Использование методов и принципов развития познавательного музыкального интереса в преподавании предмета «Сольфеджио»
методическая разработка по теме

Гайнаншина Татьяна Михайловна

   За

  

 За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас на уроках, и в первую очередь на занятиях сольфеджио, все большее внимание уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся. Само название предмета «Сольфеджио», то есть пение по нотам, стало узким для выражения комплекса задач, направленных на развитие творческой личности учащихся.

по

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование методов и принципов развития познавательного музыкального интереса в преподавании предмета «Сольфеджио»

Гайнаншина Т.М., преподаватель сольфеджио, высшая квалификационная категория

   За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас на уроках, и в первую очередь на занятиях сольфеджио, все большее внимание уделяется развитию музыкального интеллекта и творческих способностей учащихся. Само название предмета «Сольфеджио», то есть пение по нотам, стало узким для выражения комплекса задач, направленных на развитие творческой личности учащихся.

    Сольфеджио очень  интересный предмет, но объективная сложность его усвоения нередко вызывает негативное отношение не только к предмету, но и  к музыкальному искусству в целом. В чем же причина такого отношения к предмету сольфеджио?

На мой взгляд, эта проблема связана с излишним вниманием некоторых сольфеджистов к решению узкотехнологических задач предмета, которые вызывают определенные трудности у детей, особенно  на начальном этапе обучения.

  Выходом в сложившейся ситуации может стать применение на занятиях сольфеджио основных принципов развивающего обучения, а также методов работы, стимулирующих развитие познавательного музыкального интереса.

    Работая по проблеме формирования познавательного интереса считаю, одним из важнейших путей решения обозначившейся проблемы, поиск эффективных способов побуждения учащихся к учению, я предлагаю использовать в работе метод стимулирования учебно-познавательной деятельности, который позволяет создать в классе атмосферу приподнятости через подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление к его общему ряду учебных примеров и заданий.

     Одним из приемов, входящих в этот метод является создание на уроке ситуаций занимательности, которые предусматривают введение в учебный процесс увлекательных примеров, парадоксальных фактов:  например, сопоставление звучания музыкальных фрагментов в различных ладах, регистрах, тембрах; подбор  занимательных фактов из жизни композиторов или истории музыкальных жанров, связанных с учебным материалом конкретного задания.

      Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.  Метод создания креативного поля выступает ключевым в создании творческой атмосферы на уроке. Используя этот метод на уроке,  я представляю возможность учащимся найти свой способ решения, рассказать о нем. Доказать его правильность, “включая” механизм постоянного поиска.  Все это помогает решить проблему межпредметной связи, т.к. применяются знания, полученные не только на сольфеджио, но и на других предметах музыкального цикла.  

    Считаю творческую деятельность  важным методом обучения, и пользуюсь им во всех классах. Он помогает охватить мне всю учебную программу предмета сольфеджио. Творческая деятельность на моем уроке сольфеджио связана с импровизацией, сочинением, подбором по слуху мелодий и аккомпанемента. А также на наших занятиях широко использую работы, предполагающие межпредметные связи: сочиняем стихи о музыке, пишем музыку на стихотворные тексты, досочиняем  фрагменты из популярной музыки, подбираем средства музыкальной выразительности к репродукциям картины или литературно- художественному образу, находим музыкальные иллюстрации к литературным произведениям. Результатом творческой деятельности становятся всякого рода конкурсы.

     Метод создания проблемной ситуации является близким к методу творческих заданий и используется мною при обсуждении с классом особенностей записи всех видов музыкального диктанта, разборе интонационных трудностей примеров для сольфеджирования и возможностей их устранения, а также при исполнении и анализе музыкального материала. Применение данного метода в своей работе я подробно освятила в методической разработке “Слушание музыки в курсе сольфеджио”. Здесь я систематизировала свой опыт и поделилась им со своими коллегами. Основной задачей раздела “Слушание музыки” в курсе сольфеджио является развитие у детей слухового внимания, фантазии в восприятии художественных образов, а также умения осмысливать полученные музыкальные впечатления. Конечно же, чтобы добиться выполнения данной задачи, прежде всего, необходимо заинтересовать детей беседой о музыке, при этом очень вредно навязывать детям конкретные ассоциации, им нужно предоставить возможность самостоятельно пережить музыку. С этой целью  я рекомендую ставить перед детьми при слушании музыкальных примеров конкретные задания или создаю “проблемную ситуацию”, т.е. задаю им вопросы, на которые дети смогут ответить лишь в том случае, если будут внимательно слушать.

       Создать проблемную ситуацию можно и с помощью дискуссии.

  Дискуссия, как метод обучения, основана на обмене мнениями по определенной проблеме. Этот метод я использую при анализе музыкальных фрагментов по слушанию музыки. Дискуссия является одним из способов контроля и оценки учебной музыкальной деятельности учащихся, в которую включаются все одноклассники.

