Программа творческого объединения
рабочая программа по теме

Узоровский Владимир Александрович

Программа разработана на  3 года обучения,  расчитана на детей 10-17 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

дополнительного образования детей-

Дом детского творчества города Аркадака Саратовской области

ПРОГРАММА

творческого объединения

«Стендовый судомоделизм»

Принято на педагогическом

Совете «___»__________2014г

Протокол №___________

«Утверждаю»

                                                                                         Директор МКОУ ДОД –

Дома детского творчества

                                                                                       «___»_____________2014г

                                                                                      ________(Акинина Т.В.)

Возраст обучающихся – 10– 18 лет

Срок реализации – 3 года

Автор: педагог дополнительного

 образования МКОУ ДОД - ДДТ

Узоровский В.А.

г.Аркадак

2014 г.

Пояснительная  записка

                  Судомоделирование – один из древнейших видов технического творчества. Модели судов находят при археологических раскопках культурных пластов, относящихся к  4– 3 веку до н.э. Наши далекие предки использовали их в качестве предметов культа и игрушек.

                Модели судов из картона строят рабочие и профессора, юноши и пенсионеры – словом, люди самых разных профессий и возрастов. Однако самую большую группу среди моделистов составляют учащиеся школ, что отрадно, так как известно –судомоделизм  не только приятное занятие, но и полезное.  Школьники занимающиеся постройкой моделей судов, лучше своих сверстников знают математику, геометрию, умеют читать технические чертежи. В поисках нужного решения судомоделисты по неволи расширяют и углубляют свои знания. В этих областях, познают географию, историю судостроения, морских войн, мореплавания и т.д.

                 Изготовление моделей судов из картона популярны еще и потому, что модель можно сделать из доступного  недорогого   материала

                Хорошо налаженная работа в объединении позволяет прививать ребятам целеустремленность и внимательность, развивать умение и навыки в использовании инструмента, воспитывать в духе коллективизма.

                 Задачи судомодельного объединения: дать первоначальные сведения об устройстве судна, дать ребятам знания по основам теории судов, изучить внешнюю архитектуру кораблей и судов, изучить морскую терминологию, научить строит модели судов,  не сложных конструкций, дать краткие сведения о теоретическом чертеже судна, научить ребят пользоваться простейшими инструментами в процессе практической работы, расширить знания в истории развития судостроения, морских сражений и мореплавания.

                   Объединение комплектуется из учащихся V-VI классов. Но может комплектоваться и из учащихся более младшего (IV-V классов) или более старшего (VII-VIII классов) школьного возраста. В этом случае педагог должен в соответствии с уровнем знания учащихся упрощать или углублять программный  материал.

                   Настоящая программа рассчитана на 132 часа 1-го года обучения и на 216 – 2-го года обучения и 276 часов – 3-го года обучения. На занятия в объединениях 1-го года обучения отводится 4 часа (2 раза в неделю), 2-го года обучения 6-часов (2 раза в неделю),3-го года обучения 8 – часов (2 раза в неделю).

            Основной формой организации учебно-воспитательной работы в судомоделировании является занятие.

                  Для объединений 1-го года обучения наиболее приемлема фронтальная форма организации работы: все ребята выполняют одно и тоже задание, т. е. каждый член объединения изготавливает модель из заранее намеченных материалов по заранее разработанному чертежу в определенной последовательности.

                   В объединениях 2-го года наиболее целесообразно сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. На втором году занятий судомоделисты  продолжают систематически изучать устройство судна, теорию корабля, технологию изготовления более сложных моделей и отдельных деталей, закрепляют и развивают умение и навыки в пользовании инструментами.

                  Судомоделисты, занимающиеся в кружке 3-й год, совершенствуют свои знания и умения по изготовлению сложных моделей судов, углубляют знания по теории корабля, технологии изготовления моделей.

                  Как и в кружках 1-го и 2-го годов, в кружке 3-го года занятий теоретический материал дается одновременно всем кружковцам. Однако практическая работа строится индивидуально.                  

                  Занятия в кружке развивают у ребят умения и навыки самостоятельной разработки отдельных деталей моделей, позволяют в наибольшей степени развить техническое творчество судомоделистов.

                  Однако не следует забывать что прививать знания, развивать умения и навыки необходимо постепенно, переходя то простого к сложному. Поэтому для начинающих судомоделистов предлагается начать занятия с изготовления как можно более простых моделей,  как по конструкции, так и по технологии их изготовления). По мере приобретения знаний, умений и навыков конструкция и технология изготовления моделей усложняются.

