Рабочая программа ДШИ по предмету "Ансамбль"
рабочая программа на тему

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Виолончель». Срок реализации данной программы составляет шесть лет для обучающихся со 2 - 8 классы ДШИ и ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ansamblyu_violonch_2013.doc133.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  В  ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА

«СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная   область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.  АНСАМБЛЬ

                                     

       

Нижневартовск  2012 год

Разработчик   –  преподаватель по классу виолончели  высшей                                                                                                                                                                     квалификационной   категории  МАОУДОД «ДШИ №2»

г.Нижневартовска, солистка камерного ансамбля  «Элегия»  

МУ «Дворца искусств»  Дубовская Лариса Владимировна

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

-        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-        Срок реализации учебного предмета;

-        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-        Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-        Цель и задачи учебного предмета;

-        Обоснование структуры программы учебного предмета;

-        Методы обучения;

-        Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.        Содержание учебного предмета

-        Сведения о затратах учебного времени;

-        Годовые требования по классам.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

-        Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-        Критерии оценки;

-        Контрольные требования на разных этапах обучения.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

-        Методические рекомендации педагогическим работникам;

-        Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-        Учебная литература;

-        Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1.        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Виолончель».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе приобретенных знаний и навыков  в классе по специальности.

Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития обучающихся струнных отделений детских школ искусств.

Ансамбли виолончелистов украшают и обогащают концерты, другие праздничные мероприятия школы и города.

Творческая деятельность обучающихся в классе ансамбля повышает мотивацию к обучению на инструменте. 

В настоящее время важно сохранить исполнительские традиции и  необходимо способствовать  дальнейшему развитию самодеятельного и профессионального коллективного творчества в ансамблях виолончелистов.

Педагогическая целесообразность программы проявляется  в направлении образовательного процесса на постепенное развитие обучающегося, его музыкальную подготовку в соответствии с требованиями и уровнем подготовки выпускника.

Независимо от музыкальной подготовки каждый обучающийся 2 – 8 классов может участвовать в ансамбле благодаря методически верному подбору репертуара: более сильные обучающиеся могут исполнять сложные партии в ансамбле, менее подготовленные  -  простые партии. Также в данной программе, помимо классического репертуара, предлагаются произведения современных жанров и стилей, что в современных условиях повышает мотивацию к обучению в школе.

2.        Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Срок реализации данной программы составляет шесть лет для обучающихся   со 2   по  8 классы.  Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

3.        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения - 8 (9) лет

Срок обучения/количество часов

2-8 классы

9 класс

Количество часов (общее на 6 лет)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

495 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

198 часа

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

297 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1,5 часа

2 часа

4.        Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 2 до 8 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Для обучающихся 9-х классов занятия проводятся  два раза в неделю в разных составах ансамблей.

5.        Цель и задачи учебного предмета

        Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи: 

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; 
  • подготовка  к обучению в классе детского эстрадно – симфонического оркестра;
  • расширение кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • создание  технической базы  для дальнейшего обучения в специальных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Струнно – смычковые  инструменты”.

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - струнников с обучающимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического пения, а также принимать участие в театрализованных спектаклях.Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6.        Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.        Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста обучающихся;
  • их индивидуальных способностей;
  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение);
  • метод показа;
  • частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем виолончелистов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнно – смычковых инструментах.

8.        Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие фортепиано и виолончелей, разных по размеру:

1/8 для детей 5-6 лет,

1/4 для детей 7-8 лет,

1/2 для детей 9-11 лет,

3/4 для детей 12-14 лет,

4/4 для детей с 15 лет,

а также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II.        Содержание учебного предмета

1.        Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:        

Срок обучения – 8 (9) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

1

1

2

Количество часов на самостоятельные занятия (в неделю)

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.        Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
  • эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)

Основные понятия: партия в ансамбле, голосоведение, жест концертмейстера коллектива. На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Изучение детских прибауток, пьес на основе народного фольклора, пьесы должны быть  несложными ритмически  и интонационно.

Годовые  требования

За  год  обучающиеся  должны  изучить  4 – 5 пьес для ансамбля.  В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерная  программа первого года обучения

1. Ж. Люлли «Песенка»

2.Кочурбина «Мишка с куклой».

3. У.Н.П. «Ой, лопнул обруч»

4. Словацкая полька.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования.

