«Развитие направления "Предметный дизайн" на примере объединения "Тик-Так" ЦДТ г. Алейск»
статья на тему

 

Выступление на краевом семинаре по дизайну.

Тема: «Развитие направления "Предметный дизайн" на примере объединения

"Тик-Так" ЦДТ г. Алейск»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _vystuplenie_na_seminare_po_dizaynu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на краевом семинаре по дизайну

Тема: «Развитие направления "Предметный дизайн" на примере объединения

"Тик-Так" ЦДТ г. Алейск»

        В этом году исполнилось 20 лет, как я веду объединение «Тик — Так».   Это одно из направлений в НТМ. В начале работы столкнулась с проблемой создания программы, что может и должен знать ребенок о времени и о часах? В какой последовательности? Как превратить обучение детей младшего возраста  НТМ в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир технического творчества и т. д. Вскоре появилась моя авторская программа, которая в течении всего этого времени постоянно обновляется, усовершенствуется. Кроме этого мною было создано методическое пособие для проведение занятий, где был собран весь теоретический и практический материал. Ни для кого не секрет, что сегодня практически любую информацию можно найти в интернете, а тогда это было очень сложно, приходилось собирать все по крупицам, и перерабатывать часто взрослую информацию на детей.

        Сегодня я хочу остановится на одном только разделе, который присутствует в программе «Тик — Так»  и в программе «Маленькие мастера»  это - «Предметный дизайн», изучаем его в течении трех лет, где мы не только говорим о дизайне и дизайнерах, но учащиеся сами в роли дизайнеров создают новые модели.

          Для того, чтобы выполнение учебных заданий стало осмысленными и интересными - детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо поэтому чаще всего это: выставочные экспонаты и подарочные работы.

        Вначале знакомлю, что дизайн – в переводе с английского чертеж, проект, замысел, с немецкого, французского, итальянского – особый метод проектирования, при котором объекту, модели, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации. Что стремление создавать нечто новое -  было присуще человеку еще с древних времен. Бумага, письменность, электричество - все было создано с одной целью - выжить. Сегодня процесс проектирования рассматривается не только как рабочий процесс, но и как удовольствие. Человек направляет свою энергию в русло создания прекрасного, необычного, нестандартного, просто для удовольствия. Такой процесс называется творчеством.
        Творчество - деятельность, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество невозможно без технического аспекта. Именно развитие науки и техники дает возможность создателям двигаться все дальше и дальше на пути к совершенствованию своих идей. Сегодня научно-технический прогресс дает неимоверные возможности для творчества. Таким образом, творчество эволюционирует в дизайн. Дизайн - это творческая деятельность, характеризующаяся стремлением определить формальные качества технических изделий.  Творчество предполагает создание абсолютно нового объекта, например, летающей машины, которой ранее никто и никогда не изобретал. Дизайн же подразумевает поиск новых путей создания и конструирования ранее придуманного объекта. Сам процесс обдумывания и вынашивания идеи - и есть творчество в дизайне. Дизайнер ищет, накапливает, координирует и интерпретирует материалы, опыт и задумки других дизайнеров, он пропускает их идеи через призму собственного видения. Творчество в дизайне определяется такими фундаментальными характеристиками, как вкус и целостность. Элементы созданной дизайнером работы должны сочетаться по техническим, художественным и эмоциональным критериям. Именно вкус автора определяет степень сочетаемости элементов, что делает каждый дизайнерский проект уникальным.

         Учащиеся изучают основные направления дизайна, архитектуры, технологии. Применяют современные технологии при изготовлении макетов, моделей игрушек, машин, планеров, бытовых приборов и т.д. Начиная с бумажной пластики учащиеся знакомятся с различными техниками, материалами (бумагой, картоном, пластиком, древесиной, пенопластом и др.). Занимаются проектированием современных зданий, многопрофильных домов, техники.

