программа кружка "Юный журналист" (на два года)
методическая разработка (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №103
Советского района г. Волгограда
«Юный журналист»
Программа кружка дополнительного образования
детей в возрасте 12-14 лет
Срок реализации – 2 года
Учитель В.А. Капустина
Разработчик:
Капустина В.А.
Учитель русского языка
и литературы
Волгоград, 2012
Общие положения.
В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка, внимание к которому как полноправному гражданину в обществе достаточно снижено. Одним из важных средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Назрела необходимость расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал. Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Модифицированная программа составлена на основе на основе примерных программ литературно-творческих кружков, методических рекомендаций юному журналисту («Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях» – Издательство научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2002 г., 104 с.).
Цели программы:
познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела,
обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов;
развить творческие способности детей;
формировать умение ориентироваться в потоке информации;
воспитать школьника как гражданина.
создать постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.
Задачи программы:
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- развитие критического мышление;
- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств
Обучающие:
– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
; – формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях
– привитие культуры общения;
Практические:
– умение анализировать и отбирать полученную информацию;
– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- выпуск стенных школьных газет;
– встречи с интересными людьми;
–практическая работа (участие в конкурсах, Интернет – газетах, , публикации в СМИ и др.)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 12-14 лет.
Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. (72 часа в год, 144 часа всего). Занятия проводятся по расписанию.
Структура учебного занятия
П/№ | Вид учебно-творческой деятельности |
1 | Формулирование целей и задач занятия |
2 | Основное содержание |
3 | Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся |
4 | Отдых, подвижные игры |
5 | Консультация |
6 | Отработка практической части по теме занятия |
7 | Контроль знаний по теме занятия |
8 | Подведение итогов занятия |
9 | Релаксация |
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы необходимо наличие у детей компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов.
Оценка результатов освоения программы осуществляется:
диагностикой знаний в процессе собеседований;
тестированием;
организацией вовлечения учащихся в работу общешкольной газеты.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Учебно - тематический план
№ п\п | Название темы | Общее количество часов | В том числе: |
теоретические | практические |
Первый год |
1. | Вводное занятие | 2 |
Знакомство с целями и задачами программы | 1 |
Знакомство с учащимися, распределение обязанностей | 1 |
2. | Журналистика в России | 4 |
Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России | 1 |
Обсуждение проблем современной журналистики в стране. | 1 |
Практическая работа. | 2 |
3. | Журналистское произведение | 6 |
Рождение журналистского произведения | 1 |
Замысел произведения | 2 |
Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза. | 1 |
Практическая работа | 2 |
4. | Методы сбора информации | 10 |
Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации | 2 |
Эксперимент как метод и жанр журналистики | 2 |
Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании | 2 |
Практическая работа по интервью | 2 |
Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод) | 2 |
5. | Журналист и его герой | 2 |
Самостоятельный выбор героя | 1 |
«Навязанный» герой | 1 |
6. | Журналистика как профессия | 6 |
Место и роль журналистики в современном обществе | 1 |
Функции журналистики | 2 |
Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | 1 |
Практическая работа Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть» | 2 |
7. | Стили речи | 8 |
Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический) | 2 |
Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 2 |
Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. | 2 |
Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля | 2 |
8. | Типы речи. | 4 |
Повествование, описание, рассуждение. | 2 |
Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение) | 2 |
9. | Литературное редактирование текста | 8 |
Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление | 2 | 2 |
Виды правок текста. | 2 | 2 |
10. | Типология периодических изданий | 2 | 2 |
11. | Газета и журнал как тип изданий | 4 |
Газета как тип издания | 1 |
Журнал как тип издания | 1 |
Различие газеты и журнала. Практическое занятие | 2 |
12. | Как делается газета | 6 |
Технологический цикл выпуска газеты | 2 |
Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.) | 2 |
Практическое занятие «Моя любимая газета» | 2 |
13. | Заголовок и лид в газете | 4 |
Функции заголовка и лида в газете | 2 |
Практическое занятие | 2 |
14 | Региональная журналистика | 6 |
Особенности региональной журналистики | 1 |
Газеты Волгограда | 2 |
Журналы Волгограда | 1 |
Практическая работа | 2 |
Всего | 72 | 46 | 26 |
Второй год |
15 | Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. | 2 |
Понятие о жанре | 1 |
Жанрообразующие факторы | 1 |
16 | Информационные жанры. Общая характеристика | 2 | 2 |
17 | Заметка | 6 |
Заметка как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
18 | Интервью | 6 |
Интервью как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
19 | Репортаж | 6 |
Репортаж как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
20 | Отчет как жанр | 6 |
Отчет. Виды отчетов | 2 |
Практическая работа | 4 |
21 | Корреспонденция | 6 |
Корреспонденция как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
22 | Аналитические жанры, их особенности | 2 | 2 |
23 | Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая) | 4 | 4 |
Практическая работа по статье | 4 | 4 |
24 | Рецензия | 6 |
Рецензия как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
25 | Обзор и обозрение | 6 |
Обзор и обозрение | 2 |
Практическая работа | 4 |
26 | Комментарий | 6 |
Комментарий как метод и как жанр | 2 |
Практическая работа | 4 |
27 | Художественно-публицистические жанры. | 2 | 2 |
28 | Очерк. | 4 |
Очерк как жанр | 2 |
Практическая работа | 2 |
29 | Зарисовка | 4 |
Зарисовка как жанр | 2 |
Практическая работа | 2 |
Всего занятий | 72 | 32 | 40 |
Всего за два года | 144 | 78 | 66 |
Содержание программы.
