Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-вышивальщица"
учебно-методический материал на тему

Программа допрофессиональная для детей 14-17 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyshivalshchitsa.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Управление образования Администрации

Южноуральского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

«Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                           

                                                                             Утверждаю

                                                                           Директор                                                                                  

                                                                           Алексеева Н.Ф.

                                                                   «___»  ____2008 г.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Мастер-вышивальщица»

Возрастной диапазон: 11 - 14  лет.

Срок реализации программы: 3 года.

                                    Автор:

                                                            Ческидова Валентина                

                                             Григорьевна,

                                                                     педагог   дополнительного

                                                                     образования   МОУ  ДОдД

                                                             I   квалификационной

                                         категории

Южноуральск

2008 г.

Информационная карта к программе  «Мастер-вышивальщица»

Ф.И.О. педагога                 Ческидова Валентина Григорьевна.

По типу создания:             типовая, адаптированная, авторская.

По целевой установке:      развивающая или комплексная, учебная,

                                             воспитательная.

По образовательной

области:                              профильная, многопрофильная (естествознание,

                                             искусство, духовная антропология, социальная

                                             практика, словесность, технология)

По направлению

деятельности:                     ориентационная, фундаментальная, прикладная,

                                             информационная.

По способам реализации:  эвристическая, алгоритмическая,

                                             исследовательская, творческая.

По уровням усвоения:       общекультурный, углубленный, профессионально-

                                             ориентированный.

По направлениям

деятельности:                     1) техническое, 2) спортивно-техническое,

                                             3)  физкультурно-оздоровительное, 4) туристско-

                                             краеведческое, 5) эколого-биологическое,

                                             6) культурологическое, 7) художественно-

                                             эстетическое, 8) социально-педагогическая

                                             профориентация, 9) военно-патриотическое,  

                                             10) естественно-научное.

По формам реализации:    групповые, индивидуальные, индивидуально-

                                             групповые.

По продолжительности

реализации:                         одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и т.д.

По полу:                              смешанное   обучение для мальчиков, для девочек.

По возрасту:                       для дошкольников, учащихся начальной,

                                             основной, средней школы, подростков.

                                                 Пояснительная записка.

     Образовательная программа «Мастер-вышивальщица» является составной

 частью художественно-технического образования детей.

      Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.

      Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт.

      Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.

      Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.

       По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.

       Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).

       Практическая работа с учетом возраста детей направлена на овладение наиболее распространенными приемами вышивки –  (крест, цветная гладь).

       Занятия художественной вышивкой способствуют:

-развитию творческой личности;

-воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности и терпеливости;

-развитию интереса и любви к народному искусству, художественного вкуса и мастерства у каждого обучающегося;

-эстетическому развитию личности ребенка;

-созданию творческой активности;

-формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о вышивке, обучаются приемам вышивки;

-психологической разгрузке и оздоровлению;

-созданию благоприятной среды для общения;

-организации полезного досуга детей;

-адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает программу актуальной.

         Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.

         Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии».

          Цель программы - создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:        

  1. Приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности.
  2. Воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу: доброты, красоты, трудолюбие, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально – активной личности.
  3. Формирование у детей навыков и приемов работы вышивкой, изготовления художественных традиционных и авторских изделий.
  4. Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровье сберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка.
  5. Развитие творческих и коммуникативных способностей к самостоятельности и творчески активного мышления.
  6. Включение учащихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества.
  7. Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия.
  8. Повышение само значимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках.

   

           Цель и задачи усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.

           В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, последовательно осваиваются отдельные приемы вышивания с учетом современной технологии; основы организации труда; самооценка качества изделий; последовательность исполнения изучаемых приемов вышивки; навыки пользования инструментами; приемы безопасного труда и личной гигиены.

           Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут.

           Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объему значительно больше теоретической части. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности монологическую речь и логическое мышление.            

           В основе организации учебно – воспитательного процесса лежат:

- технология развивающего дифференцированного обучения;

- личностно – ориентированная педагогика;

- педагогика сотрудничества и сотворчества.

           Основной формой организации занятия является индивидуально – групповая форма.

            Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетической, развлекающей, здоровъе  сберегающей образовательной среды, как комплекса комфортных психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.

            Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.

             Основными формами подведения итогов реализации программ являются: самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.

             Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся. В течении года обучающийся принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что  позволяет ему увидеть  свою работу в сравнении с лучшими образцами.

           Динамику совершенствования творческих навыков учащихся педагогу помогут проверить зачетные занятия, контрольные работы. Оцениваются знания, умения, навыки обучающихся детей по 3 – уровневой системе: минимальный, общий, продвинутый.

