Программа дополнительного образования
рабочая программа по теме

Рунова Наталья Борисовна

Программа «ГАРМОНИЯ» состоит из 3 модулей и направлена на развитие эмоциональной сферы, на развитие у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом. Первый модуль «РИФЫ ГНЕВА», второй «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» и третий «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ. Каждая модуль имеет свой учебно-тематический план. Программа «Гармония» рассчитана на 1 год  обучения   - 68 часов  и предназначена для детей в возрасте с 10 лет.

Особенности программы  в том, что дети, проигрывая на занятиях различные  трудные жизненные ситуации,    получают возможность выплескивать отрицательные эмоции, а    творчество помогает делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее, а демонстративность и   агрессия уступают место инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_garmoniya.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Принята на заседании                                                                                                                                                    Утверждаю

педагогического совета                                                                                                                                  Директор МБОУ СОШ  № 1 г.  Ворсма                    

протокол  №  1 от  29.08. 2014 г.                                                                                                                      ________________    Колемасов В.В.

                                                                                                                                                                          «____» __________    2014 г.

ДОПОДНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ГАРМОНИЯ»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей с 10  лет

  Выполнила:

                         Рунова Наталья Борисовна

                                                                                                                                                                    педагог - психолог

 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Последнее время стало революционным для целого ряда поколений в России. В жизни появились принципиально новые ценности. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Выдержать столь стрессогенное давление окружающей среды не всегда под силу взрослому населению, тем более детям.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ.

Дети не могут общаться, понимать и чувствовать другого, правильно воспринимать поступки других людей. В результате они очень часто не замечают и не слышат друг друга, не умеют уступать или разрешать самую элементарную конфликтную ситуацию.

 Для того чтобы ребенок получил  возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом все чаще стали применяться методы арт-технологий, которые имеют большое значение при работе с детьми.

 Используя методы арт-технологий, у  детей облегчается невербальный выброс негативных эмоций. Проработка негативных эмоций позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития. Такая деятельность способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Программа «ГАРМОНИЯ» состоит из 3 модулей и направлена на развитие эмоциональной сферы, на развитие у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом. Первый модуль «РИФЫ ГНЕВА», второй «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» и третий «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ. Каждая модуль имеет свой учебно-тематический план. Программа «Гармония» рассчитана на 1 год  обучения   - 68 часов  и предназначена для детей в возрасте с 10 лет

Режим занятий  – 1 раз в неделю по 2 часа (1 занятие  по 45 минут с перерывом 10 мин).

 Занятия проводятся в группе численность, которой 10-15 человек

Особенности программы  в том, что дети, проигрывая на занятиях различные  трудные жизненные ситуации,    получают возможность выплескивать отрицательные эмоции, а    творчество помогает делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее, а демонстративность и   агрессия уступают место инициативности.

Название модуля

РИФЫ ГНЕВА

В МИРЕ ЛЮДЕЙ

ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ

Цель

Научить детей контролировать эмоциональные состояния в повседневной жизни для успешной их адаптации и социализации в обществе.

Формирование у детей навыков неагрессивного общения и поведения.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка (научившись выражать свои чувства  через творчество, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.)

Задачи

-обучить способам улучшения настроения, социально-приемлемым способам выражения своей злости,

-развитие навыков управления собственным эмоциональным состоянием,

-воспитывать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека,

-развитие умения регулировать свое состояние.

-обучение детей приемами бесконфликтного поведения, методам неагрессивного ответа на давление и агрессию со стороны окружающих людей,

-формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению,

-развитие коммуникативных навыков и умений.

Предметные:

- познакомиться с некоторыми видами художественной деятельности (рисунок,   декоративно-прикладное искусство, коллаж, художественное конструирование);

- познакомиться с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

- познакомиться с изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма);

- научиться создавать простые композиции, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемым;

Метапредметные:

- совершенствовать коммуникативные навыки;

-  воспринимать, описывать и эмоционально оценивать   свою работу;

-  воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;

Личностные:

- развивать образное мышление, творческие способности, наблюдательность, воображение, эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к миру.

- научиться снимать тревогу и агрессию, мышечную напряженность

- развивать умение экспериментировать

Ожидаемые результаты

-научатся управлять своим поведением,

-смогут признавать сою обиду,

-научатся конструктивно избавляться от обиды,-

-избавятся от своих старых обид, гнева на близкого человека,

-разовьют навыки освобождения от негативных эмоций.

