Учебная программа "Рифма".
рабочая программа (6 класс) на тему

Эта программа составлена  на основе программы дополнительного образования  Е.П.Чевыкаловой "Азы стихосложения." Программа позволяет развивать творческий дар у начинающих поэтов. Возрастная категория 10-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rifma.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   ГБОУ  гимназия №293 

                           Красносельского района Санкт-Петербурга

    ОСНОВАНИЕ

   Решение Педагогического совета

                                                 

   ГБОУ школы №293

                                                                      

  Протокол №_____  от _________20___г.                   

  УТВЕРЖДАЮ

 Директор ГБОУ гимназии № 293

______________ И.Г. Баева

«_____» ___________________ 20____ г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«РИФМА»

(Азы стихосложения для начинающих поэтов)

           Возраст учащихся: 12-15 лет

                                         

                                          Автор-составитель: Григорьева Надежда Николаевна

                                                        педагог дополнительного образования

                                                 Санкт-Петербург

                                                         2014 год


 Пояснительная записка

    Направленность программы – художественно-эстетическая

    Уровень освоения - общекультурный  

    Новизна программы состоит в педагогическом сопровождении творчества ребенка, в особом подходе к редактированию авторского произведения.  

 

    Актуальность и педагогическая целесообразность программы

    С первых минут появления на свет ребенок начинает познавать мир, прислушиваясь к звукам вокруг него, к голосам, вглядываясь в новые предметы, воспринимая и запоминая новые образы. С первых дней малыш привыкает к голосу матери, которая часто рассказывает ему интересные истории, поет колыбельные, читает сказки. Обычно это короткие повествования или небольшие детские стишки.

    Стихов для детей создано великое многообразие: о природе (про зиму, лето, травку, березку, ручеек и т.д.), о животных (про  зайчика, ежика, бабочку, птичек), посвященных праздникам (про Деда Мороза, посвященных маме, бабушке, юным защитникам и др.). Это могут быть детские песенки, рифмованные сказки, прибаутки, загадки, скороговорки. Кроме того, стихи могут быть народными и авторскими. Кто не знает стишков Самуила Маршака, Агнии Барто, Корнея Чуковского?

    В наше время актуальной стала проблема гармоничного развития личности много знающей, мыслящей, талантливой, коммуникативной и читающей. Ребенок должен состояться, как личность, самоорганизующаяся через  умение применять эти знания способами духовного, интеллектуального,  эстетического, ценностного, смыслового и т.д. образования. В учреждениях ДОД, с его особым образовательным пространством, самая благоприятная среда для реализации этих сложных задач (сочетание групповых, массовых и индивидуальных форм работы, сотворчество педагога и обучающегося) для развития ценностно-смысловой сферы сознания детей, для их личностного роста.

    В кризис духовности в нашей стране, с изменением ее ориентиров, с изменением формирующей парадигмы воспитания, главная цель педагога ДОД – помочь ребенку стать здоровой, независимой, мыслящей личностью, способной встретить трудности жизни и решать нравственные проблемы, умеющей продвигаться к своей цели, самоорганизовываться, принимать решения в отрыве от родительской опеки.

    Представленная программа направлена на процесс становления личности ребенка, на поддержку и развитие его поэтического и прозаического таланта, на творческое заполнение его свободного времени  и основана на концепции приближения творчества ребенка к идеалу.

Таким образом, педагогическая целесообразность программы состоит:                                                                           - в развитии поэтического творчества учеников;                                                                          - педагогическом сопровождении процесса становления учеников, как граждан России;                                                                                                        -  психолого-педагогическом сопровождении становления каждого ученика, как человека культуры и нравственности.

Цель  образовательной программы –  создать условия для развития личностных структур сознания детей через активацию познавательных процессов средствами теории стихосложения.

     

Задачи программы:

     Обучающие:

- дать представление об истории стихосложения, теории поэзии, понятиях: ритм, рифма, средства выразительности образа, средства поэтической лексики,  стилистические приемы поэтики.

