Система социального партнерства в условиях дополнительного образования на примере объединения «Фантазии из теста»
методическая разработка

Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotspartenrstvo_pavlova_22.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»

имени Героя Советского Союза генерал-полковника

Гришина Ивана Тихоновича»

Система социального партнерства

в условиях дополнительного образования

на примере объединения «Фантазии из теста»

Автор: Павлова Галина Даутовна

педагог дополнительного образования

г. Советский, 2021 г.

Аннотация

Данная работа представляет собой обобщённый опыт по созданию системы взаимодействия творческого объединения с социальными партнёрами в условиях дополнительного образования. В работе описаны эффективные формы взаимодействия с объектами социума.

Социальное партнерство в системе российского образования основано на привлечении дополнительных ресурсов для развития образовательного процесса учреждения или отдельного кружка. Оно приводит участников процесса к созданию, разработке моделей эффективного решения посредством сотрудничества появляющихся, в том числе и комплексных, проблем.

Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности.

               Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения в целом и отдельного объединения в частности, качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение или отдельное объединение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером.                  

                 Данные материалы могут быть использованы как в условиях дополнительного образования, так и всеми педагогами дополнительного образования, заинтересованными в установлении эффективного взаимодействия с объектами социума.

Цель, задачи, способы реализации социального партнерства

Цель: создание целостной системы взаимодействия объединения «Фантазии из теста» с различными социальными институтами

Задачи:

  1. Создание и отработка модели взаимодействия с учреждениями города в системе социального партнёрства.
  2. Профессиональная ориентация обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
  3. Создание условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах деятельности.
  4. Обеспечение общественной поддержки деятельности объединения.
  5. Развитие ресурсного обеспечения деятельности объединения.
  6. Формирование положительного имиджа учреждения в целом.

Предполагаемый результат:

  • Структурирование   деятельности объединения, и   как следствие, повышение его привлекательности.
  • Расширение участия детского объединения в развитии социокультурного пространства.
  • Внедрение инновационных форм и методов работы.
  • Создание системы взаимодействия с учреждениями социума города на основе совместных планов.
  • Повышение общекультурного уровня участников образовательно-воспитательного процесса, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

Плюсы и минусы социального партнёрства в образовании:

Плюсы

Минусы

Взаимовыгодное сотрудничество.

Отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальное партнёрство в образовании.

Улучшение качества образования.

Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия  сторон.

Внесение вклада в развитие гражданского общества

Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия социальных партнеров и образовательных организаций

К субъектам социального партнёрства относятся:

  • Местное самоуправление: в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.
  • Предприятия и ССУЗы/ВУЗы: упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения обучающихся.
  • Коммерческие предприятия: предоставляют благотворительные пожертвования; предоставляют возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.
  • Некоммерческий сектор (образовательные организации, учреждения культуры, спорта, социальной защиты, правоохранительные органы, родительская общественность): поддерживают социальные инициативы, выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, защита животных, волонтерская деятельность и т.д.).

Формы сотрудничества:

  • совместная организация и проведение мероприятий,
  • вечера-встречи с интересными людьми,
  • консультации, круглые столы,
  • профориентация,
  • волонтерская деятельность, участие в совместных проектах,
  • конкурсы, выставки,
  • спонсорская помощь объединению.

Комплексный план работы творческого объединения с социальными партнёрами на год

 № п/п 

Субъекты социального партнёрства

Характеристика взаимодействия  

Формы взаимодействия

Период

1.

Местное самоуправление:

Формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, правовой культуры.  Содействие в профориентационной работе.

Встречи

Участие в совместных проектах

Консультативная и правовая помощь

В течение года

Предприятия и ССУЗы/ВУЗы:

Профориентация обучающихся, творческое развитие, социализация.

Участие в совместных проектах

Мастер-классы

Экскурсии на предприятия

2 раза в год

Коммерческие предприятия:

Профориентация обучающихся, формирование активной жизненной позиции, социализация.

Волонтерская деятельность

Участие в совместных проектах

По согласованию

Некоммерческий сектор

3.1.

Образовательные организации

Творческое развитие обучающихся, социализация, формирование активной гражданской позиции, вовлечение в общественно-значимую деятельность, формирование установок на ЗОЖ

Участие в совместных проектах

Проведение мероприятий различной направленности

Мастер-классы

Командные соревнования

В течение года

3.2.

Организации социальной защиты

Волонтерская деятельность

Организация поздравлений

Правоохранительные органы

Профилактическая деятельность

3.3.

Учреждения культуры и спорта

Мастер-классы

Организация экскурсионной деятельности

Проведение мероприятий различной направленности

3.4.

Родительская общественность

Проведение мероприятий различной направленности

Включение родителей в образовательный процесс

Мастер-классы

Основой социального партнёрства выступает:

  • Заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
  • Объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
  • Конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов;
  • Стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;
  • Взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров.

Основные шаги по созданию системы социального партнерства в образовании, в частности для отдельно взятого объединения:

Шаг 1. Проведение предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон.

Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнерства.

Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнеры готовы сосредоточить свои усилия.

Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнерства.

Шаг 5. Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства (договоры о взаимном сотрудничестве и т.д.)

Шаг 8. Разработка и согласование основных мероприятий плана взаимодействия

Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнерской деятельности.

Заключение

            Полноценное партнерство как механизм взаимодействия объединения «Фантазии из теста» и местного сообщества относится уже к «зрелому» этапу деятельности. На нем отношения между социальными партнерами формализуются, субъектами партнерства создаются планы совместной деятельности, разрабатываются и реализуются проекты, направленные на улучшение жизни самого объединения и местного сообщества, проводятся различного рода мероприятия.  Таким образом, объединение «Фантазии из теста» способствует формированию «открытого пространства» своей деятельности, вовлекая в него всех, кто заинтересован в его развитии и продвижении. Педагог, родительская общественность и обучающиеся начинают ощущать себя своеобразным центром, «зоной сопряжения интересов» всех, кто не равнодушен к судьбе развития объединения. Инициируя, актуализируя и координируя социальное партнерство, объединение растет и поднимается на новый уровень своего развития.

Основная литература:

  1. Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya
  2. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf
  3. Рашидова А. И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 31–33.
  4. Тиховодова А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoepartnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчетная работа Тема: «Индивидуальный подход в обучении с учетом особых образовательных потребностей учащихся в условиях дополнительного образования на примере физкультурно-спортивной направленности

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовател...

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования

Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...

Развитие социальной креативности учащихся в условиях дополнительного образования (на примере деятельности студии ДПИ)

В статье рассматривается ряд компонентов, составляющих структуру социальной креативности, и описываются способы развития социальной креативности учащихся на занятиях по программе студии ДПИ в системе ...

Воспитательный потенциал в учреждении дополнительного образования на примере объединения «Фабрика идей».

Воспитательный потенциал в объединении «Фабрика идей» раскрывается с помощью педагогических технологий и методик обучения....

Статья "Социальное партнерство в дополнительном образовании (из опыта работы МЭШДОМ)"

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимо...