Занятие по развитию речи по теме "Мебель".
план-конспект по теме

Паюрова Елена Михайловна

Занятие помогает расширить у детей знания об окружающем мире, в игровой форме с героями мультиков выполнять задания на образование уменьшительно-ласкательных существительных, качественных прилагательных, на согласование числительных и существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_leksicheskoy_teme_mebel.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по лексической теме "Мебель"


Цели:

коррекционные: уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия; учить сопоставлять и сравнивать предметы; работа над фонетико-фонематическим восприятием.

воспитательные: воспитание культуры быта.

развивающие: развитие культуры языка, мелкой моторики; расширение представлений детей  об окружающем мире.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент, подготовка к занятию.

 Объявление темы.

 Загадки.

-Ребята, сегодня мы вместе с домовенком Кузей поговорим о…А вот тему нашего занятия вы сами мне скажете, когда отгадаете загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (Табурет)

На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей. (Диван)

Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (Кровать)

- Молодцы! Как ловко вы научились отгадывать загадки. Какие слова или выражения вам помогали догадываться, что это стол, табурет…?

Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( Мебель)

-Верно, ребята. А как вы понимаете, что такое мебель? (Мебель — предметы, которые находятся в помещении и предназначены для хранения вещей, а также для того, чтобы на них спали, сидели, ели)

- Да это так. Ой, ребята, вы ничего не слышите? Очень сильно спорят Незнайка и Кузя. Давайте поможем разрешить их спор. Поможем?

Незнайка утверждает, что стол, диван, стул, стакан — мебель. А Кузя уверен, что Незнайка неправ. А вы как думаете, ребята? (Кузя прав, Незнайка ошибается, так как стакан – это посуда).

Незнайка вновь шумит, что масленка, кровать, кресло – мебель. (Нет, он опять ошибается. Масленка – это тоже посуда).

-Ребята, какие же вы молодцы, помогли не поссориться Незнайке и Домовенку.

Упражнения в использовании существительных с уменьшительными суффиксами.

-А чтобы совсем уж помирить друзей, давайте  поиграем в игру. “Большой – маленький”. Мы поделимся на 2 группы: одна будет отвечать за Незнайку, а другая – за Кузю. Правила таковы: Незнайка называет большой предмет, например, стул, а Кузя будете называть маленький – стульчик.

Всем понятны правила игры? Ну что ж посмотрим, кто справится лучше. (Слова можно придумывать самим детям, а если сложно, то использовать демонстрационные карточки)

- Н.:У меня большая кровать. К.: А у меня маленькая кроватка

- Н .:У меня большой диван. К.: А у меня маленький диванчик

- Н.:У меня большой стол. К.: А у меня маленький столик

- Н.:У меня большой шкаф. К.: А у меня маленький шкафчик

-Ну какие же вы молодцы! Даже Незнайке стыдно стало ничего не знать, и он не допустил ошибок, это так здорово!

Физминутка по теме.

Материал. Образование качественных прилагательных.

-Ребята, Незнайке так понравилось быть умным, что он сам придумал новую игру.

Надо образовать новое слово. Звучит трудно, но не мог же Незнайка придумать что-то невыполнимое. Давайте проверим и наши знания!

Посмотрите на домик. Из чего он сделан? (Домик сделан из соломы.) Значит, это какой домик? (Это соломенный домик).

-Из чего сделана парта? (Парта сделана из дерева. Это деревянная парта.)

-Из чего сделан стол? (Стол сделан из стекла. Это стеклянный стол).

-Из чего сделан стул? (Стул сделан из пластика. Это пластиковый стул).

-А если кровать из железа, то….(Это железная кровать).

- Ну вот , а вы боялись. Трудно было? Домовенку как-то надоело только отгадывать загадки, и он решил подшутить над своим другом, тако-о-о-е для него придумал!!! Ребята, если мы не поможем Коротышке, то он совсем расстроится и так и будет думать, что ничего не знает. Давайте ему поможем!

-Посмотрите внимательно. Здесь 3 варианта одного вида мебели. Назовите их одним словом. (Это столы).

-Чем же они отличаются? Это какой стол? Где он может стоять и что за ним делают? (Это кухонный стол. На нем готовят еду и едят.

Это письменный стол. Он стоит в кабинете, за ним пишут.

Это журнальный столик, он стоит в гостиной, на нем лежат газеты и журналы.) 

-А это что за мебель? ( Шкафы) . Чем они отличаются?

(Это шкаф, в нем хранится одежда.

Это книжный шкаф. В нем стоят книги).

Числительные. Согласование числительных с существительными.

- А теперь повеселимся с нашими мультяшными героями. Проверим себя в счете. Посмотрим, кто ни разу не ошибется! (Дети считают предметы мебели: Один стул. Два стула. Три стула. Четыре стула. Пять стульев). Взрослый следит за правильным согласованием существительных и числительных.

 Расставь мебель.

-Всю мебель пересчитали, умнички! Ребята, а Кузя загрустил. Он мне сейчас рассказал историю про мальчика. Он сидит на подлокотнике кресла и  смотрит телевизор. Комната у него серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью. Вам нужно будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную. (Детям раздаются индивидуальные листы с комнатой мальчика и разной мебелью. Дети выбирают нужную, вырезают и приклеивают на карточки)

-У вас замечательно получилось. Как вы думаете, мальчику понравилось? А Кузя не будет больше грустить?

  Итог урока.

- Что мы поставили в комнату мальчика? (Кресло, диван,стенку, столик)

- Как это назвать одним словом? (Мебель)

- Что на занятии понравилось больше всего?

- Возьмите ягодку того цвета, какое соответствует вашему настроению, и положите в корзину. Все сегодня хорошо поработали. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

Спасибо!