Волонтерское движение в школе
статья на тему

Валькова Любовь Александровна

Статья о реализации деятельностного подхода в образовании и воспитательной работе, о новых, неформальных методах обучения, когда источником новых знаний становится не учебник, а сама жизнь, вернее тот опыт, который приобретут ребята, занимаясь конкретным делом - участвуя в волонтерском движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волонтерское движение в школе

Сейчас много говорят о деятельностном подходе в обучении. Безусловно, разрабатывая свой  проект или даже просто принимая участие в реализации чужого проекта, ребята приобретают умения и навыки, которые пригодятся им в реальной жизни, ожидающей их за стенами школы. Не менее важно найти новые, неформальные методы обучения, когда источником новых знаний станет не учебник, а сама жизнь, вернее тот опыт, который приобретут ребята, занимаясь конкретным делом.

Я пятый год являюсь куратором школьного отряда волонтеров и с уверенностью могу сказать, что никакие уроки, семинары и другие традиционные формы обучения не сравнятся с одной поездкой в детский дом для детей с ограниченными возможностями. Я спросила ребят, чему научило их общение с больными детьми, и получила ответы, подтверждающие мою точку зрения, например: «Я думаю, что за то время, что я занимаюсь волонтерством, я очень повзрослела, теперь, смотря на своих сверстников, я вижу, что многие вещи, которые для меня очевидны, вызывают у них затруднения, я говорю не о задачках по геометрии и не об уравнениях по алгебре, я говорю о вещах более сложных: о взаимоотношениях с людьми, о каких-то моральных принципах и убеждениях - об этом не прочитать в учебнике, это все приходит с опытом!»

Средства массовой информации сейчас часто провозглашают, что «сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России». И это действительно так! Но как воспитать нравственных, духовно богатых и активных людей, неравнодушных к проблемам нашего общества? Привлечение школьников к участию в работе волонтерских объединений – прекрасный способ формирования в подрастающем поколении именно этих качеств, ведь «волонтёрство (добровольчество) - институт воспитания честности, справедливости, друж-бы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости,  трудолюбия, добра», как говорится в пояснительной записке к программе дополнительного образования «Я – волонтер». Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, доб-ровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности школьников. Опять-таки сошлюсь на мнение моих волонтеров: «Я занимаюсь волонтерством, потому что я могу помогать людям, и мне это доставляет большое удовольствие! Я с радостью езжу в детский дом и всегда радуюсь, когда мы смогли развеселить и порадовать деток!»

Главное в работе волонтерских объединений – принцип добровольности. Каждый волонтер сам принимает решение  - хочу помогать людям! «У меня есть свободное время, и хочется проводить его с пользой, помогая людям», - написала одна моя ученица. Быстро приходит осознание, что ты не только даешь, но и получаешь: «Я занимаюсь волонтерством потому, что, помогая другим, ты становишься лучше, начинаешь задумываться над вещами, над которыми никогда не задумывался , и постепенно я поняла, что это нужно не столько ребятам из детского дома,  сколько мне самой». Происходит переоценка ценностей: «Общение с ребятами из детского дома изменило мой

взгляд на мир. Я поняла: мы должны научиться ценить то, что у нас есть, например, родителей, то, что, мы живем с ними, то, что мы здоровы. Ведь у многих этого нет». Очень важно, что об этом ребята узнают не на уроках, сидя за партой, не из рассказов взрослых, не из книг, а постигают на собственном опыте. Это порождает желание действовать: «Я занимаюсь волонтерством, потому что считаю, что каждый человек должен в жизни сделать что-нибудь безвозмездно, тем более если это касается маленьких детей. Каждый раз, когда я приезжаю в детский дом, во мне появляется какая-то мягкость. Хочется просто-напросто забрать всех этих детей, всем помочь». Сейчас я говорила прежде всего о нравственном воспитании, о том, как участие в работе волонтерской команды формирует жизненные ориентиры, помогает разобраться в себе и окружающем мире – понять, что является истинными ценностями в нашей жизни, а что ложными. «Когда я осознал, что такое на самом деле волонтерство, я ощутил душевную потребность помогать людям!» - написал один из моих учеников-волонтеров.

Кроме этого, волонтерская деятельность развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде. Работа волонтеров по определению коллективная и в основе ее лежит общение – друг с другом, с теми, кому хочешь помочь, и с другими волонтерскими объединениями для реализации общих проектов. Перед каждой акцией мы собираемся всей командой и распределяем обязанности между всеми участниками предстоящего дела. Каждый чувствует свою личную ответственность за успех общего дела, причем дело это всегда очень конкретное, одинаково для всех важное, поэтому мотивация очень высокая, хотя участие в волонтерских акциях сугубо добровольное! Один из моих волонтеров признался: «Наверно, у меня появилось больше ответственности, ведь нельзя подходить к такому делу без серьезности, понимания того, что ты делаешь». Кроме того, что необходимо договориться между собой, чтобы действовать слаженно, волонтерам необходимо уметь вступить в коммуникацию с самым разными людьми: пенсионерами, маленькими детьми, прохожими на улице, и учатся они этому опять-таки на практике. Например, приезжая в детский дом, некоторые поначалу теряются, не знают, как себя вести, о чем говорить с детдомовскими детьми, но именно ощущение себя членом команды и пример друзей помогают преодолеть скованность, а сознание важности работы волонтера придает уверенности в себе. Большой плюс и в том, что в команде люди разного возраста: «Меня очень радует, что группа разновозрастная, потому что у ребят постарше всегда можно спросить совет, они никогда не откажут и всегда помогут! Старшие могут делиться своим опытом, а младшие - предлагать свежие идеи.» - единодушное мнение. Старшие ребята тоже рады тому, что в команде есть «молодежь»: «Вот мы скоро будем в 11-м классе, будет мало времени. Нам на смену придут младшие классы, которые тоже уже участвовали в работе волонтеров». Так рождается преемственность. Эти слова принадлежат девочке, которая пришла в наш отряд семиклассницей, а теперь является капитаном нашей команды. Именно ей в прошлом году бывший капитан, ученица 11-го класса, торжественно передала бразды правления, хотя речь идет в первую очередь о дополнительной ответственности.

