Презентация "Мастера Соловьиного края"
презентация к уроку по теме

Тихонова Елена Викторовна
 
 
Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.

Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. 

Загадочный символ России
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это - не просто детская игрушка, это - неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы вместе с обучающимися школы искусств познаем тайну их изготовления

Главная цель работы – приобщать детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми

Задачи:

-Изучение истории возникновения русской народной  куклы.
-Научиться изготавливать русскую традиционную куклу.
-Развитие фантазии, вкуса, творческого воображения.
-Развитие духовной сферы.
-Развитие самостоятельности.
-Знакомство с элементарными приемами рукоделия.
Воспитание эстетических чувств.
 
В процессе творческой работы:
 
-дает возможность невербального контакта;
-облегчает процесс коммуникации для замкнутых;
-обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование;
-оказывает влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.
 
Кукла – верный спутник детей

    Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. 

Выводы:

- Организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия для школьников к традиционной народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.
- Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помог обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес  к русской национальной культуре.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ГОРШЕЧЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Декоративно-прикладное искусство

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств

     

 

пос. Горшечное - 2012

«Рассмотрено»                                                      «Утверждаю»

педагогическим советом                                   Директор                     Стадник З.Д.  МКОУДОД «Горшеченская ДШИ»                                

                                                                                 _________________________            

«_____» ____________ 2012 г                              «______» ____________2012 г

Разработала

Тихонова Елена Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

преподаватель I квалификационной категории фольклорного отделения,

МКОУ ДОД "Горшеченская ДШИ".

Рецензенты:                                                        

Ревенко Ольга Анатольевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

отделения народного хорового пения

Курского музыкального колледжа имени Г. Свиридова;

Звягинцева Мария Михайловна,

кандидат культурологии,

доцент кафедры художественной культуры и дизайна

КИСО (филиал) РГСУ.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………    4
  2. Учебно-тематическое планирование ………………………………...   10
  3. Содержание программы ……………………………………………..     12
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся …………………      21
  5. Формы и методы контроля ……………………………………………  25
  6. Методическое обеспечение учебного процесса……………………… 27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, несут в себе тонкое понимание природы. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.

Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры.

Программа «Декоративно-прикладное искусство» направлена на  приобщение обучающихся к народной художественной культуре посредством декоративно-прикладного искусства, творческому самовыражению, развитие художественного вкуса и воспитание духовного и нравственного потенциала.

Обращение к историческим корням народного искусства, прогрессивным традициям и обычаям народа, выработанным в течение многих веков, духовным и эстетическим ценностям, способствует возрождению национального самосознания и высоких морально-этических норм и понятий. Опираясь на национальную культуру, появляется возможность формирования характера и убеждений обучающихся.

Программа предполагает знакомство с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества, подробным изучением и конструированием одного из вида народного творчества – бытовой игрушки, куклы.

Актуальность программы заключается в том, что сегодняшнее  общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное место в развитие такой личности может сыграть  декоративно-прикладное искусство, посредством которого в условиях образовательной программы лежит предметно-практическая деятельность, по своему направлению способная воздействовать на развитие интеллекта и психики ребенка.

Программа является педагогически целесообразной, так как она составлена на основе современной и классической педагогики, она является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил.

Новизна заключается в том, что в ее компоненты включены современные и традиционные направления и преемственность по моделированию и конструированию кукол.

Отличительная особенность программы «Декоративно-прикладное искусство» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Цель программы - формирование художественно-творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов обучения.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Образовательные:

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение основам моделирования и конструирования, видам традиционных народных росписей;

- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимопомощи;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;

- сформировать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- создание базы для творческого мышления;

- развитие у детей способности оценки выполненной работы, интуицию;

- развивать умение наблюдать, выделять главное;

- развивать фантазию, внимание, память, воображение;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- развитие активности и самостоятельности.

Воспитательные:

- дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность, которой дана свобода творческого самовыражения;

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 10-15 лет.

