применения.          

          Показывая педаль, важно отметить, что звук на педали продолжается и после подъема клавиши ( что ребенок услышит сразу ) и что он делается « красивее, гуще, богаче».      

 

 Начинать работу необходимо с подготовительных упражнений.        

 

1. Взять аккорд и послушать до затухания. Затем второй раз взять аккорд и подхватить педалью. Ребенок услышит, что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть.         

 

2. Связывание отдельных звуков. Взять звук, подхватив педалью, руку снять, а звучание продлевается за счет педали. Нажимать следующий звук и одновременно поднимается педаль и вновь берется. Так оба звука связываются друг с другом. Здесь нужен непрерывный слуховой контроль : вовремя подхватить новый звук педалью, не дав ему наслоиться на первый.  

 

 

3. Связывание звуков по хроматической гамме.            

 

 4.Педализация звуков различной длительности Нужно показать ученику, что после долгого звука, педаль должна быть более запаздывающая.             Вслух при этих упражнениях считать не следует, т. к.ослабевает слуховой контроль.        

 

5.На связывание аккордов, отдельных звуков в аккорде.

 

         Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью; надо следить,

чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки. 

          Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, следует приучить ребенка не снимать руки с клавишей пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно, т. е. дослушать аккорд до конца.   

          Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. Этим достигаются две цели: во - первых, не приходится искать ногой педаль непосредственно перед нажимом, а, во – вторых, создается привычка держать спокойно ногу на педали. 

 

           Как надо начинать с учеником работу над педализацией – с прямой или с запаздывающей педали? Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, т. к. детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону ( вниз ). Конечно, это легче. Но ведь внимание ребенка важно направить на слушание педального звучания, а не на механику движения.

Как приучаем мы ребенка не просто извлекать звук, а звук нужный, красивый, мягкий, яркий, густой, светлый, певучий, так же и в педализации надо, чтобы ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание, бесшумность движения, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если ребенок прежде всего усвоит прямую педализацию, то, как показывает опыт, ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит « грязь».         

          В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой ученик может по привычке взять педаль чуть позднее короткого аккорда. Однако такая ошибка приносит меньше неприятности, т. к. не возникает при этом грязное звучание и не страдает слух ученика.

 

Первое применение педали – событие в жизни ученика. Оно должно оставить яркое впечатление. Стоит выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь эпизодически. Это заставит ребенка насторожить свой слух в определенный момент, он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали.( А. Гедике «Танец»)   

          На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, то ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит.       

 Фа – мажорная пьеса Е. Гнесиной без педали звучит двухголосно, а на педали звуки собираются в аккорд и ученик слышит уже гармонию.                       

         В пьесах А. Тетцель «Прелюдия», П. Чайковский «Болезнь куклы», А.Телеман «Пьеса» и др. с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали.    

         На первых порах обучения желательно избегать частых смен педали. Лучше использовать следующий принцип педализации: педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких, чтобы не нарушать чистоты голосоведения. В начале обучения следует точно указывать нужную педаль, затем давать ученику большую самостоятельность.         

 

Прямая педаль употребляется чаще в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы

. В «Марше» Р. Шумана решительное начало фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью.

  В «Смелом наезднике» при легком staccato в довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма. 

 Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая, но не всегда абсолютно прямая.       

 

 

  ЛЕВАЯ ПЕДАЛЬ     

 

 Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть ученика на легкий, но ложный путь достигать piano с помощью левой педали. Техника педализации левой педали очень проста, надо приучить ребенка нажимать педаль перед звукоизвлечением. В старших классах можно найти применение левой педали в качестве красочного средства.             

 ПЕДАЛЬ В ПОЛИФОНИИ    

 

Большинство полифонических произведений ( пьесы из сборника   «Маленькие прелюдии и фуги», инвенции  И. С. Баха, фугетты Г. Ф. Генделя) исполняются, как правило, без педали. Этим достигается ясное слышание учеником двух-, трехголосных относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. В пьесах, где полифония приближается к хоральному типу (классические сарабанды) или в некоторых полифонических пьесах русских авторов применение педали возможно, но только в тех местах, где она абсолютно необходима – например, для достижения legato или требуемой звуковой краски.  

 

  ПЕДАЛЬ В ЭТЮДАХ       

 

 Педализация этюдов требует такого же подхода, что и педализация полифонических произведений. На этюдах вырабатываются разные виды пальцевой беглости, кистевая, репетиционная техника и др.Добиваться двигательной четкости и точности звукоизвлечения необходимо без педали.

         Этюды К. Черни, из которых каждый написан на определенную техническую формулу, как правило, играется без педали. Даже этюды на различные виды арпеджио, несмотря полную возможность применения педали, не составляют          исключения.                                                                                             В этюдах А. Лешгорна, например, можно кое – где брать педаль на аккорды или отдельные мотивы фигураций.  Некоторые аккордовые этюды безусловно требуют педали, т. к. здесь крайние регистры объединяются в густом звучании гармоний, педаль помогает фразировке, создавая legato аккордов.               

