Иоганнес Брамс - композитор страстной музыкальной мысли
презентация к уроку (8,9,10,11 класс) по теме

Данная презентация посвящается  памяти выдающегося композитора-романтика, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века. Главная цель  презентации пробудить интерес к музыке этого необычного человека и испытать потребность открытия  его музыки для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon brams-_kompozitor_strastnoy_muzykalnoy_mysli.ppt1.89 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли Автор: Бажутина Людмила Васильевна искусствовед, преподаватель теоретических предметов высшая квалификационная категория 2011 год МОУ ДОД ДШИ село Кленовское Нижнесергинский район Свердловская область для преподавателей и учащихся старших классов ДШИ и общеобразовательной школы

Слайд 2

« Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени » Роберт Шуман Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха». Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии. Брамс написал серию композиций для фортепиано, наполнив их мотивами, близкими мелодике Р.Шумана и Ф.Шуберта, привнеся тем самым новую романтическую глубину, а его композиции для скрипки заняли центральное место между концертами Чайковского, Бетховена и Мендельсона. Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли Цель данной презентации пробудить интерес к удивительной музыке этого замечательного композитора, пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.

Слайд 3

Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития новых жанров программной и театральной музыки (как Ф.Лист, Р.Вагнер). Но являясь приемником Роберта Шумана, Брамс своим творчеством, как бы завершал эпоху романтизма. Он доказывал жизнеспособность и перспективность классических инструментальных форм и жанров. Ни один композитор XIX века не создал такого количества крупных инструментальных произведений, преимущественно сонатных циклов, как Брамс. Высоко ценя поэзию, чутко прислушиваясь к народно-песенному творчеству – австрийскому, немецкому, западнославянскому, - он насыщал свои инструментальные образы живой напевностью. 7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)

Слайд 4

Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и контрабасистом в небольшом ансамбле и давал концерты в различных Гамбургских заведениях. Именно в семье Брамс получил первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но больше всего его привлекало фортепиано. Помогая отцу содержать семью, он с ранних лет играл на фортепиано в портовых кабаках, работал пианистом в оперном театре. И уже в 10 лет он принимает участие в камерном ансамблевом концерте, а в 15 – даёт сольный концерт. В 20 лет Иоганнес Брамс издаёт первые свои сочинения - 3 сонаты, 4 скерцо для фортепиано и ряд песен. Гамбург – место рождения композитора

Слайд 5

В молодости Брамс был « стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими голубыми глазами. Он отличался почти девической хрупкостью …», - писал в 1853 году исследователь его творчества Васильевский. А близкий друг Брамса швейцарский писатель Йозеф Виктор Видман в 1864 так писал о нём: « Брамс, которому исполнилось 33 года, сразу же показался мне могучей личностью – не только благодаря мощи своей игры, но и благодаря своей внешности… Широкая львиная грудь, геркулесовы плечи, могучая голова, которую он, играя, порой откидывал энергичным движением назад, задумчивый, прекрасный, как бы светившийся внутренним светом лоб и меж светлых ресниц брызжущие чудесным огнём германские глаза – всё это выдавало художественную индивидуальность, которая, казалось, до кончиков пальцев была заряжена флюидами гениальности ». Брамс в возрасте 20 лет

Слайд 6

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь. Вся атмосфера дома, близость художественных интересов Брамса и Шумана (романтическая литература Жан-Поля, Т.А.Гофмана, Й. Эйхендорфа и др.) оказали огромное воздействие на молодого композитора. И вместе с тем ответственность за судьбы немецкой музыки, как бы возложенная Шуманом на Брамса, затем последовавшая вскоре душевная болезнь Р.Шумана и его кончина, романтическое чувство страстной привязанности к Кларе Шуман, - всё это обострило драматическую напряжённость брамсовской музыки, её бурную стихийность. Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана. Гравюра неизвестного художника XIX в.

Слайд 7

Клара Шуман Роберт Шуман 1810 - 1856 1819 – 1896

Слайд 8

В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь - скрипача Иожефа Иоахима. Он и Ременьи, благодаря которому Брамс вошел в большую музыкальную жизнь, привили композитору любовь к венгерскому музыкальному фольклору – «вербункош». Вербункош являлся в те годы в Австрийской империи чем-то вроде музыкальной агитации за призыв в армию. Парадно одетые гусары, приходя в села, пели и плясали, показывая блестящую сторону армейского быта. Песни и пляски были позаимствованы ими из музыки цыган, кочевавших по Венгрии, Словакии, Трансильвании. Во многих крупных произведениях Брамса мы находим отголоски его увлечения венгерским фольклором. Но появившиеся в 1869 году «Венгерские танцы» (первая тетрадь) воплощают этот интерес Брамса в чистом виде. Написанные в оригинале для домашнего музицирования (фортепиано в четыре руки), они стали, возможно, самым популярным произведением Брамса и исполняются в самых различных переложениях до сих пор. Абсолютно все 21 танец слушаются на одном дыхании!

