Программа курса по выбору учащихся 8–х классов «Право на каждый день»
рабочая программа (8 класс) по теме

Прищепенко Нина Анатольевна

Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._pravo_na_kazhdyy_den._prishchepenko.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное образование

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

город Пыть-Ях

         Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

   средняя  общеобразовательная  школа  № 2

ПРОГРАММА

курса по выбору учащихся 8–х классов

 «Право на каждый день»

     

 Автор:                          Прищепенко Нина Анатольевна,

                          учитель истории и обществознания,

                                       первая квалификационная категория

2013-2014 учебный год                                                                                           

Содержание

1. Пояснительную записка…………………………………………3  

2. Содержание программы…………………………………………6

3. Учебно-тематический план…………………………………….12

4. Ожидаемые результаты…………………………………………14

5. Техническое оснащение………………………………………..14

6. Список использованной литературы для учителя……………15

7. Список использованной литературы для учащихся………….16

8. Приложение электронный носитель.

Пояснительная записка

Программа курса «Право на каждый день» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы и современных изменений в текущем законодательстве.

Закон РФ "Об образовании" определил важнейшие требования к содержанию образования. Молодой гражданин страны,  выходящий из стен общеобразовательного учреждения, не знает Основного закона страны, своих прав, обязанностей, форм и средств их реализации и защиты, неуважительно относится к праву. В данном случае ущербность, как для личности, так и для общества очевидно. Ведь отсутствие должных правовых знаний, умений, навыков не позволит юноше или девушке грамотно участвовать в решении вопросов жизни города, края, страны, полноценно выполнять обязанности рабочего, служащего, предпринимателя, потребителя,                                     налогоплательщика и т.п. Тревогу вызывают и то, что правовое бескультурье является благодатной почвой для усвоения антиправил, приводит к отступлениям от закона. Содержательной основой системы демократического гражданского образования являются обучение демократии. Становлению демократического государства в нашей стране способствует правильно организованное гражданское                           образование. От успешности гражданского образования во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.

В процессе изучения тем курса у учащихся должна быть в целом сформирована способность высказывать собственную точку зрения на рассматриваемые проблемы и аргументировать ее, рассматривать аргументы, приводимые другими, оценивать степень доказательности того или иного мнения, а также способность самостоятельно разбираться в существе поставленной проблемы и примерно определять ее место в системе общественнонаучного знания.

Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом.

Педагогике и возрастной психологии отдается приоритет перед другими науками. Отказ от классической схемы изучения  общественных наук становится в связи с этим и возможным, и необходимым. Например, изучается не право с его традиционной структурой, а человек в системе правоотношений, что требует принципиально иной подачи материала.

Возрастным особенностям учащихся подчинены практически все элементы программы и учебно-методического обеспечения. Приоритет педагогики в структурировании курса обеспечивает максимальную ориентацию программы на заинтересованное изучение школьниками общественных явлений. Детям на уроке должно быть интересно. Все то, что не может быть в принципе усвоено детьми, даже если это базовые положения общественных наук, в программу не включается вообще или включается не в той последовательности, которой требует логика изложения основ науки.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор жизненного пути. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

         Программа предназначена для изучения в 8 классе в течение 34 часов.

Предлагаемый курс направлен на:

1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях современного общества;

2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

3) формирование собственных норм и ценностей;

4) установление конструктивных отношений с окружающими.

ЦЕЛЬ КУРСА:

           развитие правовой культуры учащихся на основе освоения ими основных правовых норм, прав и свобод гражданина и человека.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека;
  • Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
  • Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений;
  • Воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах;
  • Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных документов по правам человека.
  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны.
  • Знакомство с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.

    В   процессе изучения  курса «Право на каждый день» учащиеся знакомятся с некоторыми главными проблемами в юриспруденции, осознают значимость правовой информации для современного гражданина страны.

   Школьники применяют полученные на занятиях знания в решении практических задач, учатся грамотно оформлять документы, получают начальные сведения о юридических профессиях, учатся искусству ведения дискуссий, работе с документами, оформляют творческие работы.

