Из опыта работы
материал на тему

Людмила Николаевна Дуденгефер

Интегрированное учебное занятие "Орнамент и танец коми народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационное развитие образования, провозглашенное Президентской инициативой «НАША НОВАЯ ШКОЛА», диктует новые требования к системе образования в целом, а значит, и к системе дополнительного образования. Для того чтобы система дополнительного образования детей оставалась конкурентно способной, привлекательной и востребованной для детей и родителей, учреждения дополнительного образования должны обеспечить доступность образования нового качества. В 2011-2012 учебном году  в МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» проходил смотр педагогического мастерства «Ступени мастерства» по теме  «Занятие в системе дополнительного образования детей» для педагогов дополнительного образования и родителей. Педагогами дополнительного образования - руководителем хореографического объединения «Реверанс» Дуденгефер Л.Н. совместно с педагогом дополнительного образования декоративно – прикладного творчества, руководителем творческого объединения «Ярмарка» Караваевой Н.Б. было разработано и представлено интегрированное занятие «Орнамент и танец коми народа» с воспитанниками групп первого года обучения (7-8 лет). Новизна опыта в создании условий для взаимообогащения знаний у детей из различных областей, преемственности между различными ступенями образовательной лестницы.

В педагогической практике востребовано одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала, как педагога, так и ребёнка – это интеграция. Главная её цель создать социально – адаптивную личность и воспитать человека новой формации.  Методической основой интегрированного подхода к дополнительному образованию являются формирование, знаний об окружающем мире, установление межкружковых связей. Интегрированными могут быть занятия:

- конструирование и проведение занятия двумя и более педагогами различных объединений;

- конструирование и проведение интегрированного урока одним педагогом, ведущим занятия в соответствующих объединениях.

Занятие «Орнамент и танец коми народа» проводилось двумя педагогами, в двух творческих объединениях и  состояло из двух частей. Первая – «Орнамент коми народа», проходило в кабинете по ДПТ, вторая часть – «Танец коми народа», в кабинете хореографии. Сохранялось самостоятельность каждой части занятия со своими целями, задачами, программой. Для воспитанников творческого объединения «Ярмарка» это занятие являлось итоговым, где они закрепляли знания по теме «Орнамент коми народа», а обучающиеся творческого коллектива «Реверанс» знакомились с данной темой. Новой темой для воспитанников «Реверанс» и «Ярмарка», являлась тема «Танец коми народа».

В первой части занятия воспитанники творческого объединения «Ярмарка» рассказали всем присутствующим об орнаменте коми народа: из чего он состоит (из линий и фигур - символов). Зная значение этих символов можно узнать о том, кому принадлежит предмет быта или одежда. Символами изображали животных, природу и даже людей.  В коми орнаменте  очень распространено изображение оленей, лосей, рыбы, оленеводов и знаков солнца.  Воспитанники творческих объединений показали символы при помощи рук. Воспитанники творческого объединения «Ярмарка» представили изготовленные своими руками коврики – панно и рассказали историю собственного сочинения, которую они пытались отразить в своих изделиях при помощи орнамента коми народа. Завершающим этапом первой части занятия являлось создание костюма коми девушки

Вводная часть  второй составляющей занятия началась с приветственного поклона в коми характере и традиционной разминки под веселую песню на коми языке. Рассказ педагога о фигурах, орнаментах, основных положениях рук, которые символизируют, национальный коми орнамент сопровождался просмотром коми танцев по видео. Изначально танец символизировал образ, он не нес развлекательный характер, как сейчас, и каждое построение что-то символизировало. Например – прямая символизировала речку, которая являлась важнейшим компонентом жизни, это и еда и вода, либо это была дорога – дорога жизни. В танцах использовалась также и диагональ, которая являлась основой национального коми орнамента, присутствующего в танце, как на костюме, так и в руках танцующих (рассказ сопровождался практическим выполнением построений). Следующая часть урока проходит в форме разучивания и исполнения части авторского коми танца, «Катшасинъяс». В данном несложном лирическом хороводе просматриваются построения, положения рук, основной ход, повороты и припадания. Заключительная часть занятия включала в себя подведение итогов всего занятия, рефлексию в кругу, домашние задание и поклон.

Интегрированные занятия усиливают межпредметные связи, снижают перегрузки воспитанников, расширяют сферу получаемой информации учащихся, подкрепляют мотивацию обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...