программа дополнительного образования
учебно-методический материал на тему

Штаничева Ирина Вадимовна

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная кисточка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kistochka.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная кисточка»

Пояснительная записка

При подотовке программы автор опирался на материалы следующих образовательных программ:

  1. Поцелуева С.,Перевозчикова Е., программа 2Живопись».-Владимир,2003
  2. Быкова Я.Г., Волобуева Н.Н., Смирнов А.А.. Богданов Н.Г., Комплексная программа «Рисунок,живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное творчество».-М.,2000
  3. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство, основы декоративно-прикладного искусства».-М.,1997
  4. Нелинский Б.М. Экспериментальная программа «Изобразительное искусство».- М.:Просвещение,1998

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.

Целостный курс изобразительного и декоративно-прикладного искусства включает в себя несколько направлений художественной деятельности: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись, изучение народного художественного творчества.

Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Отличительные особенности программы

Традиционный школьный курс рисования не позволяет обучающимся в достаточно полной мере освоить язык различных видов искусства. К тому же известная стереотипизация  в преподнесении вынесенных в учебный план ем часто не способствует развитию  творческой импровизации, воображения, фантазии детей.в итоге это нередко оборачивается формированием у многих школьников устойчивой неуверенности в себе в отношении изобразительной деятельности, боязни свободно выражать себя, дабы не показаться несостоятельными в глазах учителя и сверстников.

        Предоставляемая данной программой возможность разнообразной «пробы сил»  воспитанников в различных видах  художественной деятельности содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию неуверенности в себе, формированию адекватной самооценки детей. Восполняя неизбежные пробелы художественно-эстетического образования школьников, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с разнообразными  художественными материалами, программа одновременно  способствует лучшему пониманию произведений искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.

        У детей необходимо  поддерживать устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Это возможно в том случае, если ребенок в конце каждого занятия может унести с собой законченный рисунок, показать его родителям, учителям и получить в ответ слова восхищения. Длительная работа над рисунком желательна в более старшем возрасте. Также необходимо участие работ учащихся в выставках как школьных, так и за пределам школы.

Цель: расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.

Задачи:

1.Обучающие:

- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам изобразительного творчества (композиция, графика, колористика, техника изображения, техника владения инструментом, светотеневая разработка, пропорционирование);

- формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазии,умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народного орнамента;

- овладение различными художественными материалами и техниками изображения и декоративно-прикладной деятельности;

2. Воспитательные:

 - воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и                 мировой культуры;

-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

- преодоление обучающимися «комплекса  неумения» в отношении изобразительной деятельности, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

3. Развивающие:

 - развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства;

- развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Возраст детей:

         Программа рассчитана на детей  10-12 лет. В творческое объединение «Волшебная кисточка» принимаются все желающие, без специального отбора.

        Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

        При этом оптимальное число обучающихся составляет:

для 1 –го года обучения: 13-15 человек

для 2-го года обучения: 10-12 человек.

Сроки реализации программы:

        Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 216 часов, в том числе в первый год обучения – 108 часов; во второй год – 108 часов.

Формы и режим занятий:

В процессе реализации  программы используются следующие формы:

- беседа;

-практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся;

-игра;

-конкурс;

- викторина;

-выставка;

-экскурсия;

-работа на пленере.

        В процессе одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или прсмотром видеофильма и т.п. Это способствует удержанию внимаия учащихся и позволяет избежать их переутомления.

        Занятия проводятся:

- в первый год обучения – 2 раза в неделю по 1,5 часа;

- во второй год  обучения – 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

        Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содерджанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
  2. Практические умения и навыки.
  3. Личностные качества. Формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу 1-го года обучения:

1.Будут знать:

-правила техники безопасности и личной гигиены при работе в творческом объединении;

-виды линий;

-основы соотношения света и тени;

-понятие теплого и холодного цвета;

-понятие цветового круга, правила смешивания цветов;

-понятие композиции и принципы ее построения;

-значение фона в работе;

-принципы работы цветными карандашами и фломастерами;

-понятие «иллюстрация»

-понятие цветового нюанса;

-понятие симметрии;

-виды и символы орнамента;

-отличительные особенности портретной живописи;

-пропорции человеческой фигуры.

2.Будут уметь:

-выполнять графические работы, передавать форму и объем предметов;

-работать с натуры;

-работать кистью по готовому фону;

- выполнять работы с ограниченной палитрой4

-делать роспись объемной фигурки;

-составлять композиции ( объемные в технике аппликации, с использованием орнамента);

-изготавливать барельеф, объемные предметы.

3. Приобретут:

-навыки аккуратности и трудолюбия;

-основные навыки работы в группе.

