Доклад "Личность современного учителя ДШИ"
статья на тему

Основные качества личности преподавателя ДШИ на современном этапе развития музыкального образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

НА ТЕМУ:

«Личность современного учителя ДШИ»

Выполнила:

преподаватель по классу

баяна и аккордеона

МБОУ ДОД ДШИ п. Искателей

Загитова Альбина Андреевна

г. Нарьян-Мар

2013

С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е. необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.

Итак. Какой учитель необходим современному ученику? У какого учителя он будет учиться с удовольствием?

Чтобы ответить на этот вопрос учителями школ Московской области была проведена творческая работа, в которой ученики сами описывали своего самого любимого учителя.

 Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы.

Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. А также ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией.

Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным и хорошим психологом. Причем  в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы РФ. Принятый федеральный закон «Об образовании» ставит перед педагогами новую цель, – это создание условий для развития творческой, разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.

В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». Образовательное партнерство трактуется как вовлечение равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.

Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования. Учителя музыкальных школ должны направить все свои усилия на главный результат:

  • обогащение духовного мира подрастающего поколения;
  • развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов, чувств;
  • формирование потребности и интереса к познанию достижений Мировой культуры и искусства.

А также учителя должны доказывать результатами своего труда, что музыкальное образование необходимо обществу.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса. Кого учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?

Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?

С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это:

  • профессиональная компетентность;
  • коммуникативная культура;
  • ответственность;
  • информационная грамотность;
  • готовность к обучению.

Профессиональная компетентность

        В профессиональную компетентность входит:

  • знание возрастной психологии;
  • знание задач музыкального воспитания;
  • учет уровня общего и музыкального развития ребенка;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • знание этапа обучения;
  • этап работы над музыкальным произведением;
  • использование видов музыкальной деятельности;
  • знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;
  • подбор репертуара;
  • проявление интереса детей к музыкальной деятельности;
  • знание различных методик музыкального воспитания.

Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:

  • метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке);
  • метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов);
  • метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).

К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.

В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.

Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий учитель должен узнавать наибольшее число метод, применяя их, как вспомогательное средство. И всякое затруднение понимания ученика принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».

К профессиональной компетенции можно также отнести учителя–музыканта, поддерживающего свою исполнительскую форму.

Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.

Коммуникативная культура

Коммуникативная культура педагога – это:

  • умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;
  • признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося;
  • способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;
  • способность контролировать свои эмоциональные состояния;
  • умение давать положительную обратную связь;
  • умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;
  • готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью;
  • речевая культура.

Информационная культура – это:

  • умение осмысливать культурные объекты;
  • поиск новых знаний;
  • самостоятельная работа с информацией;
  • умение выделять ключевую информацию;
  • активное использование знаний на практике;
  • навыки самостоятельного обучения;
  • компьютерная грамотность;
  • владение специализированными программами обеспечения.

Ответственность:

Под ответственностью понимается:

  • социальная ответственность;
  • юридические нормы;
  • этические нормы;
  • готовность принять иную позицию;
  • субъективная ответственность;
  • ответственность за качество проведения уроков;
  • качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;
  • безопасное использование Интернета;
  • задумываться о целях и важности знаний.

Готовность к обучению

        Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:

  • постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;
  • быть заинтересованным;
  • быть активным;
  • понимать важность приобретаемых знаний.

Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.

Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его творческого труда. 

Список использованной литературы

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
    общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов
    музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002.
  2. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в
    начальной школе: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2002.
  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
    воспитания младших школьников. - М., 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель и современный урок.

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...