- обучить оценке качества стихотворения: грамматической и ритмической правильности, качества рифмы, выразительности образа;

- обучить технике исправления стиха;

- обучить дикламированию стихов;

- обучить навыкам стихосложения с учетом возрастных особенностей детей и  их творческой одаренности ребенка;

Развивающие:

- способствовать творческому поэтическому развитию ребенка через специальные тренинги и игры;

- способствовать развитию мотивации  ребенка к самовыражению в творческом процессе стихосложения;

- развивать навыки самоорганизации в творческом процессе;

- Развивать личностный опыт ребенка, направленный на  становление его, как гражданина через творческий процесс стихосложения.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию у ребенка фундамента внутренней культуры через ознакомление с нравственно-этическими, мировоззренческими взглядами.

- создать условия для воспитания привычки  самовыражения, отвечающего внутренним потребностям и устремлениям души каждого обучающегося;

- способствовать  становлению каждого  учащегося, как гражданина через творческий процесс стихосложения.

            Условия реализации:

- срок реализации: 2 года, 1-й год – 144 часа, 2-й год – 144 часа;

- возраст: 12 – 15 лет

- наполняемость групп: 1-й год – 15 человек, 2-й год – 12 человек;

- режим занятий – 1-й гол – 2 раза в неделю по 2 часа, 2-й год – 2 раза в наделю по 2 часа;

- условия набора: зачисление в объединения производится на добровольной основе.

  В группы первого года обучения принимаются все желающие.

Группы второго года обучения комплектуются из детей, освоивших программу первого года обучения или имеющих необходимые знания, умения и навыки.

Форма организации занятий – групповая. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она позволяет не только проводить занятия в группах с учетом возрастных особенностей детей и степени их одаренности, но и вести индивидуальную личностно-ориентированную работу с учащимися.

Ожидаемые результаты

Занятия первого года обучения дают возможность создать личностно-ориентированное творческое пространство, в котором ребенок сможет самостоятельно создавать свои произведения, приближая их к идеалу

Занятия второго года обучения дают более сложные представления о законах стихосложения и предоставляют  ученикам возможность закрепить эти знания на практике. Дети постигают законы  редактирования поэтических произведений  (саморедактирование и взаиморедактирование).

На завершающих занятиях каждого года обучения дети сравнивают свои произведения начала и конца периода обучения и могут сделать вывод о своем творческом росте.

По итогам освоения программы первого блока обучения ребенок должен:

- иметь представление о системах стихосложения;

- знать историю стихосложения,  отличительные особенности прозы и поэзии;

- уметь представить свой поэтический проект, составить простое авторское произведение;

- избавиться от комплекса застенчивости при чтении своих стихотворений на занятиях.

Согласно критериям полноты  реализации программы по двум годам обучения, ребенок должен:

- иметь представления об оценке качества стихотворения;

- знать основные законы стихосложения и принципы техники исправления стиха;

-  уметь применять основные законы стихосложения в творческом процессе;

-    уметь редактировать свои произведения до уровня публикации,

-     иметь навыки ориентации в социальной среде,

-     осознавать свою значимость в коллективе, свою способность к самовыражению.

Критерии (оценки) результативности

Оценка реализации программы осуществляется в течение года и в конце каждого учебного года посредством регулярного педагогического отслеживания:

-  творческого роста учащихся;

        -   участия  детей в конкурсах, фестивалях, праздниках поэзии;

        -   публикаций авторских работ;

- сравнительного анализа по каждому ребенку, в результате которого определяется:

- увеличение насыщенности авторского произведения ребенка поэтическими образами,

-      применение более сложных видов жанра,

-      конструирование строфы,

-       богатство рифмы;

 -  изменение  процентного соотношения педагогического редактирования и саморедактирования учащимися  своих авторских произведений;

.Формы подведения итогов

1-й год обучения: зачет в форме открытого занятия, включающего декламацию воспитанниками как произведений известных авторов, \так и своих  собственных стихов.

2-й год обучения:   учащиеся демонстрируют свои умения  в открытом отчетном концерте  и публикуют свои произведения в школьной настенной газете, в журнале творческого объединения «Рифма» и на сайте nsportal.ru.

