Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки" для 5-7 класса.
методическая разработка (5 класс) на тему

Скворцова Любовь Петровна

 Цель разработки - привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_opyty_s_lekarstvami_iz_domashney_aptechki.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

   Методическая разработка внеурочного занятия по программе “Наука и техника”  по теме: ”Цветные  опыты с лекарствами из домашней   аптечки” для 5-7 класса.

Автор: учитель химии ГБОУ СОШ №868 Скворцова Л.П.

Цели и задачи:

  1. Закрепить  полученные навыки проведения несложных лабораторных опытов.
  2. Углубить интерес учащихся к химии.
  3. Привить учащимся практические навыки в разработке и осуществления опытов.

Для проведения опытов нам понадобится:

  • 10% раствор гидроксид натрия
  • Обычная зеленка из домашней аптечки (спиртовой раствор бриллиантового зеленого)
  • Марганцовка сухая (калия перманганат)
  • Фурацилин в таблетках
  • Таблетки ампициллина
  • 2-5% раствор соляной кислоты
  • 10% раствор медного купороса
  • Cтаканы на 250 мл
  • Пробирки лабораторные
  • Фарфоровая чашка и пестик
  • Пинцет
  • Стеклянная палочка
  • Стеклянная воронка
  • Фильтровальная бумага
  • Водяная баня
  • Перчатки
  • Клеёнка на парту

                                                Ход занятия.

I.Вводное слово учителя.

В каждой семье есть домашняя аптечка с лекарства. В таблице  указаны препараты, которые мы будем использовать для опытов.

Таблица:  “Лекарственные препараты из домашней аптечки.”

Название препарата, его синонемы

Область применения и формы выпуска

Зелёнка, или раствор бриллиантовой зелени

- применяется наружно при обработке мелких повреждений кожи;

- 1%-ный или 2%-ный спиртовой или водный раствор.

Марганцовка, или калия перманганат

- водные растворы применяют для промывания ран, полоскания горла, промывания желудка при отравлении;

- кристаллы для приготовления водных растворов.

Фурацилин

- водный раствор наружно для лечения гнойно-воспалительных процессов, полоскания горла;

- таблетки для приготовления водного раствора.

Ампицилин

- противомикробное средство, антибиотик при инфекции дыхательных путей и лор-органов;

- гранулы или капсулы для приготовления водного раствора.

     Все предлагаемые  лекарства недорогие и их легко купить в аптеке.

II. Экспериментальная часть. Перед проведением опытов постелить клеёнку на парту.

Опыт №1. Изменение цвета раствора марганцовки.

Налейте в стакан 40-50 мл  воды.  Аккуратно возьмите  пинцетом 1 кристаллик марганцовки. Больше не надо, иначе трудно будет увидеть изменение окраски. Растворите его в воде, хорошенько размешайте стеклянной палочкой, чтобы он растворился, -  должен  получится  раствор  _____________цвета.

Теперь очень аккуратно прилейте к этому раствору марганцовки приблизительно 10 мл водного раствора гидрооксида натрия. Подождите 2-3 минуты и увидите, как раствор становится_______________.

 Отставьте этот раствор в сторонку на 20 минут.

          Опыт №2. Получение яркого осадка.

Опыт выполняется в перчатках.

Налейте в пробирку 3 мл раствора бриллиантовой зелени.  К раствору бриллиантовой зелени прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Получается яркий  ____________ осадок.

          Опыт №3. Изменение цвета раствора бриллиантовой зелени.

Опыт выполняется в перчатках.

Налить в пробирку 1 мл раствора бриллиантовой зелени и добавить 1 мл 2-5% раствор соляной кислоты, получится раствор ____________цвета.

           Опыт №4. Изменение цвета раствора фурацилина.

Две таблетки фурацилина растереть в ступке до мелкого порошка, пересыпать в стакан и растворить в 50 мл воды на водяной бане. Работать нужно аккуратно, пятна от фурацилина выводится трудно. Затем прилить к нему 1-2 мл гидроксида натрия — получилось очень красивое _______________ окрашивание.

            Опыт №5. Изменение цвета раствора ампициллина.

Для проведения этого опыта  одну таблетку ампициллина измельчить в ступке и растворить в 20-30 мл воды при помешивании на водяной бане.  Дайте постоять немного, чтобы лекарство хорошо растворилось. Раствор отфильтровать. К фильтрату добавить 1-2 мл гидрооксида натрия и 2-3 капли раствора медного купороса.

 Сначала появляется _____________ окраска, которая затем становится ________________.  

Переход окраски  из __________ в ____________ происходит очень  быстро.

 Вернемся к опыту с марганцовкой.  Посмотрите, что получилось, какого цвета стал раствор? По всем законам химии он должен стать красивого ________ цвета.

III. Итог занятия. Ответить на вопросы:

  1. Понравилось на занятие?
  2. Что нового узнал?

Литература:

  1. Ольгин О.М. Занимательные опыты по химии. Москва Детская литература 2001.
  2. Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или химические опыты для новичков.
  3. Данилова Е.А. Методическая разработка. 70 занимательных химических опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Анализ томатов на нитраты" для 5-7 класса

Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие ...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме :"Анализ сливок" для 5-7 класса.

Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей....

Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...

Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс)

Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс) Номинация: «Островок природы»...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....