Срок реализации – два года. Первый год обучения – 32 часа, второй год  обучения - 33 часа. 

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета, составляет 65 часов. Максимальная учебная нагрузка – 130 часов; объем времени, предусмотренный на внеаудиторную (самостоятельную) работу составляет 65 часов.

Режим занятий: занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся один раз в неделю по одному часу  и  являются связующим звеном в цепочке познаний между предметами «Народное музыкальное творчество», «Фольклорный ансамбль» и «Народная хореография». Дети на уроках получают теоретические сведения, приобретают практические и творческие навыки. Форма занятий - мелкогрупповая. Наполняемость группы - от четырех человек.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • Урок объяснения нового материала:

На этом уроке дети получают различные сведения по теме. Педагог, излагая теоретические материал, иллюстрирует свой рассказ, используя как наглядные пособия, так и аудио- и видеозаписи, презентации. Обучающиеся совместно с преподавателем анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы.

  • Урок общения и систематизации знаний:

Закрепление умений, знаний, навыков.

  • Контрольно-проверочные занятия:

Подведение итогов знаний, умений, навыков по теме.

  • Урок – путешествие:

Это - занимательная форма проведения урока, на котором дети «путешествуют» по историческим местам старины далекой, знакомятся с бытом и бытованием ремесел, спецификой изготовления игрушки или куклы. На уроке используется видеоматериалы.

  • Занятие – игра

В игровой форме обучающиеся закрепляют приобретенные навыки.

  • Урок – экскурсия:

Посещение музеев и выставок.

  • Защита творческих  проектов:

К контрольному уроку дети готовят творческие проекты, которые демонстрируют и защищают.

  • Выставка творческих работ:

Итоговое занятие, на котором демонстрируются работы обучающихся.

  • Самостоятельная деятельность детей:

На уроке обучающиеся самостоятельно выполняют творческие задания.

  • Занятие – зачет:

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат

  • Практическое занятие по отработке определенного умения:

Выработка умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания, способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Вот некоторые из наиболее эффективных методов приминаемых на уроках: 

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия
  2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.
  3. Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
  4. Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

При проведении занятий учитывается:

  • уровень знаний, умений и навыков воспитанников,
  • самостоятельность ребенка,
  • его активность,
  • его индивидуальные особенности,
  • особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Ожидаемые  результат:

  • Дети должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- исторические сведения о народной игрушке;

- виды ручных швов;

- основы кроя;

- технику изготовления народных кукол.

  • Дети должны уметь:

- выполнять простые ручные швы;

- правильно раскроить материал;

- работать индивидуально с методическими картами;

- эстетично оформить игрушку;

- изготовить народную игрушку своими руками из доступных материалов.

Критерии оценки качества знаний и умений проводятся на контрольных уроках, которые могут проходить в форме: итогового занятия, тестирования, устного опроса, мини-выставки; участия в выставках, конкурсах.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

участие в конкурсах и выставках народного творчества.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Первый год обучения.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I четверть

1

Понятие декоративно-прикладное искусство

Урок-лекция

2

1

1

2

Русское народное

творчество в декоративно-прикладном искусстве.

Урок-лекция

2

1

1

3

История русской народной игрушки

Урок-лекция

2

1

1

4-6

Дымковская игрушка

Практический

6

3

3

7-8

Кожлянская игрушка

(Курской области)

Практический

4

2

2

9

    Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

II четверть

1-3

Филимоновская игрушка

Практический

6

3

3

4-6

Каргопольская игрушка

Практический

6

3

3

7

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

III четверть

1-5

Городецкая роспись

Практический

10

5

5

6-9

Гжель

Практический

8

4

4

10

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

IY четверть

1

Деревянная точенная игрушка

Урок-лекция

2

1

1

2-6

Матрешка

Практический

10

5

5

7

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

Итого

66

33

33

Второй  год обучения.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I четверть

1

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси

Урок-лекция

2

1

1

2-8

Куклы-закрутки

Практический

14

7

7

9

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

II четверть

1

Обрядовая кукла.