- научатся отвечать на давление и агрессию,

-приобретут коммуникативные навыки,

- разовьют навыки конструктивного общения,

-приобретут навыки выхода из конфликтных ситуаций.

- выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

-  обогащения новым опытом художественной деятельности,

-  развития эмоциональной сферы и творческой активности,

-  повышения мотивации к различным видам искусства,

-  максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,

-  развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

Воспитанники

должны знать

 -правила группы,

-термин «Чувства», «Гнев»,

-социально-приемлемые способы выражения гнева,
- способы избавления от обиды.

-термины «агрессия», «противоположность», «эмоции»,

-правила ведения беседы,

-технику активного слушания,

-типы давления среды.

- способы разрядки агрессии, гнева
- способы снятия эмоционального и мышечного напряжения,
- приемы эффективного межличностного взаимодействия.

Воспитанники

должны уметь

 - вербально и невербально выражать свои чувства,

- признавать обиду,
- снимать обиду и напряжение и избавляться от них.

-конструктивно взаимодействовать,
- слушать партнера, правильно строить разговор,

-быстро реагировать на конфликтную ситуацию,

-находить компромиссы, идти на уступки,

-снимать агрессию и напряжение

-понимать и осознавать свое «Я»,
- адекватно оценивать себя,
- контролировать свои непосредственные побуждения и импульсы,
- выражать свою индивидуальность в творческой деятельности,

-эффективно сотрудничать в группе (создавать коллективные произведения),
- экспериментировать в творчестве


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Модуль «РИФЫ ГНЕВА»

Теоретическая часть

Практическая часть

 Всего

1.Знакомство

1

1

2

2.Гнев - одно из лучших чувств

1

1

2

3.Мой гнев

1

1

2

4.Я люблю больше всего

2

2

5. Когда меня дразнят

2

2

6.Почему люди дразнятся

1

1

2

7.Чтобы не обидеться

1

1

2

8.Мы - укротители

2

2

9.Было и прошло

2

2

10.Новые возможности

2

2

11.Кого мы видим, когда смотрим

1

1

2

12.Знаете ли вы свою внешность?

1

1

2

ИТОГО:

12

12

24

Темы

Модуль «В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

Теоретическая часть

Практическая часть

 Всего

1.Достигая своей цели  

1

1

2

 2.Культура общения

1

1

2

3.Умеем ли мы слушать

1

1

2

4.В море эмоций

1

1

2

5.Что такое агрессия?

1

1

2

6.Уверенное поведение

1

1

2

7.Учимся играя

1

1

2

8.Два барана

1

1

2

9.»Ежик» - методика получения обратной связи

1

1

2

10.Будте теплы и открыты

1

1

2

11.Сколько меня во мне?

1

1

2

ИТОГО:

11

11

22

 

Модуль «ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ»

Теоретическая часть

Практическая часть

 Всего

1 Диагностика эмоционального состояния: «Несуществующее животное»

1

1

2

2. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности

1

1

2

3. Техники художественной релаксации (работа с линиями)

1

1

2

4. Техники художественной релаксации (работа с линиями)

1

1

2

5. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом: 

1

1

2

6. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж. 

1

1

2

7. Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии. Развитие адекватной самооценки 

1

1

2

8. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета.

1

1

2

9. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен

1

1

2

10. Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зелёный)

1

1

2

11. Создание сказки о дружбе

1

1

2

итого:

11

11

22

 Всего

34

34

68

Общее содержание программы

№ п/п

Тема

всего часов

теория

прак

тика

теория

практика

РИФЫ ГНЕВА

24

12

12

1

Знакомство

2

1

1

Беседа. Упражнение «Знакомство»

Тестирование

2

Гнев-одно из лучших чувств

2

1

1

Мини-лекция «Что такое гнев?»

Обсуждения «Какие бывают чувства?».Работа по карточкам. Упражнение-завершение

3

Мой гнев

2

1

1

Мини-лекция

Нарисуй свой гнев. Упражнение «Волшебный мешок»

4

Я люблю больше всего

2

2

Игра -сказка «Три медведя», «Разыщи радость»,рисуем на тему «Я люблю больше всего»

5

Когда меня дразнят

2

2

Работа по карточкам. Напиши дразнилку. Ролевые игры

6

Почему люди дразнятся

2

1

1

Мини-лекция

Упр. «Обзывалки».игры на снятие напряжения, ролевая игра «Турпоход»

7

Чтобы не обидеться

2

1

1

Мини-лекция

«Витаминка равновесия», упр. «Когда мне обидно», игра «На что похожа обида».Рисование. упр. «Мусорное ведро»

8

Мы – укротители

2

2

Мини-лекция. Способы преодоления гнева, упр. «Волчок», «Властелин своего гнева».

