Синтезатор в детском музыкальном обучении
статья на тему

верещагина ирина евгеньевна

Методическая заметка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintezator.docx21.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Синтезатор в детском музыкальном обучении.

"Музыканту сегодня не знать электронику - большой грех, даже невежество. Если он сознательно от  неe  убегает, он отсекает себя от целого мира, тормозит свое развитие, подчас навсегда…"
                                                                                   (Композитор, народный артист России Э. Артемьев)

Эра информационных  технологий,   в которую вступило человечество, оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на жизнь искусства. Все мы знаем, что новая, современная  музыкальная индустрия подвластна электронике. Музыка в мире сегодня создается, записывается и обрабатывается с помощью электронных музыкальных инструментов и компьютера.

Очевидность принципиально новых возможностей, предоставляемых компьютером и электронными музыкальными инструментами во всех сферах музыкального творчества, в наше время ведет к нарастающему внедрению музыкально-компьютерных технологий во все сферы музыкального творчества. Это касается и творчества композиторов, музыковедов, исполнителей и что самое приятное, к этим технологиям стали обращаться педагоги детских  музыкальных школ и школ искусств.

   Электромузыкальные инструменты имеют противоречивую репутацию. С одной стороны, без них сегодня невозможно представить себе популярную музыку, поэтому для очень многих людей и особенно молодежи их тембры являются своего рода эстетическим эталоном музыкального звучания. С другой стороны, эта же ассоциация электромузыкальных инструментов и популярной музыки зачастую становится причиной предубеждения против них музыкантов-профессионалов и любителей, ориентированных на академические музыкальные жанры.

Но живем мы уже в ХХI-м  веке, в веке цифровых технологий. Порой доходит до абсурда, что дети своими вопросами ставят нас в тупик. И вопросы эти задаются в области электроники и цифровых технологий. Современным детям в музыкальной школе уже недостаточно звуков  фортепиано или аккордеона для осуществления своих творческих замыслов. В повседневной жизни они слышат другую палитру звуков. Это не только тембр, высота, но и характеристики самого звука.  Внедрение этих технологий в традиционный процесс обучения занятие очень увлекательное и интересное, требующие от педагога определенной музыкальной компетенции и соответствующего уровня профессиональной подготовки.

Клавишный синтезатор сегодня - это возможность музыканта, педагога  расширить рамки творчества. В плане интонирования,  он  конечно уступает традиционным механическим инструментам, но зато значительно превосходит в тембровом разнообразии. С его помощью мы можем воспроизводить звучание любых музыкальных инструментов с их характерными особенностями; так же имеем возможность создать и свои звуки, не имеющие аналогов в списке музыкальных инструментов.  Такая творческая работа значительно расширяет творческие границы учащихся при работе над музыкальным произведением. А применение мультимедийных программ  в обучении значительно оживляет процесс творческого мышления учащегося, стимулирует развитие его творческой фантазии.  

Мир цифровых технологий не стоит на месте. Язык компьютера не прост, мультимедийные программы многофункциональны и  сложны для восприятия, но современные дети в них ориентируются и достаточно быстро и с удовольствием осваивают их.

Но самое главное – синтезатор дает детям возможность лучше понять логику музыкальной мысли, яснее почувствовать ее образ. Так, меняя тембр,  добавляя к звучанию дополнительные звуковые эффекты, учитель тем самым обратит внимание учеников на фазы развития музыкальной мысли. Выставляя  контрастирующие тембры в одновременном звучании, учитель подчеркнет слоистость музыкальной мысли, а, варьируя окраску мелодии, высветит в ней различные образно-смысловые грани.  Более того, ученики, опираясь на свои музыкальные представления, сами смогут предложить на уроке схему инструментовки знакомой им пьесы, а учитель тут же продемонстрирует звуковой результат и объяснит, какой из ее вариантов наиболее подходит для данной музыки.

Многочисленные виды авто-аккомпанемента, которыми оснащены синтезаторы, а порой  и возможность их самостоятельно программировать и даже создавать новые, позволяет еще больше расширить творческие возможности ребенка.  Дети, несомненно, получают удовольствие от исполнения  своих аранжировок под авто-аккомпанемент «ансамбля» или даже целого «оркестра».

В чем же состоят преимущества синтезатора в глазах многих музыкантов? Прежде всего, – это многотембровость.  Это великолепный иллюстратор практически всех инструментов симфонического оркестра. В нем заложены дополнительные эффекты: вибрато, портаменто, глиссандо, скользящая форманта, шумы и т.п. стимулируют фантазию музыканта в построении богатой насыщенной оригинальными звучаниями фактуры.  Автоаккомпанемент -  возможность использования которого предусматривает конструкция синтезатора, приближает его звучание к ансамблю или даже к оркестру, исполняющих музыку самых разных бытовых жанров и стилей, а ритмические сбивки, также заложенные в его памяти, оживляют это звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность. Секвенсер дает возможность исполнителю заранее записать свою композицию или отдельные ее фрагменты. Наконец, компьютер, с которым синтезатор непосредственно связан, позволяет озвучить любую самую сложную партитуру, отредактировать сочинение, достигая при этом идеального качества его звучания, и получить при наличии принтера нужное количество экземпляров его нотной распечатки.

Таким образом,  задачи музыканта здесь далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста,   и включают в себя помимо чисто исполнительской функции еще функции  инструментовщика  (выбор тембра),  аранжировщика (уточнение фактуры, выбор автоаккомпанемента и определение мест ритмических отыгрышей), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания).

. Широкий простор для творчества, открываемый синтезатором, и высокое качество звучания, делают этот инструмент особенно привлекательным  для детского творчества.

 А если к этому еще прибавить портативность синтезатора и его надежность в эксплуатации, то становится понятным, почему он приобретает все более массовое распространение. Совершенно очевидно, что синтезатор может быть эффективно использован в различных областях музыкального воспитания.

Широкие перспективы использования синтезатора в детском музыкальном творчестве ставят педагогов перед необходимостью разработок соответствующих программ, методик, учебных пособий.   Как видим,  все   то  новое, что отличает синтезатор от традиционных инструментов, открывает интересные перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьезного педагогического осмысления.

Такую популярность синтезатора в музыкальном быту можно сравнить с таким же стремительным завоеванием фортепиано музыкального салона в 19-м веке. Но, ни в коем случае нельзя воспринимать внедрение клавишного синтезатора в музыкальную педагогику как «покушение» на своего механического собрата. Невозможно и недопустимо полностью исключать из жизни звучание  акустических инструментов.  Любой музыкальный инструмент призван озвучивать внутренний мир человека.

Нельзя не упомянуть тех композиторов-авангардистов, которые расширили наше представление о музыке, созданной электронными тембрами, Назовем  Пьера Шеффера, который своим концертом по французскому радио в 1948-м году дал начало шумовой музыке; Эдгар Варез – создал первую композицию электронной музыки в 1947-м году, а также Карлхайнц  Штокхаузен, Владимир Усачевский – русский и американский композитор и пианист, один из основоположников электронной музыки. У истоков создания современных клавишных синтезаторов надо упомянуть Р.Муга, Т. Оберхайма и Р. Курцвейла (изобретатель электронного рояля).

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором.  (Википедия)

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Методический доклад "Клавишный синтезатор -новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"

Доклад содержит  информацию  об особеностях и функциях синтезатора, его роли  в музыкальном  образовании детей  и  использовании  синтезатора  в работе  пр...

План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...