Урок-лекция

2

1

1

2-6

Конструирование обрядовых кукол

Практический

10

5

5

7

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

III четверть

1

Костюмная кукла.

Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме.

Урок-лекция

2

1

1

2-9

Этнографические куклы в женских костюмах  разных областей России.

Практический

16

8

8

10

Контрольный урок

Творческий просмотр

2

1

1

        IY четверть

1-6

Этнографические куклы в мужских костюмах разных областей России

Практический

12

6

6

7

Контрольный урок

Зачет. Защита творческих проектов

2

1

1

Итого

66

33

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения.

I четверть.

Тема урока № 1. Понятие декоративно-прикладного искусства                            (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Общая характеристика понятия «декоративно-прикладного искусство». Народные промыслы и ремесла. Многообразие декора и отличительные черты. Значение декоративно-прикладного искусства в мировой культуре.

Основные теоретические понятия: декоративно-прикладное искусство, промыслы, ремесла, декор.

Тема урока №2: Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Знакомство с видами орнаментной росписи предметов.

Основные теоретические понятия: орнамент, роспись.

Тема урока № 3: История русской народной игрушки (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Народные традиции в выборе тем и образов глиняных игрушек. Образы в игрушках. Мифологические образы. Солярные (солнечные) знаки в росписи игрушек. Народные промыслы.

Основные теоретические понятия: народные традиции, глиняная игрушка, образы, солярные или солнечные знаки, народные промыслы, роспись.

Тема урока № 4-6: Дымковская игрушка (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 6 часов, аудиторные занятия – 3 часа, самостоятельная работа – 3 часа ).

История зарождения промысла. Вятский праздник – «Свистопляска».

Особенности дымковской игрушки. Этапы изготовления игрушки. Способы лепки и окраски. Лепка и раскрашивание павлина. Лепка и раскрашивание коня. Лепка и раскрашивание барыни.

Практическая деятельность обучающихся: лепка и раскрашивание дымковских игрушек.

Тема урока № 7-8: Кожлянская игрушка (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 4 часа, аудиторные занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа ).

История зарождения промысла. Особенности кожлянской игрушки. Этапы изготовления игрушки. Способы лепки и окраски.

Практическая деятельность обучающихся: лепка и раскрашивание кожлянских игрушек.

Тема урока №9: Контрольный урок (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка выставки «Дымковская карусель или народные гулянья»

II четверть.

Тема урока №1-3:  Филимоновская игрушка (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 6 часов, аудиторные занятия – 3 часа, самостоятельная работа – 3 часа ).

Промысел народной глиняной игрушки – Филимоново. Особенности филимоновской игрушки. Этапы изготовления.  Способы лепки и окраска. Лепка и раскрашивание коровы и барана. Лепка и раскраска филимоновской барыни.

        Практическая деятельность обучающихся: лепка и раскрашивание филимоновских игрушек.

Тема урока №4-6: Каргопольская игрушка (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 6 часов, аудиторные занятия – 3 часа, самостоятельная работа – 3 часа ).

История происхождения каргопольской игрушки. Отличие каргопольской игрушки от глиняных игрушек других промыслов.  Этапы лепки. Способы лепки и окраски. Лепка и раскрашивание старичка с корзиной. Лепка и раскраска каргопольской барыни.

Практическая деятельность обучающихся: лепка и раскрашивание каргопольсктих игрушек.

Тема урока №7: Контрольный урок (вид учебного занятия – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторные занятия – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка выставки «Веселое шествие глиняной игрушки»

III четверть.

Тема урока №1-5: Городецкая роспись (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 10 часов, аудиторные занятия – 5 часов, самостоятельная работа – 5 часов).

История происхождение промысла. Основные элементы росписи. Основы композиции. Последовательность росписи. Украешки и рамки. Отличительные особенности. Роспись шаблонов.

Практическая деятельность обучающихся: роспись шаблонов основными элементами городецкой росписи.

