Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров
план-конспект занятия на тему

Правило Елена Юрьевна

Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

 

Задачи:

а) обучающие:

  • закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;
  • дать понятие «алгоритм»;
  • обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;
  • научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие:

  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
  • развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;
  • воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya_03.03.14_g.docx54.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Правило Елены Юрьевны

МБОУДОД ЦРТДЮ

г.о.Краснознаменск Московской области

Тема занятия: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения  сольных и ансамблевых вокальных номеров».

Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи:

а) обучающие:

  • закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;
  • дать понятие «алгоритм»;
  • обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;
  • научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие:

  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
  • развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;
  • воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии:

  • Технология формирования певческой культуры. 
  • Технология дифференцированного обучения.
  • Технология индивидуального обучения.
  • Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения:

  • фортепиано
  • доска
  • магниты
  • мел
  • иллюстрации
  • парты
  • стулья
  • карандаш
  • магнитофон
  • микрофон
  • фонограмма минус
  • ноты  и текст песен

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс, садятся на свои места.

Педагог:

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к юбилею Центра, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте:

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными: стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения  сольных и ансамблевых вокальных номеров», а ...

цель наша сегодня: узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.  

        

  1. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться: в чем состоит суть темы занятия. Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм». Сразу спрошу: может кто-то знает, что оно означает?

Дети: ……………

Педагог:         

А ведь, нет ничего проще: алгоритм —  последовательность действий (шагов), приводящая к достижению поставленной цели, т.е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда (в Центр творчества) заниматься?

Дети: Чтобы научиться красиво петь песни.

Педагог:

        Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится), на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять: из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати, кто может напомнить: чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле – другие особенности: много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т.е. единства в исполнении.

        Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т.е. мелодии и ритма каждой из них), а затем их соединение и выстраивание гармонии.

        Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу», а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал». Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки,  а наградой станет что?

Дети: ……………

Педагог: Да, аплодисменты слушателей и самоудовлетворение от проделанной работы.

Работа со схемой.

                 

                                                                 

 

        

        

Очень важно понимать, что работа над вокальным произведением не может всегда подчиняться «жестким» рамкам предлагаемой схемы, творческий процесс вообще очень сложно подчинить каким-либо рамкам. Эта схема считается примерной (она лишь помощник), поэтому разучивание произведения может включать в себя некоторые элементы сразу и 1, и 2, и 3 этапов.

Но, благодаря этой схеме, вам станет легче планировать свои действия в изучении нового вокального материала.

Физминутка

Педагог: Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике.  Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Дети: ……………

Педагог: Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

  1. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений.

3. 1   Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя):
1. Певческая установка.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • Разработка щёк: «Клоунские гримасы: улыбка-трубочка», «Пасть льва», «Хомячок: голодный и сытый», «Шпаги».
  • Разработка губ: «Пятачок», «Кусаем губы», «Недовольная лошадь».
  • Разработка языка: «Жевачка», «Часики», «Лошадь и пони».
  • Разработка мягкого неба: «Колесики», «Позеваем».
  1. Упражнения на дыхание:
  • «Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох).
  • «Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5).
  • «Насос» (медленный вдох-сильный выдох).
  • «Собака в жару».
  1. Распевание:
  • «На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание).
  • «Два звука: м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака).
  • «Пять звуков: «пение губами» (+работа мышц губ).
  • «Пять звуков: а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре).
  • «Пять звуков: Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки).
  • «Т 5/3 и Д ¾» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог: А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед».

  1.   Работа над ансамблевым вокальным произведением 

  («Только вперед» - 1 куплет и припев):

  1. Повторение песни (1 куплет и припев).
  2. Припев:
  • Мелодия и гармония: работа по голосам и ансамблем.
  • Ритмическая и темповая слитность ансамбля.
  • Единая манера звукообразования: округлые гласные.
  •  Фразировка.
  1. Куплет (работа с солистами):
  • Соло (дикция).
  • Двухголосие (умение слушать друг друга, строить интервалы).
  1. Соединение куплета с припевом:
  • Своевременное вступление солистов.
  • Пауза перед припевом.
  • Уверенное вступление в 3-х голосие: подготовительная музыкальная фраза перед вступлением в припев.
  1. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев):
  • При помощи фортепиано и педагога.
  • Самостоятельно.

Физминутка

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети: Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма), но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая: определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста, внимательны: не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т.е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно:  используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

  1.   Работа над сольным вокальным произведением:
  1. «Да-да» Гурджи Оля и Сагидулина Саша:
  • ритмический ансамбль,
  • своевременность вступления,
  • темп,
  • дикция и артикуляция,
  • чистота интонации в припеве.
  1. «Юнги» Ростанец Егор:
  • единая округлая манера звукообразования,
  • дикция,
  • звук на опоре – избавление от пения на крике.
  1. «Волшебник-джаз» Глушко Арина:
  • тембральная окраска голоса (светлый, легкий полетный звук),
  • дикция и артикуляция,
  • единая открытая манера звукообразования,
  • пение на опоре.
  1. «Ночь, луна и джаз» Дегтярева Дарья:
  • тембральная окраска голоса (чередование темного, глубокого звука с легким, светлым),
  • динамические оттенки,
  • пение на опоре,
  • фразировка,
  • жанр и характер произведения (джаз),
  • интонационно-драматическое развитие песни (контрастное).

  1. Подведение итогов.

Педагог: Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать:  что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Дети: 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед». 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях. А сегодня всем спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности.

  Коррекционно-развивающая программа  по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности. При составлении программы были использованы следующие методы групповой работы:...

Образовательная среда направленная на стимулирование высоких достижений, формирование активности и самостоятельности.

Объединение "Волшебная глина"программа расчитанна на 2 годаСубъект: художественно одаренный ребенок возраст 8-11 летТранслируемые ценности:ЛичностьДорога к самому себеСамореализация в социумеСотр...

Предметно-языковая интеграция как средство достижения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности

Статья представляет  практический опыт использования межпредметной интеграции в области предметов "Английский язык" и "Технология" для повышения уровня коммуникативной компете...

Региональные чемпионаты WorldSkills и их роль в достижении высокого уровня качества профессионального образования

Внедрение элементов WorldSkills в учебный процесс дает студентам возможность посмотреть на свою специальность глубоко изнутри и почувствовать свои возможности. Участие в профессиональных конкурсах и в...

План работы с детьми с высоким уровнем творческих способностей на 2020-2021 учебный год в рамках деятельности кружка «Акварель» художественно-эстетической направленности

Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество....

Роль культурологической драматизации как формы игровой технологии для достижения высокого уровня развития речи.

В настоящее время большое внимание уделяется достижению нового качества образования. Использование такой формы работы как культурологическая драматизация на уроках можно рассматривать как плодотворное...