Образовательная программа научного объединения учащихся "Исток"
методическая разработка на тему

Головачева Галина Анатольевна

 

 Образовательная программа «Исток » направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе.  Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istok.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                   Министерство образования Российской Федерации

        МОУ  Великопетровская  средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:                                      Согласовано:                                    Утверждено:

Директор   ЦДОД                               Управление образования                директор школы

Салищева Н.Н.                                    Миронова Е.Л.                                  Тарабарская Н.А                   _________________                            ________________                          _________________

 

Образовательная программа

научного объединения   учащихся

                            « ИСТОК»

 

 

Руководитель:

Головачева Галина Анатольевна                                                  

                                               учитель   краеведения

 первой  квалификационной категории                                    

                                              МОУ  Великопетровская  СОШ

 

2011-2012уч.год

Паспорт программы

Название программы –  НОУ «Исток»

Руководитель программы - учитель краеведения первой категории Головачева Галина Анатольевна

Организация исполнитель - муниципальное общеобразовательное учреждение Великопетровская средняя общеобразовательная школа

Адрес: Члябинская область

Карталинский район

С. Великопетровка

Ул. Первомайска 41

География программы- с. Великопетровка

Целевая группа - дети среднего и  старшего возраста

Количество детей в группе:

1 год обучения – 6 учащихся

2 год обучения – 9 учащихся

      Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы. Направленность-   научно-техническая  

 Срок реализации программы- 2 года

Тип программы- модифицированный

Уровень реализации – основное общее образование

 Уровень усвоения- углубленный, общекультурный

 Способ освоения содержания программы- репродуктивный, поисковый,  эвристический, креативный,

Методы и формы работы  -  беседы, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, ИКТ.

Материально-техническое оснащение: АРМ учителя, компьютеры для индивидуальной работы учащихся (компьютерный         класс),  аудио и видеоаппаратура, диктофон.

Краткое содержание программы

 Образовательная программа «Исток » направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, развивает активность и самостоятельность, адаптирует к будущему учебно-научному процессу в профильной школе.  Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.        

 Программа «Исток»   включает в себя теоретическую и практическую работу.

В объединение принимаются все желающие дети из различных  социальных групп в возрасте от 13до 16 лет.

Программа рассчитана на  35 часов в год, занятия проводятся один раз в неделю.  Но, надо заметить, что этого недостаточно. Поэтому  в течение двух лет, особенно на второй год проводятся дополнительные индивидуальные консультации.

Основные принципы построения программы

Воспитание патриотизма через изучение истории и культуры села Великопетровка  предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления — знания — умения — деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:

  1. представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей;   патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  2. знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  3. умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах,  
  4. деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны — это:   поездки, экскурсии, экспедиции, конференции, защита проектов,   акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально — психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.

 

Пояснительная записка

  В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, заполнение ниши, образовавшейся после деидеологизации образовательного процесса. С другой стороны, это насущная необходимость и диктуется она потребностями общества создавать условия для становления гражданина своего отечества, человека, бережно относящегося  к окружающему его миру, понимающего его ценности.
В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к поисковой исследовательской деятельности.   Особенность исторического краеведения состоит в том, что учащийся непременно попадает в положение исследователя, а это производит огромный воспитательный эффект - формирует у учащегося уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижение навыков исследовательской работы и умения их применять в дальнейшей жизни. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.
  Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, так как краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными - особенно история отдельных населенных пунктов,  учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Помимо этого изменения, произошедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "открытия" архивов - делают исследования краеведческой тематики актуальными, интересными, значимыми.

              Программа курса ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно  открывая для себя  неизвестные страницы истории  села Великопетровка Карталинского района, культивируя  в себе интерес к историческому поиску, учащийся  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 

Данная программа должна быть интересна учащимся, которые увлекаются историей.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и  к истории родного села, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную  деятельность входит в мир краеведческой истории и  культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого    подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.

Цель программы:

Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации.

