Школьная газета - одна из форм творческой деятельности
статья по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Из опыта работы ПДО

В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.

Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Чтобы пробудить у ребенка интерес к литературному языку, развить умение чувствовать и видеть красоту слова, необходимо направить ученика на путь поиска и находок. Все это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объем некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.

Учителю, педагогу дополнительного образования необходимо помочь ребенку развивать творческие способности, о которых тот, возможно и не подозревает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_gazeta_-_odna_iz_form_tvorcheskoy_deyatelnosti.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ничкова Т.А., руководитель «Пресс-центра»

Школьная газета - одна из форм творческой деятельности

Я слушаю - я забываю.

Я вижу -  я запоминаю.

Я делаю - я понимаю

(Китайская мудрость)

Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.

В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.

Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Чтобы пробудить у ребенка интерес к литературному языку, развить умение чувствовать и видеть красоту слова, необходимо направить ученика на путь поиска и находок. Все это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объем некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.

Учителю, педагогу дополнительного образования необходимо помочь ребенку развивать творческие способности, о которых тот, возможно и не подозревает.

Я согласна с Ш.А. Амонашвили, что из ребенка вырастет творческая личность,

•  Если педагог будет поддерживать вдохновение ребят не только во время уроков, но и во внеклассной работе, использовать метод проектов, позволяющий организовывать познавательную деятельность учащихся, планировать результат;

•  Если усилия учеников и педагога станут встречными, т.е. обучение и воспитание - в сотрудничестве.

Одной из форм такой коллективной творческой деятельности для меня и моих учеников стала школьная газета «Юность».

Работая учителем русского языка и литературы, столкнулась с тем, что в школе освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока на уроках не получают, а ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Моя же задача состояла в том, чтобы привить детям потребность в публицистических выступлениях и дать необходимые навыки в этом увлекательном и нужном деле. Как быть? Появилась идея создания кружка юных журналистов «Пресс-центр». Сначала на Таймыре, в поселке Караул. Это были первые, робкие шаги, зачастую интуитивные: мы выпускали стенгазеты. Но уже тогда многие статьи юнкоров попадали на полосы окружной газеты «Таймыр».

Затем, приехав на Ямал, в Панаевскую школу-интернат, где информационные технологии находятся на более высоком уровне, освоив программу «Pablisher» и набрав группу ребят, стала выпускать информационный листок, название уже было - «Юность». От номера к номеру объем газеты и содержание статей увеличивались, становясь более разнообразными, так как появлялось все больше желающих сотрудничать с кружком «Пресс-центр». Некоторые учащиеся стали новыми его членами. И теперь это уже полноценная газета. Газета со своим уже узнаваемым многими титульным листом.

Набирая группу ребят, я всегда объясняю, что какую бы профессию они ни избрали в будущем, им пригодится умение излагать в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в жизни.

При планировании работы я ставлю перед собой следующие цели:

1. Пробудить  творческие  способности  учеников,  вызвав  у  них  интерес  к сочинениям в газетных жанрах;

2. Развивать навыки журналисткой деятельности;

3. Привить культуру творческого труда, чутье языка и вкус к работе над словом:

4. Помочь учащимся самоопределиться с выбором профессии.

Реализация целей программы идет через решение ее задач. Образовательные задачи:

1. Развитие познавательного интереса к журналистской деятельности;

2. Знакомство с историей развития журналистики и с основными газетными жанрами;

3.  Овладение учащимися знаниями основ журналистики;

4. Развитие мотивации к журналистской деятельности.

Воспитательные:

1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;

2. Формирование культуры общения и поведения в социуме;

3. Организация коллективной деятельности на основе договоренности и взаимной поддержки.

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

2. Формирование   потребностей   в   самопознании   и   познании   общества,   в саморазвитии;

3. Поддержка   процессов    самоопределения   и    самореализации   творчески одаренных детей.

Независимо от направления работы опираюсь на следующие педагогические принципы:

• Уважение к личности ребенка;

• Признание права ребенка на ошибку;

• Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;

• Воспитание потребности обращения к литературному слову, использованию в жизни публицистических жанров;

• Справедливость;

•  Сохранение здоровья детей.

В целях формирования у учащихся любви и понимания журналистики во всем богатстве ее жанров, то есть воспитания в учащихся художественной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама; хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на занятия и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья - люди, с которыми мне интересно.

Мое педагогическое кредо заключается в трех словах: «Ищи, пробуй, твори!»

В своей работе я опираюсь на материалы литературы о журналистике, на публикации статей. Дидактическим материалом являются художественные и публицистические тексты о деятельности журналистов.

За основу принимаю тематическое построение элективного курса «Азбука журналистики» О. И. Лепилкина и др., дополняя его творческими мастерскими и темами, которые, на мой взгляд, являются необходимыми для детей разновозрастной группы.

Обязательным пунктом программы и работы кружка считаю наличие тем регионального компонента. Ребята пишут о своей Малой родине, о любви к родному краю. Формировать чувство патриотизма помогает художественное слово и живопись. Примером служит созданный «Пресс-центром» сборник детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый, в край тундровый мой...», выпуск газеты, посвященный дню рождения Леонида Лапцуя. Также юнкорами был собран материал о панаевцах - участниках Великой Отечественной войны, который стал основой выпуска «Лица Победы», разработанный членами кружка социальный проект «Заполярный мой Панаевск, или Золотые страницы истории села», информационный сборник «Стерх -символ надежды!». Благодаря такой интеграции процесс воспитания любви и уважения к традициям и культуре своего народа проходит более эффективно и способствует формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения жанрам публицистического стиля.

В своей работе я использую творческий метод и системный подход, что позволяет решать поставленные цели и задачи, способствует усвоению содержания и установлению целостности процесса обучения основам журналистики, то есть осуществляются регулятивная, познавательная и коммуникативная функции организации занятий кружка. Также за основу беру следующие методы организации УВП: наглядно-иллюстративный, словесный и проблемный. Использование на занятиях проблемного метода позволяет организовывать занятия-дискуссии, круглые столы.

После изучения темы строю занятия в форме творческого практикума, затем -творческой мастерской.

При разработке программы основной упор делала на раскрытие четырех разделов:

• Журналистика как вид деятельности и профессия;

• Речевая культура журналиста;

• Структура журналистского текста;

• Номер газеты.

Мониторинг результатов обучения показал, что в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к творчеству и овладении приемами творческой деятельности произошли положительные изменения.

Но все-таки главным в работе педагога дополнительного образования, на мой взгляд, являются даже не программа и методическое оснащение, а любовь, доброта, взаимопонимание между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми -логопатами..

Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом ста...

Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной  деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития т...

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Стендовый доклад как одна из форм творческих работ учащихся

Из опыта работы: стендовый доклад как одна из форм творческих работ учащихся.Моя работа в старшем звене диктует особые формы творческих работ. Это и  исследования по истории, обществознанию, фило...

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».

Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....