Программа "Журналистика в школе"
рабочая программа на тему

Вечкапина Наталья Вячеславовна

Разработана для работы школьного кружка "Юнкор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Журналистика в школе"41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Журналистика в школе»

Актуальность программы связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов.

Цель программы - развитие личности, способной к творчеству и самоопределению.

В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:

  • познакомить учащихся с совокупностью знаний о принципах журналисткой деятельности, об особенностях журналистской профессии;
  • формирование навыков журналистского мастерства;
  • формирования практического навыка сбора и обработки информации;
  • выпуск школьной газеты «Простые истины» в печатном формате.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на целостные самостоятельные блоки:

  • Журналистика как профессия.
  • Введение в историю журналистики.
  • Основы журналистики.
  • Художественно-техническое оформление издания.
  • Редакционно-издательская деятельность.

Результатом обучения по программе является создание школьного периодического издания (в печатном формате 4 страницы); освоение учащимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. 2 года в программу включено обучение в компьютерной программе Skrabus.

В газете работает несколько постоянных рубрик «Знаменательные даты», «Поздравляем», «Посмеемся ?!», «Давайте познакомимся». Газета ежемесячно проводит обзоры мероприятий, проводимых в школе. Ребята очень активно делятся о своих впечатлениях от поездок и путешествий по разным городам и странам.

В объединении занимается от 12 до 15 человек, но авторами статей может стать любой ученик или учитель.

Формы занятий: лекции, семинары, практические работы.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, семинары, беседы);
  • наглядные;
  • анализ, обобщение, систематизация материалов;
  • практические (написание статей, создание газеты).

Организационно-методические особенности занятий: теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории.

Программа составлена на 2года обучения из расчета 162 часа в год.


Учебно-тематический план

1 год обучения (162 ч)

Теоретический курс (122 ч)

Кол-во часов

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2. Журналистика как профессия

10

3. История журналистики

20

4. Основы журналистики

70

5. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)

20

Практические занятия

(40 ч)

Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.

2 год обучения (162 ч)

Теоретический курс (106 ч)

Кол-во часов

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2. Журналистика как профессия

6

3. Основы журналистики (Культура речи)

11

4. Художественно-техническое оформление издания

46

5. Редакционная деятельность

21

5.Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)

20

Практические занятия

(56 ч)

Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.


Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»

1год обучения

2012-2013 уч. год

1 полугодие

№№

Дата

Ч

Содержание занятий

1

2,5

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей работы, распределение обязанностей. Обсуждение графика выпуска ежемесячной газеты. Определение основных рубрик.

2

2

Отчет о выполнении летних заданий. Работа с фотографиями пришкольного лагеря. Оформление газеты.

3

2,5

Планирование выпуска №2. Распределение заданий.

4

2

Знакомство с программой  Skrabus.

5

2,5

Журналистика как профессия

6

2

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

7

2,5

Основы этики журналиста.

8

2

Обработка материала, редактирование статей в номер.

9

2,5

Оформление газеты.

10

2

Требования к журналисту

11

2,5

Контроль знаний по теме «Журналистика как профессия». Планирование выпуска №3

12

2

История журналистики. Этимология слов «газета» и «журнал».

13

2,5

Как и почему возникла журналистика.  

14

2

История российской журналистики

15

2,5

Формирование жанров журналистики.

 Работа с материалами.

16

2

Формирование жанров журналистики.

17

1

1

0,5

Знакомство с программой  Skrabus.

Развитие отечественной журналистики

Обработка материала, редактирование статей в номер.

18

2

Оформление газеты

19

2,5

Развитие отечественной журналистики.

Планирование выпуска № 4.

20

2

Из истории детской прессы.

21

2,5

Знакомство с законами о СМИ

22

2

Контроль знаний по теме «Журналистика как профессия»

23

2,5

Основы журналистики. Знакомство с деревом жанров. Публицистика.

24

2

Классификация жанров.

25

2,5

Информация (новость). Основные черты. Типы информации.

26

1

1

Знакомство с программой  Skrabus.

Обработка материала, редактирование статей в номер.

27

2,5

Информация (новость). Правила построения. Форма подачи новостей.

28

2

Оформление газеты.

29

2,5

Заметка, ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная.

Планирование выпуска № 5.

30

2

Создание собственной аналитической заметки. (Контрольная работа)

31

1,5

1

Анализ созданных заметок

Работа в программе Skrabus.

32

2

Отчет и его основные черты.

33

2,5

Репортаж и его признаки. Предмет и основа репортажа. Тема и герой репортажа.

Обработка материала, редактирование статей в номер.

34

2

Виды и типы репортажа. Фоторепортаж.