Слайд 9

«У Брамса исключительный композиторский талант и особая природа, которая сможет полностью развиться только в абсолютном одиночестве, — чистая, как бриллиант, и нежная, как снег», - так отзывался о молодом композиторе Й. Иоахим. Благодаря поддержке Иоахима в 1853 году Брамс получил возможность выступить при дворе в Ганновере (в рамках турне с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи). В июне Брамс по приглашению Иоахима приехал в Геттинген, и музыканты дали здесь совместный концерт. Этот концерт, помимо всего прочего, принес Брамсу средства на воплощение его давней мечты: он отправился в путешествие по долине Рейна. Начиная свой «поход», композитор и не предполагал, что увенчается он визитом к Шуманам. Об этом визите (без ведома Брамса) позаботился все тот же «добрый гений» молодого музыканта — Иожеф Иоахим. 30 сентября 1853 года Брамс явился перед очами своего кумира.

Слайд 10

В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета здесь способствовала его деятельность в должности руководителя хора Певческой академии (1863-64 гг.), а затем – хора и оркестра Общества любителей музыки (1872-75). Он занимался редактированием фортепианных произведений В.Ф.Баха, Ф. Куперена, Ф. Шопена, Р. Шумана для издательства Брейткопф и Хертель. Способствовал изданию произведений мало известного в то время композитора А. Дворжака. В Вене композитор знакомится и вдохновляется национальной музыкой разных народов Европы (сербы, хорваты, австрийцы, чехи, немцы). В итоге народные мелодии станут его идеалом.

Слайд 11

Венгерские пейзажи Венгерские пейзажи

Слайд 12

Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все великие. Всё, что он смог получить в родительском доме, в школе – кроме обычной школы он больше нигде не учился, - составляло лишь самый необходимый минимум. В зрелые же годы он обладал не только энциклопедическими познаниями в своей области, превосходящими познания любого, даже самого искушенного из современных ему музыковедов, но и общеобразовательной подготовкой, способной в своей широте и основательности выдержать любое сравнение. Говоря о качествах Брамса, нельзя не сказать и о высокой требовательности к себе, к своему творчеству, проявившейся уже в раннем возрасте, когда им были уничтожены его ранние сочинения и даже наброски. Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.

Слайд 13

Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь. Такие песни, как « Майская ночь », « К фиалке », « О вечной любви », « Путь к милой », « Ода Сафо », « Колыбельная », « Тоска по Родине » являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов. Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

Слайд 14

Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков, особенно укрепились с переездом Брамса в Детмольд (1857 г.), где он занял должность музыканта при княжеском дворе. Здесь он руководил хором, изучал партитуры старых мастеров – Г.Ф. Генделя (1685-1759), И.С.Баха (1685-1750), Й.Гайдна (1732-1809), В.А.Моцарта (1756-1791), создавал произведения в жанрах, характерных для музыки XVIII века. Итогом его творчества в 50-60-х гг. стали камерные ансамбли с участием фортепиано, как бы заменявшие Брамсу симфонии (два «Квартета» – 1862 г., «Квинтет» – 1864 г., «Вариация и фуга на тему Генделя» – 1861 г., две тетради «Вариаций на тему Паганини» – 1862 - 63 гг.) – замечательные образцы его фортепианного стиля. Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования

Слайд 15

Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг., дирижёр, композитор, певец, автор популярных песен того времени) писал о нём: «… его крепкая фигура, здоровый цвет загорелого лица, густые, слегка тронутые сединой волосы- всё это производило впечатление воплощённой силы и здоровья… Его облик заставляет вспомнить о некоторых портретах Бетховена ». Георг Геншель

Слайд 16

Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений. Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием. Первая симфония (до-минор) – монументально-эпическая - наследница бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании. Он работал над ней 10 лет (1876 г). Вторую симфонию (ре-мажор) - жанрово-танцевальную - можно смело назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она была создана в 1877 году. Третья симфония (фа-мажор) - лирико-драматическая - самая искренняя и романтичная из всего симфонического цикла, - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883 год). Четвёртая симфония (ми-минор) – трагическая - венец брамсовского симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии» ( И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса – удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.

