Тренинг с педагогами на тему «Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе»
методическая разработка на тему

Христофорова Анна Сергеевна

Расскрываются формы сопровождения коллектива, основные роли руководителя в коллективе и дается комплекс упражнений для тренинга, с логическим завершением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами на тему «Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе»

Любой педагог, руководитель знает, что психологический климат коллектива является одной из основных составляющих межличностных отношений в группе, что, в свою очередь, способствует или, наоборот, создает препятствия для продуктивной совместной деятельности коллектива.  Созданные условия, в которых происходит взаимодействие членов коллектива, являются основным двигателем успешной деятельности как всего коллектива в целом, так и отдельных его членов, что обуславливает общую эффективность труда.

Цель тренинга: Напомнить и систематизировать участникам практические технологии улучшения социально – психологического климата в коллективе и проиграть некоторые из них.

Теперь вернемся к теме нашего тренинга и вспомним, а может и поделимся формами сопровождения коллектива.

  1. Сопровождение как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужное поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению педагога;
  2. Сопровождение как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  3. Сопровождение как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
  4. Сопровождение как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем и ситуаций.

Так же можно выделить пять основных ролей руководителя в коллективе (Согласно С. Кратохвилу):

  1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
  2. аналитик (характеризующийся дистанцированием от участников коллектива и личностной нейтральностью);
  3. комментатор;
  4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее вколлективе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
  5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными ситуациями).

Вы можете быть в одной из этих позиций, можете использовать каждую в отдельности, что в принципе Вы можете отследить из собственного опыта работы.

Теперь давайте поговорим о стадиях сопровождения педагогом коллектива для создания благоприятной атмосферы.

Первая стадия – подготовка 

Некоторыми педагогами иногда недооценивается такой важный фактор, как готовность участников к поведенческим изменениям. Между тем группе для эффективной работы всегда необходим некоторый "разогрев", создание мотивации изменений. Иногда для "разогрева" группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Очевидно, это связано прежде всего со степенью внутренней готовности участников коллектива к непривычным и необычным способам работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы педагог  применяет различные тактики:

  1. если дети настроены доброжелательно, но напряженно, то его задача – помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и "мажорного" настроения у ребят, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;
  2. если объединение с самого начала настроена скептически или даже враждебно, то педагог сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.

Во втором случае часто применяется деловая игра "Кораблекрушение" (ее известные аналоги – "Катастрофа в пустыне", "Посадка на Луне"). Игра состоит в следующем. Участники группы – уцелевшие после кораблекрушения пассажиры, оказавшиеся на небольшом плоту в океане с определенным набором предметов. Эти предметы необходимо проранжировать по степени значимости для спасения сначала индивидуально, потом в парах, а затем всей группой. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

Для снятия напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью, например, "Путаница": все берутся за руки, образуя цепочку; стоящий первым начинает двигаться под руками играющих, запутывая цепочку; ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не расцепляя руки участников.

Уже на этой стадии почти каждое упражнение сопровождается индивидуальной и групповой рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Вторая стадия – осознание 

Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в коллективе. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова педагога и процессы, происходящие в коллектив и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются ребятами способы самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие. Таковы, например, процедуры "Предмет рассказывает о хозяине". Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе ("Я – авторучка Марины, я у нее всего месяц, но за это время я узнала о ней..."). Другие "предметы" могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине. Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.

Упражнение "Самоанализ". Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: "Дай 10 ответов на вопрос: "Кто я такой?". Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.

Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: "Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?". После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходство и различия.

В заключение дается домашнее задание: по окончании занятия предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагавшимся набором черт.

В качестве приема организации обратной связи можно применить упражнение "Кто ты?". Каждому ребенку на спине крепится большой лист плотной бумаги. Каждый педагог должен написать каждому хотя бы один ответ на указанный вопрос. После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в коллективе.

Третья стадия – переоценка 

Третьей стадией развития коллектива является стадия переоценки. Она сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У ребят появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, одноклассников, кружковцев) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций ребенок все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат этой стадии.

На этих стадиях очень важна релаксация.Педагог, введя участников в релаксационное состояние, просит представить большой белый экран, разделенный вертикальной чертой. Слева на экран проецируется субъектом негативная фрустрирующая ситуация нечеткая, черно-белая; справа – ситуация успеха, яркая, красочная, наполненная звуками и запахами. Постепенно левая (негативная) картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая (позитивная) становится все более яркой и приближается. После двух-трех-кратного выполнения этого упражнения участники с удивлением обнаруживают, что мысли о негативной ситуации больше не вызывают отрицательных чувств и она воспринимается ими гораздо спокойнее, чем прежде.

Для детей – представить поляну и аналогичным способом работать с ней, только использовать другие образы.

