Статья по теме: "Экспериментальный театр рук в системе дополнительного образования детей"
статья (5 класс) на тему

Куртова Кристина Константиновна

Руками можно делать многое: держать сигарету, бутылку с алкоголем, играть в приставку, писать глупые  сообщения в социальных сетях, размахивать кулаками, что-нибудь ломать. А можно создавать нечто удивительное, увлекательное, развивающее и полезное. В этой статье рассказано о проекте "Экспериментальный театр рук в системе дополнительного образования детей", который стал аппробираваться с 2011 года в ГБОУ ДОД ДДЮТ "На Ленской" и в последствии стал частью комплексной программы в театре-студии "Синтез".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Экспериментальный театр рук в системе дополнительного образования детей»

Автор: К.К.Новикова – руководитель театра-студии «Сказка»,  педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской»

Санкт-Петербург

2014

Мой проект стартовал с сентября 2011 года и продолжает существовать до сих пор.

Почему именно театр рук? Это вполне объяснимо. Руками можно делать многое:     держать сигарету, бутылку с алкоголем, играть в приставку, писать глупые               сообщения в социальных сетях, размахивать кулаками, что-нибудь ломать. А можно создавать нечто удивительное, увлекательное, развивающее и полезное.

Цель моего проекта: осмысленное и плодотворное занятие детского досуга.

Задачи проекта:

- развитие творческих навыков в области тела и рук;

- развитие фантазии, воображения и нешаблонного творческого мышления;

- развитие чувства ответственности перед коллективом, умение работать в команде

Идея проекта: создание теплой, дружеской атмосферы семьи, а также комфортныхусловий, приближенных к ощущению «идеального дома» (в представлении               подростков) с возможностью эмоциональной разгрузки и личностного                        самоутверждения и самореализации.

О решении социальных проблем:

  • Объединение разных социальных слоев, преодоление возрастного барьера,  

развитие коммуникабельности.

  • Психологически благоприятная атмосфера в коллективе позволяет ребенку с удовольствием ходить на занятия. Это становится собственным желанием

     детей, а не принуждением родителей.

  • Привитие интереса к культурному досугу: походы в театры, музеи, филармонии, поездки в творческие лагеря.
  • Выплескивание своей энергии в положительном русле (вместо битья фонарей, разукрашивания стен на улицах города, мы создаем нечто уникальное,            творческое и развивающее)

Состав участников: от 10 до 18 лет

Поход на премьеру спектакля

студенческого театра «Софит»

УЧЕБН0-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Раздел

Общее

количество

часов

Теоретические часы

Практические

часы

1

Тело-руки

4

2

2

2

Гимнастика для рук

8

2

6

3

Руки-буквы

4

2

2

4

Руки-узоры

4

2

2

5

Рука-животное

4

2

2

6

Рука-человек

4

2

2

7

Рука - предмет

4

2

2

8

Итог первого полугодия: показ пластического театра рук

4

2

2

9

Тело - природа

4

2

2

10

Пластический тренинг

8

2

6

11

Пластика растения

4

2

2

12

Пластика животного

4

2

2

13

Пластика полета

4

2

2

14

Пластика стихий

4

2

2

15

Пластика природных явлений

4

2

2

16

Итог второго полугодия: показ этюдов «В гармонии с природой»

4

2

2

Всего

72

32

40

Второй год обучения

Раздел

Общее

количество

часов

Теоретические часы

Практические

часы

1

Тело-конструкция

2

1

1

2

Пластический тренинг

6

1

5

3

Человек-обруч

4

1

3

4

Человек-куб

4

1

3

5

Человек-пирамида

4

1

3

6

Человек-механизм

4

1

3

7

Человек - материал

4

1

3

8

Принципы и способы оформления кукольного спектакля.

2

1

1

9

Я – оформитель (создание макетов декораций к спектаклям)

8

1

7

10

Итог первого полугодия: выставка макетов оформления кукольного спектакля

2

1

1

11

Тело – кукла

2

1

1

12

Особенности создания тростевых кукол

2

1

1

13

Принципы работы с марионеткой

2

1

1

14

Читка сказки для постановки, обсуждение и распределение ролей

2

1

1

15

Создание перчаточных кукол для спектакля

6

0

6

16

Оживление куклы, обретение характера и пластики

2

1

1

17

Соединение куклы и живого плана. Основы пластики и сценического движения в спектакле

2

1

1

18

2

1

1

19

Я – кукловод (подготовка, постановка и репетиции спектакля)

8

1

7

20

Итог второго полугодия: пластический кукольный спектакль

4

1

3

Всего

72

19

53

Структура моих занятий: обязательная разминка рук и тела, аудио тренинг,          коллективное обсуждение впечатлений и возникающих образов, после этого          начинается процесс творчества – мы придумываем узоры из рук, создаем                животных, стихии природы, транспортные средства и многое другое. Музыка         задает различный темпоритм и подталкивает к выбору определенных движений.  Занятия подобного рода – прекрасная альтернатива пагубным увлечениям              подросткового поколения. Здесь каждый может проявить себя – фантазии нет        границ!

Театр, это не просто место, где можно развивать свои таланты. Здесь можно              завести новых друзей, готовых помочь, выслушать и поддержать. Благодаря моей  методике дети учатся понимать других и жить в гармонии со своим внутренним     миром. Что немало важно, посещение данного кружка не требует серьезных             материальных вложений. Все, что необходимо – обычная черная одежда, которая    есть у любого ребенка, и белые перчатки.

Что касается реквизита, это те предметы, найденные дома или в театре. Например, нам удалось из двух фотоштативов создать потрясающую любовную историю.

Далеко не каждый человек может выйти на сцену под свет прожекторов, когда на   него смотрят сотни любопытных глаз. Ребенку с комплексами зачастую сложно       выйти и сыграть какую-то даже незначительную роль. В нашем случае преодолеть  этот барьер ребятам легче: выступление проходит в свете ультрафиолетовых           лучей, и видны лишь белые перчатки. Актерами становятся уже не они, а их руки,   создающие необычные образы. Так им проще примириться со сценой и зрительным залом.

  • Результаты: 

отчетный показ творческих работ для родителей (за первое полугодие),

06.03.12  г. мы приняли участие в конкурсе  «ЛИК’И СЕЙШН» в СПбГУКиТ и заняли первое место в номинации «Оригинальный жанр»

— участие в конкурсе «Моя инициатива в образовании» в СПбГУКиТhttp://gukit.ru/wp-content/uploads/2012/03/%D0%92%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5-1%D0%B0.jpg

- создание нового модуля в комплексной программе театра-студии «Синтез»: Основы пластического движения и кукольного театра

Я вижу, как горят глаза у моих детей, как они стремятся участвовать в новых постановках, вкладывая в это не только старания и время, но и душу. Мы не   хотим останавливаться на достигнутом. В наших планах создать спектакль по произведению Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», используя при   этом и руки, и предметы, и живой план. Следующая наша ступень – участие наБрянцевском фестивале. А дальше – держись, Европа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....

Статья "Социальное партнёрство в системе дополнительного образования детей"

В статье рассматриваются вопросы организации социального партнёрства в системе дополнительного образования детей, а также приводится пример такого взаимодействия в работе одного из объединений отделен...

Статья: "Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей"

Игра рассматривается как основная форма единого процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога с ребенком, детским коллективом, в результате которого происходит не только получение детьми нов...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...