"Московский Кремль".
классный час (5 класс) по теме

Шитикова Светлана Викторовна

Виртуальная экскурсия в Кремль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskurssiya_v_kreml.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

"Московский Кремль".

Виртуальная экскурсия в Кремль

      Цель: формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как

уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства.

      Образовательные задачи: продолжить знакомство с достопримечательностями Москвы знакомить с историей возникновения Московского Кремля.

      Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.

      Развивающие задачи: расширить кругозор; обогащать словарный запас; развивать умение правильно, четко и логично отвечать на вопросы; развивать мышление, память и фантазию; учиться обобщать и выделять главное

Оборудование:

  • Книги, открытки, сувениры, фотографии о Москве
  • Карточки с пословицами
  • Схема-рисунок Московского Кремля
  • Мультимедийная презентация “Московский Кремль”
  • Виртуальная экскурсия в Московский Кремль
  • Компьютер

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Учитель. Посмотрите на выставку книг, на открытки, фотографии. Давайте попробуем определить, о чем пойдет разговор на нашем уроке.

Слайд 1. Приложение

Ответы детей.

(О Москве и ее достопримечательностях)

– Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы о Москве и объясните их смысл.

Ученики составляют пословицы

Москвой – столицей весь народ гордится

Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал

Москва не сразу строилась

Кремль – сердце Москвы

     Учитель. На уроке мы будем говорить о Москве – столице нашей Родины, о красоте и величии Москвы, и особый разговор состоится о самом главном месте Москвы – Красной площади и Кремле.

Слайд 2

– Назовите год основания Москвы? (1147)

– С чьим именем связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукого, в центре города ему установлен памятник)

– Объясните, что за изображение проецируется на экран

Ответы детей

(Это герб города Москвы)

– Что изображено на гербе Москвы?

Ответы детей

(– На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец)

(– Изображение московского герба можно увидеть на современном Государственном гербе России)

Слайд 3

     Учитель. Государственный герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и герба Москвы – Георгий Победоносец поражает змея. Эти два изображения стали считаться гербом России с 17 века

Слайд 4

     Учитель. Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными.

– Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

Слайд 5, 6, 7

   Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.

Слайд 8, 9, 10

    – Из ваших рассказов мы услышали, что вы были на Красной площади. Красная площадь – это главная площадь нашей страны.

– Как вы думаете, почему площадь названа Красной?

Ответы детей

– Так почему же москвичи назвали свою самую главную площадь Красной?

Слайд 11

     – Совершим и мы экскурсию на Красную площадь. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, с другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного), Покровский собор был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине 17 века, напротив собора находится Исторический музей.

Слайд 12 – задание

Прочитайте рассказ.

“Смотрят люди и глазам не верят. Поднимается над площадью каменное диво с узорчатыми стенами и главами. И каждая из этих глав украшена на свой манер причудливой каменной резьбой. Волнистые, ребристые, игольчатые. И разноцветные, словно радуга.”

Задание. На какой из фотографий изображено это каменное диво?

Ответы детей.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

     Учитель. Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на Боровицком холме и отражаются в водах Москвы – реки.

Слайд 13

Учитель. “Москва” и “Кремль” – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – это сердце Москвы.

М.Ю. Лермонтов писал:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,

Как русский – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин,

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

– Московский Кремль символ нашей Родины. – А как строился Кремль?

Об этом мы узнаем, совершив виртуальную экскурсию.

Слайд 14

В историю возникновения Кремля (ех.01. вступление 01.01)

Учитель. Кем был построен белокаменный Кремль?

Ответы детей

(Кремль был построен Дмитрием Донским)

– Кто из князей построил Московский Кремль из красного кирпича?

Ответы детей

(Иван III)

Слайд 15, 16

Учитель. Вместе со стенами поднялись и новые башни.

Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: “Какая из вас башен, самая старейшая?”

Чтение по ролям отрывка из книги Е.Осетрова “Твой Кремль”, М., 1980

     “…– Я, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали Меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным – давно это было…

– А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

– А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я – башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.

– А самая маленькая?

– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…

– Сколько же всего вас, башен?

– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история… ”

Учитель. Сколько всего башен?

Ответ детей. (20)

– Вспомните и назовите, какие башни о себе рассказали?

Ответы детей

(Тайницкая, Царская, Троицкая, Кутафья)

– Почему Кутафью башню называют “предмостной сторожевой башней”?

Ответы детей.

     Учитель. – Самая большая и главная, как говаривали в старину, “на особину”, особо – это Спасская башня. Через ее ворота въезжали в Кремль Московские князья и цари со своей свитой. Послушаем, что же расскажет о себе Спасская башня.

Слайд 17

Виртуальная экскурсия (ех.30. Спасская башня 02.06)

Слайд 18

     Учитель. Войдя через ворота Спасской башни на территорию Кремля, познакомимся с уникальными памятниками истории и культуры, которыми гордится Россия.

Центром Кремля стала Соборная площадь. Она существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Отправимся на виртуальную экскурсию и познакомимся с Благовещенским собором.

Слайд 19

Виртуальная экскурсия в Благовещенский собор (ех.15, 00.47)

    – Рядом с Благовещенским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Куда не пойдешь по улицам и переулкам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Совершим  виртуальную экскурсию на колокольню Ивана Великого.

Слайд 20

Виртуальная экскурсия на колокольню Ивана Великого (ех.21, 02.15)

     Учитель. Много прекрасного в Кремле – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Кремля.

       У вас на столах лежит схема – рисунок Кремля. На нем отмечены объекты Кремля. Рассмотрите его.

– Какие еще достопримечательности находятся на территории Московского Кремля.

Ответы детей

Проведем Викторину

Какая площадь Москвы самая древняя?

С какого времени центральная площадь Москвы называется Красной?

В ознаменование какого события был сооружен Храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его называли ранее?

Сколько всего башен у стен Кремля?

Какая из башен Кремля была возведена первой?

Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве?

– Назовите еще раз основные достопримечательности Кремля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интерактивная интеллектуальная игра "Московский Кремль"

Данная презентация представляет собой часть авторского интерактивного проекта «Литературная Москва. Прогулки по городу вместе с героями известных произведений и их авторами» Данный материал предполага...

Путешествие по Московскому Кремлю

Данный урок математики в 5 классе предполагает отработку теоретических знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...

Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов

Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....

Презентация "ХРАМЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ"

Презентацию "Храмы московского Кремля" можно использовать на уроках курса "Основы религиозной культуры"....