Развитие навыка слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать,

грамотно и чутко аккомпанировать партнерам. Совместно работать над динамикой произведения.  Уметь анализировать содержание и стиль музыкального произведения. Знакомство с репертуаром русских и зарубежных  классиков. Изучение кантилены. Изучение произведений в подвижных темпах.  

Годовые  требования

За  год  обучающиеся должны  изучить   4 – 5 пьес для ансамбля разных по стилю и жанру. В конце года - зачет из 2 произведений. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачету.

Примерная  программа  второго года обучения

1. Ж. Металлиди. Греческая народная песня «Колечко».

2. И. Дунаевский «Колыбельная»

3. Ж. Металлиди «Мой конь»

4. Флетчер «Регтайм».

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над трехголосными произведениями. Работа над звуковым балансом между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

На основе импровизации и сочинения используются разнообразные игры. Самостоятельный разбор несложных произведений. Транспонирование несложных произведений.

Годовые требования

За  год обучающиеся должны  изучить   4 – 5 пьес для ансамбля разных по стилю и жанру. В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерная  программа  третьего года обучения

1. О. Евлахов «Романс».

2. Флетчер «Мелодия»

3. А. Гречанинов «Весельчак»

4. А. Бабаджанян «Танец».

ЧЕТВЕРТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Развитие музыкального мышления и средств выразительности, воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

Усложнение ритма и динамики. Изучение произведений эстрадного направления. Самостоятельный разбор несложных произведений.

Годовые требования

За  год  обучающиеся должны  изучить   4 – 5 пьес для ансамбля  разных по стилю и жанру. В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерная  программа  четвертого года обучения

1. Н. Раков «Серенада № 1».

2.Л. Веббер «Память» из мюзикла «Кошки».

3. Д. Шостакович «Прелюдия»

4. Молдавский танец.

ПЯТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)

Совершенствование приобретенных ранее навыков и знаний коллективного музицирования, расширение исполнительских задач. Работа над четырехголосными произведениями.  Осмысленная, выразительная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Изучение произведений джазового направления, изучение сложного ритма.

Простые импровизации на простые мелодии (8 тактов). Самостоятельный разбор несложных произведений. Чтение с листа.

Годовые требования

За  год  обучающиеся должны  изучить  2 – 3 произведения русских и зарубежных классиков, 1-2 произведения джазового направления. В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерная  программа  пятого года обучения

1. Н. Раков «Ноктюрн»

2. Е. Медведовский «Гамма – джаз»

3.Ф. Шуберт «Серенада».

4. Валгре «Сон утенка»

5.Э. Градески. Регтайм «Мороженое».

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС)

Повышение общего музыкального уровня развития. Совершенствование технических навыков. Усложнение и разнообразие исполнительских задач. Повышение требований к качеству исполнения. Работа над произведениями крупной формы (старинные сонаты, цикличные произведения).

Простые импровизации на простые мелодии (8 тактов). Самостоятельный разбор несложных произведений. Чтение с листа.

Годовые требования

За  год  обучающиеся должны  изучить   4 – 6  произведений для ансамбля разных стилей и жанров русских и зарубежных композиторов. В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерная  программа  шестого года обучения

1.М. Мано «Гимн любви»

2. Н. Раков «Серенада № 2»

3. С. Рахманинов «Полька»

4.Э. Градески. Регтайм «Мороженое».

СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)

Дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: слушать звучание ансамбля, одновременно слушать себя и игру всех обучающихся в ансамбле.

Совместно исполнять, свободно общаться и взаимодействовать со всем коллективом. Работа над произведениями для солиста и ансамбля.

Самостоятельный разбор несложных произведений. Чтение с листа. Работа над несложными аранжировками и исполнение этих произведений.

        Годовые требования

За  год  ансамбль должен  изучить   4 – 6  произведений разных стилей и жанров русских и зарубежных композиторов. В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерная  программа  седьмого года обучения

1.Корелли. Соната соль мажор

2. Г. Гольтерман «Этюд – каприс» (для солиста и ансамбля)

3.С. Рахманинов «Полька»

4. Б. Фиготин «Веселый маршрут»

ВОСЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (9 КЛАСС)

В этом классе учатся обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Совершенствование приобретенных ранее навыков и знаний коллективного музицирования, расширение исполнительских задач. 

Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых произведений.