К этому времени в коллективе уже складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Созданию обстановки взаимного доверия способствуют техники телесной терапии, например, упражнение "Маятник". Двое участников встают лицом друг к другу, третий стоит между ними, закрыв лицо и расслабившись. Первые двое, положив руки ему на плечи, начинают раскачивать его, постепенно увеличивая амплитуду колебаний. Этим приемом легко диагностировать степень доверия, которое испытывают участники коллектива друг к другу. Еще более показательным в этом плане является "доверяющее падение". Все участники по очереди встают спиной к ребятам, которые образуют коридор из крепко сомкнутых рук и падает. Иногда страх, что тебя не поймают, уронят, отсутствие доверия к своим коллегам буквально парализуют тело человека, и он не может пересилить себя и заставить упасть. Зато тем, кто упал и ощутил поддержку заботливых рук своих товарищей, это, по их отзывам, давало незабываемое ощущение радости и гордости, доверия к другим участникам.

«Восковая палочка» – участник упражнения закрывает глаза, остальные окружив его, начинают медленно и аккуратно вращать, можно при этом наговаривать положительные установки.

Ручеёк (по принципу игры, но при этом участник проходит с закрытыми глазами, а участники ручейка не размыкают рук до тех пор, пока не сделают комплимент тому, кто в ручейке).

Сильное эмоциональное переживание это от подобных упражнений вспоминается участниками таких занятий еще очень долго, даже тогда, когда многие другие процедуры уже забылись.

Четвертая стадия – действие 

Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Воспитанники апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Традиционная схема занятия

  1. Приветствие.
  2. Опрос самочувствия (ребята сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
  3. Предложение педагогом темы занятия
  4. Разминочные упражнения.
  5. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
  6. Подведение итогов занятия (высказывания воспитанников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
  7. Резюмирование педагога (по необходимости).
  8. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

  1. Аплодисменты. Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

ТРЕНИНГ

“Мысленное путешествие”.

После предварительного расслабления участников и погружения ведущий говорит: “Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветерок что-то шепчет вам. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица. Но вы не убегаете от нее – это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место)... Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает.”

Процедура "Эмоциональная диагностика"

Рекомендуется проводить каждый день тренинга

Цель: диагностика состояния членов группы. Проследить динамику изменений эмоционального состояния членов группы.

Инструкция: Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки , ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных челов еч к ов и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.

Необходимый материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей или фломастеров соответствующие люшеровским цветам.

Возможны и другие варианты: Назовите цвет вашего настроения. Попробуйте им порисовать.

ИГРА «Паутинка»

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом и в ходе приятного и весёлого общения занять своё место в группе.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что – то рассказать о себе.

Меня зовут … Но никто не знает что я … на сегодняшнем семинаре я всем желаю … (одним словом.)

ИГРА «Мы похожи»

Цель: помочь проявить как своеобразие каждого ребёнка, так и общие черты, объединяющие их.

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на пятёрки.

Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет её членов.

В этом списке можно написать, например: - у каждого из нас есть брат… - у каждого из нас есть мягкая игрушка… - мы все любим ходить в бассейн… и т. д.

У вас есть 10 минут. Победит та команда, которая найдёт и запишет наибольшее количество общих черт».

Упражнение «Признание заслуг»

Это упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижении командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, немного попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого.

Мне бы хотелось предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось не мало.

Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад в достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итоговое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги … (15 минут)

Участники в течении 15 минут заполняют карточки.

А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные возможности.

Для того, чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлющей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими сотрудниками, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте, как можно более объективны. Старайтесь действовать тактично, что бы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем.

Игра «Невидимая связь»

Оборудование: моток прочных толстых нитей.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук и закрывают глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам и весям, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.

Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её1 тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми.

А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: он тянет одеяло на себя.

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: посадил себе на шею.

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.

Вопросы для обсуждения:

  1. каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
  2. что было легко, что трудно в этой игре?
  3. чему эта игра может научить команду?

Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде. комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

ИГРА «Тропинка к сердцу»

Цель: создать дружескую атмосферу в группе, содействовать сплочению коллектива.

Материалы: небольшие сердечки из цветной бумаги по числу детей, чистый лист ватмана, фломастеры.

Инструкция: «Каждый из вас уже подружился с кем – то в группе, то есть нашёл тропинку к его сердцу. Сейчас каждый из вас на маленьком сердечке напишет своё имя и приклеит его на лист ватмана там, где захочет. Затем фломастером нарисует свою тропинку к сердцу своего друга. А если у вас несколько друзей, то рисуйте несколько тропинок». (Если в группе есть дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к сердечкам тех ребятам, которые им нравятся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИКТ для создания благоприятной атмосферы на уроке"

"Создание на уроке среды взаимодействия - залог успешного развития ученика"    В нвстоящее время мы являемтя свидетелями того. как информационные технологии влияют на общество. как оно меня...

Создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Статья содержит рекомендации по созданию благоприятного климата на уроке....

Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.

Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...

Семинар-тренинг для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»

Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками....

Памятка "Создание благоприятной атмосферы в семье"

quot;Создание благоприятной атмосферы в семье"...

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...