Конспект открытого занятия на тему: "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по теме

Барышникова Любовь Васильевна

Цели:

-    Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней народного искусства;

-    Формирование культуры чувств.

 

План занятия:

1.   История Городецкой росписи.

2.   Техника исполнения Городецкой росписи:

а) основные элементы Городца. Точка. Мазок. Дуга. Капелька.

б) техника выполнения Городецкой росписи.

в) конкурс на лучший розан.

3.   Подведение итогов. Совместная оценка работ.

 

Методическое обеспечение:

-    мультимедийная презентация «Городецкая роспись»;

-    рисованные схемы «Техника исполнения Городецкой росписи»;

-    музыкальный центр с записями народных песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodetskaya_rospis.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ Центр образования «Центр образования» пос. Варламово

Конспект занятия

на тему: «Городецкая роспись»

Автор: Барышникова Л.В.,

педагог дополнительного образования

структурного подразделения «ЦВР»

м.р. Сызранский, 2012 г.

Цели:

-    Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней народного искусства;

-    Формирование культуры чувств.

План занятия:

1.   История Городецкой росписи.

2.   Техника исполнения Городецкой росписи:

а) основные элементы Городца. Точка. Мазок. Дуга. Капелька.

б) техника выполнения Городецкой росписи.

в) конкурс на лучший розан.

3.   Подведение итогов. Совместная оценка работ.

Методическое обеспечение:

-    мультимедийная презентация «Городецкая роспись»;

-    рисованные схемы «Техника исполнения Городецкой росписи»;

-    музыкальный центр с записями народных песен.

Ход занятия:

I.

История Городецкой росписи (рассказ педагога)

Небольшой Городец - один из древнейших городов России, ровесник Москвы. Он сформировался как город со своим торгом и своим ремеслом уже к XII веку.

Лежит Городец в Нижегородской области, в том же лесном Заволжье, что и знаменитая Хохлома. В городе этом, на удивление приезжему, деревянные дома изукрашены глухою и сквозною деревянною резьбой, фигурным просеченным железом.

Резьбой своей здешние дома обязаны мастерам - корабелам, которые издревле селились на берегах Волги. Зимой, когда мастера, украшавшие корабли, находились в простое, они резали доски на дома для украшения. Резали прялки, деревянные скульптурные игрушки, а также игрушечную мебель. Донца прялок городецкие мастерицы покрывали удивительной яркой росписью - то пышными цветами, то сказочными сценами.

Роспись Городца значительно отличается от росписей мастеров других народных промыслов.

Изделия городецких мастеров настолько своеобразны, красочны, самобытны, что не уступают по красоте пламенной Хохломе с ее чарующим золотым блеском.

Итак, началось все с росписи донцев прялок. Донце - это место у прялки, на которую садится пряха. Наиболее известные села, изготавливавшие донца - Косково, Курцево, Хлебаниха. Один принцип украшения изделий сменялся другим. В начале это была искусная резьба, затем начали использовать инкрустацию -вставляли в резные изделия кусочки мореного дуба (или фигурки, вырезанной из него). Техника инкрустации достигла в конце XVIII века такой виртуозности, казалось, мастер создавал свой рисунок одним взмахом резца.

Подкрашивая в необходимых листах изделия с резьбой, как бы заменяя трудоемкую инкрустацию, городецкие умельца постепенно перешли к росписи.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап.

Рассказ педагога сопровождается презентацией об истории Городецкой росписи, фотографиями старого и нового Городца, изделиями городецких мастеров

П.

Техника исполнения Городецкой росписи

Подготовительный этап заключался в грунтовке доски мелом и промазывании клеем.

Готовое высушенное дерево (доска) шлифовали сначала грубой, потом мелкой шкуркой.

Проклеивали водным раствором столярного клея. Состав его и способ приготовления были следующими: 20 г сухого клея заливали 180 г холодной дистиллированной воды.

Все это варили на водной бане до полного растворения. (Воду можно сделать дистиллированной в домашних условиях - нужно вскипятить воду и дать остыть и отстояться).

Теплый клей наносили на изделия в 2 слоя с промежутком 2 часа.

