Программа факультативного курса "Юный корреспондент"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Петрова Эльвира Владимировна

Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса (первый год обучения). Состоит из следующих разделов: "Пояснительная записка", "Цели и задачи", "Методы и приемы", "Планируемые результаты курса" и "Тематическое планирование занятий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kor._5_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»

  Обсуждено                               Согласовано                                     Утверждаю:

  на заседании МО                     заместителем директора                 директор школы

  «   » сентября 2013 г.                _________Р.П.Лебедева                  _______ В.А.Хайбуллин    

                                                     «   » сентября 2013 г.                       «   » __________ 2013 г.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Юный корреспондент»

5 класс

(первый год обучения)

                                                                Разработал: учитель марийского

                                                                                       языка и   литературы                                                                                  

                                                                                       ПЕТРОВА Э.В.      

2013 год

Пояснительная записка

          Программа  факультативного  курса «Юный корреспондент» предназначена для учащихся 5 класса, изучающих марийский (государственный) язык, и рассчитана на 34 часа (1 урочный час в неделю).

Одними из основных целей освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются развитие личности ребенка,  его речевых и творческих способностей, формирование познавательных процессов деятельности (внимания, воображения и т.д.),  воспитание интереса к изучению марийского языка. Поэтому программа факультативного курса составлена на основе реализации основных предметных целей и дает возможность обучающимся приобретения  практических навыков  работы  в области создания школьных стенгазет, написания заметок и небольших статей в республиканскую детскую газету  «Ямде лий» и журнал «Кече».   Курс  ориентирован  на то, чтобы  обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко.

        Содержание курса способствует приобретению лексических навыков, навыков понимания содержания текстов разных жанров,  восприятия на слух основного содержания несложных  текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания сочинений (заметок). При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик выполняет индивидуальную работу и принимает активное участие в работе группы.

        Пресса, которая  будет выпускаться ребятами, дает им возможность реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности. Занятия  развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира.

                                                 Цели и задачи курса

         Познавательный  аспект  –   познакомиться  с историей  республиканской детской газеты «Ямде лий» и журнала «Кече», с особенностями  работы   юного  журналиста;  пробудить интерес к чтению  вообще и работы с  прессой.
         Развивающий  аспект  – развитие   коммуникативности,  самостоятельности, творчества, способности осуществлять  речевые действия.
         Воспитательный   аспект –  воспитание  деловых  качеств и активной жизненной  позиции;  чуткости к красоте и выразительности марийского языка, значимости каждого слова.
       Учебный  аспект  –  развитие  творческих  способностей,  речевых   умений обучающихся; умение редактировать собственные творческие работы.
       Сопутствующие задачи – развитие умения  ставить перед собой цель.


        Организация деятельности обучающихся  на занятиях  курса  основывается на следующих
принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся;
  8. принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  9. принцип поощряемости творческих успехов  ученика.

         

                                                        Методы  и приемы

  1. По источникам получения новых знаний:
  • словесные;
  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, разработанные материалы).
  1. По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:
  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
  • поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность).
  1. Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности:
  • создание ситуации успеха в обучении;
  • использование игровых форм организации деятельности.
  1. Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся:
  • учебные дискуссии;
  • творческие задания.
  1. Методы контроля и диагностики:
  • устный контроль;
  • письменный контроль.

       Творческие работы направлены на развитие воображения, мышления,  пробуждают у обучающихся наблюдательность, открывают для обучающихся прекрасный мир слова,  учат любить и чувствовать марийский язык.


                                 

                      Планируемые результаты курса

        Обучающиеся будут знать:
- Что такое текст, тема, идея текста, микротема, план текста.
- Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Стили речи: разговорный и книжный (научный, деловой, художественный,  публицистический).
- Жанры публицистического стиля: заметка, интервью.

       Обучающиеся будут уметь:
- составлять небольшие тексты  на марийском языке;
- правильно планировать последовательность изложения ;
- обеспечивать развитие темы и основной мысли;
- учитывать ситуацию общения;
- умело соединять разные типы речи в тексте;
- соединять предложения, выбирая способы и средства связи;

- самостоятельно пользоваться словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.

