Методическая разработка
консультация по теме

Дмитриевская Татьяна Владимировна

Основные функции методической службы учреждения дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_metodicheskoy_sluzhby.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Основные функции

методической службы

учреждения дополнительного образования

 детей

Информационная функция

 методической службы

  Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

  К отбору информации важно предъявлять следующие требования:

  • актуальность;
  • насыщенность;
  • предельная конкретность;
  • объективность.

Всю информацию делят на две группы:

 

  • Оперативная - включающая в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы;
  • Стратегическая - включающая в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

Информация может быть разделена на  2  блока:

Внешняя информация

Внутренняя информация

  • директивные и нормативные документы;
  • общественно-политическая информация (пресса) и т.п.
  • научно-педагогическая информация и т.п.
  • о работе с педагогическими кадрами;
  • о качестве преподавания;
  • о внешних связях учреждения;
  • о качестве обучения по программам;
  • о состоянии программно-методического обеспечения;
  • о материально-технической базе

Аналитическая функция

 методической службы

    Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

  Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов, так и проблемы в учреждении  образования в целом, решение которых позволит повысить результаты его работы.

Педагогический анализ информации - это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

Схема проблемно-ориентированного анализа

1 этап - анализ результатов

              Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных и качественных показателей; учесть изменения в социальном заказе и на основании этого сформировать образ желаемого результата, сравнить его с имеющимся и сделать соответствующие выводы.

2 этап - анализ учебно-воспитательного процесса

               Необходимо понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым.

3 этап - анализ условий ( кадрового обеспечения; программное обеспечение; научно-методическое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; материально-техническое обеспечение; финансовое обеспечение; мотивационное обеспечение)

               Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться на пути изменения содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса.

Планово-прогностическая функция

методической службы

  Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

Объекты прогнозирования:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на УДОД через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности УДОД, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.
  • ожидаемые результаты или последствия инновационных процессов;
  • последствия конкретных управленческих решений;
  • результативность опытно-экспериментальной работы.

 Планирование - это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения. Планирование методической деятельности УДОД помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности.

План состоит из 3 частей:

  • анализ итогов работы;
  • целей и задач на новый период;
  • системы мероприятий по достижению намеченных целей.

 Условия, необходимые при разработке плана методической деятельности:

  • четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;
  • учет уровня и состояния методической службы учреждения;
  • выбор путей и средств деятельности.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап - анализ методической деятельности за прошедший период, включающий выявление проблем.

2 этап - постановка целей и задач.

3 этап - определение разделов плана по направлениям деятельности.

4 этап - рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап - утверждение плана на педагогическом совете.

Проектировочная функция

методической службы

   Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения дополнительного образования:

  • программы развития УДОД;
  • программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций;
  • нормативные документы, обеспечивающие функционирование УДОД;
  • методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
  • технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
  • наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Организационно-координационная функция методической службы

  Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

 

Основные направления организационно-координационной функции:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической работы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров и т.п.;
  • организация системы внешних связей УДОД, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности работников УДОД и привлекаемых представителей сторонних организаций (НИИ, ВУЗов, др.);
  • координация деятельности УДОД в общеобразовательных школах;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.

Обучающая функция

 методической службы

   Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Формы повышения квалификации педагогов УДОД

  • самообразование
  • консультации
  • методические выставки
  • семинары
  • практикумы
  • ролевые игры и мозговые атаки
  • творческие мастерские
  • открытые занятия
  • курсы
  • наставничество
  • научно-практические конференции
  • педагогические чтения

Необходимое условие осуществления обучающей функции - организация работы на диагностической основе.

Контрольно-диагностическая функция

 методической службы

   Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

  Содержание педагогической диагностики включает:

  • оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
  • регулирование и коррекцию процесса или явления.

 Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его:

  • научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета и т.п.);
  • методической подготовки (владение методами и приёмами обучения и т.п.);
  • психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.)

   Изучение качества работы педагога, качества знаний и умений его учеников должно проводиться внутри учреждения на основе разработанных методической службой  программ управления качеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...