                  В процессе практической работы по изготовлению моделей, педагог в форме развернутой беседы, объяснений, инструктажа и рассказа дает учащимся теоретические сведения об устройстве судна, дает знания по основам теории судов, знакомит с морской терминологией, а также сообщает познавательные сведения из истории развития судостроения, морских сражений и мореплавания.

Практической работой должны заниматься все члены объединения. В зависимости от сложности модели и местных условий изготовление моделей может производиться каждым членом или группой в 3-4 человека.

                 Для построения моделей из картона не требуются дорогостоящие инструменты, используемые судомоделистами, строящими модели из дерева; тем не менее моделист, приступающий к самостоятельной постройке картонных моделей, должен располагать рядом инструментов и приспособлений, которые облегчают ему работу. Многие из них можно сделать самому.  

                  Рекомендуемый перечень инструментов:  

  1) резак; 2) нож; 3) ножницы; 4)шило;  5) пинцет; 6)металлическая линейка; 7) угольник; 8) кисти;  9) иголки;  10) графитовые карандаши;  11) чертежная доска.

                    Педагог обязан иметь исправный, правильно заточенный инструмент;   следить за тем, чтобы инструмент использовался только по прямому назначению; производить своевременный ремонт и заточку инструмента; хранить инструмент в специально оборудованном месте ( шкаф для инструмента ). Инструмент должен отвечать требованиям безопасности труда.

                    Для постройки моделей судов применяются самые разнообразные материалы: картон, бумага, дерево, проволока, пластмасса, ткань, нитки и другие вспомогательные материалы.

                     К вспомогательным материалам относят: клей, лаки, краски, морилку, растворители.

                     К концу учебного года воспитанники объединения

      должны знать:                                            

     - устройства судна;

     - краткие сведения о теоретическом чертеже;  

     - морскую терминологию;

должны  уметь:

  • строить модели судов ( кораблей) несложные конструкции;
  • пользоваться простейшими инструментами в процессе практической работы.  

       

       Педагогическая диагностика результативности усвоения дополнительной образовательной программы  в объединении проводится три раза в год

            Основной формой подведения итогов работы объединения служит участие его членов в итоговой отчётной выставке, массовых мероприятиях, соревнованиях, выставках, показательных выступлениях.

Тематический  план  работы  объединения

1-го  года  обучения

ТЕМА

Количество

часов

Теория

Практика

Вводное  занятие

2

2

Модель  драк кара Викингов

20

4,5

15,5

Модель североевропейского дромона

32

5,5

26,5

Модель китайской джонки

36

2,5

33,5

Модель  венецианского нефа

26

3

23

Модель  швертбота

14

1,5

12,5

Итоговые занятия

2

2

       

                                                       Итого

132 часа

21 ч

111 ч

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Вводное  занятие

Знакомство  с  обучающимися. Ознакомление обучающихся с правилами

 поведения в Доме детского творчества  и в кабинете.  Краткий рассказ о судомоделизме. Краткая характеристика программы объединения и основных  моделей, подлежащих  изготовлению. Инструменты  и  материалы  необходимые  для  построения  моделей. Правила  по  техники безопасности.

                                               

2.  Модель драккара  Викингов.

Теория

Знакомство  с  драккаром,  основные  технические  характеристики, особенности  конструкции.  Родина   Викингов и причины  походов. Походы  Викингов.  Путь из варяг в греки, открытия викингов. Завоевание  Англии Вильгельмом.

Практика

                           Изготовление по шаблонам деталей корпуса, сборка и окраска корпуса. Вытачивание весел и рангоута (мачты, реи).  Изготовление  паруса. Проводка стоячего и бегущего такелажа. Изготовление  и установка декоративных деталей модели. Сборка подставки, Окончательная отделка модели

3.Модель  североевропейского дромона

Теория  

                        Знакомство с дромоном, его сходства и отличие с драккаром. Развитие  северного судостроения на их примере. Знакомства с основными частями  судна. Появление и завоевание норманов на Средиземном море. Стоячий такелаж и такелажные блоки. Парусное вооружение.

Практика  

                         Изготовление по шаблонам деталей корпуса и помостов. Сборка и окрашивание корпуса. Изготовление трапов, якорей и марсов. Вытачивание весел и рангоута. Изготовление парусного вооружения и проводка стоячего и бегущего такелажа. Изготовление щитов и подставки, окончательная отделка модели.

