Методическая разработка «Волшебный лист бумаги»
методическая разработка на тему

Сиденкова Евгения Владимировна

Методическая разработка. Значение оригами в дополнителном образовании детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_list_bumagi.docx389.58 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Введение.

2. Зачем преподавать оригами в ДОД.

3. Использование оригами в педагогических целях.

4. Теоретическая часть.

   4.1. Что необходимо педагогам для начала занятий.

   4.2. Как научиться чертить схемы складывания.

   4.3. Какую бумагу использовать.

   4.4. Условные знаки, принятые в оригами.

   4.5. Советы по преподаванию оригами.

 5. Воспитательно-образовательные возможности коллективной

деятельности учащихся на уроках оригами.

 6. Практическая часть (Методические рекомендации по организации уроков оригами).

 7. Заключение.

 8. Приложение.

 9. Используемая литература.

1. Введение.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.

Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день, журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве, но не спешили принять искусством. Многие поколения мальчиков и девочек в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

2. Зачем преподавать оригами ДОД.

Оригами может быть интересно людям разного возраста. Во-первых, это дети. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Во-вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. В-третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры, как подарок.

При изготовлении оригами у обучающихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что делает изучение и использование оригами в актуальным.

Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами:

  • Улучшает восприятие информации, развивает способность работать       руками,  точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;
  • Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  • Стимулирует развитие памяти;
  • Учит концентрации внимания;
  • Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
  • Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, ребенок поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

3. Использование оригами в педагогических целях.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.), высоко оценившего искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Фребель считал природу лучшим учителем человечества. Он стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребёнка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Для Фребеля ручной труд был направлен "не на подготовку ремесленника, но на выработку более совершенного человека. Он говорил,- что жизнь, движение и знание есть три части одного аккорда. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка. Его философия воспитания и образования включает четыре важных компонента: свободную активность, творчество, участие в жизни социума и мышечную активность. Основываясь на этих целях, Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.

4. Теоретическая часть.

4.1. Что необходимо педагогам для начала занятий.

Педагогам нужно:

  • Обеспечивать ребят в  рабочими тетрадями;
  • Уметь складывать все модели на память;
  • Владеть приёмами складывания, необходимыми для проведения занятий;
  • Знать все базовые формы и уметь складывать их на память;
  • Владеть терминологией, принятой в оригами;
  • Уметь изображать чертежи на доске, пользуясь принятыми в оригами условными знаками;
  • Знать историю оригами,
  • Иметь на каждом уроке запас цветной бумаги и набор квадратов.

4.2. Как научиться чертить схемы складывания.

Любой преподающий оригами педагог должен не только уметь читать схемы складывания, но при необходимости и рисовать их. На доске в классе такие рисунки делаются от руки мелом. Для овладения этим навыком надо лишь немного опыта.

На бумаге проще всего чертить схемы складывания методом точек. Для этого сложенная фигурка кладётся на бумажный лист, и её контур обводится карандашом. Углы фигурки помечаются точками. Если угол находится не с краю, а внутри контура, зафиксируйте рукой остриё карандаша, над этим местом, а потом, аккуратно сдвинув фигурку, поставьте точку на листе. Верните фигурку на место и точно так же пометьте положение всех остальных точек. В результате вы получите контур фигурки с поставленными внутри точками. Глядя на лежащий перед вами образец нетрудно соединить точки линиями с помощью гелиевой ручки или карандаша.

4.3. Какую бумагу использовать.

Бумага не должна ломаться на сгибах и не быть слишком толстой. Толстые листы неудобно сгибать. Хороших результатов можно добиться, используя обычную белую или окрашенную с двух сторон бумагу для ксероксов и факсов. Однако желательно применять бумагу, окрашенную с одной стороны. Это позволяет лучше следить за процессом складывания.

Квадраты для занятий в классе не должны быть маленькими, оптимальная сторона квадрата- 15-20 сантиметров. Обратите особое внимание на качество заранее подготовленных ребятами квадратов. От него во многом зависит успех их работы.

4.4. Условные знаки, принятые в оригами

4.5. Советы по преподаванию оригами.

Начинайте каждое занятие с приветствия и несложных упражнений для пальцев, примеры которых можно найти в книге М. С. Рузиней и С. Ю. Афонькина "Страна пальчиковых игр".

Познакомив детей с первыми условными знаками, принятыми в оригами, просите их время от времени решать на доске несложные задачи. Пусть, например, один из обучающихся нарисует на доске две картинки: вид спереди и сзади квадрата с загнутым к центру углом. Другой обучающися должен нарисовать между этими картинками пропущенный знак (в нашем случае – знак переворота).

После того как дети усвоят понятие очередной новой базовой формы, они должны уметь изобразить её на доске на следующем занятии.

Устраивайте регулярно игру в "молчанку": складывайте молча перед группой фигурку, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Учащиеся должны повторить все ваши действия, воспринимая информацию чисто визуально.

Более сложный вариант игры: на доске чертятся схемы складывания фигурок без комментариев. Дети должны вслед за вами повторить все этапы данного процесса и получить готовое изделие.

Перед занятием полезно проводить разминку: педагог четко и медленно говорит, что надо сделать с квадратом (два-три последовательных действия). Дети должны самостоятельно выполнить это задание. Упражнение развивает у детей восприятие информации через аудиальный канал.

Чертя на доске схемы складывания, старайтесь использовать цветные мелки. Например, изображайте линию - "долину" всегда жёлтым цветом, а "гору" - красным. Такой приём облегчает восприятие.