Предлагаемый  курс направлен на социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.

Особенности предлагаемого подхода к построению курса состоят в следующем:

  • опора на содержание других учебных дисциплин, изучаемых в том или ином классе;
  • обращение к острым проблемам современности, к тем их аспектам, которые близки подросткам и не оставляют их равнодушными;
  • включение в содержание курса психологических и историко-культурологических материалов;
  • обращение к историческим и художественным героям, обогатившим наше представление о гражданской культуре;
  • усиление практической направленности курса.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • принцип гуманизации;
  • принцип интеграции учебных предметов
  • принцип     комплексности    
  • принцип гражданственности.

        

Содержание программы методически распределено по основным  трем проблемно-тематическим разделам:

Раздел I. Человек и его мир

Раздел II. Ответственность за правонарушение

Раздел III. Защити себя сам

Это даёт педагогу возможность последовательно знакомить подростков с правовой информацией. Программа является дополнением к  содержанию учебного предмета обществознание. Педагог может выбрать различные формы и методы проведения занятий.

      При изучении курса программы необходимо опереться на знания учащихся по смежным  учебным  предметам, прежде всего обществознанию. Межпредметные связи позволяют использовать в процессе изучения курса обществоведческие факты, исторические события, литературные образы.

В данном курсе использую различные формы работы с учащимися: лекции, диалоги и семинары, практические работы, творческие работы, экскурсии, мультимедийные занятия.

Практикумы, практические работы используются при изучении документов (Конституции РФ, Декларации о правах ребенка). На этих занятиях обучающиеся  учатся работать с документами (читают и анализируют, делают выводы, отвечают на поставленные вопросы).

На занятиях используются лекционно-семинарские, групповые формы работы, где школьники учатся цивилизованно вести дискуссии, выполняют творческие работы, учатся отстаивать свое мнение, допуская наличие альтернативных взглядов.

В ходе занятий школьники выполняют творческие работы, ведут тетради с конспектами.

Факультативный  курс «Право на каждый день»  рассчитан на 34 часа.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование   таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах,      “мозговых штурмах”, контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка.

Формы контроля: тестовые задания, практические работы, ситуативные задания.

Критерии оценивания учащихся

При оценке знаний учащихся должны учитываться:

  • характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность;
  • качество знаний: полнота, глубина, гибкость, системность, прочность;
  • сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;
  • уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.;
  • опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы);
  • самостоятельность оценочных суждений.

Оценка «5» 

ставится, если ученик:

Оценка «4»

 ставится, если ученик:

Оценка «3» 

ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает предметный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии.

Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий.

Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Усвоил основное содержание программного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению тем; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста.

Содержание программы

Раздел I. Человек и его мир.

Тема 1.  Загадка и природа человека.

Мифы о сотворении человека. Человек – существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек, его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком. Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности – темперамент, характер человека.

Тема 2.  Человек в поисках смысла жизни.

Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Человек в поисках смысла жизни.

Тема 3.  Мировоззрение человека.

Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени – время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.

Тема 4.  Потребности и возможности человека.

Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные. Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человек. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим – эгоцетризм, альтруизм.

Тема 5.  Человек и общество.

Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального, постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.

Тема 6. Социальные регуляторы поведения человека.

Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.

Тема 7. Как и почему возникает право?

Право – регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.

Тема 8.  Правовая культура и правовое поведение личности.

От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.

Тема 9. Государство и право.

Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция – основной закон государства.

Тема 10. Гражданин и государство.

Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность – общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин – достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.

Тема 11. Личность гражданина.

Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов.

Тема 12. Личность среди сверстников.

Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность.

Тема 13. Личность в семье.

Право и бесправие. Наличие прав – признак свободы. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители и дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу.

 Тема 14. Личность и образование.

Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа – место самоопределения личности. Деятельность ученик – учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.

 Тема 15. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги.

Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.

