Создание дополнительной общеобразовательной программы «Азбука танца»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Создание дополнительной общеобразовательной программы
«Азбука танца»
автор: Журавлев Кирилл Владимирович
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Азбука танца» имеет художественно-эстетическую направленность, адресована учащимся 7-11 лет, желающим овладеть искусством современного танца и не имеющим специальной подготовки.
Определяющим фактором обучения является личное желание ребенка.
Программа дает возможность школьникам разных возрастов через ритмическое воспитание тела научиться свободно, владеть своим телом, двигаться в такт музыке и выполнять красивые танцевальные движения.
Получив соответствующую техническую подготовку, научиться танцевать может каждый независимо от своих исходных музыкально-двигательных данных: координации движения, чувства ритма, слуха, комплекции.
Программа не предусматривает подготовку профессиональных исполнителей танцев, она дает возможность каждому ребенку освоить азы танцевальной культуры.
Ценностная основа программы - Человек. Воспитание в учениках желания оказать помощь ближнему, доброжелательного отношения и уважение к окружающих их людям, умение ценить любой труд.
Предлагаемый курс позволяет каждому ученику освоить то, что ему по силам, а так же дает возможность проявиться ярким талантливым детям, которые при желании могут продолжить обучение в самодеятельных коллективах города Санкт-Петербурга.
Программа рассчитана на 4 года, при этом каждый год обучения является самостоятельным этапом. При соответствующей подготовке ребенок может начать обучение с любого этапа.
Цель: развитие физически и эмоционально гармоничной личности, формирование общей культуры, навыков коммуникативности, потребности в дальнейшем образовании хореографическому искусству.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучить воспитанников основам танцевальной культуры, ознакомить с
различными направлениями танцевального искусства.
Развивающие:
- развитие физических данных (выносливость, гибкость, сила, правильная осанка);
- улучшение координации движений, ознакомление с разными танцевальными жанрами;
- совершенствование музыкально-ритмических способностей (чувство ритма, музыкальный слух);
- Воспитывающие:
- содействие в решении личностных проблем школьника (обретение уверенности в
себе, естественность и раскованность в общении, доброжелательность);
- воспитание личной и коллективной ответственности
Отличительные особенности:
Данная программа претворяется в жизнь на базе школы искусств №255. Основным является вовлечение всех воспитанников начальной школы в творческий процесс. То есть не происходит предварительного отбора по данным и физическим возможностям детей. Главным является развитие гармоничной личности, несмотря на профессиональные навыки, ознакомление с разными стилями и направлениями в хореографии. Одной из приоритетных задач является украшение классных и школьных мероприятий средствами танцевальной культуры, а в перспективе участие в городских фестивалях и конкурсах.
Формы и режим занятий:
В течение 4 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу и включают в себя упражнения ритмической гимнастики, основы классического и народно-характерного экзерсисов, стретчинга, игровые упражнения, учебные этюды и танцевальные номера.
Занятия первого года обучения состоят из упражнений ритмической гимнастики, развивают физические данные, координацию движений и чувство ритма, основы классического и народно-характерного экзерсисов. Учитывая возрастные особенности младших школьников (непоседливый характер и неумение удерживать внимание более 10 минут), в занятие включаются игры, которые выполняют определенные функции, помогают педагогу проводить занятие в рабочем режиме. В процессе правильно организованных занятий ритмической гимнастики, важно вовремя использовать игровые упражнения. Эти несложные приемы воспитывают внимание учеников и помогают «переключать» один вид деятельности на другой.
Показ упражнений осуществляет преподаватель.
Занятия второго года обучения являются закреплением пройденного материала, и делается упор на учебные танцевальные композиции. Особое внимание уделяется природным актерским способностям детей, и эти способности активно используются в сюжетных игровых танцах.
Занятия третьего года обучения состоят из упражнений ритмической гимнастики, основ диско-танца и джаз-танца, они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому та часть урока, которая проводится "на середине" не подразделяется на упражнения разных направлений, а состоит из последовательных упражнений для всех частей тела. Основной задачей является усложнение комбинаций и увеличение музыкального темпоритма. Часть занятия уделяется постановке и отработке танцевальных номеров разножанровой стилистики.
Занятия четвертого года обучения подводят итог и являются завершающими в обучении. Основное внимание уделяется современным направлениям танцевальной культуры. В постановочной работе происходит усложнение комбинаций и рисунка танца. Существующий материал позволяет проводить выступления и участвовать в конкурсах и фестивалях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате освоения программы учащиеся:
- разовьют физические данные;
- разучат технические упражнения, современные танцевальные комбинации и танцы, с которыми смогут участвовать в концертах;
- улучшат координацию движений;
- усовершенствовуют музыкально-ритмические способности;
- обретут уверенность в себе, легкость в общении с окружающими людьми;
- смогут сформировать ответственное отношение к себе и своим товарищам.