Тема урока №6-9: Гжель (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 8 часов, аудиторные занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа ).

История происхождения промысла. Основные элементы росписи и композиция. Отличительные особенности. Роспись шаблонов.

Практическая деятельность обучающихся: роспись шаблонов основными элементами гжеля.

Тема урока №10: Контрольный урок (вид учебных занятий – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторные занятия – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка выставки «Что за прелесть эти краски!»

IY четверть.

Тема урока №1: Деревянная точеная игрушка (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1 час, самостоятельная работа – 1 час).

      «Сказка про Матренушку». Промысел и искусство. Деревянная точеная игрушка и ее разновидности: загорская, серьгеевская, мериновская, вятская, семеновская, полхов-майданская.

Основные теоретические понятия: промысел, искусство, Матрешка, точеная игрушка.

Тема урока №2-6: Матрешка  (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 8 часов, аудиторные занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа ).

Особенности росписи матрешек и их отличительные черты. Композиционная основа, вычленение ритмических узоров, характер цветовых сочетаний.

Практическая деятельность обучающихся: Конструирование матрешки из папье-маше или лепка из соленного теста. Роспись кукол основными приемами хохломы, полхов-майдановской, семеновской техники.

Тема урока № 7: Контрольный урок (вид учебных занятий – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1часа, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка выставки «Мы - матрешки расписные!»        

Второй год обучения.

I четверть.

Тема урока №1: Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятия – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Дать информационную справку по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций.

Знакомство с историей праздничного русского костюма, его символикой. Рассказ о жизни и быте  русского народа, о православных праздниках.

Основные теоретические понятия: обрядовая кукла, игровая кукла, кукла-оберег.

Тема урока №2-8: Куклы-закрутки (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 14 часов, аудиторные занятия – 7 часов, самостоятельная работа – 7 часов).

Кукла-закрутка и ее предназначение в жизни человека. Знакомство с особенностями, приёмами изготовления и оформления куклы. Технология изготовления кукол-закруток.

Практическая деятельность обучающихся: Моделирование и конструирование кукол-закруток.

Тема урока №9: Контрольный урок (вид учебных занятий – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1часа, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка выставки «Куколка-закруточка».

II четверть.

Тема урока №1: Обрядовая кукла (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятия – 1 час, самостоятельная работа – 1 час ).

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации.

Основные теоретические понятия: обрядовая кукла, обряды.

Тема урока №2-6: Конструирование обрядовых кукол (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 10 часов, аудиторные занятия – 5 часов, самостоятельная работа – 5 часов ).

Обрядовая кукла и ее предназначение в жизни человека. Приемы изготовления и оформления кукол.

Практическая деятельность обучающихся: моделирование и конструирование обрядовых кукол.

Тема урока №7: Контрольный урок (вид учебных занятий – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1час, самостоятельная работа – 1 час ).

Подготовка к выставке «Русский обряд»

III четверть.

Тема урока №1: Костюмная кукла. Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме (вид учебного занятия – урок-лекция, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятия – 1 час, самостоятельная работа – 1 час).

Знакомство с историей традиционного мужского и женского русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа.

Основные теоретические понятия: традиционный народный костюм.

Тема урока №2-9: Этнографические куклы в женских костюмах  разных областей России (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 16 часов, аудиторные занятия – 8 часов, самостоятельная работа – 8 часов ).

Приемы изготовления куклы в традиционном женском народном костюме.

Практическая деятельность обучающихся: моделирование из материала женского костюма разных областей России с художественным оформлением отдельных деталей одежды.

Тема урока №10: Контрольный урок (вид учебного занятия – творческий просмотр, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1час, самостоятельная работа – 1 час).

Оформление выставки «Костюмная кукла в женском традиционном костюме».

IY четверть.

Тема урока №1-6: Этнографические куклы в мужских костюмах разных областей России (вид учебных занятий – практический, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 12 часов, аудиторные занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 6 часов ).

Приемы изготовления куклы в традиционном мужском народном костюме.

