Методическая разработка
учебно-методическое пособие по теме

Дмитриевская Татьяна Владимировна

Методическая разработка по применению образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_triz_dlya_pedagogov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Центр творческого развития и гуманитарного образования «РОМАНТИК»

В помощь педагогу

Игры  с использованием ТРИЗ – технологии

Методист

Дмитриевская Т.В.

 2012 год

«Сказка – наизнанку».

 Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

 Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

 Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».

1 вариант.

 Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.

2 вариант.

 Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

 

«Что было потом».

 Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

 НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?» или «Какие еще приключения ждали Кота в сапогах?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

 Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

Что можно почитать о ТРИЗ:

1. Гарина-Домченко А.Н., Петров В.М. Творчество – твоя профессия. Методы технического творчества. – Л.: ВНИИ Профтехобразования. 1999.

2. Бородастов Г.Б., Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.

3. Михайлов В.А., Амнуэль П.Р. Развитие творческого воображения. - Чебоксары: ЧГУ им. И.Н.Ульянова, 1980.

4. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.

 Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях.

 Анна Валерьевна Корзун, 2000

5. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

Ростов – на – Дону 1992 г.

6. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

7. Зиновкина М. К знаниям через творчество //

Учитель. – 1999. – № 5

8. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

9. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. - 2003. – № 4.

10.. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

11. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.

12. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –

2001. – № 3.

13.. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.

«Сочинение сказок с предметами – заместителями».

 Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

Лжезагадки.

Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

Что является второй подушкой для щеки?

Кто громче замычит: петух или корова?

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

«Кто я?»

 Игра на развитие творческих способностей. «Кто я?» - спрашиваете  у ребёнка и воображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) машину, поезд, самолёт, зайчика, врача, чайник и т.п. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

«Покажи по – разному».

 В игре участвуют несколько человек, дети знакомятся со словами – антонимами. Например: высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит:  «Сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будите идти также как сейчас, а если низкие – то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя – выходит из игры».

«Тяжёлый – лёгкий». 

 Каждому участнику игры даётся пустой пакет. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка может быть или лёгкой или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Игру можно продолжить, разыгрывая следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, быстро – медленно и т.д.

«Разноцветная вода».

 Предложить ребёнку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета.

Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешивания цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даст оранжевую воду, жёлтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Показать детям изображение радуги из шести цветов (исключая голубой) и объяснить волшебные свойства красок: из основных цветов (красный, жёлтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом рассмотреть вместе с ним цветные льдинки, и вспомнить, как получились такие цвета.

«Волшебные кляксы».

 До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно  начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Угадай, что получится?»

 Для этой игры  нужны лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый начинает какой-нибудь рисунок (линию). Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Самое весёлое».

 Для игры потребуется карандаши, а ещё лучше – краски и листы бумаги, Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь весёлое – самоё весёлое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым весёлым.

«Чего на свете не бывает?»

 Предложить ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что  на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт веселее, если вы тоже примите участие в придумывании и рисовании.

«Что это может быть?»

 Взрослый предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, солёное, зелёное и т.д.  Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. «Что это?»

 «Круги Луллия»

. Сделаны из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. В разделе музыкально-ритмические движения используются такие круги Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя.

Круг Луллия – на исполнительское творчество : первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы.

«Хорошо – плохо»

  Эта игра учит во всем находить хорошие и плохие стороны. Например, дождь (огонь, научный прогресс, быть добрым и т.д.) – это хорошо или плохо?

«ДА-НЕТка»

 Для игры используются различные предметы, которые ведущий прячет в коробку. Вопросы о загаданном предмете можно задавать так, чтобы ответ был «да» или «нет». Например. Этот предмет деревянный? Стеклянный? Он используется на кухне? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...