Слайд 17

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке. Сохраняя четырёхчастный классический симфонический цикл, не прибегая к литературной программе, Брамс стремился к созданию большой симфонической концепции. Но если Бетховен стоял на уровне самых передовых идей своего времени и в своих симфониях ставил и разрешал в рамках возможностей его эпохи большую революционно-героическую тему, то в симфониях Брамса монументальность замыслов, широта масштабов, связанные с опорой на традиции бетховенского симфонизма, своеобразно сочетаются с субъективным, «камерным» содержанием музыкальных образов. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Художник Д.Штилер 1919 г. Симфонии Брамса обладают мелодичностью, обусловленной творческим претворением немецкой, венгерской и славянской песенности, эпической широтой концепций, ярким сопоставлением драматических, лирических и жанровых образов, высоким художественным мастерством. Все это делает их выдающимися образцами западноевропейского симфонизма послебетховенского времени . Иоганнес Брамс

Слайд 18

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться. Виды итальянских пейзажей

Слайд 19

Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например, его талантливая ученица Элизабет фон Штокгаузен (в замужестве фон Герцогенберг) писала: « О Вашей сонате я лучше ничего говорить не стану (скрипичная соната соль мажор); Вы и так наверняка уже наслушались о ней всякого, и верного, и вздорного. То, что она будет нравиться, как мало что на свете, вам, пожалуй, тоже известно, как и то, что она буквально превращает человека в энтузиаста, и внешне, и внутренне, заставляя то мечтательно вслушиваться в музыке, то блаженно погружаться в себя. Последняя часть просто околдовывает, обнаруживая такое богатство настроений, что невольно задаёшься вопросом, что же тебя взволновало ?»

Слайд 20

Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс Крепкая дружба связывала Брамса с Гансом фон Бюловым - выдающимся пианистом и дирижером, немало сделавшим для пропаганды музыки Брамса. Автограф Брамса

Слайд 21

Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом для деятелей искусства. Неслучайно теплые месяцы года в летнем домике на Лихтенталер аллее проводил всемирно известный композитор – Иоганнес Брамс. Он жил здесь целое десятилетие (1865-1874), привлекаемый заветной тишиной, возможностью побыть в одиночестве и творить в скромном, но удобном домике. Здесь он написал многие из своих знаменитых музыкальных произведений. Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника Фотография современного Баден-Баден Дом Брамса в Баден-Баден

Слайд 22

Дружеские шаржи на Брамса рисунки художника Вилли фон Бекерата 1911 г. Брамс дирижирует Брамс за роялем Брамс на пути в таверну «Красный ёж» Силуэт работы Отто Бёлера

Слайд 23

Музеи Брамса Гамбург Музей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где когда-то был родной дом Брамса на Speckstraße. Во время Второй Мировой Войны в 1943 году его дом был разрушен и остался лишь мемориальный камень. На этом месте в память великого сына города был открыт музей 26-го августа 1971 года при участии любителей музыки Гамбурга. Обновленный дом в стиле барокко 18-го столетия был выбран очень удачно и многие посетители всегда спрашивают как он связан с жизнью композитора, родился он в нем или умер.

Слайд 24

В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В квартире, в которой Брамс проводил летние месяцы 1865-1874 гг. и в которой были созданы многие из его музыкальных шедевров, по сей день сохранилась атмосфера тайны и творчества. Дом-музей включает в себя жилые комнаты Брамса, а также выставочный зал с многочисленными экспонатами, повествующими о жизни композитора и его отношениях с Кларой Шуман. Гамбург

Слайд 25

Музеи Брамса Вена (Австрия) В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса

Слайд 26

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Слайд 27

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить» Г. Галь Памятник И.Брамсу. Вена.

Слайд 28

Список использованной литературы Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., «Музыка», 1990. Материалы Internet : http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A1 http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2 http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Композитор страстной музыкальной мысли"

Презентация посвящена творческой деятельности Иоганнеса Брамса, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди му...

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой

1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...

"Музыкальные краски" в произведениях композиторов-импрессионистов

Разработка урока музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак...

Методическая разработка "Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков"

В данной разработке представлен материал по изучению современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-рома...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...