 

4.Китайская  джонка

Теория

                               Знакомство с джонкой, особенности конструкции и парусное вооружение. Оснастка китайского паруса. Деревянные якоря Востока.

Практика

                                    Изготовление деталей каркаса, его сборка и установка обшивки. Изготовление фальшбортов, рубки и люка. Окрашивание паруса. Установка руля и лебедок. Изготовление якорей и вытачивание рангоута. Изготовление и установка парусного вооружения. Проводка такелажа. Изготовление весел, подставки и окончательная отделка модели.

5.Модель венецианского нефа

Теория

                            Знакомство с венецианским нефом, особенности конструкции. Теоретический чертеж судна. Преимущество и недостатки латинского вооружения. Причины крестовых походов. Крестовые походы. «Колонные Ванты»

Практика

                           Изготовление деталей каркаса и его сборка. Установка днищевой, бортовой обшивки и фальшбортов. Изготовление ахтеркастия и его декоративная отделка. Установка палубных деталей (люка, брашпиля, трапа, уток и рымов). Изготовление якорей и рулевого устройства. Вытачивание рангоута и установка марсов. Раскрой парусов, сборка подставки и проводка такелажа.

6.Модель швертбота

Теория

                            Отличительные особенности швертботов. Маломерные суда. Паруса и оснастка маломерных судов.

Практика

                            Изготовление деталей корпуса и его сборка. Изготовление шверта и рулевого устройства. Выстругивание мачты и чика. Изготовление паруса и проводка такелажа. Придание корпусу водостойкости, окраска модели.

 

7.Итоговое занятие

                             Подведение итогов работы воспитанников за год. Аттестация воспитанников. Итоговая отчетная выставка.

Тематический план работы объединения

2-го года обучения.

ТЕМА

Количество

часов

теория

Практика

 Вводные занятия

3

3

Модель ганзейского кога

48

4,5

43,5

Модель каравелла латина

45

3,5

41,5

Модель фламандской каракки  

48

4

44

Модель поморской ладьи

36

3

33

Модель боевой джонки

33

0,5

30,5

Итоговые занятия

3

3

                             итого

216 часов

23,5 ч

192,5 ч

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Вводные занятия

       Знакомство с программой 2-го года обучения и моделями подлежащими изготовлению. Решение различных организационных вопросов. Правила по техники безопасности. Материалы и инструменты необходимые для работы.

2.Модель ганзейского кога

Теория

                         Знакомство с когом, его техническая характеристика и особенности. Развитие рулевого устройства. Название частей и оснастка прямого паруса. Название основных снастей бегущего такелажа. Причины возникновения ганзейского союза. Пираты балтики –витальеры на службе у Ганзы. Борьба и уничтожение витальеров ганзейским союзом.  

Практика

                            Копирование деталей каркаса и его сборка. Установка и разлиновка гладкой обшивки. Изготовление клинкерной обшивки. Рулевое устройство и планширь. Изготовление и установка мелких деталей модели: якоря, брашпиль, люки, фендерсы и трапы.  Вытачивание рангоутов и установка стоячего такелажа. Раскрой и изготовление паруса и флагов, их окрашивание. Проводка бегучего такелажа. Изготовление шлюпки и подставки.

3.Модель каравеллы латина

Теория

                           Знакомство с каравеллой, ее парусное вооружение. Развитие судостроения. Название мачт на многомачтовом судне. Латинский парус и его оснастка. Причины заставившие европейцев искать морской путь в Индию. Поиски Индии Бартоломео Диасом. Экспедиция Васко да Гамы.

Практика

                          Копирование деталей каркаса и его сборка. Изготовление и установка обшивки. Установка рулевого устройства, планширя и бархоутов. Подгонка и установка фендерсов и русленей. Изготовление люков, брашпиля, балистрады и трапов. Вытачивание рангоута и натягивание стоячего такелажа. Раскрой и изготовление парусов и флагов. Выполнение на них рисунков. Проводка бегучего такелажа. Изготовление якорей, корзины, шлюпки и подставки.

                                      4.Модель фламандской каракки

Теория

                         Знакомство с караккой, ее особенности и отличия от предыдущих судов. Архитектура средневековых судов. Первые корабельные орудия. Открытие Америки Христофором Колумбом. Колумб и его плавания. Конкистадоры.  