Теперь несколько важных слов о проектной деятельности. В первый год нашей волонтерской деятельности мы не разрабатывали своих проектов, а просто принимали участие во всех районных акциях, о которых узнали на собрании волонтерских объединений района, но на второй год нам показалось этого мало – так родился проект «Пусть всегда будет солнце!», суть которого проста: закрашивая нецензурные надписи и непристойные рисунки на детских площадках, мы боремся за нравственное здоровье детей, впитывающих в себя все, как губка. Первый раз мы вышли на борьбу за нравственную экологию четыре года назад. Мы привели в порядок две детские площадки, причем привлекли к участию в акции тогдашних семиклассников, которые сегодня составляют костяк нашей команды! На следующий год в акции приняли участие уже три возрастные категории: ребята из 10-го, 8-го и 6-го классов! В прошлом году мы решили приобщить к этому благородному делу ребят из детского дома, к которым мы ездим уже третий год, выбрали площадку рядом с их школой и совместными усилиями привели ее в порядок. В данном случае важно, что ребята-волонтеры не просто разработали долгосрочный проект, но и реализуют его своими силами вот уже четыре года – вот ярчайший пример социальной активности!

Второй наш проект мы назвали «Поделись улыбкою своей!» Ребята-волонтеры из средних и старших классов нашей школы в течение учебного года регулярно навещали детей с ограниченными возможностями из школы-интерната. Учитывая опыт этого года, когда действовали мы преимущественно методом проб и ошибок, мы решили составить обдуманный план работы на новый учебный год.

Мы уверены, что общение ребят из обычной школы и детей с ограниченными возможностями полезно и тем, и другим, так как первых оно учит быть милосердными, сострадательными и видеть в детях-инвалидах людей, с которыми интересно общаться, а вторым помогает приобрести навыки общения с новыми людьми и выйти за рамки своего маленького мира. Цель нашего проекта - дать возможность детям-инвалидам благодаря общению со здоровыми сверстниками почувствовать себя участниками полноценной жизни. Задачи проекта мы определили так: коммуникативная (помочь ребятам из детского дома преодолеть скованность в общении, научить не бояться новых людей); культурно-образовательная (помочь ребятам, мало где бывающим, расширить свой кругозор); спортивно-оздоровительная (вовлечь ребят в посильные для них спортивные игры); социально-экологическая (путем привлечения ребят к участию в организованных нами экологических акциях дать им возможность почувствовать себя полезными членами общества). Этот проект тоже долгосрочный – мы ездим в этот детский дом уже третий год, на смену закончившим в прошлом году школу инициаторам проекта пришло новое поколение волонтеров, а рекламная акция, которую мы провели в школе в этом году, рассказывая ученикам 6-8-х классов о деятельности волонтеров, принесла первые плоды – в последней поездке в детдом приняли участие примкнувшие к нам рябята из 6-го и 7-го классов! Это большое достижение! Проектная деятельность – прекрасная возможность воспитать в ребятах умение планировать свою деятельность и доводить дело до конца. Каждая поездка в детский дом начинается с «мозгового штурма» - вся команда обсуждает, с чем мы поедем к ребятам в этот раз. И тут оказывается, что и волонтерам есть чему поучиться – не за партой сидя, а в неформальной, творческой обстановке, о чем свидетельствуют слова одного из волонтеров: «Я часто узнаю что-то новое (например, когда мы готовим какое-нибудь волонтёрское выступление на тему «Здоровый образ жизни», я узнаю что-то новое о вреде курения или о вреде наркотиков, а когда мы готовим презентации на литературные или исторические темы, я тоже расширяю свой кругозор)».

Таким образом, привлечение ребят к работе школьной волонтерской команды является примером деятельностного подхода к обучению и воспитанию, который, как показывает мой пятилетний опыт работы в качестве куратора отряда волонтеров, гораздо эффективнее традиционных методов обучения.

Валькова Любовь Александровна, куратор отряда волонтеров школы № 213

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтерского движения «Росток» ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга - взаимодействие школа -детский сад

       Волонтерская программа «Росток» поможет ребятам оценить свои способности в деле воспитания детей дошкольного возраста.  ...

Волонтерское движение в нашей школе

В статье рассказывается о работе волонтерского отряда  "Будующее Югры"". Ребятах которые входят в отряд ,чем они  занимаются....

Волонтерское движение в школе и его роль в воспитании молодежи

Детство и юность – время активного социального «развертывания» взрослеющего человека, освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно ра...

Волонтерское движение в школе «ДоброДар»

В рамках прохождения курсов повышения квалификации "Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений" разработан группой учителей МБОУ Калачеевска...