Занятие по теме: Витражная роспись
план-конспект на тему

Кудрина Ольга Петровна


Данный урок познакомит вас с необыкновенно красивой техникой росписи по стеклу как витражная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vitrazhnaya_rospis.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж»

Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом.

Задачи:

Образовательная:

·  знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;

·  знакомство с витражным искусством;

·  изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;

Развивающая:

·  развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

·  развитие графических навыков и образного мышления;

·  развитие зрительной памяти и воображения;

·  развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;

·  накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;

·  закрепление навыков художественного оформления работ.

Воспитательная:

·  формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.

·  воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.

·  формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита);

·  формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Оборудование для учителя:

Презентация «Искусство витража»

Мультимедийный проектор, компьютер

Образцы батика, коллажа

Оборудование для учащихся:

Витражные краски, контур, обработанное стекло, готовый эскиз для работы.

Ход урока.

Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани, познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа и узнаем об искусстве витража. Но вначале мы поговорим о декоративно – прикладном искусстве.

Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?

Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.

- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся).

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.

Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».

- А что значит декоративное искусство?

-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изобразительного искусства.

Что делают мастера-художники?

Художник – прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?

Конечно. Язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы пластмасса, стекло, нитки даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.

Зачем современному человеку декоративное искусство?

Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать. Сегодня вв сами побудете в роли прикладников и расскажите нам о некоторых видах декоративной росписи.

Выступления учащихся.

1 ученик: Батик – это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

2 ученик: Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

3 ученик: Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

4 ученик: Узелковый батикЭто один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

5 ученик: Свободная роспись свойственна ручному труду. Выполняется на х\б тканях и тканях из натурального шёлка. Рисунок от руки производится с помощью анилиновых красителей и солевого раствора.

6 ученик: Холодный батик. На ткань, от руки, с помощью стеклянной трубочки наносится холодный резервирующий состав по контуру рисунка. Затем даётся время подсохнуть резерву и работа расписывается анилиновыми красителями разного цвета. В холодном батике резервирующий состав не удаляется.

7 ученик: Горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый.

Учитель: Техника росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями. Для художника очень важен выбор ткани – хлопчатобумажная, шелковая, выбор красителей - анилиновые краски, акриловые, краски зависят от типа ткани, они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь друг с другом.

1 ученик: Коллаж (от фр. сollage – «наклеивание») технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.Жорж Брак - французский художник, основатель кубизма. Первым стал пользоваться техникой вырезки из газет, « Я скомпоновал в графику 3 куска обоев для получения контрастного эффекта». 1912 год. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

2 ученик: «Коллаж – это игра, игра со смыслом, праздник случая, когда здесь и сейчас встречаются».

Мы познакомимся с работами профессиональных художников, которые работали в технике коллажа. Художники – Курт Швиттерс, Роберт Раушенберг, Карло Кара, Джино Северини. Пикассо. В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа. В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles — бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage — живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки — все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.

Учитель. Техника росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями. Для художника очень важен выбор ткани – хлопчатобумажная, шелковая, выбор красителей - анилиновые краски, акриловые, краски зависят от типа ткани, они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь друг с другом. Где можно встретить изделия из батика. Там, где мы встречаемся с бытовыми предметами – может получиться роскошный тюль, для оформления окна, палантин, платок, пояс, зонтик, сумочка. Великолепно будут выглядеть декоративные подушки, покрывала, из прочных тканей можно сделать шторы, абажуры, и конечно одежду.

Учитель. Художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световыефонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло.

Важны в работе ум и чувства

В труде двойное естество

«Живинкой в деле» мастерство

Преображается в искусство

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не оторвать тогда от дела

Ни мастеров, ни мастериц,

Их вдохновение безмерно,

Глаза их пламенем горят

Они работают? Неверно.  Они творят!

(Д. Бедный).

Практическое задание (презентация с пошаговыми инструкциями).

Для практической работы вам понадобятся: Рамка со стеклом, витражные краски , контур (бронза), ватные диски, зубочистки, чёткий рисунок, который вы захотите нарисовать. Можно взять любой понравившийся рисунок из интернета и распечатать его.

Ход работы

  1. На рисунок накладывается лист стекла
  2.  Рисунок переводится на поверхность контуром (не забудьте обезжирить стекло: вымыть его с моющим средством), (проследите, чтобы все линии контура были замкнуты, иначе краска вытечет за его пределы туда, куда совсем не нужно, и можно испортить работу).
  3. Переложите стекло на белый лист бумаги
  4. После полного высыхания контура (от 30 мин. до 3 часов) заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей.
    В очень узких местах используйте зубочистку, чтобы заполнить пустоты краской.
  5. ВСЕГДА расписывайте начиная от края контура, не от середины! Нажимайте на баллончик и тут же носиком ведите краску по стеклу. Если ваш фрагмент слишком велик, нажмите несколько раз. Работать нужно быстро, поэтому не заполняйте сразу много фрагментов.
    Если всё же у вас образовались пузырьки, то выгоняйте их зубочисткой к краю контура, а потом и за его пределы.
    Старайтесь не заходить краской на контур - это будет неопрятно.
  6. Расписываем фон. Начинаем снизу. Затем расписываем с вверху вниз.
  7. После высыхания, вставьте в рамку.
  8. Работа готова.

Предлагаю провести выставку ваших работ. (У доски проводится выставка детских работ).

Спасибо за интересный урок.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

Занятие по теме "Декоративно-прикладное искусство. Роспись пасхальных яиц" (2 год обучения)

Занятие  по теме "Декоративно-прикладное искусство.Роспись пасхальных яиц" (2 год обучения) Педагог дополнительного образования Дронина Инесса ВалерьевнаЦели урока:·...

Конспект открытого занятия на тему: "Городецкая роспись"

Цели:-    Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней народного искусства;-    Формирование культуры чувств. План з...

Презентация к уроку "Витраж". Витражная роспись.

Витраж - это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проемов на фасадах зданий. Основой витража являются отдельные элементы, выполненные из стекла или некоторых...

Разработка урока "Витражная роспись"

Технологическая карта урока "Ты сам  мастер ДПИ. Витражная роспись"...

Мастер-класс "Витражная роспись"

Занятие проводилось с детьми11-12 лет. Роспись стеклянной тарелки. Детям очень понравилось....

Мастер-класс по изготовлению закладок в технике витражная роспись

Данный мастер-класс был разработан мною и проведен в рамках регионального этапа XIV Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева в МАОУ "Средняя школа № 3" г....