Способы фиксации результатов  

Итоги зачетных выступлений и публикаций преподаватель фиксирует в журнале и доводит до сведения родителей. Достижения детей  заносятся в карты достижения обучающихся, где усвоение программного материала и развитие  других качеств ребенка определяется по трем уровням:

- максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитаник имеет высокие достижения (победитель всероссийских, областных, городских, районных конкурсов);

- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в школьных смотрах и конкурсах;

- минимальный -  усвоение программы в неполном объеме; допускает существенные ошибки; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

         Контакты и взаимосвязи для реализации данной образовательной программы.

  1. С библиотеками школы, микрорайона, ЦБ Красносельского района.

               2. С заместителем директора по воспитательной работе школы.

               3. С классными руководителями учащихся.

               4. С родителями учащихся.

                                                                                                                                                                                                       

                                   Учебно-тематический план.

                                 1 год обучения

№ п/п

   Наименование раздела,   темы            

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

        2.

Таинственное «Я»

2.1Виды (жанры) литературы

2.2«Я» в литературных произведений известных авторов

2.3 «Я» в произведениях учителя и учеников

8

2

      2

4

3

2

1              

5

           

1

4

3.

Я слышу мелодию слова

3.1 Отличительные особенности поэзии и прозы

3.2 Роль поэзии в развитии человека

3.3 Мелодика стиха

3.4 Лирика в поэзии.

    48

  10              

           10

 20

 10      

       

16

         2          

                        2                                

 4

        2            

                         

32

          8

                    8

        16

         8

   

4.

Мы – команда «В полете мыслей вдохновенья»

4.1. Космическое пространство поэтов

4.2.  Поэтическое творчество, содружество, сотворчество                  

4.3. Моя малая Родина

4.4. Моя Родина – Россия.  «Святая Русь»

44

                         8

 8

14

14

22

                   8        

6

 4

 4

22

                 

                                       2

10              

10

5.

         В мире виртуальных сказок.

5.1.Три мира в жизни человека

                                                                          5.2. Образное  мыщление

                                                                          5.3. Создание  своего  произведения

38

4

             4

                        30

     10

     4

                    2                          

                           4

                                           

28

                    2                  

                  26

6.

Итоговые занятия  «Встреча с прошлым»

  1.  Анализ  авторских произведений начала и конца года
  2. . Декламация
  3.  Подготовка произведений к печати.

4

 2

1          

1

      1

     1

 

                         

      3

     1

      1          

      1

Итого:

144

53

91

                               

                                                              2 год  обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

2

Я строю мелодию слова

  1. Поэтика как наука
  2. Грамматическая и ритмическая правильность
  3. Качество рифмы
  4. Выразительность образа
  5. Создание авторских произведений

   32

4          

4             2            2          20

8

2            

2              1               1              4        

24

2            

2                1                1              16

3.

Мы – команда «В полете мыслей вдохновенья»

3.1. Создание, совместных произведений

3.2. Чтение и разбор  совместных произведений.

     4    

     2  

     2

                     

     

     

               

4                

   

2              

        2

       

4.

               Я – редактор

4.1. Исправление рифмы

4.2. Исправление ритма

4.3. Исправление звуковой гармонии

4.4. Взаиморедактирование

  40

   10

   10

   10

                     10

   

    12

     4

     4

     4

     

28

6            

6            

6  

                                     10

               

     

     

5.

В мире виртуальных сказок

5.1. Создание поэтической сказки

5.2. Редактирование поэтической сказки

24

 20      

4                        

      6            

      6

    18

     14  

       4              

6.

Я – капитан своих мыслей

6.1 Запоминание стихотворений

6.1. Впечатление

6.2. Повторение

6.3. Ассоциация

16

2

6

4

4

8

2

2

      2

      2

8

4

2

2

7.

     По следам своих мыслей

7.1. Воспоминание  о своей творческой деятельности в прозе и стихах.

7.2.  Декламирование  стихотворений по следам воспоминаний

20

6

14            

4

4

                                                     

16

6

                                         

10

                   

8.

Итоговые  занятия «Встреча с прошлым»

8.1. Анализ авторских произведений начала и конца года

8.2 Подготовка произведений к печати

6

      3

      3

2

        1

      1

4

        2

       2

Итого:

   1 44

43

101

                                        Содержание программы

                                               1 год обучения

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление с расписанием занятий. Правила поведения на занятиях. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды.  Цели и задачи программы.