Практика

                         Копирование деталей каркаса и его сборка. Изготовление носовой надстройки и вклейка томтимберсов. Изготовление задней стенки кормовов надстройки, пристроек и балкона. Установка обшивки.наклеивание накладной обшивки и планширя. Изготовление рулевого устройства, брашпиля, якорей и люков. Установка бархоутов, фендерсов и русленей. Сборка подставки и тентов. Вытягивание рангоута и натягивание стоячего такелажа. Раскрой и изготовление парусов, установка морсов. Проводка бегучего такелажа, изготовление шлюпки и бомбард.

  1. Модель поморской ладьи

Теория

                       Знакомство с поморской ладьей, ее размеры и особенности корпуса. « Родословная» ладьи. Карбасы и осиновки поморов. Плавание поморов в полярных морях Экспедиция Семена Дежнева и его открытия.

Практика

                            Копирование деталей каркаса и его сборка. Изготовление и установка обшивки. Установка планширя, кормового ограждения и рулевого устройства. Изготовление люков, помп, брашпиля, кнехтов и качельных планок. Вырезание рангоута и изготовление подставки. Натягивание стоячего такелажа. Раскрой и изготовление парусов и проводка бегучего такелажа. Изготовление карбасов.

  1. Модель боевой джонки

Теория

                     Знакомство с боевой джонкой, ее конструкция. Типы корабельных орудий. Описание джонки Марком Поло. Пиратство на Дальнем Востоке. Опиумная война.

Практика

                            Копирование деталей каркаса и его сборка. Наклеивание днища                           и обшивки. Установка планширя, бархоутов и рулевого устройства. Изготовление и установка палубных деталей (люков, рубки, лебедок). Вытачивание рангоута и якорей. Проводка бегучего такелажа и вант. Сборка подставки.

  1. Итоговое занятие.

                         Подведение итогов работы объединения за год. Аттестация воспитанников. Поощрение лучших воспитанников объединения.

Итоговая отчетная выставка. Выявление желающих работать в следующем году.                        

Тематический план работы объединения

3-го года обучения.

ТЕМА

Количество

часов

теория

Практика

 Вводные занятия

4

1

3

Модель галеона

100

8,5

91,5

Модель фрегата XVIII века

168

9

159

Итоговые занятия

4

4

                             Итого

276 часов

22,5 ч

253,5 ч

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятия

Теория

             Знакомство с программой 3-го года обучения и моделями подлежащими изготовлению.Решение организационных вопросов. Повторение правил по технике безопасности. Знакомство с первой моделью.  

Практика

Копирование килевой рамки, шпангоутов и полуплоскостей. Оклеивание килевой рамки.

2. Модель галеона

Теория

             Характеристика прототипа модели. Окраска галеонов, составные мачты, виды такелажных блоков. Типы корабельных шлюпок. Развитие парусного вооружения. Фонари на старинных парусных судах.

             Экспедиция Магеллана. Причины возникновения пиратства в Атлантике. Френсис Дрейк  и его первые плавания. Кругосветное плаванье Дрейка. Поиски северного прохода. Разгром «Непобедимой армады». «Британия правь волнами». Якорное оборудование старинных парусных судов. Развитие парусного вооружения. и т. д.

Практика.

             Копирование деталей модели. Сборка каркаса. Копирование палуб, переборок и транца. Декоративное оформление окон и дверей. Изготовление и установка накладной обшивки. Окрашивание корпуса. Изготовление и установка мелких деталей модели: якоря, шпиля, трапов. Отливание стволов орудий, их окрашивание и наклеивание. Выставление частей рангоута и т.д.

        Раскрой и изготовление парусов и флагов. Проводка бегучего такелажа.  Изготовление шлюпок и подставки.

3.Модель фрегата VIII века.

Теория

               Знакомство с фрегатом, его характеристики. Деление судов по рангам. Батарейные палубы. Обводы парусных судов. Появление штурвала и принципы его действия. Устройство гальюна. Корма парусных судов. Снабжение парусных судов шлюпками. Снабжение пушек.

               Фрегаты Петра I. Развитие рангоута. Русские фрегаты в сражениях. Экспедиция Бугенвиля. Развитие фрегата. Фрегат «Венус». Фрегат «Крейсер». Фрегат «Паллада».

Практика

               Копирование деталей каркаса. Сборка каркаса, установка палуб. Изготовление дверей. Декоративное оформление переборок. Изготовление и установка обшивки. Окрашивание надводной части корпуса.