          В конце учебного года проводятся творческие испытания, подготовка проекта и изготовление выставочного изделия.

         По окончании учебного года обучающиеся будут знать:

- историю русской вышивки;

- самые распространенные приемы вышивки;

- характер вышивки, где применяют (растительного происхождения, животного происхождения);

- орнамент вышивке;

- значение слова «орнамент»;

- принципы построения рисунка;

- понятие композиция;

- основные свойства взаимодействия цветов;

- значение слова спектр;

- перечень, необходимых для вышивки инструментов;

- принципы выбора ткани и ниток для вышивки;

- способы перевода рисунка на ткань.    

           

          Уметь:

- выбирать нитки и ткань для вышивки; канву по номеру; иглы для ручной работы;

- подготовиться к вышивке: подравнять ткань, наметить расположение узора, перевести узор на ткань;

- увеличить рисунок;

- уменьшить рисунок;

- подготовить рабочее место вышивальщицы

- выполнять простейшие и сложные швы;

- закреплять нити на ткани.  

           Иметь ориентацию на:

- добро, красоту, творческий труд;

- дальнейшее изучение народного прикладного творчества.

        В реализации программы до профессиональной подготовки «Мастер – вышивальщица» принимают участие дети 11-14 лет, которые достаточно усидчивые, отличаются любознательностью и стремлением овладеть видами художественно – прикладного творчества, имеющими практическое применение и дающими возможность заработать деньги.

        Программа рассчитана на 1 год обучения (78 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу                          

         

                         

  Учебно - тематический план 1года обучения


п\п

                 

                Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

    Водное занятие

2

1

1

2.

История русской вышивки

6

2

4

3.

Орнамент в вышивке

6

2

4

4.

Цветоведение

4

2

2

5.

Инструменты и приспособления для вышивки

4

2

2

6.

Материаловедение

4

2

2

7.

Подготовка к вышивке

6

2

4

8.

Виды швов ручной вышивки

4

2

2

9.

Вышивка изделий (стебельчатым швом)

34

4

30

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

72

20

52

                             

                       Содержание программы

               1. Вводное занятие (2 часа).

Теория:  Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).

Практика:  Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).

Методическое обеспечение:  Тетрадь, ручка.

Дидактическое обеспечение:  Журналы по вышивке. Инструкции  по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.

                        2. История русской вышивки (6 часов).

Теория:  Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).

Практика:   Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.

Дидактическое обеспечение:  Образцы с различными приемами вышивки.

             3. Орнамент в вышивке (6 часов).

Теория:  Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).  

Практика:  Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).

Методическое обеспечение:   Альбом, карандаш, фломастеры.

Дидактическое обеспечение:  Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.

       

             4. Цветоведение (4 часа).

Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).

Практика:  Зарисовка цветового круга (2 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.

Дидактическое обеспечение:  Схема с цветовым кругом.

           

                  5.     Инструменты и приспособления (4 часа).

Теория:  Инструменты, необходимые для  вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.

Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.

Практика:  Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.

Методическое обеспечение:  Инструменты и приспособления для ручной вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.

           

  1. Материаловедение(4 часа).

Теория:  Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,                    

Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).

Практика:  Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).

Методическое  обеспечение:   Нитки и ткани для вышивки.

Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.

 

                 7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).

                               

   Теория:  Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).

Практика:  Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).

Методическое обеспечение:  Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.

8.Подготовка к вышивке (6 часов).

Теория:  Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).

Практика;  Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).

Методическое обеспечение:  Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.

Дидактическое обеспечение:  Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.

  1. Вышивка изделий (34 часов).

Теория:  Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология  выполнения вышивки разных видов (4 часов).

Практика:  Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).

Методическое обеспечение:  Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.  

  1. Итоговое занятие (2 часа).

           

 Теория:  Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).

Практика:  Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).

Методическое обеспечение:  Стенд.        

Дидактическое обеспечение:  Работы учащихся.

                     

                       

 

       Учебно - тематический план 2года обучения


п\п

                 

                Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

    Водное занятие

2

1

1

2.

Вышивка в современной одежде

6

2

4

3.

Орнамент в вышивке

6

2

4

4.

Цветоведение

4

2

2

5.

Инструменты и приспособления для вышивки

4

2

2

6.

Материаловедение

4

2

2

7.

Подготовка к вышивке

6

2

4

8.

Виды швов ручной вышивки

4

2

2

9.

Вышивка изделий (крестом)

34

4

30

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

72

20

52

                             

                       Содержание программы

               1. Вводное занятие (2 часа).

Теория:  Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).

Практика:  Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).

Методическое обеспечение:  Тетрадь, ручка.