       Учащиеся приобретут навыки:
- написания текстов в жанре заметки и интервью;
- редактирования написанного текста;
- создания школьной газеты.
       Результат работы факультатива – выпуск школьных стенгазет и написание заметок в газету «Ямде лий» и журнал «Кече».


Тематическое планирование занятий

№№

Тема занятий

Деятельность учащихся

Первое полугодие

Сентябрь

1

Вводное занятие. Беседа «Наша семейная газета», «Моя любимая страница».

Слушают сообщение, участвуют в беседе.

2

Знакомство с республиканской детской газетой «Ямде лий».

Участвуют  в беседе, конспектируют.

3

Знакомство с республиканским детским журналом «Кече».

Участвуют  в беседе, конспектируют

4

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Слушают сообщение, работают с текстами, делают выводы.

Октябрь

5

Текст (заметка) - описание «Наши любимые учителя».

Выполняют практическое задание – составляют текст.

6

Текст (заметка) - повествование. «С днем рождения, любимая школа!»

Выполняют практическое задание – составляют текст.

7

Текст (заметка)  - рассуждение. «Марийский язык – государственный язык нашей Республики ».

Выполняют практическое задание – составляют текст.

8

Текст (заметка) - поздравление. «С днем рождения, Республика моя!»

Выполняют практическое задание – составляют текст.

Ноябрь

9

Интервью. Что это такое?

Слушают сообщение, ведут беседу, делают записи.

10

Заметка – интервью-монолог. «Как я провел(а) осенние каникулы»

Выполняют практическое задание – составляют текст-интервью.

11

Заметка – интервью-диалог. «Эта чудесная зима!»

Выполняют практическое задание – составляют текст-интервью.

Декабрь

12

Заметка – коллективное интервью. «Мой класс – моя семья».

Выполняют практическое задание – составляют текст-интервью.

13

Кроссворды. Как они составляются?

Слушают объяснение, делают выводы, ведут беседу.

14

Составляем кроссворды.

Составляют кроссворд.

15

Выпуск школьной стенгазеты.

Выполняют творческие задания.

16

Выпуск школьной стенгазеты.

Выполняют творческие задания.

Второе полугодие

Январь

1

Рисунок на тему «Как я провел(а) зимние каникулы».

Составляют рисунок на заданную тему.

2

Ребусы. Как они составляются?

Слушают объяснение, делают выводы, ведут беседу.

3

Составляем ребусы.

Составляют ребусы.

Февраль

4

Встреча с журналистами газеты «Ямде лий».

Слушают лекцию, задают вопросы, ведут беседу.

5

Статья «Интересная встреча».

Выполняют практическое задание - составляют текст.

6

Сбор материала на тему «Защитники Отечества».

Готовят материал, занимаются поисковой работой.

7

Заметка «Прошло интересное мероприятие в школе».

Выполняют практическое задание - составляют текст.

Март

8

Сбор материала на тему «С праздником, милые девушки, мамы и бабушки»

Готовят материал, занимаются поисковой работой.

9

Заметка «Поздравительный концерт в честь праздника».

Выполняют практическое задание - составляют текст.

10

Сбор материала на тему «Интересная встреча».

Готовят материал.

11

Сбор занимательного материала на тему «Красавица весна».

Собирают занимательный материал.

Апрель

12

Встреча с журналистами  журнала «Кече».

Слушают объяснение, делают выводы, ведут беседу.

13

Статья «Интересная встреча».

Выполняют практическое задание - составляют текст.

14

Сбор материала на тему «День национального героя».

Готовят материал.

Май

15

Сбор материала к выпуску школьной стенгазеты.

Собирают материал, корректируют, обобщают. Выполняют творческие задания.

16

Выпуск школьной стенгазеты.

Выполняют творческие задания.

17

Итоговое занятие. Обобщение.

Ведут беседу, делают выводы, итоги.

18

Беседа «Что мне понравилось в работе юного журналиста?»

Ведут беседу, делают выводы, итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...

Программа кружка "Юный корреспондент"

В последнее время огромное внимание  уделяется выпуску школьных газет.Из его страниц не только учащиеся, но и учителя и родители знакомятся со кшольными новостями. Работая в рамках кружка ребята ...

Рабочая программа студии "Юный корреспондент"

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...

Программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент"...