Формы подведения итогов реализации программы:
Открытые занятия для родителей, классные и школьные мероприятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | тема | Количество часов | ||||||
Теория | практика | всего | ||||||
1-й год обучения | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |||||
2. | Музыкально-ритмическое движение. | 5 | 37 | 42 | ||||
3. | Основы классического танца. | 3 | 7 | 10 | ||||
4. | Основы народно-характерного танца. | 3 | 7 | 10 | ||||
5. | Игровые формы. | 4 | 4 | |||||
6. | Беседы по технике безопасности. | 3 | 3 | |||||
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |||||
8. | Участие в концерте | 1 | 1 | |||||
14часов | 58часов | 72часа | ||||||
Второй год обучения | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |||||
2. | Музыкально-ритмическое движение. | 6 | 32 | 38 | ||||
3. | Основы классического танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
4. | Основы народно-характерного танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
5. | Игровые формы. | 4 | 4 | |||||
6. | Беседы по технике безопасности. | 2 | 2 | |||||
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |||||
8. | Участие в концерте | 2 | 2 | |||||
14часов | 58часов | 72 часа | ||||||
Третий год обучения | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |||||
2. | Музыкально-ритмическое движение. | 5 | 19 | 24 | ||||
3. | Основы классического танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
4. | Основы народно-характерного танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
5. | Основы современного танца | 4 | 14 | 18 | ||||
6. | Беседы по технике безопасности. | 2 | 2 | |||||
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |||||
8. | Участие в концерте | 2 | 2 | |||||
18часов | 54часа | 72часа | ||||||
Четвертый год обучения | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |||||
2. | Музыкально-ритмическое движение. | 1 | 4 | 5 | ||||
3. | Основы классического танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
4. | Основы народно-характерного танца. | 3 | 8 | 12 | ||||
5. | Основы современного танца | 7 | 30 | 37 | ||||
6. | Беседы по технике безопасности. | 2 | 2 | |||||
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |||||
8. | Участие в концерте | 2 | 2 | |||||
16часов | 56часов | 72часа |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения
Первый год обучения - подготовительная ступень. Основная задача первого года обучения развить физические данные ребенка, улучшить координацию движений и научить двигаться под музыку. Ознакомить с разнообразием жанров хореографии.
Темы:
1. Вводное занятие:
Встреча с воспитанниками, рассказ о хореографии, формах и стилях.
2.Музыкально-ритмическое движение:
Теория:
Понятие мышечного аппарата и его особенности.
Практика:
Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости.
3.Основы классического танца:
Теория:
Рассказ об основных позициях рук и ног в классическом танце.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie , прыжки, battement tandu.
4.Основы народно-характернонго танца:
Теория:
Ладонь как звукорезонирующий инструмент в народном танце. Понятие темпо-ритма.
Практика:
Основные позиции рук и ног, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби.
5. Игровые формы:
«Перепрыгни через лужу», «Мне холодно, жарко и т.п.», этюды на животных.
В конце года постановка простого танца, танцевальные этюды.
Второй год обучения
Занятия второго года обучения включает в себя закрепление пройденного материала, упражнения ритмической гимнастики с элементами танцевальных движений и делается упор на разучивание учебных танцевальных этюдов, в конце учебного года ставится сюжетный номер.
Темы:
1. Вводное занятие:
Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.
2.Музыкально-ритмическое движение:
Практика:
Польза растяжки для содержания мышечного аппарата в тонусе.
Теория:
Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.
3.Основы классического танца:
Теория:
Стопа – основная движущая сила при прыжке. Понятие точки при вращениях на середине.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu, grand battement jete, положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, прыжки.
4.Основы народно-характернонго танца:
Теория:
Правильное положение ног при присядках. Особенности исполнения дробей.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой ключ. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, девочки: подготовка к вращениям.
5. Игровые формы:
«Перепрыгни через лужу», «Мне холодно, жарко и т.п.», этюды на животных. Дальнейшее совершенствование актерского мастерства.
Продолжаем работу над различными этюдами, постановка сюжетного номера.
Третий год обучения
На третьем году обучения добавляются элементы современного экзерсиса. Активное участие в праздничной жизни школы. Одной из задач является постановка несложного современного номера.
Темы:
1. Вводное занятие:
Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.
2.Музыкально-ритмическое движение:
Теория:
Выносливость, как основа успеха в легком и четком исполнении номера. Правила дыхания.
Практика:
Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.
3.Основы классического танца:
Теория:
Апломб и равновесие – залог успеха в изучении классического танца.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu с работой рук в различных позициях, grand battement jete , положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, pac de bure, прыжки, подготовка к пируэтам.
4.Основы народно-характернонго танца:
Теория:
Техника работы ног при исполнении мелких, технически сложных движений.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой и двойной ключ, веревочка. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, девочки: подготовка к вращениям.