Осмысленная, выразительная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у обучающегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

Годовые требования

За  год  ансамбль должен  изучить   6 – 8  произведений разных стилей и жанров русских и зарубежных композиторов. В конце 2-го полугодия исполнить на  зачете 2 -3  произведения в разных составах.

Примерная  программа  восьмого года обучения

  1. Н. Раков «Мелодия» (дуэты)
  2. З. Фибих «Поэма»
  3. Д. Шостакович «Контрданс»
  4. А. Дворжак «Мелодия»
  5. В. Моцарт «Ноктюрн» (квартет)

2.        Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Срок обучения - 8 (9) лет

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
  • реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
  • развитие навыка чтения нот с листа;
  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
  • знание репертуара для ансамбля;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во

время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся  оценки в первом и втором полугодии.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формами промежуточной аттестации является зачет. Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».

Итоговая аттестация - зачет в выпускном классе 8(9).

В целях комплексной проверки развития выпускников по предмету «Ансамбль» проводится зачет,  на котором ученик должен:

  • прочитать  с листа  партию предложенного произведения (пьесы из средних классов обучения);
  • исполнить  2 – 3  разнохарактерных произведения в разных составах, например, в дуэте с преподавателем, трио или квартет и т.д.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся разработана система, включающая методы контроля, позволяющая оценить приобретенные знания, умения и навыки.

№ п/п

Критерии оценивания

Показатели

1.

Умение играть в ансамбле

Вести свою партию, слушать общее звучание ансамбля. Нотный текст, ритм, метр, точное исполнение штрихов, динамические оттенки, фразировка,  целостность формы. Отношение к исполняемому произведению.

2.

Уровень исполнительского

мастерства

Техническая оснащенность, соответствие исполняемого произведения стилю и жанру.

3.

Исполнительская воля

Умение донести до слушателя художественный смысл произведения.

Критерии оценивания  исполнительских  навыков в ансамбле

Выполнение всех вышеперечисленных требований к исполнительским навыкам, а также передача характера произведения и замысла композитора - оценивается на

«пять».

Исполнение с незначительными погрешностями в отдельном пункте, которые не влекут за собой искажение общего   впечатления - оценивается на «четыре». 

Исполнение с остановками, с невыразительной фразировкой, фальшивой интонацией, текстовыми ошибками - оценивается удовлетворительно  «три». 

Плохо выученное произведение наизусть и серьезные недостатки в исполнении  оцениваются неудовлетворительно  «два». В этом случае ученику предлагается программу доучить и пересдать в назначенную комиссией дату.

Система оценочных средств призвана обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

1.        Методические рекомендации педагогическим работникам

Согласно учебному плану объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником.

При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние - старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество переложений. Грамотно составленная программа - залог успешных выступлений.

2.        Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнерами по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,

чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая, их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI.        Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Учебная литература

1. «Хрестоматия для виолончели «Пьесы, ансамбли»» 3 кл. ДМШ. И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан. М, 1986г.

2. «Играем вместе». А.Кальщикова, С.Перунова. Москва, 2002 г.

3. «Хрестоматия для виолончели 1-2 кл. ДМШ.  Пьесы. Ансамбли». И. Волчков. М, 1994 г.

4.. «Хрестоматия для виолончели 3-4 кл. ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы, ансамбли». И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан. М,  1997г.

5. «Светлячок». Пьесы для ансамблей. Э. Пудовочкин.  СПБ, 2001 г.

6. «Пьесы на бис» для ансамбля виолончелистов. Вып. 1. Е. Дернова. СПБ, 2001 г.

7. «Пьесы на бис» для ансамбля виолончелистов. Вып. 2. Е. Дернова. СПБ, 2001 г.

8. Е. Дернова «Пьесы на бис» для ансамбля виолончелистов. Вып. 3. Е. Дернова. СПБ, 2001 г.

9. Пьесы для ансамбля виолончелистов. Вып. 1» Л. Ефремова. Е. Дернова. СПБ, 2005 г.

10. «Пьесы для ансамбля виолончелистов». Н. Раков.  М, 1985 г.

2.  Список рекомендуемой методической литературы

1.Б. Натансон, Л. Рощина «Вопросы музыкальной педагогики».

Вып.5. М, 1984 г.

2.В. Руденко «Вопросы музыкальной педагогики». Вып.7.  М, 1986 г.

3.В. Зеленин «Работа в классе ансамбля». Минск, 1979 г.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...