Программа кружка "Юный корреспондент"
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Жаркой Нина

Программа кружка "Юный корреспондент" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент».

Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Актуальность  курса «Юнкор» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Юнкор» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов . Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Программа курса «Юнкор» рассчитана на детей 13-16 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по  изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения данная программа  - социально-педагогическая.

Цели программы:

- дать представление о системе массовой коммуникации;

- познакомить с основами журналистского мастерства;

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;

- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.

В ходе достижения целей программы решаются задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с принципами журналистской деятельности

- изучение основ  журналистики

- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта

2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности

- формирование потребности в постоянном повышении информированности

- воспитание любви и уважения к школе

3. Развивающая:

- развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

    Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.

Таким образом, программа курса «Юнкор» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

Учебный план (первый год обучения)

№ п/п

Наименование раздела.

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

Вступительная диагностика.

2

Основные жанры публицистического стиля  

4

2

2

Определение жанра.

3

Газетная журналистика  

13

8

5

Написание заметки, очерка, репортажа.

4

Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ

2

1

1

Редактирование текста.

5

Часы общения        

2

2

Беседа по вопросам.

6

Работа над номерами школьной газеты  

8

8

Выпуск газеты

7

Итоговое занятие.

2

2

Конкурс «Лучший юнкор»

9

Итого

35

13

22

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. ( 2 час)

 Теория: Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба –  главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики.

 Практика: Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»

Раздел 2. Основные жанры публицистического стиля ( 4 часа)

Теория: Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика : сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

Практическая работа с газетным и литературным материалом.

 Раздел 3. Газетная журналистика ( 13 часов)

Теория: Заметка ( 3 часа) . Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба.

Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.

Теория: Хроника ( 1 час) Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникёров. Информация и расширенная информация.

Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.

Интервью. ( 2 часа). Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью. Анализ работ.

Теория: Анкетирование. ( 1 час) Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.

Теория: Очерк. ( 1час). Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк.

Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.

 Теория: Репортаж ( 3часа) Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж.

Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.

Теория: Газетные иллюстрации (1час) . Виды иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) .

Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.

Теория: Редактирование текста ( 1час). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста.

 Практическая работа: редактирование текста.

Раздел 4. Индивидуальная работа.( 2 часа) В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.

Раздел 5. Часы общения ( 2 часа) Темы для часов общения : « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся».

Раздел 6. Работа над номерами школьной газеты . (8 часов)

Теория: Подготовка четырёх выпусков  школьной газеты. Выбор названия газеты. Рубрики. Разработка тематики номеров.

Практическая работа: подготовка материалов номера к печати : написание, редактирование, подбор иллюстраций.

Раздел 7. Конкурс «Лучший юнкор» ( 2 час). Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

сентябрь

2

15:00 – 17:00

Беседа

2

Вводное занятие

Школа

Устный опрос

3-4

сентябрь

16

15:00 – 17:00

Беседа

2

Основные жанры публицистического стиля

Школа

Устный опрос

5-6

сентябрь

30

15:00 – 17:00

Лекция, практическое задание

2

Основные жанры публицистического стиля

Школа

Работа с текстом: определить жанр

7-8

октябрь

14

15:00 – 17:00

Беседа

2

Заметка

Школа

9

октябрь

28

15:00 – 16:00

практическое задание

1

Заметка

Школа

Написать заметку

10

ноябрь

11

15:00 – 16:00

Лекция

1

Хроника

Школа

11-12

ноябрь

25

15:00 – 17:00

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

школа

Выпуск школьной газеты № 1

13

декабрь

2

15:00 – 16:00

Беседа, практическое задание

1

Анкетирование

школа

Составить анкету

14

декабрь

16

15:00 – 16:00

Лекция, практика

1

Очерк

школа

Написать очерк

15-16

январь

13

15:00 – 17:00

Практическое задание

2

Интервью

Школа, сельская администрация

интервью

17-18

Январь

27

15:00 – 17:00

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 2

19-20

Февраль  

10

15:00 – 17:00

Лекция

2

Репортаж

Школа

21

Февраль

24

15:00 – 16:00

Практическое задание

1

Репортаж

Школа

Написать репортаж

22

март

2

15:00 – 16:00

Лекция, практика

1

Газетные иллюстрации

Школа

Подготовить иллюстрации

23

Март  

16

15:00 – 16:00

Практика

1

Редактирование текста

Школа

Отредактировать текст

24-25

Март

23

15:00 – 17:00

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 3

26-27

Апрель

6

15:00 – 17:00

беседа

2

Индивидуальная работа

Школа

28-29

Апрель  

13

15:00 – 17:00

беседа

2

Часы общения

Школа

Устный опрос

30-31

Апрель

20

15:00 – 17:00

Практика

2

Сбор материалов для спецвыпуска

Школа, магазины, ПогранЗастава, сельская администрация, детский сад.

32-33

май

18

15:00 – 17:00

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 4

34-35

Май  

11

15:00 – 17:00

Практические задания

2

Конкурс «Лучший юнкор»

Школа

Спецвыпуск.

Ожидаемые результаты первого года обучения

В конце первого года обучения учащийся должен уметь:

• Находить в школьной жизни проблемы, способные стать материалом для публикации;

• Определять газетный жанр;

• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в письменных и устных высказываниях;

• Строить связные высказывания, используя различные жанры;

• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

• Проводить литературное редактирование и правку текста;

• Принять участие в подготовке каждого номера школьной газеты.

Учебный план (второй год обучения)

№ п/п

Наименование раздела.