Тема 1. (2 ч.) Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.
Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
Тема 2. (2 ч) Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (6 ч.) Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.
Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема
Тема 4 (10 ч) Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Собрать материал, используя методы интервью и эксперимента. Подготовить «правильный список вопросов».
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 5 (2 часа). Журналист и его герой. Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналист и его герой
Тема 6 (6 часов). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.
Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: профессия журналист
Тема 7 (8 часов) Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический
Тема 8 (6 часов). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.
Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение типов речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение
Тема 9 (8 часов). Литературное редактирование текста. Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.
Практическая работа: Отредактировать текст.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по редактированию текста
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка
Тема 10 (2 часа). Типология периодических изданий. Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типология печати
Тема 11. (4 часа) Газета и журнал как тип изданий. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Практическое занятие: уметь объяснить на примере различие газеты и журнала
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания
Тема 12. (6 часов) Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).
Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.
Тема 13. (4 часа). Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.
Практическая работа: найти различные виды лидов и суметь их проанализировать.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заголовок, лид
Тема 14. Региональная журналистика (6 часов). Особенности региональной журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориально-географических признаков на содержание на основные параметры региональной журналистки. Особенности журналистики Волгограда и области. Волгоградские газеты и журналы.
Практическая работа:
– проанализировать одно волгоградское издание. Выделить основные признаки региональной печати.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: региональная журналистика
Тема 15 (2 часа). Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Жанр, жанрообразующие факторы
Тема 16 (2 часа) Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: информационные жанры
Тема 17. (6 часов) Заметка. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание заметки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: заметка как информационный жанр
Тема 18. (6 часов) Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание интервью
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: интервью как информационный жанр
Тема 19. (6 часов) Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание репортажа
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: репортаж как информационный жанр
Тема 20. (6 часов). Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.
Практическая работа:
- проанализировать отчет;
- на одном материале подготовить отчет.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание отчета
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: отчет как жанр
Тема 21. (6 часов). Корреспонденция. Корреспонденция как жанр, особенности жанра, его отличие от комментария. Виды корреспонденции.
Практическая работа:
- проанализировать корреспонденцию;
- на одном материале подготовить корреспонденцию.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание корреспонденции
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: корреспонденция как жанр
Тема 22. (2 часа). Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: аналитические жанры
Тема 23. (8 часов) Статья. Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание статьи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: статья как жанр
Тема 24. (6 часов) Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии..
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание рецензии
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: рецензия как жанр
Тема 25. (6 часов). Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание обзора и обозрения
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: обзор и обозрение как жанры журналистки
Тема 26. (6 часов) Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание комментария
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: комментарий как жанр
Тема 27. (2 часа) Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: Художественно-публицистические жанры.
Тема 28. (6 часов) Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание очерка
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: очерк как жанр
Тема 29 (6 часов) Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом, написание зарисовки
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: зарисовка как жанр.
Всего занятий – 144
Список литературы:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-179370-1383054411.jpg)
Образовательная программа "Юный журналист"
Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-59358-1477220253.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-41095-1420889785.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-345986-1539149810.jpg)
Рабочая программа "Юный журналист"
Данная рабочая программа представлена для работы творческого объединения поинтересам,элективного курса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1047363-1572564921.jpg)
Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)
Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...