Авторская разработка конспекта занятия по ИЗО. Сюжетное рисование "Зимний лес"
план-конспект урока на тему

Коурова Наталья Васильевна

Знакомство с жанром живописи - пейзажем. Передача зимней природы с помощью доступных средств выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetnoe_risovanie._zimniy_les.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетное рисование

Тема:  « Зимний лес»

Цель: Передача зимней природы с помощью доступных средств выразительности.

Задачи: - Продолжать знакомить детей с жанров живописи – пейзажем, его

       видами;

    - Учить детей передавать в рисовании колорит зимней природы, смешивая

       краски, получая пастельные, светлые цвета;

    - Закреплять умение изображать разные по форме и строению деревья,

       располагать по всему листу бумаги, передавая дальний и передний план

       композиции;

    - Развивать чувство композиции, внимание, глазомер, наблюдательность;

    - Воспитывать эстетический вкус детей, умение любоваться прелестью природы в зимнее время.

 Наглядный материал:  Иллюстрации с изображением зимней природы. Репродукции Б. Щербакова «Иней, посеребривший поле», «В декабре. Подмосковье», И.Шишкин «На севере диком…», «Зимний лес», А. Рябушкина «Зимнее утро» и др. (на выбор).

  Литературный ряд:  Беседа о красоте зимней природы; о художниках, изображающих зимнюю природу. Чтение стихотворения А. Пушкина «Идёт волшебница – зима», М. Лермонтова На севере диком», И. Никитин, загадки о зиме, пословицы, народные приметы и т.д.

Зрительный ряд:  Рассматривание репродукций с изображением зимней природы; работа по таблице последовательности рисования разных по форме и строению деревьев; таблица цветов.

 Материал:  формат А3, графитный карандаш, гуашь, кисти № 2, 5.

                                     Ход занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Вступительная беседа.

Красота природы в разное время года по-своему вдохновляют художников – пейзажистов. Сколько таинственности, чувств и восхищений передают в своих картинах И. Шишкин, Л. Левитан, Б. Щербаков, П. Пластов и другие художники. И все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие, красоту, любуемся просторами полей, лугов и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов. А как хороша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Красота зимнего морозного утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в работе А.Рябушкина «Зимнее утро». Её зимние краски иссиня-голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания коричнево-жёлтых стволов и веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, радость жизни.

А как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу зиму поэты!

         

                   * * *                                                    * * *

Вот север, тучи нагоняя,                                   На дворах и домах

Дохнул, завыл – и вот сама                              Снег лежит полотном,

      Идёт волшебница-зима.                                    И от солнца блестит

Пришла, рассыпалась; клоками                 Разноцветным огнём.

Повисла на суках дубов;                          На безлюдный простор

Легла волнистыми коврами                         Побелевших полей

Среди полей, вокруг холмов;                         Смотрит весело лес

Брега с недвижною рекою                          Из-под чёрных кудрей.

Сравняла пухлой пеленою;                          Словно рад он чему,

Блеснул мороз. И рады мы                          И на ветках берёз

Проказам матушки-зимы.                          Как алмазы горят

                                   А.С.Пушкин                           Капли сдержанных слёз.

                                                                 И.Никитин

Рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком…».

 Беседа по картине.

На картине И. Шишкина «На севере диком…» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей как в волшебном сне могучей сосны чётко выделяется на фоне дальнего иссине-голубоватого тёмного ночного неба. Также тёмным иссине-голубым пятном ложится тень от сосны на высоком, покрытом глубоким, сверкающим под лунным светом снегом, крутом холме. Линяя искрящегося освещённого луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаешь полные очарования слова стихотворения        М. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.        

                        

3. Сообщение темы.

4. Рассматривание картины Б. Щербакова «Иней, посеребривший поле», «В декабре. Подмосковье». Беседа по картинам.

 5.  Повторение и закрепление навыков изображения деревьев.

 Работа по таблице последовательности рисования разных по форме и строению деревьев. Прорисовка кистью в воздухе.

6. Работа по таблице цветов.

Смешивание, высветление цветов, получая светлые пастельные цвета и оттенки.

7. Повторение техники безопасности при работе с художественными материалами. Инструктаж.

 8. Объяснение и показ последовательности выполнения работы, составление композиции, расположение предметов переднего и заднего плана.

9. Практическая деятельность детей.

 - набросок карандашом,

 - работа в цвете.

10. Физкультминутка «Мы деревья».

11. Продолжение деятельности.

10. Продолжение деятельности детей. Самостоятельная прорисовка деталей, оформление.

  (Во время творчества детей педагог может загадывать загадки о зиме, использовать пословицы, рассказать о  народных приметах).

III.    Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

Анализ детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка профилактического занятия

Данное занятие используется по профилактике алкоголя,  табакокурения и наркомании....

конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....

Методическая разработка конспекта занятия ко «Дню матери». Тема занятия: «Изготовление «мышки».

Аннотация                Данное занятие проводится перед праздником «День матери». К этому занятию у...

авторская разработка тренингового занятия по проблеме здоровьесбережения в инклюзии

Данная разработка представляет собой пример проведения занятия с элементами психогимнастики, арт - терапии, релаксации. направленными на достижение психологического комфорта на урочной и внеурочной де...

авторская разработка цикла занятий по физической культуре для 1 класса

разработка трёх сценарных планов занятий для 1 классов, на основе принципов сопряжённого психического и физического развития...