35

2,5

Интервью и его признаки. Типы и виды


 2-е полугодие

№№

Дата

Ч

Содержание занятий

36

2

Правила успешного интервью. Классификация вопросов.

37

2,5

Опрос. Пресс-релиз.

38

2

Обозрение, комментарий.

39

2,5

Оформление газеты.

40

2

Рецензия, корреспонденция. Основные требования к рецензии

Планирование выпуска № 6.

41

2,5

Статья и ее адресат.

Основные типы статей информационного характера.

42

2

Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.

43

2,5

Работа в программе Skrabus.

Обработка материала, редактирование статей в номер.

44

2

Оформление газеты.

2,5

Очерк, его основные черты.

Планирование выпуска №7.

45

2

Виды и типы очерковых публикаций.

46

2,5

Зарисовка. Способы написания зарисовок.

47

2

Фельетон и памфлет.

48

2,5

Работа в программе Skrabus.

Обработка материала, редактирование статей в номер.

49

2

Эссе. Правила написания.

50

2,5

Обзор.

51

2

Оформление газеты.

52

2,5

Отзыв как жанр публицистического стиля. Разновидности отзыва.

Планирование выпуска №8.

53

2

Зрительский отзыв (о кинофильме, спектакле, картине и т.д.).

54

2,5

Самостоятельная работа «Отзыв о школьном мероприятии». Работа с материалами номера.

55

2

Анализ и редактирование отзывов учащихся. Читательский отзыв.

56

2,5

Читательский отзыв и литературная рецензия. Читательский отзыв и аннотация.

57

2

Составление плана читательского отзыва.

58

2,5

Работа в программе Skrabus.

Работа с материалами номера.

59

2

Оформление газеты

60

2,5

Анализ стилистических особенностей читательского отзыва.

Планирование выпуска № 9.

61

2

Работа с материалами рубрики «Великая Отечественная война»

62

2,5

Работа в программе Skrabus.

Практическая работа с материалами номера.

63

2

Зрительский отзыв (о кинофильме, спектакле, картине и т.д.

64

2,5

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты.

Практическая работа: составление анкеты

65

2

Социология как составная часть журналистских знаний.

Методики опросов: мониторинг, документ. Правила проведения опросов.

66

2,5

Оформление газеты.

67

2

Практическая работа по теме: Методика составления анкеты и опроса

68

2,5

Работа в программе Skrabus.

69

2

Зачетное занятие. Создание макета газеты в программе Skrabus.

70

2,5

Конкурс макетов.

71

2

Итоговая контрольная работа «Словарь газетного дела».

72

2.5

Подведение итогов года. Распределение заданий на лето.


Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»

2013-2014 уч. год

1 полугодие

№№

Дата

Ч

Содержание занятий

1

2,5

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей работы, распределение обязанностей. Обсуждение графика выпуска ежемесячной газеты. Определение основных рубрик.

2

2

Отчет о выполнении летних заданий. Работа с фотографиями пришкольного лагеря. Оформление газеты.

3

2,5

Планирование выпуска №2. Распределение заданий.

4

2

Работа в программе Skrabus.

5

2,5

Журналистика как профессия. Профессиональная этика журналиста.

6

2

Нормативно-правовая база журналистики. Закон РФ «О печати».

7

2,5

Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты.

Работа с материалами номера.

8

2

Основы журналистики (Культура речи).

«Газетный язык», требования к языку СМИ.

9

2,5

Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности.

10

2

Оформление газеты.

11

2,5

Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике.

12

2

Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические.

13

2,5

Контрольная работа по теме «Основы журналистики (Культура речи)»

14

2

Художественно-техническое оформление издания. Структура издания и дизайн (основные понятия).

15

2,5

Формат издания. Виды формата и постоянные элементы издания.

16

2

Колонтитул и его роль в издании.

Работа в программе Skrabus.

17

2,5

Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.  

Дизайн как первооснова макета.

18

2

Художественное оформление. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифта.

19

2.5

Оформление газеты

20

2

Типология издания: периодичность, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».

Планирование выпуска № 4.

21

2,5

Макет и верстка. Приемы макетирования. Основные правила верстки.

22

2

Составление графического макета.

23

2,5

Основные правила верстки

24

2

Типы верстки.

Работа с материалами номера.

25

1

1,5

Работа в программе Skrabus.

Композиция полосы.

26

2

Композиция полосы: принцип зрительного предпочтения, равновесия.

27

2,5

Первая страница, ее типы.

28

2

Зачетное занятие «Разработка постраничного графического макета номера газеты».

29

2,5

Оформление газеты

30

2

Заголовки и иллюстрации. Фотоиллюстрации (роль и функции).