Тема 16. Предпринимательство и закон.

Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя – прибыль. Особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.

Тема 17. Личность и труд.

Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.

 Тема 18. Личность и власть.

Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан.

 Тема 19. Личность и защита отечества.

Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.

 Тема 20. Личность и закон.

Для чего принимаются законы. Склонность-стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.

Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала милиция, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.

Раздел II.  Ответственность за правонарушения.

Тема 21. Правонарушение и преступление.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.

Тема 22. Причины правонарушений.

Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений.

Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы. Отношение милиции к ранним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.

Тема 23. Вина и ответственность.

Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.

Тема 24. Ответственность за правонарушения против собственности.

Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, средств массовой информации на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за это преступление. Ответственность за мошенничество. Умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателя-школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Общественная опасность вымогательства. Ответственность за вымогательство.

Тема 25. Ответственность за правонарушение против личности.

Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки.

Изнасилование – тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство – тягчайшее преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.

Тема 26. Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.

Тема 27. Правопорядок и милиция.

Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка, понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи милиции. Органы внутренних дел. Структура отдела (городского, районного) внутренних дел. Задачи милиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора. Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной милиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия милиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение.

 Тема 28. Суд и прокуратура.

Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Роль адвоката. Роль свидетелей. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетнего. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства.

Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор за соблюдением закона в местах содержания задержанных, в следственных изоляторах и т. д.

Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.

Раздел III. Защити себя сам.

 Тема 29. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.

Курение, пьянство, наркомания – это то, что мешает укреплению здоровья. Доходы государства от продажи табака и спиртного. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Личность наркомана. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. СПИД – чума XXI века. Как избежать заболевания. Государственная политика в сфере предупреждения и распространения ВИЧ-инфекций. Путь к здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность.

 Тема 30-31. Как не стать жертвой преступления?

Что такое вина. Что такое виктимология? Закон «О безопасности». Особенности виктимной личности. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств – центральная фигура. Типы личностей с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.

Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.

 Тема 32. Если тебя задержала милиция.

Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.

Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Комендантский час.

Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема 33. «Трудное решение» (ролевая игра).

Тема 34. Повторительно-обобщающий урок «Подросток и закон».

Учебно-тематический план программы

Название темы или раздела

Кол-во

часов

Формы занятий

Виды

деятельности

I.

«Раздел I. Человек и его мир»

20

1.

Загадка и природа человека

1

Лекция

Анализ высказывания  (практич. работа)

2.

Человек ищет смысл жизни

1

Лекция

Инидвид. самост.

работа

3.

Мировоззрение человека

1

Практикум

Творч.

работа

4.

Потребности и возможности человека

1

Практикум

Творч.

работа

5.

Человек и общество

1

Лекция

Подготовка

сообщений

6.

Социальные регуляторы поведения человека

1

Практич.

задание

Работа со справочной литературой

7.

Как и почему возникает право

1

Лекция

Групповая

творческая

работа

8.

Правовая культура и правовое поведение личности

1

Семинар

Групповая

творческая

работа

9.

Государство и право

1

Практич.

работа

Сообщения, подготовленные учащимися.

10.

Гражданин и государство

1

Практич.

работа

Инидвид. самост.

работа

11.

Личность гражданина

1

Беседа

Групповая

творческая

работа

12.

Личность среди сверстников

1

Практич.

задания

Творч.

работа

13.

Личность в семье

1

Творч.

задания

Сообщения, подготовленные учащимися.

14.

Личность и образование

1

Практич.

работа

Творч.

работа

15.

Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги

1

Семинар

Сообщения, подготовленные учащимися.

16.

Предпринимательство

и закон

1

Тренинг

Мультимедийное занятие

17.

Личность и труд

1

Практич.

работа

Работа со справочной литературой, сообщение учащихся

18.

Личность и власть. Я будущий избиратель

1

Практич.

работа

Работа с нормативными источниками

19.

Личность и защита Отечества

1

Семинар

Сообщения, подготовленные учащимися.