Практика

Экспресс-диагностика поэтических способностей учащихся.

  1.  Таинственное «Я»

               2.1.  Виды (жанры) литературы.

Теория: Литературно художественные произведения.  Фольклор, эпос, лирика, драма, публицистика. Поэзия и проза. Крупные и малые формы произведений. Поэма и стихотворение.

Практика: Чтение и разбор произведений известных авторов с точки зрения жанровой принадлежности.

  1.  «Я» в литературных произведениях известных авторов.

Теория

 Авторское «я» в образцах малых форм  русской и зарубежной литературы. Значимость поэзии. Ответственность поэтически одаренного человека.

Практика:

 Анализ произведений малых форм с точки зрения  поиска авторского «я».

  1.  «Я» в произведениях учителя и учеников.

Практика

 Чтение и разбор произведений учителя и учеников с точки зрения жанровой принадлежности и авторского «я».

  1.   Я слышу мелодию слова.

             3.1.    Отличительные особенности поэзии и прозы.

Теория

История стихосложения. Между поэзией и прозой (сходство и различие).

Практика

Поэтические игры: «Собери пословицу», «Реконструкция», «Доводка».

  1. Роль поэзии в развитии человека.                                                  

Теория

Работы Циолковского о 12 ступенях развития человека. Физическое развитие и развитие речи. Поэтическое состояние.

Практика

Вхождение в поэтическое состояние. Создание пробного поэтического произведения.

  1. Мелодика стиха

Теория

Напевность поэтического произведения. «Складно» и «не складно». Понятия ритм, рифма, строфа.

Практика

Поэтические игры: «Поймай рифму», «Доскажи словечко», «Повтори ритм», «Преобразуй прозаическую фразу в поэтическую».

  1. Лирика в поэзии

Теория

Поэтическое воспоминание. Дружеское послание. Эпиграмма. Элегия (жалоба). Гимн. Ода.

Практика

Воспоминание о своей жизни: дня, недели, месяца, года, до младенческого возраста в прозе.  Написание поэтических воспоминаний под звуки музыки. Написание стихотворения по заданной рифме (15 мин).

  1. Мы – команда «В полете мыслей вдохновенья»

4.1.  Космическое пространство поэтов

Теория

Работы русских космистов. (В.И. Вернадский, В. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский). Задачи поэтов на Земле. Поэтические обороты (тропы): гипербола, метафора(перенос слов).

  1. Поэтическое творчество, содружество, сотворчество.

Теория

Дружба, радость взаимоотношений, умение дарить радость. Поэтические обороты: метонимия (переименование), олицетворение, сравнение.

Практика

Поэтические игры: «Соавтор», «Белая речь».

  1. Моя малая Родина

Теория

Мой дом, класс, школа, район, город. Любовь к малой Родине. Ответственность перед малой Родиной. Гордость. Выразительность художественной речи (стилистические фигуры): оксиморон (противоположности), риторический вопрос, риторическое обращение.

Практика

 Чтение и разбор произведений известных авторов о Санкт-Петербурге. Поэтические игры. «Соавтор» и «Белая речь», тематически связанные с темой Санкт-Петербург. Написание стихотворения  (10 минут) по мотивам игр.  Написание стихотворения о малой Родине (Санкт-Петербурге). Чтение и разбор авторских произведений.

  1. Моя Родина Россия «Святая Русь»

Теория

Счастье рождения в России. Что я могу сделать для своей Родины. Какой я вижу Россию. Выразительность художественной речи (стилистические фигуры): эллипс (пропуск слова), эпифора (повторение слова).

Практика

Чтение и разбор  произведений известных авторов о России. Написание стихотворения (10 минут) под звуки музыки на патриотическую тему. Создание авторского произведения о России. Чтение и разбор авторских произведений.

  1. В мире виртуальных сказок.

5.1.  Три мира в жизни человека

Теория

Внутриутробный, земной и надземный миры. Чувство меры и художественный такт поэта. Выбор стиха. Приемы стихосложения. Характер и уместность стихотворения.

