Дополнительное образование как неотъемлемая составная часть образовательного процесса
материал по теме

Титова Анна Сергеевна

Выступление на педагогической конференции – 2012 по теме интеграции общего и дополнительного образования в рамках ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической конференции – 2012 на тему:

«Дополнительное образование как неотъемлемая составная часть образовательного процесса»

подготовила Титова А. С.

зам. директора по УВР МБОУ ДОД ДДТ

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

  Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться в том числе и через образовательные программы учреждений дополнительного образования детей.

В Усть-Донецком районе дополнительное образование детей представленно детско-юношеской спортивной школой и Домом детского творчества.

МБОУ ДОД Дом детского творчества – это учреждение дополнительного образования детей, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, района.

Учебно-воспитательный процесс Дома детского творчества осуществляется по 7 направленостям: художественное, техническое, спортивно-оздоровительное, декоративно-прикладное, туристско-экологическое, культурологическое, социально-педагогическое. В рамках этих направленостей реализуется 28 учебно-воспитательных программ.

В Доме детского творчества 2011-2012 учебном году обучались 1015 человек, из них воспитанников первого года обучения было принято 652 человека – 64% от общего числа обучающихся ДДТ. Это стало возможным благодаря интеграции общего и дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности в стандарте начального общего образования. ДДТ ведет работу по следующим направлениям внеурочной деятельности для учащихся начальной школы:

  1. Спортивно-оздоровительное представлено в ДДТ объединением «Грация» руководитель Чупахина А. С. Целью которого является укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенние двигательной активности - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.

 2.       Художественно-эстетическое представлено объединением по швейному делу «Белошвейка» руководитель Липина Т. Ф., вокальными объединениями «Вернисаж» руководитель Худяк Н. Н. и «Домисолька» Бондаренко С. А., хореографическими объединениями «Надежда» руководитель Артюхова Н. Ю., «Сюрприз» руководитель Самсонова Е. И. и  «Мираж» руководитель Солонец А. А., объединениями декоративно-прикладного творчества «Волшебные узоры» руководитель Цымбалова С. Д., «Забава» руководитель Ковалева Е. А., «Сами с усами» руководитель Цветкова О. Ю., «Умелые ручки» руководитель Сальникова Е. А., театральными объединениями «Петрушка» руководитель Казьмина А. И., «Мир театра» руководитель Тихонова Н. И. и «Театральная маска» руководитель Турилина В. В. Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги  осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

 3. Духовно-нравственное направление представленно объединениями «Традиция» руководитель Колосова Н. Н. и «Моя малая Родина» руководитель Сартакова А. Ф. Так же в рамках данного направления работает и Музей истории детского движения, занятия проводятся в форме экскурсий, викторин, конкурсных программ по краеведению.

4. Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках досугового объединения «Надежда» руководитель Артюхова Н. Ю. Для обучающихся педагог проводит конкурсные и игровые программы, викторины, организует праздники и спектакли.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ.

Преимущества дополнительного образования детей в целом и ДДТ конкретно заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы педагогов Дома детского творчества.

В Доме детского творчества трудятся педагоги дополнительного образования составляющих коллектив единомышленников. Каждый из них является яркой индивидуальностью и совершенно незаменимым специалистом. Благодаря их энергии и профессиональному таланту, ДДТ приумножает свою славу. О высоком уровне их работы говорят дипломы и грамоты, полученные нашими воспитанниками на районных, областных конкурсах и выставках. Только за последние 5 лет их около 400, в том числе и 2 диплома областного этапа IV Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Именно поэтому Дом детского творчества сегодня – это открытая база для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети и подростки  могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Уважаемые коллеги, для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. И только совместными усилиями мы сможем достичь желаемых результатов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса».

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса»....

Социальный проект-неотъемлемая часть образовательного процесса.

На современном этапе школьной жизни в условиях введения ФГОС     акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добыв...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса

Данная статья раскрывает опыт работы по внеурочной деятельности вокальной группы "Домисольки"...

Развитие дополнительного образования в условиях изменения структуры образовательного процесса.

Пользуясь случаем, подготовка портфолио, я размещу некоторый оформленый материал здесь. Заглавная тема моего рабочего материала "Влияние школы на музыкальное образование учащихся в условиях мегап...