9

Было и прошло

2

2

Упражнения. Мини-лекция. Упр.»властелин своего гнева 2». Рисование в свободной технике.

10

Новые возможности

2

2

Упр. «На что похоже мое настроение» .Игра «Толкалки», «Перетягивание». Практическая работа с бумагой.

11

Кого мы видим, когда смотрим

2

1

1

Мини-лекция

Практическая работа «Свет, мой, зеркальце, скажи»

12

Знаете ли вы свою внешность?

2

1

1

Беседа

Игра «Расскажи мне о себе». Рисуем друга.

В МИРЕ ЛЮДЕЙ

22

11

11

1

Достигая своей цели

2

1

1

Мини-лекция «Твои действия при достижении цели»

Тестирование. Упр. «Противоположности»

2

Культура общения

2

1

1

Лекция.» Правила ведения беседы»

Упр. «Позиция». «Интерьвью»

3

Умеем ли мы слушать

2

1

1

Беседа «Правила хорошего тона»

Тест «Умеем ли мы слушать». Упр. «Диспут». Мини-лекция .Активное слушание

4

В море эмоций

2

1

1

Мини-лекция «Определение эмоций»

Упражнение и рисунки, Беседа и рисунок. Игра «Ящик с обидами», «Называем чувства».

5

Что такое агрессия?

2

1

1

Беседа «Что такое агрессия?»

Тест «Диагностика агрессивного поведения». Формы агрессии. Причины агрессивного поведения.

6

Уверенное поведение

2

1

1

Осознание различий между понятиями «уверенный» и «агрессивный». Дискуссия на тему «Типы давления среды»

7

Учимся играя

2

1

1

Упр. «Если бы…я стала бы..», « Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».  Уверенные жесты (лепка)

8

Два барана

2

1

1

Упр. «Официант, в моем супе муха», «Два барана», «Обзывалки»

9

 «Ежик»- методика получения обратной связи

2

1

1

Упр. «За кругом», «Чемодан в дорогу». Тестирование

10

Будьте теплы и открыты

2

1

1

Мини-лекция «Мое отношение к окружающим»

Упр. «Теплый воздух». Тестирование. «Рваная аппликация» с использованием теплых цветов.

11

Сколько меня во мне?

2

1

1

Мини-лекция

Игра-тест «Кто я такой?». Нарисуй себя в будущем.

 ЖИЗНЬ БЕЗ АГРЕССИИ

 22

11

11

1

Диагностика эмоционального состояния «Несуществующее животное»

2

1

1

Объяснение материала

Тестирование. Рисование

2

Диагностика эмоционального состояния

2

1

1

Беседа

Тест тревожности. Придумай образ «Тревоги»

3

Техника художественной релаксации

2

1

1

Мини – лекция. Что такое релаксация, художественная релаксация.

Работа с линиями. Тонкие линии, толстые линии.

4

Техника художественной релаксации

2

1

1

Повторение, закрепление изученного на предыдущем занятии. Ответы детей.

Линии. Прерывистые, зигзаг, волна.

5

Отработка негативных эмоций, Техники работы с пластилином

2

1

1

Мини-лекция. Объяснение выполнения работы.

Лепка.

6

Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой

2

1

1

Мини-лекция «Эмоции». Объяснение выполнения работы.

Коллаж

7

Способы снятия эмоционального напряжения

2

1

1

Мини-лекция «Эмоциональное напряжение»

Упр. На снятие эмоционального напряжения и агрессии. Развитие адекватной самооценки.

8

Развитие позитивных эмоций

2

1

1

Мини-лекция «как эмоции влияют на нашу жизнь»

Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета

9

Работа с эмоциями с помощью цветовых пятен

2

1

1

Объяснение выполнения работы.

Практическая работа

10

Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зеленый)

2

1

1

Мини – лекция об использовании цветов в работе

Работа с цветом. Акварель.

11

Создание сказки о дружбе

2

1

1

Беседа «Что такое дружба?»

 Сочиняем и рисуем сказку. Свободный выбор материала.  