  1. Образное мышление

Теория

Информационный контакт человека и природы. Земля – живое существо. Этика и эстетика. Область художественной ценности человека (процентное количество одаренных людей, роль усредненного человека, задачи одаренного человека).

Практика

Упражнения на развитие образного мышления. Вхождение в поэтическое состояние. Написание стихотворений «Если бы я был волшебником», «Жила была клетка», «Если бы я был розой», «Стоны Земли», «Радость Земли» и т.д. Саморедактирование. Чтение и разбор авторских произведений.

  1. Итоговые занятия

6.1.  Анализ авторских произведений начала и конца года

Теория

Каноны классического стихотворения. Требования к завершенному стихотворению.

Практика.

Чтение и разбор авторских стихотворений. Конкурс «Настоящий поэт».

  1. Декламация

Практика

Выразительное чтение авторами лучших работ года. Обсуждение авторского декламирования произведений. Чтение совместных авторских работ.

  1. Подготовка произведений к печати

Практика

Заключительное редактирование лучших произведений. Тематическая компоновка текстов для издания сборника «Рифма»

2 год обучения

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория

. Ознакомление с расписанием занятий. Правила поведения на занятиях. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды. Цели и задачи программы 2-го года обучения.  

Практика

Чтение и разбор произведений, написанных за летние каникулы.

  1. Я строю мелодию слова
  1. Поэтика как наука.

Теория

Мировые системы стихосложения. Японская силлабическая поэзия. Силлабо-тоническая система.

Практика

Чтение и разбор поэтических произведений с точки зрения определения к той или иной системе стихосложения.

  1. Грамматическая и ритмическая правильность.

Теория

Орфография, обороты речи, согласованность частей речи в предложении. Понятие о метрических нормах (размере) в стихосложении. Ямб, хорей, амфибрахий и т.д.

Практика

Чтение и разбор произведений известных авторов.  Упражнение в определении размера стиха. Упражнение в написании стихотворения в заданном размере на произвольную тему.

  1. Качество рифмы

Теория

Понятие о рифме и рифмостроении (стопы, ударение, алгоритм ударения)

Практика

Поэтические игры: «Реконструкция», «Доводка». Варианты построения событий своей жизни в стихах (исполнение желаний,  встреча с любимым человеком, построение коллажа). Саморедактирование. Чтение и разбор авторских произведений.

  1. Выразительность образа.

Теория

Словесные поэтические образы, поэтические обороты (литота,  перифраз) виды эпитетов.

Практика

Чтение и разбор произведений известных авторов с точки зрения поэтического образа.  Анализ поэтических оборотов.

  1. Создание авторских произведений

Теория

Общая схема построения стихотворения.  Внешнее построение (архитектоника: экспозиция, завязка, развитие действия.  кульминация, развязка). Внутреннее построение стихотворения (композиция: распределение текста, качество формы, качество содержания).

Практика

Написание стихотворений на темы: «Слияние с природой», «Вечность», «Какой я», «Земля – планета во вселенной», «Долг человека на Земле». Чтение и разбор авторских произведений.

  1. Мы – команда «В полете мыслей вдохновенья»
  1. Создание совместных произведений

Практика

Поэтические игры: «Соавтор», «Белая речь». Создание коллективного авторского произведения. Обратная связь с учениками: отношение к проделанной работе, процентная доля участия в коллективном труде, взаимопомощь.

  1. Чтение и разбор совместно написанных произведений.

Практика

Декламирование  и анализ совместно созданных произведений. Построение доминанты поэтического трудолюбия.

  1. Я – редактор.
  1. Исправление рифмы

Теория

Требования к завершенному произведению.  Качество рифмы. Логические ошибки. Союзы, предлоги, частицы в рифме. Сочетание в рифме глаголов и существительных.

Практика

Самостоятельное редактирование своих произведений. Взаиморедактирование.

  1. Исправление ритма

Теория

Требования к завершенному поэтическому произведению. Ритмическая основа. Текст, как основа для песни. Полиметрия.

Практика

Поэтические игры: «Улови ритм», «Воссоздай ритм». Оценка пригодности стиха для пения. Изменение ритма. Редактирование чужих произведений.