5. Основы современного танца:
Теория:
Виды и направления современной хореографии.
Практика:
Demie и grand plie в невыворотных позициях, постановка рук характерных для джаз-танца, работа над корпусом. Прыжки, подготовка к характерным вращениям.
Создание современных танцевальных этюдов и постановка танцевального номера.
Четвертый год обучения
Четвертый год является завершающим в обучении начальной школы. Подводятся итоги и оцениваются успехи воспитанников, выдается диплом об окончании начальной школы хореографии. Ставятся более сложные современные номера.
Темы:
1. Вводное занятие:
Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.
2.Музыкально-ритмическое движение:
Теория:
Комплекс музыкально-ритмических движений – основа здорового образа жизни.
Практика:
Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.
3.Основы классического танца:
Теория:
Просмотр классических балетов с последующим обсуждением с воспитанниками. Прыжок как основной элемент классического балета.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu с работой рук в различных позициях, grand battement jete , положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, pac de bure, прыжки, подготовка к пируэтам и турам.
4.Основы народно-характерного танца:
Теория:
Народные коллективы России и их особенности.
Практика:
Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой и двойной ключ, веревочка. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, различные комбинации разножек, колесо и гусачок по кругу; девочки: вращения по диагонали и на месте, колесо по кругу.
5. Основы современного танца.
Теория:
Импровизация, как основная составляющая современной хореографии.
Практика:
Demie и grand plie в невыворотных позициях, постановка рук характерных для джаз-танца, работа над корпусом. Прыжки, подготовка к характерным вращениям. Контракция, волны руками и корпусом, элементы нижнего брейка.
Постановка номеров современной хореографии различных направлений.
Методическое обеспечение занятия.
Формы и методы:
Занятия проводятся в групповой и парной форме.
Методы, применяемые на занятии:
- Объяснительно-иллюстративный – на основе личного показа педагога.
- Репродуктивный - воспитанники показывают движения на основе их названий и задачи поставленной педагогом.
- Импровизационный - сочинение и выполнение различных танцевальных движений на тему заданную педагогом.
- Частично-поисковый – воспитанники в коллективном поиске и обсуждении исправляют свои ошибки и добиваются правильности и четкости (ансамблевости) исполнения.
- Наглядный – использование видеоматериалов, иллюстраций для расширения творческого кругозора и исправления ошибок.
Материально-техническое оснащение:
- Специально оборудованное помещение (хореографический зал с зеркалами и станками).
- Аудио и видео техника.
- Фонотеки аудио записей по каждому разделу преподаваемых дисциплин.
- Видеотека с примерами преподаваемых хореографических дисциплин.
- Костюмы для танцев.
Список использованной литературы:
- Барышникова Т. - Азбука хореографии. - М.:Рольф, 1999.
- Белкина В.Н.,Васильева Н.И. и др. - Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Богданова Р.У. - Маршрут ученика. Образовательная программа 24. -СПб.,2000.
- Еремина М. - Роман с танцем. - СПб.: Созвездие,1998.
- Иванова О., Шарабарова И. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М.: Советский спорт, 1988.
- Казакина М.Г. — Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллектива. - Л.:1989.
- Летфуллин И. - Как быстро сесть на шпагат. - Набережные челны, 1998.
- Лисицкая Т. Ритм+пластика. - М.: ФИС, 1989.
- Лисицкая Т. Гимнастика и танец - М.: Советский спорт, 1988.
- Матов В. и др. Ритмическая гимнастика для школьников. - М.: ФИС. 1989.
- Матов В. и др. Ритмическая гимнастика. - М.: ФИС, 1985.
- Миловзорова М. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972.
- Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Риттер-Клейнгенс М. - Гимнастика позвоночника. - М.:Сигма-пресс,1997.
- Синицына Е. - Умные пальчики. - М.:Лист,1999.
- Синицына Е. - Умные стихи - М.:Лист, 1999.
- Смирнов Н. Искусство балетмейстера. - М.: ВТО, 1979.
- Стуколкииа Р. Четыре экзерсиса. - М., 1972.
- Педагогика, учебное пособие, Под. Редакцией Пидкасистого П.И.-М.:Педагогическое общество, 1998.
- Титова Е.В., Если знать, как действовать, - М.:Просвещение, 1993.
- Шторк К. Система Далькроза. - Л., 1924.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239027-1365493829.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Игры, танцы, упражнения для красивого движения»
Занятия для детей 3-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847009-1478688772.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Азбука общения"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука дизайна"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования для занятий с детьми 6-9 лет,в условиях объединения дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-560751-1541522193.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука финансов»
В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подр...
Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для дошкольников
Цель программы:- создание условий для мотивации к занятиям танцевальным спортом, развития физических и эмоциональных данных ребёнка в процессе знакомства с основными танцами бальной хореографии....
Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...