Программа "Организация питания"
рабочая программа по теме

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

                                                                                                 «Утверждаю»

Директор МОУ «МСОШ№2»

Л.Б.Шагдарова____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«Организация питания обучающихся

МОУ МСОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2012г.

 

 

Наименование программы:Программа "Организация  питания обучающихся»

   

   Цель программы:  Сохранение и укрепление здоровья  детей  и  подростков,         улучшение  рациона   питания   обучающихся.  

Основными задачами по организации питания учащихся являются:

  • Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
  • Обеспечение бесплатным питанием определенных категорий учащихся;
  • Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
  • Развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
  • Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.

Ожидаемые  результаты реализации программы: Улучшение качества и  безопасность питания, расширение   охвата   питанием   учащихся, за  счёт     проведения     мероприятий     по   модернизации   и  укреплению  материально-технической   базы      в структурном подразделении «Школьная столовая».

 

Пояснительная записка:

Питание является   одним   из  важнейших  факторов,  определяющих здоровье детей и подростков,  способствует  профилактике  заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,  физическому и умственному развитию,  создает условия для  адаптации  подрастающего  поколения  к окружающей среде. 

Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро и  микроэлементов  в  детском  и   юношеском   возрасте   отрицательно сказывается   на  показателях  физического  развития,  заболеваемости, успеваемости,  способствует постепенному развитию обменных  нарушений, хронических    заболеваний,    снижает    сопротивляемость   различным заболеваниям,  повышает  чувствительность  организма   к   воздействию радиации,    усиливает    отрицательное    воздействие   на   организм нервно-эмоционального   напряжения    и    стресса,    неблагоприятных экологических  факторов,  вредных  факторов,  действующих  на организм детей и подростков в процессе обучения и трудовой деятельности,  и  в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения.

В образовательном учреждении выполнен ряд мероприятий, способствующих совершенствованию организации питания.

 Разработаны примерные  варианты  10-ти дневного меню  для  учащихся образовательных учреждений по двум возрастным категориям:      учащихся в возрасте от 7 до 10 лет,     учащихся в возрасте с 11 до 18 лет, ассортимент буфетной продукции, реализуемой за наличный расчет, графики доставки продуктов и вывоза отходов, договоры с предприятиями по обеспечению продуктами питания. В школе ведутся следующие рабочие

журналы: журнал бракеража сырой и готовой продукции, учета отпущенного питания, внутреннего контроля за организацией питания, инспектирования контролирующих и надзорных органов и служб.

В рационе  питания  школьников широко  используются    продукты   повышенной   пищевой   и биологической  ценности  (обогащенных  микронутриентами),

 

Микронутриенты (витамины, макро- и микроэлементы) – это незаменимые компоненты питания человека, поскольку необходимы для протекания многочисленных биохимических реакций в организме. Микронутриенты являются химически и физиологически активными веществами, которые способны взаимодействовать с другими веществами, а также друг с другом. Таким образом, совместимость микронутриентов необходимо учитывать при проведении витаминной профилактики. Кроме того, эти факты должны учитываться при разработке и производстве комплексных препаратов, преодоление  дефицита микронутриентов осуществляется   путем   обязательного систематического использования  в  питании  продуктов,  обогащенных  в процессе  их промышленного производства витаминно-минеральными смесями и  витаминизации  готовой  кулинарной  продукции   непосредственно   в школьной столовой.

 

Основные мероприятия, обеспечивающие достижение программных целей

1.Совершенствование нормативно-правовой базы организации питания.

        Участие  всех заинтересованных лиц в разработке проектов нормативно-правовых актов в части организации питания школьников.

        Формирования требований к качеству питания.

        Издание локальных актов об организации питания обучающихся, которым определяется порядок получения питания учащимися школы, в течение учебного года издаются приказы на получение бесплатного питания учащимися льготных категорий.

 

2.  Формирование унифицированных подходов к применяемым схемам организации питания и требований к качеству и безопасности продукции. 

Создание комиссии по контролю за организацией и качеством питания учащихся(в состав комиссии входят представители администрации школы, медицинская сестра, ответственный за питание, заведующая производством)

Разработка и утверждение единых требований к режиму питания.

Разработка и утверждение типового цикличного меню с учетом возрастных особенностей детей и экологических факторов.

При разработке меню важно учитывать:

  • соответствие калорийности пищевого рациона  суточным энергозатратам;
  • соответствие химического состава, калорийности и объема рациона  возрастным потребностям и особенностям организма;
  •  сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров и углеводов, а также белков и жиров растительного и животного происхождения);
  • использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод и разнообразной зелени;
  • правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ;
  • строгое соблюдение режима питания.