После полного высыхания поверхность грунтовали, предварительно отшлифовав шкуркой.

Грунтовка имела следующий состав:

5 частей сухого столярного клея

95 частей воды

50-60 частей мела

0,05 частей фенола.

Грунтовали от одного до трех раз при температуре 18-20 С с промежутком 2 часа.

Хорошо просушенный грунт шлифовали мелкой шкуркой.

Педагог: Кто из вас расскажет о способах подготовки доски к работе, ее шлифовке и грунтовке в современных условиях?

Ответ: В настоящее время используют более простые, менее трудоемкие способы грунтовки.

Тщательно отшлифовав доску для росписи, ее можно отгрунтовать следующим образом:

1. Используя водный раствор клея ПВА.

2. С помощью водоэмульсионной краски (добавляя в раствор краски гуашь, можно добиться любого оттенка для фона доски).

3. Раствором крахмала. Предварительно крахмал нужно заварить и остудить.

4. Яичным белком. (чуть взбив белок, покрыть им доску. При высыхании и затем под лаком получается удивительный золотистый оттенок дерева).

После высыхания изделие вновь тщательно шлифуют мелкой шкуркой. И только после такой тщательной обработки начинается процесс росписи.

А) Основные элементы Городца

Основными элементами городецкой росписи являются:

- мазок

- дуга

- капелька

Мазок исполняется следующим образом:

Кисть держим перпендикулярно к поверхности бумаги. Кончиком слегка прикасаемся, оставляя на бумаге тонкий след.

Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают.

В результате получается мазок - широкий по середине и тонкий в начале и конце.

Дуга - это тот же мазок, но вписанный в круг. Используется для росписи бутонов цветка.

Капелька. Кисть - перпендикулярно поверхности бумаги, слегка прикасаясь, проводим тонкий след и кладем полностью кисть на бумагу. Получается как бы след от кисти - капелька.

Б) Техника выполнения Городецкой росписи

На примере розана покажем технику исполнения городецкой росписи. Она является основой как для исполнения цветов, так и выполнения сложных сюжетных мотивов. Техника исполнения Городецкой росписи имеет три стадии:

а) Подмалевок (основное цветовое  пятно). Наносится кругообразным движением кисти для цветка, или закрашиванием более сложной фигуры.

б) Мотив (прорисовка основного сюжета рисунка более темным цветом, чем подмалевок).

в) Оживка (завершающий этап работы в городецкой росписи. Служит для создания особой выразительности элементов рисунка. Наносится белой или желтой краской).

Дети на листе ватмана прорисовывают все этапы росписи на примере розана

В) Конкурс на лучший рисунок с розаном

А сейчас я вам предлагаю выполнить розан авторской росписью и использованием элементов Городца.

Самыми строгими судьями являются сами авторы. Поэтому - все работы представить на суд создателей и оценить.

Рассказ педагога сопровождался приготовлением столярного клея.

Дети предлагают свои ответы

На слайде основные элементы Городца

Педагог объясняет каждую из трех стадий исполнения Городца, обращая внимание детей на экран, где изображены схемы выполнения основных элементов Городецкой росписи.

На экране поэтапная схема рисования городецкой розы

Педагог включает русские народные песни

III.

Подведение итогов (выставка работ обучающихся)

Сегодня мы с вами познакомились с Городецкой росписью. На следующем занятии мы попробуем различные варианты оживки листьев и травки Городецкой росписи.

На слайде схема «Варианты оживки листьев и травки»

Литература используемая педагогом при подготовке к занятию:

1. Альбом «Народное искусство», М. «Планета», 1987 г.

2. Альбом «Городец» изд.г. Городца Горьковской обл., бюро путешествий и экскурсий.

3. «Красота древнерусской земли» Л., «Аврора», 1988 г.

4. Х.И. Махмутова «Роспись по дереву», М., «Просвещение», 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Открытый урок по теме "Городецкая роспись"

Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия «Роспись пасхального яйца»

Конспект открытого занятия«Роспись пасхального яйца»...

Конспект открытого занятия "Городецкая роспись"

Конспект открытого занятия "Городецкая область"...