К концу 2-го года обучения:

1.Будут знать:

-правила техники безопасности  и личной гигиены при работе в изостудии;

-понятие перспективы, свето-воздушной перспективы;

-принципы построения композиции натюрморта, пейзажа;

-понятие цветового нюанса;

-понятие «силуэт»;

-этапы построения фигур животных и птиц;

-различные народные промыслы.

2.Будут уметь:

-работать с натуры;

-делать быстрые зарисовки карандашом и красками;

-выполнять работы с ограниченной палитрой;

-конструировать из бумаги;

-работать с пластилином и глиной;

-делать роспись деревянных предметов;

-составлять эскиз росписи изделия.

3.Приобретут:

-умение самостоятельно анализировать произведения искусства;

-уверенность в   своей способности творить;

-навыки культурного общения со сверстниками;

-умение работать в группе.

Формы подведения итогов реализации программы

        В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня; изовикторины; «круглые столы» для детей с целью обсуждения  достижений и недоработок, выявления причин неудач, высказываются  предложений; участие в школьных, окружных, городских, всероссийских конкурсах.

        Итоговые выставки организуются 2 раза в год – в середине учебного года ( к встрече Нового года и Рождества) и в конце года ( перед началом летних каникул).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов  и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Введение в программу

1

0.5

0,5

2

Линия и цвет

29

9,5

19,5

2.1

Волшебный карандаш

1

0,5

0,5

2.2

Волшебная кисточка и ее друзья

1

0,5

0,5

2.3

Главные краски в стране ИЗО

2

0,5

1,5

2.4

Секрет волшебства главных красок

1

0,5

0,5

2.5

Теплое и холодное

1

0,5

0,5

2.6

Цветные города в стране ИЗО

1

0,5

0,5

2.7

Волшебная белая

2

0,5

1,5

2.8

Волшебная черная

2

0,5

1,5

2.9

Волшебная серая

2

0,5

1,5

2.10

Осенний колорит

2

0,5

1,5

2.11

Что могут карандаш и кисточка вместе?

2

1

1

2.12

Рисуем осеннее небо

1

0,5

0,5

2.13

Цветные мелки – жители страны ИЗО

2

0,5

1,5

2.14

Рисуем тушью

1

0,5

0,5

2.15

Пурга

2

0,5

1,5

2.16

Весенний колорит

2

0,5

1,5

2.17

Тает снег

2

0,5

1,5

2.18

Летний колорит

           2

0,5

1.5

3

Композиция на заданную тему

21

7

14

3.1

Рисуем сказку

2

1

1

3.2

Аппликация «Осень»

2

0,5

1,5

3.3

«В цирке»

3

1

2

3.4

«Зима в городе»

2

0,5

1,5

3.5

«Путешествие на Север»

3

1

2

3.6

«Путешествие в жаркие страны»

3

1

2

3.7

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина

3

1

2

3.8

Спорт в нашей жизни

3

1

2

4

Рисование с натуры, по памяти, по представлению

25

9

16

4.1

Рябина осенью

2

0,5

1,5

4.2

Снегири в  лесу

1

0,5

0,5

4.3

Снежные деревья

1

0,5

0,5

4.4

Снежинки

1

0,5

0,5

4.5

Дед Мороз

2

0,5

1,5

4.6

Снегурочка

2

0,5

1,5

4.7

Новогодняя елка

1

0,5

0,5

4.8

Веселый клоун

1

0,5

0,5

4.9

Пробуждение природы

1

0,5

0,5

4.10

Мимоза

1

0,5

0,5

4.11

Рыбки

2

0,5

1,5

4.12

Одуванчики

1

0,5

0,5

4.13

Бабочка

1

0,5

0,5

4.14

Насекомые

1

0,5

0,5

4.15

Сирень

1

0,5

0,5

4.16

Портрет друга

2

0,5

1,5

4.17

Рисуем человека в движении

           2

0,5

1,5

4.18

Натюрморт с цветами

2

0,5

1,5

5

Декоративно-прикладное творчество

17

4,5

12,5

5.1

Объемная аппликация

2

0,5

1,5

5.2

Новогодняя гирлянда

2

0,5

1,5

5.3

Новогодняя открытка

2

0,5

1,5

5.4

Орнамент

2

0,5

1,5

5.5

Объемная композиция «Подводный мир»

           2

0,5

1,5

5.6

Роспись пасхального яйца

2

0,5

1,5

5.7

Аппликация

 «Цветы весны»

2

0,5

1.5

5.8

Декоративная композиция «Лето»

3

1

2

6

Лепка

15

5

10

6.1

Барельеф «Рябинка»

3

1

2

6.2

Барельеф «Снеговик»

3

1

2

6.3

Изразец

3

1

2

6.4

Ваза для мамы

3

1

2

6.5

Барельеф  «Рыбки»

3

1

2

Итого

108

35,5

72,5

Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование разделов  и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