3.Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой

Проведение инвентаризации материально-технической базы школьной столовой и пищеблока;

 Разработка унифицированных требований к оснащению столовой технологическим оборудованием с учетом количества учащихся в школе, поточности  и применяемой модели организации питания;

Замена посуды;

Замена технологического оборудования;

Приобретение нового технологического оборудование;

Создание безопасных условий работы работников школьной столовой;

Ремонт обеденного зала школьной столовой;

Оформление обеденного зала школьной столовой.

         4. Кадровое обеспечение организации школьного питания

 Повышение профессионального уровня кадрового состава работников школьной столовой,  медицинских работников в части соответствия организации школьного питания предъявляемым требованиям (в том числе на базе  областных учреждений профессионального образования соответствующего профиля)

5. Осуществление мониторинга качества школьного питания

6.Контроль за субвенцией

Создание и развитие на объектах школьного питания системы эффективного производственного контроля

Необходимо совершенствовать не только формы обслуживания учащихся, но и методы управления питанием школьников. Условно эти методы можно поделить на три группы.

I группа.

Методы непосредственного воздействия на формирование рационов питания         школьников

  • проведение мероприятий по контролю организации питания в школе;
  • согласование рационов питания детей в школе.

II группа.

Методы опосредованного воздействия на организацию школьного питания:

  • конкурсный отбор предприятий – поставщиков продуктов;
  • методическое обеспечение  производственного контроля;

III группа.

Разъяснительная работа:

С должностными лицами, педагогами и родителями учащихся (обсуждение проблем на  совещаниях, родительских собраниях и т. п.);

            Важна просветительская работа в области здорового питания, как среди педагогического персонала школы и работников школьной столовой, так и среди учащихся, начиная с самых первых классов, а также их родителей.  Необходимо сформировать у детей оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.

            Поэтому разъяснительная работа   с родителями и  педагогами должна быть направлена на ликвидацию информационного дефицита в вопросах культуры питания, обеспечение педагогов и  родителей исчерпывающей информацией об организации дошкольного питания.

На собрания в школу  можно приглашать мед. работников  и работников пищевой промышленности, для того чтобы донести до родителей информацию о правильном питании детей и взрослых.

Обучение детей основам здорового питания.

 Разъяснительная работа с детьми  должна быть направлена на формирование у детей рационального пищевого поведения, формирование позитивных стереотипов пищевого поведения, соответствующих гигиеническим принципам здорового питания, профилактику поведенческих рисков здоровью, связанных с нерациональным питанием. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. Поэтому на помощь ему с детских лет должны прийти разъяснительные беседы со стороны взрослых – педагогических коллективов и средств массовой информации – и полноценное школьное питание-эталон. Взрослые должны  формировать модель здорового питания  у детей.

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности комиссии по контролю за организацией

и качеством питания обучающихся.

В школе комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся начинает  свою работу с 1 сентября. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями органов управления образованием, уставом и локальными актами школы, договорами.

Состав комиссии утверждается приказом директора школы на каждый учебный год.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией школы.

Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.

Заседание комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения администрации.

Основные направления деятельности комиссии:

  • Комиссия осуществляет контроль за выполнением условий договоров, заключенных с предприятиями по обеспечению продуктами питания.
  • Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.
  • Определяет контингент обучающихся, имеющих право на льготное питание.
  • Формирует списки обучающихся, имеющих право на льготное питание, и направляет их на утверждение директору школы.

Осуществляет контроль:

  • за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;
  • за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
  • за качеством готовой продукции;
  • за санитарным состоянием пищеблока;
  • за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
  • за организацией приема пищи обучающихся;
  • за соблюдением графика работы столовой.
  • проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.
  • организует и проводит опрос обучающихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции и представляет полученную информацию руководству школы.
  • вносит администрации школы предложения по улучшению обслуживания обучающихся.
  • оказывает содействие администрации школы в проведении просветительской работы среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам рационального питания

 

 

 

План работы комиссии по контролю за организацией и качеством питания

 

 Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.Рассмотрение и утверждение списков социально незащищенных детей

сентябрь, далее по мере поступления документов

соц. педагог,

кл. руководители

отв. за питание

2. Проверка десятидневного меню.

Сентябрь

зав.столовой,

отв. за питание,

роспотребнадзор.

 

3.Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции.

Ежемесячно

Отв. за питание, медсестра,

зав.столовой

4. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню.

Ежедневно

Отв. за питание, медсестра

5.Целевое использование финансовых средств на питание учащихся.

Сентябрь-июнь

Отв. за питание,

бухгалтерия,

отв. за питание

 

6. Организация просветительской работы.