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

Устный опрос

2

Основные жанры публицистического стиля (повторение)

1

1

Устный опрос

3

Газетная журналистика  

22

15

7

Написание рецензии, путевых заметок.

12

Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ

2

1

1

Беседа

13

 Работа над номерами школьной газеты  

8

4

4

Выпуск газеты

14

 Итоговое занятие.  

1

1

Смотр достижений. Итоги

15

Итого

35

23

12

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. ( 1 час).  

Теория: Цели и задачи второго года обучения. Беседа на тему: «Если бы я был редактором…»  Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

Раздел 2. Основные жанры публицистического стиля ( 1 час) .  

Теория: Повторение основных особенностей жанров газетной публицистики.

Практика: Лабораторная работа с дидактическим материалом.

Раздел 3. Газетная журналистика (22 часа)

Теория: Путевые заметки (2 часа). Особенности данного публицистического жанра. Экскурсия по достопримечательностям села.

Практическая работа . Конкурс творческих работ. Анализ работ.

Теория: Зарисовка (2 часа). Особенности данного публицистического жанра.

Практическая работа. Сделать зарисовку. Анализ творческих работ.

Теория: Корреспонденция(2часа). Особенности публицистического жанра. Написание корреспонденции.

Практическая работа. Работа с поступившей корреспонденцией. Анализ работ.

Теория: Статья(4 часа). Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья.

Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ.

Теория: Обзор печати(2 часа). Тематический обзор. Общий обзор. Информационный обзор.

Практическая работа: Подготовка тематического обзора по заданным темам. Анализ работ.

Теория: Рецензия(2 часа). Рецензия на литературную тему. Рецензия на искусствоведческую тему.

Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ.

Теория: Технология вёрстки газеты(3 часа). Основные этапы вёрстки газеты. Использование различных видов газетных иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, юмористический рисунок, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, репродукции.

Практическая работа: подготовка эскиза страницы газеты.

Теория: Редактирование текста(4 часа). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста.

 Практическая работа: редактирование текста.

Раздел 4. Индивидуальная работа.( 2 часа)

Теория: В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, коррекция публикаций, консультации, редактирование текстов.

Практическая работа: работа со справочной литературой. Работа в Интернете.

Раздел 5. Работа над номерами школьной газеты . (8 часов)

Теория: Подготовка четырех  выпусков  школьной газеты. Открытие новых рубрик. Разработка тематики номеров.  

Практическая работа: подготовка материалов номера к вёрстке: написание, редактирование, подбор графических изображений, составление эскиза номера. Компьютерная вёрстка, размещение графических объектов.

Смотр достижений.( 2 часа).  Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование (второй год обучения)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Беседа

1

Вводное занятие

Школа

Устный опрос

2

сентябрь

Беседа

1

Основные жанры публицистического стиля

Школа

Устный опрос

3-4

сентябрь

Лекция, экскурсия

2

Путевые заметки

Школа

Творческая работа

5-6

октябрь

Беседа, практика

2

Зарисовка

Школа

Сделать зарисовку

7-8

октябрь

Практическое задание

2

Корреспонденция

Школа

Устный опрос

9-10

ноябрь

Лекция

 

2

Статья

Школа

Устный опрос

11-12

ноябрь

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

школа

Выпуск школьной газеты № 1

13-14

декабрь

практическое задание

2

Статья

школа

Написать статью

15-16

декабрь

Лекция, практика

2

Обзор печати

школа

Подготовить обзор печати

17-18

январь

Лекция, практическое задание

2

Рецензия

Школа, сельская администрация

Написать рецензию на телепередачу

19-20

Январь

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 2

21-22

Февраль  

Лекция

2

Технология верстки газеты

Школа

Устный опрос

23

Февраль

Практическое задание

1

Технология верстки газеты

Школа

Эскиз газетной страницы

24-25

Март  

Беседа

2

Редактирование текста

Школа

26-27

Март

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 3

28-29

Апрель

Практика

2

Редактирование текста

Школа

Отредактировать текст

3031

Апрель

беседа

2

Индивидуальная работа

Школа

Устный опрос

32-33

май

Практические задания

2

Выпуск школьной газеты

Школа

Выпуск школьной газеты № 4

34-35

Май  

Практические задания

2

Смотр достижений

Школа

Итоги

Ожидаемые результаты второго года обучения.

В конце второго года обучения учащийся должен уметь:

• Находить в жизни общества проблемы, способные стать материалом для публикации;

• Давать характеристику текста публицистического жанра;

• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план, совершенствовать содержание и языковое оформление публикации;

•  Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

• Проводить литературное редактирование и правку текста;

• Осуществлять подбор и вставку графических объектов в материал номера;

• Осуществлять компьютерный набор и вёрстку страниц.

Формы и методы, используемые на занятиях:

- групповые (лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры);

-индивидуальные (консультации, редактирование материалов).

Условия реализации программы:

- наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);

 - методическое обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"

Цель кружка "Собственный корреспондент" -  это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...

Программа кружка "Юный корреспондент"

В последнее время огромное внимание  уделяется выпуску школьных газет.Из его страниц не только учащиеся, но и учителя и родители знакомятся со кшольными новостями. Работая в рамках кружка ребята ...

Программа факультативного курса "Юный корреспондент"

Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса (первый год обучения). Состоит из следующих разделов: "Пояснительная записка", "Цели и задачи", "Методы и приемы", "Планируемые результаты курса...

Рабочая программа студии "Юный корреспондент"

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...