Демонстрируя процесс складывания фигурки, комментируйте его.

Держите в студии  наготове небольшой запас квадратов, которые всегда можно выдавать ребятам, забывшим дома свои квадратики.

Всегда называйте автора модели, если он известен.

Если в конце занятия останется немного времени, можно попросить детей сложить фигурку, с которой они познакомились на уроке, по памяти - закрыв тетрадь и не подглядывая в чертежи.

Приучите ребят по вашей команде начинать игру "Служба спасения 911". Те ребята, которые справились с заданием, помогают отстающим. Это развивает у детей ощущение, что они сами могут выступать в роли педагога.

Время от времени устраивайте в классе конкурс на самое точное и аккуратное складывание.

Постарайтесь создать у детей представление об удивительной стране Ориландии, в которой дети и взрослые не только складывают фигурки, но и общаются, дружат.

В настоящее время оригами получило широкое распространение во всём мире. Существует большое число организаций (центров, студий), работающих в этой области. Издаются книги, бюллетени, проводятся конференции, выставки, ведётся обучение. В нашей стране, однако, работа в области оригами носит случайный бессистемный характер, ею занимаются буквально отдельные энтузиасты. Отсутствует серьёзная литература (кроме единичных журнальных статей). Основная масса художников, архитекторов, школьных учителей с оригами практически не знакомы.

Основным принципом, заложенным в оригами, в нашей более широкой трактовке, является создание пространственных фигур  из листовых материалов (бумага, пластик, металл и т.д.) при помощи только трёх технологических операций: складывание, разрезание, изгибание.

Соединение (склеивание) листов используется только как вспомогательная, не формообразующая операция.

На базе этого метода зарождается новый художественно-конструкционный язык, позволяющий выйти за пределы обычного предметного мира, который строится на ином принципе интеграции скульптурных элементов.

5. Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами.

Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На занятиях такая деятельность перестала быть редкостью, она пользуется популярностью среди педагогов и вызывает большой интерес у самих воспитанников. Занятия оригами постоянно несут в процессе работы элементы этой деятельности.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.  Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;
  • Контактная - готовность к приёму и передаче информации;
  • Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;
  • Персептивная - восприятие и понимание друг друга;
  • Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании детей как средства, активизирующее развитие творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к искусству оригами. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс занятия и как метод обобщения знаний умений воспитанников позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании их социально-активной позиции.

6. Практическая часть. (Методические рекомендации по организации уроков оригами).

Коллективное изобразительное и прикладное творчество, как и индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки учащихся к активному художественно-образному мышлению и творческому созиданию. Поэтому на уроках оригами коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений изобразительного и прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом (литературой). Для активизации творческого потенциала учащихся рекомендуется использовать приёмы игры и педагогической драматизации.

№1

Тема занятия:«Коробочка- настроение»

Материал: Квадратный лист бумаги 15х 15см; и лист бумаги 14,5х14,5см.

Оригами квадратная коробочка - это очень эффектная и относительно несложная фигура. На примере оригами квадратной коробочки дети узнают, как из обычного плоского листа бумаги получается объемная трехмерная модель. В качестве практического применения, можно сделать коробочку оригами не из простой, а из подарочной бумаги, в этом случае может получиться вполне оригинальная упаковка для подарка.

№2.

Тема занятия: «Волшебный кубик»

Материалы: цветная бумага для оригами, 6 листов 15х15 см., 3 цвета.

Мы с вами постепенно начинаем продвигаться, и переходим к обучению модульного оригами. В этом случае начинать надо с самого простого. Собирать куб оригами достаточно увлекательное занятие, потому что они, словно маленькие загадки. Я никогда до конца не уверен, что если все части соединить получится цельная фигура, но чудесным образом всё получается.

Один совет: когда начнете собирать куб оригами, делайте как можно точнее складки и сгибы, чтобы всё получилось красиво и ровно, иначе при окончательном соединении эти погрешности будут накладываться друг на друга и куб будет не устойчив.

№3

Тема занятия: «Журавлик счастья»

Материалы: белая бумага для оригами 15х15 см.

Учитель рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы на протяжении минимум двух веков с любовью складывали журавликов.

Вторая мировая война придала древней фигурке ещё" одно значение - символ мира. Многие вероятно помнят историю Садако Сасаки - девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644... Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.

Смысл древней - легенды состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее...

Преподаватель знакомит учеников с базовой формой - птица и на её основе складывает журавлика. Ученики последовательно повторяют за ним каждую операцию и выполняют каждый своего журавлика.

7. Заключение.

.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

8. Приложение.

«Коробочка- настроение»

«Волшебный кубик»

«Журавлик счастья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Волшебная нить. Первые шаги - круг.

Занятие - презентация предназначенная для проведения первого занятия в кружке "Волшебная нить"....

Методическая разработка "Волшебный клубок"

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Ручное вязание – один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искус...

Методическая разработка занятия "Свойсва бумаги и картона"

Цель данного занятия: дать представление о видах бумаги, картона, их свойствах, истории возникновения и способах производства....

Методическая разработка "Волшебный квиллинг"

Методическая разработка "Волшебный квиллинг"...

Методическая разработка "Волшебные пузыри"

Данные игры предназначены для закрепления звукопроизносительных навыков в сочетании с отработкой грамматических категорий у детей старших групп с ОНР 3 уровня.    Игра представляет собо...

Методическая разработка "Волшебный мир космоса"

Цель: расширить знания детей  о космосе и космонавтах...

Методические разработки: "Волшебный куб"

Методическая разработка "Волшебный куб"...