 

Используемая литература          

 

 1.  А. Алексеев.  Работа над педалью.     

2.Е.Гнесина. Подготовительные упражнения к различным видам техники      3. Н. Светозарова. Педализация в процессе обучения в ДМШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Нижнесортымская детская школа искусств»

Методическое сообщение

преподавателя фортепиано

Кругловой Елены Ивановны

«ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ  КЛАССЕ»                          

                                2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАЛИ

     3. ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ. ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ ПЕДАЛЬ.                            

        СМЕНА ПЕДАЛИ

    4. ЛЕВАЯ ПЕДАЛЬ

    5. ПЕДАЛЬ В ПОЛИФОНИИ

     6. ПЕДАЛЬ В ЭТЮДАХ    

   7.  Используемая литература

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАЛИЗАЦИИ В ФОРТЕПИАННОМ      

 КЛАССЕ                                   

         

 Учащийся, обучающийся в ДШИ, получает основы музыкального образования. Окончивший музыкальную школу должен уметь самостоятельно разобраться в несложном произведении, справиться с техническими, звуковыми и педальными трудностями, исполнить его грамотно, выразительно и уметь создать определенный художественный образ.

Уже с первых лет занятий ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна педаль более продолжительная, более густая, чем в танцевальной.

        В работе над звуком педагог обращается к музыкальному слуху учащегося, показывая движение или добиваясь ощущения слитности пальцев с клавиатурой, так что при исполнении ученик идет от эмоции к звучанию, уже не думая  о движении. Та же направленность нужна и в работе над педалью: внимание к слуху, лишь попутно показывая движение, вызывая ощущение слитности ноги с педалью, чтобы в итоге ученик не думал специально о педали. Надо воспитывать мгновенную реакцию ноги на требование слуха, необходимо учить слушать себя, учить приемам педализации. Ученик, которому не даны указания к педализации в данной пьесе, далеко не всегда найдет самостоятельно правильный путь. Чтобы избежать ненужных блужданий и «тренировки» слуха ученика в неподходящих, фальшивых звучаниях, важны предварительные указания.                   Очень важно с детских лет создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали, т. е. специально заниматься вопросами педализации наряду со всеми  основными задачами развития техники исполнительства.                                    

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАЛИ       

  Известны слова Антона Рубинштейна : « Педаль – душа фортепиано».             С этим нельзя не согласиться, если вспомнить о том, какие богатейшие художественные возможности педаль открывает пианисту. Роль правой педали в искусстве фортепианного исполнения многообразна.          

 1. Велико значение педали, как  связующего средства при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс – для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделенными от них аккордами или звуков гармонической фигурации.  

  2. Весьма важна роль педали, как     красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах

взятым звукам начинают беспрепятственно резонировать их многочисленные

частичные тоны. (Можно показать ученику следующее упражнение : беззвучно нажать, например, СОЛЬ 1 октавы, затем , не отпуская ее, сильно взять ДО большой октавы, струна от СОЛЬ тоже откликнется, как частичный тон).          

   3. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности  имеет важное значение для достижения большей певучести исполнения и приближения фортепиано к  « поющим» инструментам. Нажатие педали вслед за извлеченным звуком  - единственное средство оказать на него воздействие уже после удара молоточка по струне (принцип вибрации).

ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАЛИ.                

 ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ ПЕДАЛЬ.                            

СМЕНА ПЕДАЛИ.                   

         Начинать обучение педализации с простейших случаев можно уже на раннем этапе, когда ребенок приучен слушать себя, после первоначального налаживания рук. Однако, если ребенок еще мал ростом и при нормальной посадке ноги не достают до педали, то лучше некоторое время воздержаться от ее применения.          

         Показывая педаль, важно отметить, что звук на педали продолжается и после подъема клавиши ( что ребенок услышит сразу ) и что он делается « красивее, гуще, богаче».      

 

 Начинать работу необходимо с подготовительных упражнений.         

1. Взять аккорд и послушать до затухания. Затем второй раз взять аккорд и подхватить педалью. Ребенок услышит, что педаль придает звучанию большую насыщенность и певучесть.          

2. Связывание отдельных звуков. Взять звук, подхватив педалью, руку снять, а звучание продлевается за счет педали. Нажимать следующий звук и одновременно поднимается педаль и вновь берется. Так оба звука связываются друг с другом. Здесь нужен непрерывный слуховой контроль : вовремя подхватить новый звук педалью, не дав ему наслоиться на первый.  

 

3. Связывание звуков по хроматической гамме.            

 4.Педализация звуков различной длительности Нужно показать ученику, что после долгого звука, педаль должна быть более запаздывающая.             Вслух при этих упражнениях считать не следует, т. к.ослабевает слуховой контроль.        

5.На связывание аккордов, отдельных звуков в аккорде.

        Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью; надо следить,

чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки.  

         Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, следует приучить ребенка не снимать руки с клавишей пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно, т. е. дослушать аккорд до конца.    

         Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. Этим достигаются две цели: во - первых, не приходится искать ногой педаль непосредственно перед нажимом, а, во – вторых, создается привычка держать спокойно ногу на педали.  

          Как надо начинать с учеником работу над педализацией – с прямой или с запаздывающей педали? Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, т. к. детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону ( вниз ). Конечно, это легче. Но ведь внимание ребенка важно направить на слушание педального звучания, а не на механику движения.

Как приучаем мы ребенка не просто извлекать звук, а звук нужный, красивый, мягкий, яркий, густой, светлый, певучий, так же и в педализации надо, чтобы ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание, бесшумность движения, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если ребенок прежде всего усвоит прямую педализацию, то, как показывает опыт, ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит « грязь».          

         В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой ученик может по привычке взять педаль чуть позднее короткого аккорда. Однако такая ошибка приносит меньше неприятности, т. к. не возникает при этом грязное звучание и не страдает слух ученика.

Первое применение педали – событие в жизни ученика. Оно должно оставить яркое впечатление. Стоит выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь эпизодически. Это заставит ребенка насторожить свой слух в определенный момент, он яснее услышит появление нового звучания в результате нажима педали.( А. Гедике «Танец»)    

         На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, то ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит.        

 Фа – мажорная пьеса Е. Гнесиной без педали звучит двухголосно, а на педали звуки собираются в аккорд и ученик слышит уже гармонию.                      

        В пьесах А. Тетцель «Прелюдия», П. Чайковский «Болезнь куклы», А.Телеман «Пьеса» и др. с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали.    

        На первых порах обучения желательно избегать частых смен педали. Лучше использовать следующий принцип педализации: педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких, чтобы не нарушать чистоты голосоведения. В начале обучения следует точно указывать нужную педаль, затем давать ученику большую самостоятельность.          

Прямая педаль употребляется чаще в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы

. В «Марше» Р. Шумана решительное начало фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью.

  В «Смелом наезднике» при легком staccato в довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма.  

 Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая, но не всегда абсолютно прямая.        

  ЛЕВАЯ ПЕДАЛЬ       

 Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть ученика на легкий, но ложный путь достигать piano с помощью левой педали. Техника педализации левой педали очень проста, надо приучить ребенка нажимать педаль перед звукоизвлечением. В старших классах можно найти применение левой педали в качестве красочного средства.              

 ПЕДАЛЬ В ПОЛИФОНИИ    

Большинство полифонических произведений ( пьесы из сборника   «Маленькие прелюдии и фуги», инвенции  И. С. Баха, фугетты Г. Ф. Генделя) исполняются, как правило, без педали. Этим достигается ясное слышание учеником двух-, трехголосных относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. В пьесах, где полифония приближается к хоральному типу (классические сарабанды) или в некоторых полифонических пьесах русских авторов применение педали возможно, но только в тех местах, где она абсолютно необходима – например, для достижения legato или требуемой звуковой краски.  

  ПЕДАЛЬ В ЭТЮДАХ       

 Педализация этюдов требует такого же подхода, что и педализация полифонических произведений. На этюдах вырабатываются разные виды пальцевой беглости, кистевая, репетиционная техника и др.Добиваться двигательной четкости и точности звукоизвлечения необходимо без педали.

        Этюды К. Черни, из которых каждый написан на определенную техническую формулу, как правило, играется без педали. Даже этюды на различные виды арпеджио, несмотря полную возможность применения педали, не составляют         исключения.                                                                                  В этюдах А. Лешгорна, например, можно кое – где брать педаль на аккорды или отдельные мотивы фигураций.  Некоторые аккордовые этюды безусловно требуют педали, т. к. здесь крайние регистры объединяются в густом звучании гармоний, педаль помогает фразировке, создавая legato аккордов.                

Используемая литература          

 1.  А. Алексеев.  Работа над педалью.      

2.Е.Гнесина. Подготовительные упражнения к различным видам техники      3. Н. Светозарова. Педализация в процессе обучения в ДМШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педализация в младших классах ДМШ, ДШИ

Своей целью настоящая работа ставит акцентирование внимания современных педагогов, работающих в ДМШ, ДШИ с одарёнными учащимися, на таком важном элементе исполнительства, как педализация. Подняты проб...

Работа над педализацией в фортепианном классе ДМШ,ДШИ

В работе представлены теоретические и практические аспекты работы над основами педализации,приведены примеры из собственной педагогической практики,даны ссылки на музыкальный материал....

Педаль и педализация в фортепианном классе

Педализация играет черезвычайно важную роль в искусстве пианиста.Музыкант, не обладающий способностью чито педализировать, никогда не сможет донести до слушателя исполняемые произведения....

«Развитие навыков педализации в фортепианном классе ДМШ»

Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано.  Ни  какой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное  и...

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....

Краткий обзор основных этапов начального обучения педализации учащихся ДМШ

В статье обосновывается важность педали как одного из ярких художественных средств выразительности в арсенале пианиста. Автор приводит доводы в пользу самого раннего развития навыка педализации у учен...