ИТОГО

68

 34

34

Методы проведения программы

Образовательный процесс  включает в себя следующие методы и приемы обучения

 -метод творческого самовыражения

 -метод проблемного обучения

 - метод наблюдения

 -проективный метод

 -анкетирование

 -тестирование

 -этюды и импровизация

 -свободное тематическое рисование

- изотерапия

- работа с пластилином и глиной

-коллаж

-музыкальная терапия

В проведении занятий используются следующие формы индивидуальной и коллективной работы

 -беседы

 -лекции

 -тренинги

 -групповая дискуссия

- ролевые игры

- мозговой штурм

 -психогимнастика

-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

-организация выставок детских работ;

-создание и развитие детского коллектива;

-работа с родителями.

Методическое обеспечение программы

Занятие состоит из трех этапов:

1.подготовительный

2.основной (непосредственной деятельности)

3.итоговый

В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

-приобретение новых знаний; с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;

-занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);

-повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

-комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).

Условия реализации программы

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенным необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.

 Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.

 

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

2. Печатные пособия.

3. Информационно-коммуникационные средства.

4. Технические средства обучения (ТСО).

Музыкальный центр, DVD-проигрыватели, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

5. Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы, слайды.

6. Учебно-практическое оборудование.

 Для проведения занятий нужны различные материалы, такие как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, художественный уголь, краски, гуашь.
Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки.
Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.
 
На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, природные и иные материалы для создания объемных композиций.
 

7.Игры и игрушки.

8Конструкторы, театральные куклы, маски.

9.Специализированная учебная мебель.

10.Столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения таблиц и плакатов

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций,
- изменение статуса воспитанника в объединении,

- анкета обратной связи
- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (педагог, классный руководитель, родители и пр.)

В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к занятиям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Необходимо помнить, что тактичное, мягкое поощрение, обязательная похвала работы — искренняя, но ни в коей мере не чрезмерная, интерес к работе каждого и стремление найти в произведении повод для одобрения, будь то содержание, удачно найденный цвет, линия, образ и т. д., обычно способствуют не только заинтересованности, но и повышению самооценки, старательности и энтузиазму, вниманию к собственной работе, увлеченности.

По итогам изучения тем  программы в целом проводятся в объединении  обсуждения и  выставки поделок, рисунков, открытые занятия, также воспитанники участвуют в конкурсах, фестивалях массовых и воспитательных мероприятиях.

Список литературы

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.-М.; Изд-во Московского ун-та 1990.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг-Л., 1990.

Потемкин О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.2005.

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.-М.: Творческая педагогика, 1993.

Грехова А.В. Педагогические возможности использования элементов арт-терапии на уроках искусства. – М., 2003


Копытин А.И. Системная арт-терапия. - М.: 1999


Копытин А.И., Свистовская М.А. Арт-терапия детей и подростков.- М.: 2001


Сьюзан Коган. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. – М.:1996


Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей - М.: 2006

Календарно-тематическое планирование «Гармония» (68 часов)

Дата

Тема занятия

часы

1

1.Знакомство. Беседа.Тестироание. Упражнение «Знакомство»

2

2

2.Гнев - одно из лучших чувств.

2

3

3.Мой гнев

2

4

4.Я люблю больше всего

2

5

5. Когда меня дразнят

2

6

6.Почему люди дразнятся

2

7

7.Чтобы не обидеться

2

8

8.Мы - укротители

2

9

9.Было и прошло

2

10

10.Новые возможности

2

11

11.Кого мы видим, когда смотрим

2

12

12.Знаете ли вы свою внешность?

2

13

1.Достигая своей цели  

2

14

 2.Культура общения

2

15

3.Умеем ли мы слушать

2

16

4.В море эмоций

2

17

5.Что такое агрессия?

2

18

6.Уверенное поведение

2

19

7.Учимся играя

2

20

8.Два барана

2

21

9.»Ежик» - методика получения обратной связи

2

22

10.Будте теплы и открыты

2

23

11.Сколько меня во мне?

2

24

1 . . Диагностика эмоционального состояния: «Несуществующее животное»

2

25

2. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности

2

26

3. Техники художественной релаксации (работа с линиями)

2

27

4. Техники художественной релаксации (работа с линиями)

2

28

5. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом: 

2

29

6. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж. 

2

30

7. Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии. Развитие адекватной самооценки 

2

31

8. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами. Изучение техники кляксы. Выбор цвета.

2

32

9. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен

2

33

10. Психокоррекция негативных эмоций цветом (синий, желтый, красный, зелёный)

2

34

11. Создание сказки о дружбе

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...