31

2,5

Заголовок, его функции и виды.

Планирование выпуска № 5.

32

2

Варианты сложного оформления.

Анализ заголовков СМИ.

33

2,5

Типы и виды школьных газет.

34

2

Типы и виды школьных газет.

35

2,5

Работа в программе Skrabus.

Обработка материала, редактирование статей в номер.


Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юнкор»

2011-2012 уч. год

2 полугодие

№№

Дата

Ч

Содержание занятий

36

2

Школьная газета и веб-сайт.

37

2,5

Работа с веб-сайтом школы.

38

2

Способы объединения материалов в газете.

39

2,5

Оформление газеты.

40

2

Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический, целевой материал.

Планирование № 6.

41

2,5

Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция.

42

2

Особенности работы малой редакции.

43

2,5

Школьная редакция, ее особенности.

Работа с материалами номера.

44

2

Творческая и техническая части редакции.

45

2,5

Редактирование материалов. Общее понятие о редактировании.

46

2

Работа в программе Skrabus.

47

2,5

Оформление газеты.

Планирование № 7.

48

2

Редакторская правка и ее виды.

49

2,5

Редактирование материалов разных форм и жанров.

50

2

Зачетное занятие «Редактирование материалов разных форм и жанров».

51

2,5

Оформление газеты

52

2

Реклама. История рекламы.

Планирование выпуска №8

53

2,5

Создание рекламного текста, его язык.

54

2

Работа в программе Skrabus.

Обработка материала, редактирование статей в номер.

55

2,5

Яркие рекламные проекты в современных СМИ.

56

2

Создание собственных рекламных проектов.

57

2,5

Конкурс рекламных проектов.

58

2

Работа в программе Skrabus.

Работа с материалами номера

59

2,5

Оформление газеты

60

2

Планирование выпуска № 9.

Журналистика в современном мире. Семинар.

61

2,5

Журналистика в современном мире. Семинар.

62

2

Работа с материалами рубрики «Великая Отечественная война»

63

2,5

Работа в программе Skrabus.

Практическая работа с материалами номера

64

2

Работа в программе Skrabus.

65

2,5

Работа в программе Skrabus.

66

2

Оформление газеты

67

2,5

Зачетное занятие. Создание макета газеты в программе Skrabus.

68

2

Конкурс макетов

69

2,5

Экскурсия в редакцию газеты.

70

2

Итоговая контрольная работа «Редакционная деятельность».

71

2,5

Анализ контрольной работы.

72

2

Подведение итогов года. Распределение заданий на лето


Содержание программы

1 год обучения

Теоретический курс

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

2. Журналистика как профессия

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Основы этики журналиста. Требования к журналисту.

3. История журналистики. 

Этимология слов «газета» и «журнал». История российской журналистики. Формирование жанров журналистики. Из истории детской прессы. Знакомство с законами о СМИ.

4. Основы журналистики.

Знакомство с деревом жанров. Публицистика. Классификация жанров. Информация (новость). Основные черты. Типы информации. Заметка, ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Репортаж и его признаки. Интервью и его признаки. Опрос. Пресс-релиз. Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция. Статья и ее адресат. Очерк, его основные черты. Фельетон и памфлет. Эссе. Правила написания. Обзор. Отзыв как жанр публицистического стиля. Разновидности отзыва. Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты.

5. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)

Практические занятия

Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.


2 год обучения

Теоретический курс

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

2. Журналистика как профессия.

Нормативно-правовая база журналистики. Закон РФ «О печати». Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты.  

 3. Основы журналистики (Культура речи)

«Газетный язык», требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности. Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике. Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические.

4. Художественно-техническое оформление издания.

Структура издания и дизайн (основные понятия). Формат издания. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.  Дизайн как первооснова макета. Художественное оформление. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифта. Типология издания: периодичность, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные». Макет и верстка. Приемы макетирования. Основные правила верстки. Композиция полосы.

5. Редакционная деятельность.

Типы и виды школьных газет. Школьная газета и веб-сайт. Способы объединения материалов в газете. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический, целевой материал. Редакционный коллектив. Редакция. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, ее особенности. Творческая и техническая части редакции. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка и ее виды. Реклама. История рекламы.

6. Основы работы в печатных программах (параллельно с предыдущими разделами)

Практические занятия

Планирование выпуска, сбор и обработка информации, создание и редактирование статей, выпуск газеты и т.д.


Методическое обеспечение программы

  • дидактический и лекционный материал

Список использованной литературы

  1. Ворошилов В.В. История журналистики России: конспект лекций. – СПб., 2000.
  2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Волгоград: Учитель,2010.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...