Компилятивная программа дополнительного образования "Коллективное музицирование: хоровое пение".
рабочая программа по теме

Пестрякова Надежда Ивановна

Рабочая программа курса "Коллективное музицирование: хоровое пение" предназначена для работы по специальному художественному направлению в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта в области "Искусство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

« Согласовано»                                                                  «Утверждена»  

предметной комиссией                                                    приказом от__.__.2015г

___.__.2015 г.                                                                        №  ______

_______              ____________                     Директор _______ В.Г. Дихтенко

подпись                Ф.И.О.

Рабочая программа

дополнительного образования

учебного курса «Коллективное музицирование: хоровое пение»

для 1 - 4 классов

33 (34) часа (1ч. в неделю)

Учителя  Пестряковой Н.И.

г. Покачи

2015 – 2016 учебный год.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса «Коллективное музицирование: хоровое пение» предназначена для работы  по специальному художественному направлению в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство». Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований основной образовательной программы начального общего образования, Примерной рабочей программы учебного предмета «Музыка» ОП НОО (модуль «Хоровое пение», Москва, 2013 год).

Цель: воспитание в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности гармоничной, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией и высокими духовно-нравственными качествами.

Задачи:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
  • формирование положительной мотивации и умений учебной деятельности через активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
  • развитие способностей не только к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки, но и к исполнению произведений музыкального искусства;
  • овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской хоровой деятельности;
  • приобретение знаний по музыкально грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
  • развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

Прогнозируемые результаты уровня подготовки учащихся (хоровое пение):

  • - формирование устойчивого интереса к деятельности в области музыкального искусства;
  • - приобретение собственного опыта музыкальной деятельности;
  • - развитие коммуникативных способностей;
  • - развитие способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;
  • - развитие музыкальной памяти, слуха и певческого голоса;
  • - формирование навыков правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования;

- умение петь свободным, естественным звуком;

- умение исполнять хоровые произведения разных форм и жанров;

- умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

II.ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ «Коллективное музицирование: хоровое пение».

Программа учебных модулей «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование» содержит следующие разделы:

I.     Общие положения.

II. Содержание учебного предмета, включающее подразделы «Тематический план» и «Распределение учебного материала по годам обучения».

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV. Методические рекомендации.

V.  Список рекомендованной литературы.

VI. Примерный перечень произведений, рекомендуемых для пения.

  1. Общие положения

Цель модуля «Коллективное музицирование (хоровое пение)» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка, воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, знакомство с мировой музыкальной культурой путем освоения различных образцов хоровой музыки.

Задачи учебного предмета:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- расширение музыкального кругозора;

- развитие музыкального слуха и голоса;

- формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения;

- развитие навыков коллективной деятельности.

Задача руководителя хорового класса  увлечь детей хоровым пением, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки пения по нотам, приобретенные по предмету «Музыка», так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения осознанно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо чередовать с пением по слуху, так как сочетание данных учебных форм способствует не только развитию музыкальной памяти, но и способности к формированию связей между графическими символами и звуковыми образами.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Занятие проводится один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия: в первом классе – 35 минут, во втором – четвертом – 45 минут.

Форма проведения – групповая либо (количественный состав группы 25 – 30 учащихся) либо в малых группах (количественный состав 10 – 15 учащихся). При необходимости возможно деление на малые группы (для работы с вокальным ансамблем).

Примерный учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Певческая установка

1

2

2

Работа над дыханием

2

2

3

Работа над звуком

2

2

4

Координация между слухом и голосом

2

2

5

Работа над дикцией и артикуляцией; ансамбль и строй

1

2

6

Работа над исполняемыми произведениями

2

14

Итого часов: 34

10

24

Распределение учебного материала по годам обучения

1 класс

В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 6 – 10 произведений разного характера.

На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- певческая установка;

- организация работы певческого дыхания;

- постановка артикуляционного аппарата;

- формирование и произношение гласных звуков.

2. Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.

3. Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой (legato).

