Главные вкладки

    Занятие по развитию речи по теме "Мебель".
    план-конспект по теме

    Паюрова Елена Михайловна

    Занятие помогает расширить у детей знания об окружающем мире, в игровой форме с героями мультиков выполнять задания на образование уменьшительно-ласкательных существительных, качественных прилагательных, на согласование числительных и существительных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_leksicheskoy_teme_mebel.docx19.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по лексической теме "Мебель"


    Цели:

    коррекционные: уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия; учить сопоставлять и сравнивать предметы; работа над фонетико-фонематическим восприятием.

    воспитательные: воспитание культуры быта.

    развивающие: развитие культуры языка, мелкой моторики; расширение представлений детей  об окружающем мире.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент, подготовка к занятию.

     Объявление темы.

     Загадки.

    -Ребята, сегодня мы вместе с домовенком Кузей поговорим о…А вот тему нашего занятия вы сами мне скажете, когда отгадаете загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

    Не зря в квартире он стоит:
    Когда к обеду он накрыт,
    Он собирает всю семью.
    За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

    В кухне нашей тесновато,
    Там для стульев места нет,
    Мы под стол обычно ставим
    Деревянный… (Табурет)

    На нём сидят, когда он сложен.
    Когда разобран он – лежат.
    Когда же день рожденье,
    Он разместит гостей.
    О чём стихотворенье,
    Ответь ты поскорей. (Диван)

    Михаил Потапыч спать
    Лёг в большущую… (Кровать)

    - Молодцы! Как ловко вы научились отгадывать загадки. Какие слова или выражения вам помогали догадываться, что это стол, табурет…?

    Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( Мебель)

    -Верно, ребята. А как вы понимаете, что такое мебель? (Мебель — предметы, которые находятся в помещении и предназначены для хранения вещей, а также для того, чтобы на них спали, сидели, ели)

    - Да это так. Ой, ребята, вы ничего не слышите? Очень сильно спорят Незнайка и Кузя. Давайте поможем разрешить их спор. Поможем?

    Незнайка утверждает, что стол, диван, стул, стакан — мебель. А Кузя уверен, что Незнайка неправ. А вы как думаете, ребята? (Кузя прав, Незнайка ошибается, так как стакан – это посуда).

    Незнайка вновь шумит, что масленка, кровать, кресло – мебель. (Нет, он опять ошибается. Масленка – это тоже посуда).

    -Ребята, какие же вы молодцы, помогли не поссориться Незнайке и Домовенку.

    Упражнения в использовании существительных с уменьшительными суффиксами.

    -А чтобы совсем уж помирить друзей, давайте  поиграем в игру. “Большой – маленький”. Мы поделимся на 2 группы: одна будет отвечать за Незнайку, а другая – за Кузю. Правила таковы: Незнайка называет большой предмет, например, стул, а Кузя будете называть маленький – стульчик.

    Всем понятны правила игры? Ну что ж посмотрим, кто справится лучше. (Слова можно придумывать самим детям, а если сложно, то использовать демонстрационные карточки)

    - Н.:У меня большая кровать. К.: А у меня маленькая кроватка

    - Н .:У меня большой диван. К.: А у меня маленький диванчик

    - Н.:У меня большой стол. К.: А у меня маленький столик

    - Н.:У меня большой шкаф. К.: А у меня маленький шкафчик

    -Ну какие же вы молодцы! Даже Незнайке стыдно стало ничего не знать, и он не допустил ошибок, это так здорово!

    Физминутка по теме.

    Материал. Образование качественных прилагательных.

    -Ребята, Незнайке так понравилось быть умным, что он сам придумал новую игру.

    Надо образовать новое слово. Звучит трудно, но не мог же Незнайка придумать что-то невыполнимое. Давайте проверим и наши знания!

    Посмотрите на домик. Из чего он сделан? (Домик сделан из соломы.) Значит, это какой домик? (Это соломенный домик).

    -Из чего сделана парта? (Парта сделана из дерева. Это деревянная парта.)

    -Из чего сделан стол? (Стол сделан из стекла. Это стеклянный стол).

    -Из чего сделан стул? (Стул сделан из пластика. Это пластиковый стул).

    -А если кровать из железа, то….(Это железная кровать).

    - Ну вот , а вы боялись. Трудно было? Домовенку как-то надоело только отгадывать загадки, и он решил подшутить над своим другом, тако-о-о-е для него придумал!!! Ребята, если мы не поможем Коротышке, то он совсем расстроится и так и будет думать, что ничего не знает. Давайте ему поможем!

    -Посмотрите внимательно. Здесь 3 варианта одного вида мебели. Назовите их одним словом. (Это столы).

    -Чем же они отличаются? Это какой стол? Где он может стоять и что за ним делают? (Это кухонный стол. На нем готовят еду и едят.

    Это письменный стол. Он стоит в кабинете, за ним пишут.

    Это журнальный столик, он стоит в гостиной, на нем лежат газеты и журналы.) 

    -А это что за мебель? ( Шкафы) . Чем они отличаются?

    (Это шкаф, в нем хранится одежда.

    Это книжный шкаф. В нем стоят книги).

    Числительные. Согласование числительных с существительными.

    - А теперь повеселимся с нашими мультяшными героями. Проверим себя в счете. Посмотрим, кто ни разу не ошибется! (Дети считают предметы мебели: Один стул. Два стула. Три стула. Четыре стула. Пять стульев). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных.

     Расставь мебель.

    -Всю мебель пересчитали, умнички! Ребята, а Кузя загрустил. Он мне сейчас рассказал историю про мальчика. Он сидит на подлокотнике кресла и  смотрит телевизор. Комната у него серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью. Вам нужно будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную. (Детям раздаются индивидуальные листы с комнатой мальчика и разной мебелью. Дети выбирают нужную, вырезают и приклеивают на карточки)

    -У вас замечательно получилось. Как вы думаете, мальчику понравилось? А Кузя не будет больше грустить?

      Итог урока.

    - Что мы поставили в комнату мальчика? (Кресло, диван,стенку, столик)

    - Как это назвать одним словом? (Мебель)

    - Что на занятии понравилось больше всего?

    - Возьмите ягодку того цвета, какое соответствует вашему настроению, и положите в корзину. Все сегодня хорошо поработали. Молодцы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

    Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

    Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

    Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

    Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"

    Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного  проекта  «Профессиональная ориентация дошкольников»....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

    В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

    Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

    Данная статья будет полезна  педагогам коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой речевого развития....


     

    Комментарии

    Ляхова Надежда Николаевна

    Спасибо!