20.

Личность и закон

1

Тренинг

Мультимедийное занятие

II.

«Раздел II. Ответственность за правонарушение »

8

21.

Правонарушение и преступление

1

Составление схем

Работа со справочной литературой, сообщение учащихся

22.

Причины правонарушений

1

Беседа

(ответы на вопросы)

Работа с нормативными источниками

23.

Вина и ответственность

1

Практич.

работа

Устное рецензирование сообщений

24.

Ответственность за правонарушения против собственности

1

Семинар

Работа с УК

25.

Ответственность за правонарушения против личности

1

Сочинение

26.

Групповые правонарушения несовершеннолетних

1

Практич.

работа

Инидвид. самост.

работа

27.

Правопорядок и милиция

1

Семинар

Сообщения, подготовленные учащимися.

28.

Суд и прокуратура

1

Практич.

работа

Экскурсия в городскую прокуратуру

III.

«Раздел III.

Защити себя сам»

6

29.

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон

1

Составление рекламы

Устное рецензирование сообщений

30-31.

Как не стать жертвой преступлений

2

Практич.

работа

Реферативная работа

32.

Если тебя задержала милиция

1

Лекция

Запись тезисов лекции учителя

33.

Ролевая игра «Трудное решение»

1

Проведение судебного заседания

Коллективное

творческое занятие

34-35

Повторительно-обобщающий урок

«Подросток и закон»

2

Круглый стол

Коллективное

творческое занятие

Итого:

35 ч.

        ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности как ожидаемый результат.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для курса «Право на каждый день»  в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учащийся должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

А также, в результате изучения курса «Право на каждый день» на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • необходимость изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития современного общества;
  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
  • механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России.

Уметь:

  • работать в группе, четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее;
  • исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  • работать с нормативными документами, анализировать нормативно-правовые источники;
  • излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решать  правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

Владеть:

  • навыком поиска первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализом норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • знаниями, соответствующими закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
  • способами реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Реализовать данную программу можно, используя учебники, методические пособия, сборники заданий, хрестоматии и практикумы по курсу «Основы правовых знаний», подготовленных Российским фондом правовых реформ и изданные в издательстве Вита-Пресс в 1999-2001 гг.

Учебно-материальная база:

компьютер, мультимедийный проектор, сборники правовых документов (комплект).

Список литературы:

Для учителя:

Нормативно – правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовный кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. Гражданский кодекс РФ.

Учебная литература:

1. Граждановедение: приложение к «Учительской газете». – 2004. – № 17, 18, 22, 29.

2. Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост. А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внендренческий центр «Маркетинг», 1998. – 160 с. – ISBN 5-7856-0024-2.

3. Иоффе А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 240 с. – ISBN 5-8393-0145-0.

4. Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний. 9 кл.: учеб. для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 288 с. – ISBN 5-7107-2232-4.

5. Максудов Р., Антропов О. Знай свои права. Ты и милиция: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997.

6. Никитин А. Ф. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с. – ISBN 5-7107-

7. Никитин А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл.: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы.) – ISBN 5-7107-3577-9.

Для учащихся:

Нормативно – правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовный кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. Гражданский кодекс РФ.

Учебная литература:

  1. Максудов Р., Антропов О. Знай свои права. Ты и милиция: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997.
  2. Никитин А. Ф. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с. – ISBN 5-7107-1735-5.
  3. Никитин А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл.: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы.) – ISBN 5-7107-3577-9.

http://www.calameo.com/read/001193118ccaa22213dfb проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов "Подсказки на каждый день"

Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное изучение орфографии. Система подачи орфографических  правил, имеющих общую основу, может быть пре...

программа курса по выбору "Процентные расчёты на каждый день" 9 класс

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и ...

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)

Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...

Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...

Программа курса по выбору 9 класс "Права человека"

Программа курса по выбору 9 класс...


 

Комментарии

Ведерникова Наталья Ивановна

Работа не соответствует тематике конкурса