Пробудить познавательный интерес школьников к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

 

  1. научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет;
  2. заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами, Интернетом;
  3. научить выбирать адекватные задачам методы исследования;
  4. научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
  5. способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования.

Программа способствует

  1. максимальной активизации познавательной деятельности учащихся
  2. формированию у них навыков и умений самостоятельной работы
  3. развитию исторического мышления

 

 Ожидаемые результаты

     Знать:

- понятийный аппарат для организации научного исследования, проектной деятельности;

- основные направления организации и ведения научного исследования;

- методы исследования;

- требования к написанию и оформлению работы.

   Уметь:

- работать с архивными материалами и научной литературой;

- определять объект и предмет исследования;

- составлять паспорта информаторов

-использовать миниопросники

- ставить цели,  решать задачи исследования;

- разработать и аргументировать гипотезу исследования;

- анализировать и делать выводы;

- определять теоретическую и практическую значимость проблемы исследования;

- работать с программой Microsoft Office PowerPoint.

   

  Приобрести навыки:

- обработки полученной информации по теме исследования;

- запоминания главных положений, выведенных в результате поисково –исследовательской     деятельности;

- корректности изложения материала в работе;

- аргументации достигнутых результатов исследования;

- публичного, спокойного, уверенного выступления.

    Главной целью обучения основам исследовательской деятельности является научить учащихся, способных и склонных к проектно-исследовательской деятельности поступательному раскрытию выбранной темы, дойти до реального результата. По достижении цели учащийся сознательно повышает статус своих знаний в определённой области той или иной науки, что непременно отразится на его будущей профессиональной деятельности.

Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:

      соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

      научной достоверности;

      взаимосвязи местного и общеисторического материала;

      учёта исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

      систематичности и планомерности в использовании;

      непосредственного участия школьников в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

      связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.

  Реализация научно-исследовательских работ:

  1. Защита проектов
  2. Предоставление материала в  школьный музей
  3. Организация тематических выставок, стендов
  4. Проведение акций
  5. Публикации на школьном сайте и других сайтах  Интрернета
  6. Выступление на научно-практических конференциях
  7. Использование материала на уроках и внеурочной деятельности
  8. Выпуск книги по истории села Великопетровка


Тематический план ( 35 часов)

1-й год обучения

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

ВСЕГО

Форма занятий

1

Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

Беседа:

Вводное занятие. Что такое научно-исследовательская деятельность. Инструктаж по Т.Б. Действия обучающихся воспитанников на случай возникновения пожара.

2

Знакомство с понятиями – Мой край, моя родина , моя малая Родина. История малой Родины  как часть истории родного Отечества

1

1

3

Изучение истории родного села. Работа с источниками

1

1

Практикум:  Работа в школьной библиотеке

Экскурсия в Храм Петра и Павла с. Великопетровка

1

1

Экскурсия в Храм. Правила поведения в Храме

4

Тезаурус. Основные понятия исследования. Игра «Юный исследователь».

1

1

2

 Беседа: Основные понятия исследования. Основные виды творческой деятельности в области гуманитарных наук: информационно-реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские.

Практикум:

Игра «Юный исследователь

5

Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза.

2

-

2

Беседа. Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Диагностический, прогностический, организационный этапы. Постановка цели, задачи. Выбор методов работы.

 

6

 Опрос информантов –как метод исследования. Составление опросника.    

 1

  2

 3

Беседа, практикум в группах

Опрос жителей села Великопетровка    на заданную тему.

1

1

Интервьюирование, сбор собственного материала

Работа с  документацией - как метод исследовательской деятельности

1

1

2

Беседа:   Работа  с документацией. Умение находить нужную информацию

Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы

Работа с  архивным источником в администрации поселения. Похозяйственная  книга. Работа с источниками  в школьном музее

 3

 3

Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы.  

Работа  с литературным источником. Поиск материала на заданную тему

1

1

Практикум: Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы.   .