  1. Исправление звуковой гармонии

Теория

Звуковая красота (благозвучие). Неблагозвучие. Сдвиг – враг благозвучия. Перенасыщенность стихотворения одинаковыми звуками. Звукопись. Перенос, как нарушение благозвучия. Повторы оправданные и неоправданные. Многосоюзие.

Практика

Чтение и разбор стихотворений известных авторов с точки зрения звуковой гармонии. Написание и саморедактирование авторских поэтических произведений.

  1. Взаиморедактирование

Практика

Чтение своих произведений. Оценка грамматической и ритмической  правильности,  качества рифмы и звуковой гармонии  поэтических произведений  коллег по цеху. Взаиморедактирование.  Написание стихов под звуки музыки. Взаиморедактирование. Написание авторской песни. Взаиморедактирование.

  1. В мире виртуальных сказок
  1. Создание поэтической сказки

Теория

Сказка. Особенности жанра. Образцы поэтической сказки в русской литературе (Сказки А.С. Пушкина)

Практика

Чтение и анализ сказок А. С. Пушкина. Написание сказок на темы: «Плач срубленного дерева», «Сказка о счастье», «Я разговариваю с Землей» и т.д. Чтение и разбор авторских работ.

  1. Редактирование поэтической сказки

Практика

Чтение и анализ архитектоники и композиции поэтических сказок коллег по цеху. Анализ поэтического образа.  Исправление рифмы, ритма и звуковой гармони поэтических сказок.

  1.  Я – капитан своих мыслей
  1. Запоминание стихотворений

Теория

Естественные законы запоминания. Произвольное и непроизвольное запоминание. Впечатление , повторение и ассоциация, как  основа системы запоминания поэтических произведений.

Практика

Упражнение в непроизвольном запоминании стихотворений известных авторов.

  1. Впечатление

Теория

Эмоциональное восприятие прочитанного. Усиление впечатления при запоминании (сосредоточенность, фокусировка сознания, привычная обстановка, спокойтвие, отсутствие отвлекающих факторов)

Практика

Упражнение в произвольном запоминании произведений известных авторов.

  1. Повторение

Теория

Повторение – второе естественное запоминание.  Приемы повторения (декламирование «про себя», в разговоре, при выполнении несложной работы, с интервалами)

Практика

Упражнение в приемах повторения при заучивании крупных поэтических произведений

  1. Ассоциации

Теория

Понятие ассоциация. Формирование ассоциаций. Ассоциации и тренировка памяти. Выстраивание ассоциативной цепочки. Ассоциация – ключ к извлечению информации из памяти.

Практика

Запоминание стихотворений известных авторов , учителя и учеников при помощи ассоциаций. Декламирование  заученных стихов.

  1. По следам своих мыслей
  1. Воспоминание о своем творчестве.

Практика

Воспоминание о своем творчестве под музыкальное сопровождение: лестница моего творчества, моё первое стихотворение,  моё лучшее стихотворение,  мои неудачные работы. Сочинение стихов по следам своих воспоминаний.

  1. Декламирование стихов

Теория

Внятность, четкость, выразительность художественного чтения. Паузы при декламации,  логическое ударение.

Практика

Декламирование лучших стихов, созданных по следам воспоминаний.

  1. Итоговые занятия «Встреча с прошлым»
  1. Анализ авторских произведений начала и конца года

Теория

Повторение канонов классического стихотворения. Требования к завершенному стихотворению.

Практика.

Чтение и разбор авторских стихотворений. Конкурс «Настоящий поэт»

  1. Подготовка произведений к печати

Теория

Повторение принципов редактирования и компоновки поэтических сборников.

Практика

Заключительное редактирование лучших произведений. Тематическая компоновка текстов для издания сборника «Рифма»

                            Методическое обеспечение программы

Тема или раздел

Формы занятия и приемы

Дидактический материал. Техническое оснащение.

Форма подведения итогов

Вводное занятие

1-й год Презентация коллектива

2-й год Беседа

Таинственное «я»

Учебный диалог. Очные и дистанционные индивидуальные консультации.

Аудиозаписи, художественная литература.

