Программа кружка "Юный корреспондент"
рабочая программа по теме

Хорлуу Алена Александровна

В последнее время огромное внимание  уделяется выпуску школьных газет.Из его страниц не только учащиеся, но и учителя и родители знакомятся со кшольными новостями. Работая в рамках кружка ребята становятся общительными, ответственными, грамотными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunkorov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время огромное внимание в школах уделяется выпуску школьных газет. Из его страниц не только учащиеся, но и учителя и родители знакомятся со школьными новостями. Работая в рамках кружка, ребята становятся общительными, ответственными, грамотными. Сбор и подготовка материалов – это своеобразная научно-исследовательская деятельность учащихся. И, начиная с 2006-2007 учебного года, кружок также начал работу над выпуском школьной газеты «Школанын үнү».

Для того, чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу успешно можно решить, если в школе будет систематически работать кружок юных корреспондентов или юнкоровская группа.

Кружок юнкоров объединяет учащихся 8-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов для выпуска школьной газеты.

Задачи деятельности кружка:

  • Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки.
  • Развивать творческие способности школьников – выпуск школьной газеты, его оформление.

Содержание и методы деятельности

При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского, родного языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомиться непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.

В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.

Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет  приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КРУЖКА

Программа рассчитана на два учебных года.

В первом году обучения проводятся занятия по усвоению теории. Количество часов – 34.

Во втором году обучения занятия направлены на выпуск школьной газеты, где учащиеся используют свои теоретические ЗУН на практике.

 Количество часов – 34. Общее количество часов – 68.

Тематическое планирование занятий

Первый год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. Беседа о журналистике.

1

2

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.

1

3

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства

1

4

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.

1

5

Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

1

6

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

7

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

8

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.

2

9

Заметка. Заметка информационного характера.

2

10

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

2

11

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.

2

12

Репортаж. Событийный репортаж.

1

13

Тематический репортаж.

1

14

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ.

1

15

Статья. Виды статей.

2

16

Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ.

2

17

Рецензия. Рецензия на литературную тему.

1

18

Рецензия на искусствоведческую тему.

1

19

Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ.

2

20

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, плакат, монтаж, репродукции)

2

21

Литературное редактирование.

2

22

Практическая работа. Редактирование текста.

2

23

Итоговое занятие. Смотр достижений.

2

Всего

34

Второй год обучения

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

1.

Организационное занятие

1

2.

Рубрика. Рубрики школьной газеты.

1

3.

Рубрики школьной газеты: Новости (учеба, спорт, культура).

1

4.

Рубрики школьной газеты: Герой дня.

1

5.

Рубрики школьной газеты: Литературная страничка.

1

6.

Рубрики школьной газеты: Поздравления.

1

7.

Сбор материалов, их редактирование.

7

8.

Подбор материалов на компьютере.

7

9.

Компьютерное оформление газеты.

7

10.

Выпуск номеров газеты (1 раз в месяц) . Анализ предыдущих выпусков.

6

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"

Цель кружка "Собственный корреспондент" -  это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...

Программа факультативного курса "Юный корреспондент"

Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса (первый год обучения). Состоит из следующих разделов: "Пояснительная записка", "Цели и задачи", "Методы и приемы", "Планируемые результаты курса...

Рабочая программа студии "Юный корреспондент"

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...