Практическая деятельность обучающихся: моделирование из материала мужского костюма разных областей России с художественным оформлением отдельных деталей одежды.

Тема урока №7: Контрольный урок (вид учебного занятия – зачет, защита творческих проектов, общий объем времени: максимальная учебная нагрузка – 2 часа, аудиторное занятие – 1час, самостоятельная работа – 1 час).

Оформление выставки «Костюмная кукла в мужском традиционном костюме», защита творческого проекта.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.

        На внеаудиторную работу обучающихся в седьмом - восьмом классе предусматривается  по 33 часа в год.

        Общий объем времени, предусмотренный на внеаудиторную работу, составляет 66 часов за два года обучения.

         Виды внеаудиторной работы обучающихся: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В конце каждой четверти подводится итог знаний и умений качества обучения. На итоговом занятии готовится выставка работ обучающихся. К концу каждого учебного года каждый ребенок должен овладеть определенными знаниями и умениями по предмету.

К концу первого года обучения дети должны:

I. Знать:

- что такое декоративно-прикладное искусство;

- виды декоративно-прикладного искусства;

- промыслы и ремесла;

- орнамент, роспись, декор;

- народные традиции;

- глиняная игрушка и ее образы;

- солярные или солнечные знаки;

- дымковская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;

-кожлянская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;

- филимоновска игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;

- каргопольская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;

- городец, основные элементы росписи, основы композиции, последовательность росписи;

- гжель, основные элементы росписи, основы композиции, последовательность росписи;

- матрешка, разновидности матрешек, особенности росписи матрешек и их отличительные черты, композиционная основа, вычленение ритмических узоров, характер цветовых сочетаний.

II. Уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;

- пользоваться стекой и печаткой;

- пользоваться кистью, красками, палитрой;

- вылепить из глины дымковскую игрушку и раскрасить ее;

- вылепить из глины кожлянскую игрушку и раскрасить ее;

-вылепить из глины филимоновскую игрушку и раскрасить ее;

- вылепить из глины каргопольскую игрушку и раскрасить ее;

- основные приемы и способы лепки;

- главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской, дымковской и филимоновской игрушек;

- роспись шаблонов основными элементами городецкой росписи;

- расписать шаблон основными элементами гжеля;

- конструировать матрешку из папье-маше или вылепить из соленого теста, расписать куклу основными приемами хохломы, полхов-майдановской, семеновской техники.

К концу второго года обучения дети должны:

I. Знать:

- правила безопасной работы, личной гигиены при работе с материалами и инструментами;

- отличительные свойства материалов;

- выразительные средства: объем, рельеф, форма и пропорции, линия, пластика и динамика, цвет;

- обрядовая кукла, игровая кукла, кукла-оберег;

- праздничный народный костюм, его символика;

- традиционный народный костюм разных областей России;

- технологию изготовления кукол-закруток;

- приемы изготовления и оформления обрядовых кукол.

II. Уметь:

- моделировать и конструировать, декорировать  кукол-закруток;

- моделировать и конструировать, декорировать  обрядовые куклы;

- моделировать из материала женский костюм разных областей России с художественным оформлением отдельных деталей одежды;

- моделировать из материала мужских костюмов разных областей России с художественным оформлением отдельных деталей одежды.

Прогнозируемые результаты воспитания и развития

обучающихся 7-8 классов

  1. Формирование самостоятельности.
  2.  Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству, развитие любознательности.
  3. Приобщение к национальным традициям.
  4. Умение видеть красоту.
  5. Знакомство с культурными ценностями, формирование отношения к народному декоративно-прикладному  искусству как ценности.
  6. Формирование способности у обучающихся ярких эмоциональных представлений о быте и традициях народа.
  7. Развитие творческих качеств.
  8. Развитие художественного и эстетического вкуса.
  9. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
  10. Формирование ценностного отношения к окружающему миру.
  11. Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни.
  12. Расширение представлений о нормах общественной и культурной жизни.
  13. Формирование способности к индивидуальному жизненному выбору.
  14. Развитие трудовых навыков.