Авторское произведение на произвольную тему

Я слышу мелодию слова

Беседа, игра, дискуссия, поэтический тренинг.

Аудиозаписи. Художественная и научная литература.

Лирическое авторское произведение

Мы – команда   «В полете мыслей вдохновенья»

Беседа, игра, дискуссия, поэтический тренинг

Аудиозаписи. Художественная и научная литература.

1-й год Авторские произведения о Петербурге и       о России

2-й год Совместно созданное произведение.

В мире виртуальных сказок

Беседа, игра, дискуссия, поэтический тренинг. Очные и дистанционные индивидуальные консультации.

Аудиозаписи. Художественная и научная литература.

1-й год Авторское стихотворение на фантазийную тему                     2-й год  Авторская поэтическая сказка на заданную тему

Я строю мелодию слова

Беседа, игра, дискуссия, поэтический тренинг.  Индивидуальные консультации.

Аудиозаписи. Художественная и научная литература.

Авторское стихотворение на философскую тему

Я - редактор

Учебный диалог. Редакционный тренинг.  Индивидуальные консультации.

Художественная и научная литература.

Отредактированные авторские произведения.

Я – капитан своих мыслей

Беседа,  дискуссия, поэтический тренинг.  

Художественная литература

Аудиозапись авторского художественного чтения

По следам своих мыслей

Беседа,  дискуссия, поэтический тренинг.  

Аудиозаписи  актерского художественного чтения и авторских произведений, созданных за год

Авторское стихотворение, созданное по следам воспоминаний.

Итоговые занятия

Учебный диалог. Занятие-практическая работа. Занятие-конкурс

Аудиозаписи авторских произведений, созданных за год.

1-й год. Декламация лучших произведений года

2-й год  Публикация лучших произведений  1-го и 2-го года обучения.

 Материально-техническое оснащение

     Оборудование:

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран, принтер, сканер, СД- диски с аудиозаписями художественного чтения поэтических произведений.

Помещение для проведения занятий, столы, стулья

Инструменты и материалы:

Блокноты, тетради в клетку, альбомы, пишущие инструменты, электронные носители информации

                                    Список литературы

Для учителя

1. Анна Чекулаева. Методическое пособие: «Азбука Стихосложения». – Новочеркасск, 2007. http://www.vzlet-novochek.narod.ru/azbuka.pdf

 2. Валуйская Т. С. Программа дополнительного образования. «Очаг». Рубцовск , 2003.

 3. Шульговстий Н. Занимательное стихосложение. «Издательский Дом Мещерякова», 2008.

4. Программа общеобразовательных учреждений начальных классов (1-4) одиннадцатилетней школы. Факультативный курс «Введение в народоведение» (1-й и 2-й год обучения) – М.: «Просвещение» - 1994

 5. Рогов. А. Кладовая радости. – М.: Просвещение – 1982.

 6. Бахметьева Т.И. Детские частушки, шутки, прибаутки. – Ярославль: Академия развития. – 1991.

 7. Цирулик Н.А. Уроки творчества. М.: Федоров, 2000.

 8. Иванов В. Русь изначальная. – М., 1982.

9. Циолковский К. Э.  Космическая философия. Собрание более 100 философских работ. (Мультимедийные книги для чтения на iPad, iPhone и iPod touch). — ООО «Центр информационной безопасности», 2013

 

Для учащихся

10. Князева Л.Н. Маханева М.Д. Учебно-методические пособия. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 1998.

 11. Табенкина А. Л. Хрестоматия по детской литературе. – М. «просвещение» 1988.

 12. Агеносов В. В. Русская литература ХХ века 11 класс. (Часть 1, Часть 2.) – М. «Дрофа», 1999.

 13. Ваксмахер М. Заподноевропейская поэзия ХХ века. «Художественная литература», 1977.

 14. Дружакова Е. Н. «В волшебном мире поэзии». М. «просвещение», 1978.

 15. Михайлов А. А. «Азбука стиха». М. «Молодая гвардия», 1982.

16. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.\

17. Шаталовский Н.Ф. Строй и ясность (пособие по стихосложению). М.: "Духовное Возрождение" ЕХБ, 2001.-90 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...