1

2

2

Работа с натуры

33

11

22

2.1

Зарисовки фруктов

2

0,5

1,5

2.2

Натюрморт «Осень»

3

1

2

2.3

Рисуем грибы

3

1

2

2.4

Осенняя ветка

1

0,5

0,5

2.5

Новогодний натюрморт

3

1

2

2.6

Горящая свеча

1

0,5

0,5

2.7

Наброски животных

2

0,5

1,5

2.8

Лепим  животных

2

1

1

2.9

Натюрморт из предметов быта

3

1

2

2.10

Натюрморт на сближенные тона

2

0,5

1,5

2.11

Тюльпаны

1

0,5

0,5

2.12

Зарисовки машин

2

0,5

1,5

2.13

Дома. Перспектива

2

0,5

1,5

2.14

Цветы. Акварель

1

0,5

0,5

2.15

Натюрморт с глиняными свистульками

3

1

2

2.16

Работа на пленере

2

0,5

1,5

3

Работа над тематической композицией

32

11

21

3.1

Вспоминаем лето

2

1

1

3.2

Осень в парке

3

1

2

3.3

Сказки Пушкина

3

1

2

3.4

Синяя фантазия

3

1

2

3.5

Синие горы

1

0,5

0,5

3.6

Замок Снежной королевы

3

1

2

3.7

Силуэт

3

1

2

3.8

Фантастическое животное

2

0,5

1,5

3.9

Масленица

3

1

2

3.10

Весна в деревне

3

1

2

3.11

Разнообразный зеленый

1

0,5

0,5

3.12

Иллюстрация к сказке «Малахитовая шкатулка»

3

1

2

3.13

Ночной Архангельск

2

0,5

1,5

4

Декоративно-прикладное творчество

36

12

24

4.1

Орнамент из осенних листьев

2

0,5

1,5

4.2

Грибы. Витраж

2

1

1

4.3

Каргопольская игрушка

3

1

2

4.4

Оригами (композиция)

2

1

1

4.5

Гжель. Украшаем синим

3

1

2

4.6

Узор из льдинок

1

0,5

0,5

4.7

Мезень. Роспись шкатулки

2

0,5

1,5

4.8

Узоры на стекле

1

0,5

0,5

4.9

Конструирование из бумаги. Елочные украшения

3

1

2

4.10

Икебана. Зимняя сказка

2

0,5

1,5

4.11

Солнце - декоративный образ

2

0,5

1,5

4.12

Народный костюм

2

0,5

1,5

4.13

Роспись разделочной доски

2

0,5

1,5

4.14

Декоративное панно

2

1

1

4.15

Народная игрушка

2

0,5

1,5

4.16

Русская изба

2

0,5

1,5

4.17

Лепка из теста

3

1

2

5

Экскурсии

3

3

6

Оформление итоговой выставки

1

1

Итого

108

38

70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу  (1 ч.)

Цель, задачи, содержание программы обучения. Распределение материала по годам обучения. Оснащение  творческого объединения «Волшебная кисточка». Правила техники безопасности и личной гигиены при работе.

Раздел 2. Линия и цвет (29 ч.)

Виды линий. Техника проведения разнохарактерных линий. Основные цвета. Составные цвета. Теплые. Холодные и  нюансовые цвета. Работа с палитрой. Понятие колорита в рисунке. Тональные растяжки.

Раздел  3. Композиция на заданную тему (21 ч.)

Понятие композиции. Понятие и техника аппликации. Понятие перспективы. Законы перспективы.  Предварительные зарисовки животных и человека в движении.

Раздел 4. Рисование  с натуры, по памяти, по представлению ( 25  ч.)

Рисование с натуры объектов природы. Приемы изображения птиц, деревьев. Приемы изображения человека в  статическом положении. Принцип смешивания техник. Ось симметрии. Закономерности и приемы изображения головы человека. Рисование натюрморта.

Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество  (17 ч.)

Объемная аппликация. Техника оригами. Орнаменты разных народов. Символы, ритм, раппорт в орнаменте. Геометрический и растительный орнамент. Дизайн. Коллаж.

Раздел 5. Лепка (15 ч.)

Понятие «барельеф». Понятие перспективы в рисунке. Лепка из соленого теста. Изразец –элемент декора.

Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.)

Просмотр  работ, выполненных за лето. Обсуждение программы на год. Подготовка необходимых материалов для работы.

Раздел 2. Работа с натуры (33 ч.)

Понятие «набросок».Приемы построения тел вращения. Натюрморт из трех

предметов и более. Анималистический жанр. Техника « по - сырому». Композиционный центр в рисунке. Работа с ограниченной палитрой.. Пейзаж. Работа на пленере.

Раздел 3.Работа над тематической композицией (32 ч.)

Тематическая композиция. Свето - воздушная перспектива. Знакомство в творчеством Н.К. Рериха. История и техника силуэта.праздник  Масленица. Колорит в пейзаже. Прием оттиска.