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы

Для отслеживания диагностики успешности овладения обучающимися возможно использовать следующие методы результативности:

1. Педагогическое наблюдение.

Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (выставках  и конкурсах), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

2. Мониторинг.

Для отслеживания результативности можно использовать:

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной

деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение творческого дневника обучающегося

анкетирование

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

педагогические отзывы

ведение летописи

ведение педагогического дневника

оформление отчётов

введение оценочной системы

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Контроль знаний умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

        Оценка качества реализации учебного предмета  в соответствии с Уставом Школы, требованиями Закона  РФ  «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями), включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

- систематичность,

- учет индивидуальных особенностей обучаемого,

- коллегиальность (для проведения промежуточной  и итоговой аттестации учащихся).

Каждый  из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.         

Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 – 3-ий урок) в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем  оценивания. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.  

        Формы текущего контроля успеваемости могут быть:  устный опрос обучающихся, письменные работы, тестирование, контрольные работы, творческий показ, творческие просмотры, технический зачеты.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им  образовательной программы на определенном этапе обучения.

        Формы промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в конце каждой учебной четверти и предусматривают такие формы, как творческий показ, тестирование, защита творческого  проекта, зачет, выставка творческих работ.

График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в полугодиях: 15, то есть в конце первого полугодия 8 класса.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы может предусматривать защиту творческих проектов.

Для выявления знаний, умений и навыков учащихся по предметам, преподаваемым в форме мелкогрупповых занятий, рекомендуется проводить контрольные уроки не реже одного раза в четверть. Контрольные уроки проводит преподаватель, ведущий данный предмет (с обязательным применением недифференцированных,  дифференцированных систем оценок).

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Декоративно-прикладное искусство» должны позволить:

  • определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
  • оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • оценить обоснованность изложения ответа.

Контрольные требования на разных этапах обучения

За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:

- уметь правильно моделировать, конструировать и декорировать разные виды кукол;

- владеть техникой лепки игрушки из глины и росписью;

- владеть техникой папье-маше, конструировать матрешку и уметь расписать ее основными приемами хохломы, полхов-майдановской, семеновской техники.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов обучающихся класса;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных обучающихся в классе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления и конструирования вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети познают народное искусство, ее мудрость. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

        Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

В процессе обучения у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические.

2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, модельные, диагностические, операторские.

3. специальные: основные приемы и способы лепки и росписи дымковской, каргопольской, кожлянской, филимоновской игрушки; роспись шаблонов основными элементами городецкой росписи и гжеля; конструировать матрешку из папье-маше или вылепить из соленого теста, расписать куклу основными приемами хохломы, полхов-майдановской, семеновской; технология изготовления кукол-закруток, обрядовых кукол, костюмных кукол; моделирование из материала женского и мужского костюма разных областей России с художественным оформлением отдельных деталей одежды.

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Схема овладения навыками декоративно-прикладного искусства.

 

На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

        Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

         На занятиях можно использовать следующие методы обучения и педагогические приемы:

1. методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично поисковый или эвристический;
  •  исследовательский.

2. Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
  • Сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания и т.п.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Рекомендации по организации рабочего места.

Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети  привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагоги приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Рекомендации по организации и проведении учебного занятия

Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:

  • Инструктаж:
  1. вводный – проводится перед началом практической работы;
  2. текущий – проводится во время практической работы;
  3. заключительный;
  • практическая работа (80% урочного времени);
  • динамические паузы у детей среднего  и старшего школьного возраста;
  • подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  • приведение в порядок рабочего места.

Рекомендации по тестированию.

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

  1. Умеет организовать рабочее место.
  2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
  3. Применяет разные способы лепки (тянет из целого куска, примазывает части, делает налепы, заглаживает поверхность, сочетает орнамент с формой).
  4. Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.
  5. Владеет начальными навыками выразительного использования основных цветов, смешивает их.
  6. Рисует элементы растительного и геометрического орнамента: точка, круг, прямая и волнистые линии, клетка, листок, колосок, травка.
  7. Выбирает способы лепки в зависимости от формы.
  8. Выполняет рельефный и гладкий декор для украшения изделий.
  9. Использует известные средства выразительности (объем, рельеф, динамика пластики для достижения выразительного образа).

Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по декоративно-прикладному искусству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • видео- пособия.

Для реализации программы следует уделить внимание на материально-техническое обеспечение качества обучения. Сюда следует отнести:

• учебный кабинет с ученическими столами;

• оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

• оборудования, необходимого для проведения занятий, (глина, муфельная печь, швейные машинки, материал и нитки, иглы, деревянные формы для росписи);

• технические средства обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска);

• природный материал для конструирования обрядовых кукол;

• материалы, необходимые для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева;

• учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Истомин С.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Коллекции и коллекционеры. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Пономарев Е., Пономарева Т. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  3. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя, 1984.
  4. Агаева И. В. Народное творчество. М.: Просвещение – 2004.
  5. Бунакова Л. В.. Барыня-сударыня Масленица / Л. В. Бунакова // Дополнительное образование и воспитание. 2008.
  6. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла». М-2007.
  7. Кочеткова Н. В.. Мастерим игрушки сами / образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет)
  8. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном        воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение.
  9. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  10. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
  11. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
  12. Данилова Г.И. «МХК», 7 – 8 кл. – М: Дрофа, 2002
  13. Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». – Пеленг,1992
  14. Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
  15. Анохин Ю., Минаева Н. В музее игрушек «МАЛЫШ» М.: 1986
  16. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод. Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).
  17. Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд.- М.: Просвещение 2001.
  18. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.2.- 272с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).
  19. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.1.- 208с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).
  20. Дедуник В.П. Орнамент «МАЛЫШ» 1990.
  21. Изольда Кискальт Соленое тесто. «АСТ-ПРЕСС» МОСКВА 2002
  22. Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь 2006
    Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ. кружков/Под ред. В.А Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320 с., ил.,16 л. Ил.
  23. Рогозина Н. И. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. А.: Правда Севера, 1997. – 240с.
  24. Чаянова Г.Н Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. -144 с.: ил.
  25. Бельтюкова, Петров, Кард «Учимся лепить» изд. «Эксмо», М:, 2001.
  26. Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», изд. «Академия развития», Ярославль, 1998.
  27. Жабинская М. Составь узор сам. – Минск, 1992
  28. Каменская Н. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977.
  29. Мерцалова М. Костюм разных времен и народов. – М.: Молодая гвардия, 1997
  30. Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1989
  31. Пармон Ф. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчесвта. – М.: Легпромбытиздат, 1994
  32. Рюмина И. Куклы наших бабушек. – М.: Малыш, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по поэме А. Блока "Соловьиный сад" и циклу "Кармен"

Урок разработан для учителей 11 класса; в нем дана история взаимоотношений великого русского поэта и актрисы, не сумевшей стать его тенью....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ "ГРОЗА НАД СОЛОВЬИНЫМ САДОМ"

Цель: обогатить представление учащихся о реалистической основе творчества Блока, особенностях его поэтического образа; показать, что творческий путь поэта стал символом движения передовой русской инте...

Урок-исследование по поэме А. Блока «Соловьиный сад»

Тема урока: «Покой нам только снится…»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПРОЕКТУ» МОЙ КРАЙ СОЛОВЬИНЫЙ»

1.Сбор материалов об исполнительнице народных песен Н.Плевицкой,(прослушивание песен)2.Знакомство с творчеством композитора Г.В.Свиридова (беседа и прослушивание музыкальных произведений)3. Чтение и з...

Великий сын соловьиного края

Статья в Большесолдатской районной газете "Народная газета" по итогам экскурсии в музей композитора Свиридова Г. В. в город Фатеж по случаю 20 - летия со дня смерти композитора....

"Край мой соловьиный"

Презентация, рассказывающая о Курском крае...