Дидактическое обеспечение:  Журналы по вышивке. Инструкции  по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.

                        2. История русской вышивки (6 часов).

Теория:  Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).

Практика:   Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.

Дидактическое обеспечение:  Образцы с различными приемами вышивки.

             3. Орнамент в вышивке (6 часов).

Теория:  Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).  

Практика:  Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).

Методическое обеспечение:   Альбом, карандаш, фломастеры.

Дидактическое обеспечение:  Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.

       

             4. Цветоведение (4 часа).

Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).

Практика:  Зарисовка цветового круга (2 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.

Дидактическое обеспечение:  Схема с цветовым кругом.

           

                  5.     Инструменты и приспособления (4 часа).

Теория:  Инструменты, необходимые для  вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.

Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.

Практика:  Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.

Методическое обеспечение:  Инструменты и приспособления для ручной вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.

           

  1. Материаловедение(4 часа).

Теория:  Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,                    

Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).

Практика:  Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).

Методическое  обеспечение:   Нитки и ткани для вышивки.

Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.

 

                 7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).

                               

   Теория:  Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).

Практика:  Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).

Методическое обеспечение:  Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.

8.Подготовка к вышивке (6 часов).

Теория:  Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).

Практика;  Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).

Методическое обеспечение:  Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.

Дидактическое обеспечение:  Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.

  1. Вышивка изделий (34 часов).

Теория:  Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология  выполнения вышивки разных видов (4 часов).

Практика:  Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).

Методическое обеспечение:  Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.  

  1. Итоговое занятие (2 часа).

           

 Теория:  Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).

Практика:  Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).

Методическое обеспечение:  Стенд.        

Дидактическое обеспечение:  Работы учащихся.

                         

  Учебно - тематический план 3года обучения


п\п

                 

                Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

    Водное занятие

2

1

1

2.

История русской вышивки

6

2

4

3.

Орнамент в вышивке

6

2

4

4.

Цветоведение

4

2

2

5.

Инструменты и приспособления для вышивки

4

2

2

6.

Материаловедение

4

2

2

7.

Подготовка к вышивке

6

2

4

8.

Виды швов ручной вышивки

4

2

2

9.

Вышивка изделий

34

4

30

10.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

72

20

52

                             

                       Содержание программы

               1. Вводное занятие (2 часа).

Теория:  Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).

Практика:  Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).

Методическое обеспечение:  Тетрадь, ручка.

Дидактическое обеспечение:  Журналы по вышивке. Инструкции  по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.

                        2. История русской вышивки (6 часов).

Теория:  Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).

Практика:   Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.

Дидактическое обеспечение:  Образцы с различными приемами вышивки.

             3. Орнамент в вышивке (6 часов).

Теория:  Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).  

Практика:  Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).

Методическое обеспечение:   Альбом, карандаш, фломастеры.

Дидактическое обеспечение:  Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.

       

             4. Цветоведение (4 часа).

Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).

Практика:  Зарисовка цветового круга (2 часа).

Методическое обеспечение:  Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.

Дидактическое обеспечение:  Схема с цветовым кругом.

           

                  5.     Инструменты и приспособления (4 часа).

Теория:  Инструменты, необходимые для  вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.

Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.

Практика:  Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.

Методическое обеспечение:  Инструменты и приспособления для ручной вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.

           

  1. Материаловедение(4 часа).

Теория:  Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,                    

Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).

Практика:  Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).

Методическое  обеспечение:   Нитки и ткани для вышивки.

Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.

 

                 7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).

                               

   Теория:  Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).

Практика:  Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).

Методическое обеспечение:  Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.

Дидактическое обеспечение:  Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.

8.Подготовка к вышивке (6 часов).

Теория:  Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).

Практика;  Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).

Методическое обеспечение:  Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.

Дидактическое обеспечение:  Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.

  1. Вышивка изделий (34 часов).

Теория:  Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология  выполнения вышивки разных видов (4 часов).

Практика:  Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).

Методическое обеспечение:  Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.

Дидактическое обеспечение:  Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.  

  1. Итоговое занятие (2 часа).

           

 Теория:  Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).

Практика:  Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).

Методическое обеспечение:  Стенд.        

Дидактическое обеспечение:  Работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Допрофессиональная подготовка

Допрофессиональная подготовка глухих учащихся со сложным дефектом....

Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-надомник"

Программа допрофессиональной подготовки для детей 11-14 лет....

Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе

Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»Данная методическая разработка представляет собой п...

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области н...

Дополнительная образовательная программа по допрофессиональной подготовке детей-инвалидов и подростков с ОВЗ "Основы WEB-дизайна"

Данная программа дает широкие возможности для применения ее на занятиях с детьми-инвалидами и подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных возрастов и диагнозов и предполагает разны...