        В целях формирования интереса и положительной мотивации к определенному виду деятельности через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности в этот раздел я  постаралась включить оригинальный материал, направленный на изучение:
• сущности понятий «дизайнер», «дизайн»;
• принципов художественной композиции; основ цветоведения;
• правил выполнения эскиза;
• этапов проектирования и создания изделия с учетом дизайн – подхода, технологии формообразования изделия.

        Работа с простейшими геометрическими формами на плоскости и в пространстве дает детям основные понятия композиционного построения. Используя макетный подход, который скорее напоминает игру, чем обучение, дети быстро усваивают материал. В течение года воспитанники выполняют различные тематические задания.

         Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну предполагает тесную взаимосвязь с изучением основ технического дизайна в процессе обучения путем использования различных форм, методов и приемов, способствующих систематизации и обобщению получаемых сведений.  

Работая в данном направлении пришла к выводу что процесс изучения основ технического дизайна протекает более успешно, если обеспечивается комплексное формирование дизайнерских знаний и умений: на этапе введения основных понятий технического дизайна целесообразно использовать наглядно-иллюстративные методы, а на этапах закрепления и развития дизайнерских знаний и умений необходимо применять проблемно-поисковые методы обучения, эвристические методы дизайнерского поиска и систему усложняющихся учебно-познавательных заданий, ориентированных на развитие творческого мышления и активизацию познавательной деятельности учащихся. Совмещение различных техник помогает достичь хороших, подчас неожиданных творческих результатов.

        Особое внимание стараюсь уделять развитию не только художественных навыков, но и композиционным творческим способностям. Так как именно  композиционная деятельность учащихся направлена на создание новых, оригинальных технических моделей.  

        Занятия цветопластикой имеют следующие корни: моделирование, как конструирование, а цвет – это наиболее активная форма воздействия на эмоциональное состояние в данном случае ребенка. Цветопластическое моделирование включает в себя изучение формы, плоскости, влияние цвета на форму, композиции.   

        Создавая  различные композиции, ребенок знакомится с разными художественно - выразительными средствами. Границы его представления о мире увеличиваются. Меняется его отношение к среде, он более внимательно начинает относится к предметам, зданиям, различной технике. Из технического рисунка  учащиеся  могут создать объемную пространственную композицию. В процессе работы у них формируется пространственное воображение, включается механизм творческого, свободного поиска. Создавая на бумаге технические образы, дополняя их цветом, ученик погружается в свой внутренний мир - мир чувств, воспоминаний, фантазий. Работая с цветом и формой, создавая объемно-пространственную композицию, ребенок становится творцом своего собственного пространства, своей собственной фантазии.
        
 В результате такого творческого совмещения различных видов творчества

у младших школьников происходит становление интеллектуальных, коммуникативных, мотивационных компонентов личности. Изменяются уровень их самоорганизации, способы понимания, общения. Из ведомого ученик превращается в ведущего инициативного партнера, способного к широкому диалогу. Развитие творческих способностей является показателем высшей, развитой формы самоорганизации личности, без которой она не станет субъектом творческой деятельности. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем. Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает технические объемные модели.

        Далее хочу продемонстрировать наши работы.  Например, мальчикам в этой технике больше нравится художественное оформление моделей техники: машин, самолетов, а девочкам - предметы бытовой техники.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010

В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...

Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""

Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Воспитательный потенциал в учреждении дополнительного образования на примере объединения «Фабрика идей».

Воспитательный потенциал в объединении «Фабрика идей» раскрывается с помощью педагогических технологий и методик обучения....

Система социального партнерства в условиях дополнительного образования на примере объединения «Фантазии из теста»

Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деяте...

Тема проекта: «Технология ТИКО-моделирования творческом развитии детей 5-6 лет студии раннего творческого развития «Умка» и детского объединения «Лего - kids»

Актуальность и педагогическая целесообразность  проекта обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника в условиях дополнительного образования. Для по...