Раздел 4.Декоративно-прикладное творчество (36 ч.)

Орнамент. Понятие «витраж».Промысел каргопольской игрушки. Техника оригами. Роспись Северной Двины. Искусство икебана. Народный костюм. Традиции украшения русской избы. Малая пластика.

Раздел 5. Экскурсии (3 ч.)

Посещение музеев Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» г. Архангельск:

1.Музей изобразительных искусств

2.Старинный особняк

3.Усадебный дом Е.К. Плотниковой

4.Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова

5.Музей художника и сказочника С.Г. Писахова

Раздел 6. Оформление выставки (1 ч.)

Представление лучших работ  творческого объединения по различным темам.

Методическое обеспечение занятий

Главная трудность для педагога – преодолеть склонность детей рисовать  готовыми штампами, нередко сформированными  в  более раннем  возрасте. Работа  в творческом объединении требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий.

Формы занятий, планируемых по основным разделам программы, подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются как традиционные формы, так и ряд активных форм.

В первый год  обучения чаще применяются традиционные  формы:

Раздел 1. Беседа, показ иллюстраций, инструментов.

Раздел 2. Беседа, показ иллюстраций, игра, мастер-класс.

Раздел 3. Экскурсия, ролевая игра, показ иллюстраций.

Раздел 4. Просмотр видеоматериалов, демонстрация натуры, конкурс творческих работ учащихся.

Раздел 5. Беседа, показ иллюстраций, обсуждение готовых работ.

Раздел 6. Беседа, показ иллюстраций, конкурс творческих работ учащихся, показ готовых работ.

Во второй год чаще используются активные формы, стимулирующие творческое воображение, фантазию воспитанников. Например, «Вводное занятие» строится как ролевая игра, позволяющая вспомнить правила техники безопасности и работы с различными инструментами. В других разделах применяются  иные формы: в разделе 2 – беседа, работа на пленере, учебная игра; 3 – конкурс рисунков, инсценировка, мини-спектакль, беседа: 4- изовикторина, «круглый стол» и т.д.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов  тем.

        Так в ходе освоения 2 раздела второго года обучения «Работа с натуры» центральная учебная задача состоит в том, чтобы дети овладели способом передачи элементов перспективы, усвоили представление о картине  как воображаемой плоскости, расположенной между глазом рисующего и объектом изображения. Поэтому основное внимание здесь стоит уделить формированию умения анализировать соотношение и сочетание предметов по формам и цвету, способности анализировать их пропорции, характер, конструкцию, преодолевать простое срисовывание предметов по контуру, добиваться объемного построения. Соответственно этому. В данной части программы используются такие методы, как наблюдение, объяснение, практическое  повторение, что необходимо для выработки соответствующего навыка.

        Органической частью любого раздела в каждый год обучения являются беседы об искусстве. Рассматривание вместе с детьми репродукций картин известных художников способствует развитию высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса обучающихся, самостоятельности суждений, пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры.

        Обязательным элементом по окончании изучения каждого раздела должно стать оформление выставок работ учащихся.Пусть это будут учебные выставки, но их воспитательный эффект  значителен: они содействуют развитию художественного вкуса детей; способности самостоятельно формировать экспозицию; подбирать работы и впоследствии принимать непосредственное участие в оформлении школы.

        Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование:

  1. Репродукции картин, фотографии скульптур,CD – диски с изображением картин великих мастеров.
  2. Литература по искусству.
  3. Аудиозаписи музыкальных произведений.
  4. Натурный фонд.
  5. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, уголь, пастель, тушь, кисти, бумага,  пластилин и т.д.)
  6. Компьютер
  7. Телевизор и DVD –приставка
  8. Магнитофон
  9. Столы, стулья, мольберты.

Помещение для занятий должнобыть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

Список литературы

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство.- М.: Просвещение,1984
  2. Дранов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.- Сенкт-Петербург:Каро,2004
  3. Коротеева Е.И.Искусство и ты.- М.: Просвещение,2000
  4. Мосин И.Г. Рисование.-У-Фактория,Екатеринбург,1997
  5. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь. Ч 1,2, Владос,2000
  6. Искусство-детям, учебное издание –серия выпусков.М., «Мозаика-Синтез»,2005
  7. пал Корчмарос «Хорошо заточенный карандаш» рассказывает волшебные истории. Москва, Тип. МГПУ им. В.И. Ленина
  8. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать.-М.: Просвещение,1996
  9. Каменева Е. Какого цвета радуга.-М.: Детская литература,1975
  10. Рогов А.П. Кладовая радости.-М.:Просвещение,1982
  11. Платонова Н.И. Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве.-М.:Просвещение,1994
  12. Ивасенко А. Когда я буду художником.-М.: Детская литература,1980

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...