Работа с Интренетом. Работа с программой Microsoft Office Power Point .Поиск материала на заданную тему

 

 2

 2

 Практикум:   Сбор информации. Обобщение информации.  

Составление презентации на заданную тему

Работа по фотографиям. Правила обработки данных по фотографии.

1

1

2

Беседа. «Основные этапы работы с фотографией.

Практикум: Работа с фотографией. Умение правильной обработки информации с фотографии

Обработка полученной информации

1

 1

 2

Практикум:Обработка и анализ собранного материала

7

Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.

1

2

3

Оформление структуры исследовательской работы

8

Этапы работы над научным исследованием.

1

2

3

Беседа. Этапы работы над научным исследованием

 Практикум:  Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы. Оформление работы

9

Проект. Виды проекта. Проблема. Этапы работы над проблемой.

2

1

3

Теоретический блок.

Проект.  Исследовательская работа и исследовательский проект. Виды проекта. Проблема. Проблемный вопрос. Проблемная тема. Гипотеза. Решение проблемы. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

 

 Составление мини-проекта на заданную тему (групповая работа)

 

2

2

Практическая часть.

Работа над проектом. Защита творческих  мини- проектов.

11

 Подведение итогов работы за учебный год. Выступление учащихся 2 года обучения. Защита мини-проектов.

 

 

 

Общешкольная конференция

12

ИТОГО

1 3

22

35

Тематический план ( 35 часов)

2-й год обучения

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

ВСЕГО

Форма  занятий

1

Вводное занятие. Анализ  работы за прошлый год. Прием  учащихся для занятий в объединении. План работы. Техника безопасности .

1

-

1

Беседа по правилам ТБ, анкетирование.  

2

Подготовка к исследованию:

 2

 5

7

3

Предварительный выбор темы.

Составление списка литературы по изучаемой проблеме

1

1

2

 Работа по материалам первого года

4

Определение объекта и предмета исследования

Выделение основных понятий темы.

2

2

Индивидуальная работа. Консультация учителя

5

Изучение литературы по теме исследования

1

1

Индивидуальная работа. Консультация учителя

6

Уточнение тем, формулировка гипотезы, цели и задачи

Выбор методов исследованиия

1

1

2

Индивидуальная работа. Консультация учителя

7

Проведение исследования

8

Сбор информации по выбранной теме.

Обработка полученных данных, добытой информации.

Систематизация и корректировка материала.

Обсуждение актуальности темы, корректировка некоторых аспектов подготовленного материала.

Составление плана проекта исследовательской работы.

Обработка данных, редактирование материала, работа над заключительной частью.

Подготовка к оформлению.

21

21

Индивидуальная работа. Консультация учителя

9

Заключительная часть.

Методика и оформление исследовательской работы

3

3

Индивидуальная работа. Консультация учителя

10

Защита работы на школьных,   муниципальных и областных конкурсах

11

ИТОГО

4

31

35


Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся

        В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:

  1. практикумов по темам курса;
  2. анализа выполненных работ;
  3. игр-исследований.

Основная форма организации занятий – игровая: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция и т.д.

        Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса  можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого проекта в форме публичного выступления.

Методическая литература для педагога

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
  2. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.
  3. Психология индивидуальных различий. Тесты. Под  редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М.:1992.
  4. Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. М.: 1991.
  5. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М.: Новая школа, 1993
  6. Мусаелян В., Шляпникова Е. Нужны ли нам права? Методика социологического исследования. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 47-48
  7. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38
  8. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
  9. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004,

     с 42-46

Методическая литература для детей

  1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.
  3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.
  4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.
  5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.

     ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

  1. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24
  2. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа музыкального объединения "Каприз"

Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская песня (обучение игры на гитаре) и вокальное искусство....

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Рецензия (внутренняя) на дополнительную образовательную программу кружкового объединения «Пресс-центр»

Наименование авторской программы: «Пресс-центр» Автор-составитель программы: Ничкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы Номинация: художестве...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...