    Метод формирования готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий урока. Например, перед самостоятельной записью интервальных или аккордовых  цепочек я предлагаю всей группой выявить закономерности звучания интервалов, аккордов, их характер и тяготение, затем приступить к выполнению основного задания. В этом случае задание выполняется более успешно в силу предварительной активизации не только слуховых ощущений, но и таких психических процессов, как память, внимание и мышление школьников.  

      Увлекательность  занятий по сольфеджио совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. Никогда еще не удавалось добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. Одним из важных педагогических воздействий на ребенка на уроке является метод игровой деятельности. Игровое строение урока повышает заинтересованность детей. Это очень важно, ведь ребенка нельзя заставить работать, если он не хочет. Единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать.

Применяя игру, мы естественно и незаметно вводим в сознание детей нужные сведения; сложные навыки, понятия, термины становятся в игре для них доступными.

  Мною создано большое количество музыкальных предметных игр с использованием элементов наглядности: карточки, плакаты, музыкальное домино, музыкальные классики, королевская семья. Все эти авторские  игры и еще много интересного  обобщено мною в методической работе “Творческие игры на уроках сольфеджио”.

   Надо отметить, что именно игровой метод пользуется особой любовью и у моих учеников и у меня лично. Это связано и с познавательной деятельностью и с радостью совместного творчества.

   Известно, что совместная деятельность способствует формированию атмосферы психологического комфорта. Ощущение собственной значимости способствует творческой самостоятельности учащихся, что в свою очередь ведет к устранению дефектов учебной мотивации.

  Практика музыкального обучения имеет все условия для того, чтобы поднять педагогику сотрудничества до самой высокой ступени – сотворчества. И для меня сольфеджио является формой творческого сотрудничества с моими учащимися, направленного на развитие необходимых  профессионально-личностных качеств, а именно кругозора, мышления, исполнительского и коммуникативных навыков, художественно – эстетической культуры в целом. Я стараюсь “подтянуть” учеников до своего профессионального уровня, учу находить в совместном творчестве отправные точки для  собственных исканий с тем, чтобы то, что ученик делает сегодня в сотрудничестве, завтра он сделал бы сам.

    Принцип создания в классе положительного эмоционального фона считаю важнейшим на уроках музыкального искусства, на которых главное место отводится воспитанию чувственной стороны личности школьника.

   Ясность и доступность - еще один методический принцип, который, безусловно, является признаком профессионализма в деятельности педагога. Любые, самые сложные категории, термины, законы, правила педагог должен объяснить так, чтобы его понимали все ученики. Педагогу совершенно недопустимо быть сложным – это признак профессиональной непригодности, язык учителя должен быть  ясным и доступным. Первые 2 года обучения теоретический материал я даю только в устной форме, стараюсь, чтобы ученики усвоили основную идею, смысл и содержание излагаемого материала и умели рассказать своими словами то, что они усвоили. Что же дает работа в устной форме? Во-первых, многократно ускоряется процесс освоения изучаемого материала. Во- вторых, появляется возможность каждый раз варьировать форму изложения материала, что способствует интенсивному развитию речи и мышления детей. Но это не значит, что мы не пишем совсем; мы пишем диктанты, ритмические и логические задачи, мелодии, сочинения, одним словом – музыку.

     Особо хотелось остановиться на принципе наглядности, который заключается в реализации знаково- символического метода освоения учащимися содержания предмета сольфеджио. Метод знаково- символического изучения материала значительно облегчает работу над метроритмом: ритмослоги ( ТА – четверти, ТИ – восьмые ДА –А –половинные), ритмокарточки (показать), ритмокубики(показать)- весь этот наглядный арсенал используется мною при работе над временной стороной музыки, как в образовательной, так и в творческой деятельности учащихся: сочинении, записи знакомых мелодий, импровизации. На моих уроках находят применение и другие знаки-символы. Например, в изучении аккордов помогают графические знаки-символы: интервал терция изображается  большим и малым кругом, кварта – квадратом, секунда – песочными часиками и т.д.

   Использую наглядные символы и в различных видах музыкальной деятельности (слушании и определении аккордов, в построении и исполнении аккордов от звука и в тональности). С большим интересом мои ученики придумывают названия символам-построениям: терция – бутербродик, трезвучие – снеговик, правильный и неправильный, обращения трезвучия – теремок, капля нефти, мороженое.