Октябрь-май

Медсестра,

 соц. педагог,

отв. за питание,

кл. руководители

 

7.Анкетирование учащихся и их родителей по питанию.

Октябрь

Соц. педагог,

отв. за питание,

кл. руководители

 

8. Контроль за качеством питания.

Ежедневно

Администрация,

зав. столовой,

отв. за питание,

медсестра

 

 

 

 

 

 

 

Производственный контроль организации питания

Задачи производственного контроля      Контролируется:

  • Правильность оформления сопроводительной документации, правильность маркировки на продукты питания;
  • Микробиологические показатели качества и безопасности продуктов;
  • Полнота и правильность ведения и оформления соответственной документации на пищеблоке;
  • Наличие пересекающих потоков сырья и готовой продукции;
  • Качество мытья посуды;
  • Условия и сроки хранения продуктов;
  • Исправность холодильного и технологического оборудования;
  • Контроль личной гигиены и своевременное прохождение необходимых осмотров;
  • Дезинфицирующие мероприятия и т.д.

Программа производственного контроля организации питания обучающихся

№ п\п

Объект производственного контроля

Место контроля, нормативные документы

Периодичность

Ответствен-ный

Учетно-отчетная форма

1

Устройство и планировка пищеблока

Соответствие плану размещения технологического оборудования

1 раз в год

Зам. дир. по ХЧ

Акт готовности к новому учебному году

2

Оформление столовой

Обеденный зал

1 раз в четверть

Ответственный за организацию питания,

зав.столовой

Актом и приказом к новому учебному году

3

Соблюдение санитарного состояния пищеблока

Подсобные помещения пищеблока, обеденный зал

Ежедневно

Медсестра,

ответственный за организацию питания

 

 

4

Условия хранения поставленной продукции

Холодильное оборудование, подсобные помещения, СанПиН

Ежедневно

 2 раза в неделю

Медсестра,

Зав.складом

 

5

 

 

 

 

 

Качество поставленных сырых продуктов

СанПиН, сертификаты на поставляемую продукцию, накладные, гигиенические заключения

Ежедневно

Зав.складом,

зав. столовой,

ответственный за организацию питания

 

 

Бракеражный журнал

6

Контроль за ассортиментом вырабатываемой продукции, качеством полуфабрикатов и готовой продукции

СанПиН, номенклатура продукции, внешний вид, цвет, запах, вкус. (анализ пищи и воды, микробиоло-гические исследо-вания готовых блюд)

2 раза в год

Зав.столовой, медсестра

Протокол проверки

7.

Контроль суточной пробы

Специальные контейнеры, температура хранения

Ежедневно

Медсестра

зав.столовой

Бракеражный журнал

8

Качество готовой продукции

Внешний вид, цвет, запах, вкус,

Ежедневно

Медсестра

зав.столовой

отв. за питание

Бракеражный журнал

9

Витаминизация, выход блюд

Соответствие рецептуре

Ежедневно

Зав. производством, медсестра,

отв. за питание

Бракеражный журнал

10

Соответствие веса отпускаемой готовой продукции утвержденному меню

Раздача

1 раз в месяц

Отв. за питание

Акт проверки

11

Соответствие рациона питания обучающихся примерному 10-ти дневному меню

Ежедневное меню, 10-ти дневного меню

1 раз в год

Отв. за питание

Протокол заседания комиссии

12

Соблюдение личной гигиены учащихся перед приемом пищи

Холл перед столовой

Ежедневно

Дежурный учитель,

дежурный класс, учителя-предметники

 

13

Целевое использование готовой продукции в соответствии с предварительным заказом

Накладные, журнал учета отпущенной продукции

Ежедневно

Отв. за питание,

зав. производством

Акт списания

 

 

 

 

 

 

 

14

Соблюдение санитарных правил при мытье посуды

Посудомоечный цех

1 раз в месяц

Медсестра,

отв. за питание

 

15

Организация и проверка эксплуатации торгово-технологического и холодильного оборудования

Пищеблок

1 раза в год

(в тёплое и холодное время года)

Зам. дир. по ХЧ

Акт приемки школы к новому учебному году

16

Контроль за организацией приема пищи обучающимися

Санитарное состояние обеденного зала, обслуживание, самообслуживание

Ежедневно

Отв. за питание, медсестра,

соц.педагог

 

17

Контроль за отходами

Маркировка тары, своевременный вывоз

В теч. года

Зав. производством, зам. дир. по ХЧ,

 

18

Аттестация рабочих мест пищеблока

Пищеблок

1 раза в год

Зав. производством, инженер охраны труда

Свид-во о

оповышении квалификации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....