              Установка бархоутов. Изготовление планширя, руля. Сборка балюстрад, их окрашивание и установка. Изготовление люков, трапов. Отливание носовой фигуры, окрашивание и установка. Выполнения гальюна. Склеивание и окрашивание кормы, изготовление рам и дверей. Изготовление галереи. Декоративная отделка кормы. Отливание стволов орудий нижней и верхней палуб, их окрашивание, установка на палубы.

Изготовление мелких деталей модели. Изготовление подставки, мачты. Установка марсов и т.д. Стоячий такелаж. Отливание якоря, окрашивание. Раскрой парусов и их изготовление. Пришнуровывание парусов. Бегучей такелаж. Блинда, нижних парусов, марселей, брамселей. Изготовление шлюпок, оснащение веслами. Изготовление фонарей, их установка. Изготовление  флагов и вымпелов.

4.  Итоговое занятие.

                         Подведение итогов работы объединения за год. Аттестация воспитанников. Поощрение лучших воспитанников объединения.

Итоговая отчетная выставка.                        

 

Работа с родителями:

     Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам посещения творческого объединения..

    Анкетирование с родителями по вопросам обучения детей в объединении ДДТ.

    Привлечение родителей к участию в массовых воспитательных мероприятиях Дома детского творчества..

        Формы контроля:

            Педагогическая диагностика результативности усвоения дополнительной образовательной программы  в объединении проводится три раза в год:

входящая диагностика – октябрь

промежуточная - январь

исходящая диагностика – май.

Методическое обеспечение 
дополнительной образовательной программы

Формы проведения занятий

     Основной формой организации учебно-воспитательной работы в судомоделировании является занятие.
      Известны четыре формы ведения занятий: групповая (фронтальная), звеньевая, бригадная и индивидуальная. В той или иной мере в судомоделировании можно использовать их все.
       Однако для каждого года занятий наиболее целесообразна своя, конкретная форма, которая и принимается за основную. Для групп 1-го года занятий наиболее оправдана фронтальная форма организации работы. При такой форме занятий все дети одновременно выполняют одно и то же задание, т.е. каждый член объединения изготовляет модель из заранее намеченных материалов по заранее разработанному чертежу, в определенной последовательности. Объяснения преподавателя относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно.
      В группе 2-го года наиболее целесообразно сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. При этом каждый кружковец изготавливает модель индивидуально. Фронтальность же достигается подбором моделей хотя и разных классов, по примерно одинаковых по сложности их изготовления. Это позволяет проводить теоретические и большинство практических занятий одновременно всем объединением.

       В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы обучения:

  • метод наблюдений
  • проектные методы
  • метод упражнения
  • словесный метод
  • метод показа
  • метод мотивации и стимулирования

Пособия для учащихся: 

  • Щетанов Б.В. Судомодельный кружок: приложения к пособию для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983.- 160 с., ил.;
  • Журналы «Моделист-конструктор»;
  • Фотоальбомы по судомоделированию;
  • Каталог рисунков и чертежей моделей судов;
  • Шаблоны, трафареты, образцы моделей.

Рекомендуемая литература

для обучаемых:

  1. А. Карпинский, С. Смолис

               «Модели судов из картона»  «Судостроение» 1989 г.

  1. Дж. Влон «Великий час океанов»  серия книг «Славянка» 1993г.
  2. Фон Фирке И «Суда Викингов»  «Судостроение» 1982г.
  3. А. Бурмистров, В. Мороз «Пираты  разбойники» энциклопедия «РОСМЭН» 2001г.- Москва
  4. В.А. Дыголо  «Корабли» энциклопедия «РОСМЭН» 2002г. – Москва

Список использованной литературы.

  1. А. Карпинский, С. Смолис «Модели судов из картона» «Судостроение»                               1989г.-Ленинград.
  2. О. Курти «Постройка моделей судов» «Судостроение» 1988г.
  3. А. Н. Дрегалин  «Азбука судомоделизма» «Полигон» 2002г.
  4. Р. Хоккель «Постройка моделей судов 16-17 в.»  «Полигон» 2002г.
  5. А. С. Иделовальников «Справочник судомоделиста» ДОСАФ СССР 1981г.
  6. Б. В.Щетанов «Судомодельный кружок» «Просвещение» 1983г.- Москва
  7. Авторский состав: Л. И. Рослаев «Парусники мира» «Майор» 2001г.
  8. Приложение к журналу «Юный техник» 1981-1984г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Программа творческого объединения "Исток"

Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"        Данная программа создавалась при совместных действия...

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...