    Следующий принцип, на который я опираюсь в своей работе – это принцип дифференцированного подхода. Этот принцип, осуществляемый через разработку индивидуализированных заданий с применением разнообразных видов  музыкальной деятельности  и с учетом возможностей каждого ребенка, позволяет дать общее музыкальное развитие каждому ученику, независимо от его способностей. Дети отличаются друг от друга по многим признакам: темпераменту, характеру и всё это надо постоянно учитывать, для того чтобы найти к каждому ребенку “ключик”, чтобы ни один  ученик не выпал из поля зрения. Хорошо когда есть группы, наполненные однородным составом, но в большинстве своем  в группе есть и сильные и менее способные ученики. При правильной постановке дела все должны успевать. Но если в классе есть хоть один, кто не понимает и не успевает, ни в коем случае нельзя идти дальше. Иначе может получиться “эффект утопающего”. Сильных учеников нельзя сдерживать. Надо им давать задания творческого характера – пусть сочиняют на изученную тему: задачи, сказки, стихи, рассказы, мелодии, пьесы. Остальные же ученики в это время  усваивают изучаемый материал.

              К принципу дифференцированного подхода нужно отнести проблему воспитания особо одаренных детей, обучение и развитие которых  представляет собой особую ответственность. Введение городской программы “Одаренные дети” в  работу теоретического отдела дало новый импульс в развитии профессионального роста детей с необычными способностями. К работе по данной программе были привлечены учащиеся моего класса  Арина,  Вероника,  Полина - сегодня это уже выпускницы школы. Эти девочки обладали яркими музыкальными способностями, проявляя себя неординарностью мышления, богатой фантазией, большим желанием получать знания по предмету сольфеджио.

   Для стимулирования и развития  познавательного музыкального интереса одаренных детей я ввела в творческую деятельность Арины, Вероники и Полины лекторскую практику, которая включала в себя:  изучение и проработку литературного материала

составление лекций, ведение лекций – концертов на сцене.

    Итогом творческой деятельности одаренных учащихся, совместно с преподавателем, стали  мероприятия, которые вошли в авторский сборник “Сценарии музыкально-театральных вечеров в лангепасской музыкальной школе

Лекция – концерт  “Праздник хора”

Лекция – концерт “Дню Победы посвящается”

Лекция – концерт “Выступают одаренные дети”

Музыкальный спектакль “Северный волшебник”

Музыкальный спектакль “Целой жизни не хватит для музыки”

Музыкальный спектакль “Музыка – душа моя”

Музыкальный спектакль “Время Свиридова”

Музыкальный спектакль "Книга перемен"

Музыкальный спектакль "Педагог с большой буквы"

Музыкальный спектакль "Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе Моцарт"

Музыкальный спектакль "Профессия: великий композитор"

Музыкальный спектакль "Моя Мадонна"

   Четвертый год в программе "Одаренные дети" работает Измайлова Адель, которая достигла больших успехов в освоении курса сольфеджио.    

Показателями ее работы стали победы в Окружном конкурсе по сольфеджио "Десятая планета - детям Югры" - 2007 г., в Открытом конкурсе по сольфеджио в г. Нижневартовске - звание Лауреата 3 степени, Лауреат 1 степени в Межгородском конкурсе по сольфеджио - 2005г.,а т.ж. Адель получила Диплом за лучшее чтение с листа, и за творческую работу в Открытом конкурсе по сольфеджио в г. Сургуте - 2007г.

     Дифференциация по профессиональной ориентации  касается учащихся старших классов, определившихся с выбором профессии. Именно, таким учащимся - окончившим отделения  музыкальной школы с пятилетним и семилетним  сроком обучения и рекомендованных школой к поступлению в средние специальные и высшие  учебные заведения  адресована моя программа  по факультативному курсу  “Музыкальная грамота и сольфеджио”, которая основана на методическом принципе интегрального обучения. Суть этого методического принципа состоит в соединении личного творческого опыта ученика с опытом художественного познания мира, отраженным в структуре и содержании музыкального искусства.  Благодаря данной программе , за последние годы мною подготовлено к поступлению в учебные заведения городов Москва, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Омск, Томск, Стерлитамак, Тюмень, Чебоксары, Пермь, Магнитогорск, Октябрьский, Уфа свыше  20 учащихся по предмету «Сольфеджио».

   Методические принципы, а также методы, рассмотренные мною, помогают учащимся  класса сольфеджио комплексно овладевать необходимыми слуховыми, вокально-интонационными, наглядно двигательными и другими навыками и умениями; значительно облегчают процесс изучения и освоения содержания предмета сольфеджио, внося в него элементы игры, наглядно раскрывая связи и закономерности между музыкально – теоретическими понятиями и явлениями; удовлетворяют потребность младших школьников в частой смене видов учебной деятельности и их двигательной активности; позволяют объединять все виды музыкальной деятельности, осваивать их комплексно, что дает возможность формировать познавательный музыкальный интерес учеников моего класса к данной деятельности на занятиях сольфеджио.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики.

"В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в д...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...