4. Работа над выразительным исполнением произведений.

2 3 классы

В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 8 – 10 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- контроль за певческой установкой;

- продолжение работы над певческим дыханием;

- работа над чистотой интонации;

- выработка четкой дикции и активной артикуляции;

- работа над чистотой интонации;

- формирование и произношение гласных звуков.

2. Расширение голосового диапазона.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato). Освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).

4. Работа над произведениями а сарреllа с постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения как с инструментальным сопровождением, так и без него.

5. Работа над выразительным исполнением произведений.

4 класс

В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 10 – 12 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

- контроль за певческой установкой;

- продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;

- работа над чистотой интонации;

- работа над артикуляцией;

- формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.

2. Расширение певческого диапазона голоса.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato), другими приёмами звуковедения (non legato, staccato). Работа над сглаживанием переходных звуков.

4. Работа над произведениями а сарреllа на основе более сложного музыкального материала.

5. Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.

6. Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.

Подбор репертуара

Подбирая репертуар, надо помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

        Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить смысловые акценты как всего произведения, так и отдельных его частей.

        Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется и расширяется. Учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов, как традиционных  открытые занятия для родителей и преподавателей, отчетные концерты, новогодние концерты, так и нетрадиционных  исполнение театрализованных хоровых композиций, связанных с народными календарными праздниками, организация концертов-праздников, совместное музицирование с инструментальными коллективами, имеющимися в учебном заведении.

        В течение учебного года в хоровом классе может быть пройдено около 20 произведений, различных по темам и жанрам.

Требования к уровню подготовки учащихся

Прогнозируемые результаты уровня подготовки учащихся:

- формирование устойчивого интереса к деятельности в области музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;

- развитие музыкальной памяти, слуха и певческого голоса;

- формирование навыков правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования;

- умение петь свободным, естественным звуком;

- умение исполнять хоровые произведения разных форм и жанров;

- умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

У учащегося должны быть воспитаны следующие качества:

- умение воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства, выражая свое отношение в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- способность ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- способность воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, действиях и др.).

Учащиеся получат представления о:

- графических изображениях нотных знаков, элементах нотного письма;

- музыкальной форме: куплетной, одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо и других;

- жанрах народных песен: хороводных, величальных, колыбельных, игровых, колядках, щедровках, закличках и др.;

- народных календарных праздниках;

- основах музыкальной культуры народов мира, песенном фольклоре, музыкальных инструментах, народных костюмах, традициях, обычаях и обрядах.

Хоровое пение

Русские народные песни

Русские народные песни: «Сею вею снежок на шелковый положок»,

«Ой, дуду, дуду», «А Ерёма жил на горке», «Солнышко ясное», «Заплетися, плетень», «Ах, ты зимушка, зима», «Блоха» («Ой, как во зеленом во бору, да»), «Как под горкой», «Как пошли наши подружки», «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу», «Сею-вею снежок», «Славны были наши деды», «У меня ль во садочке», колядки: «Добрый вечер тоби», «Добрые люди».        

  1. «Ах, улица широкая», обр Е.Туманян.
  2. «Ах ты, степь моя», обр. А. Луканина.
  3.  «Блины», обр. А. Абрамского.
  4.  «В сыром бору тропина», обр. Л. Абеляна, обр И. Рогановой.
  5.  «Вставала ранешенько», обр. А. Гречанинова.
  6.  «Дрема», обр.А.Лядова.
  7.  «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского.
  8.    «Как у нас во садочке», обр. В. Калинникова.
  9.  «Колыбельная», обр. Ю. Слонова.
  10. «Маки, маковочки», обр. А. Гречанинова.
  11. «На горе-то калина», обр. Ю. Чичкова.
  12.  «Не летай, соловей», обр. А. Егорова.
  13. «Ой, на дворе дождь», обр.В. Попова.
  14.  «Ой, по-над Волгой», обр. В. Локтева.
  15. «Перед весной», обр. Ю. Слонова.
  16.  «Пойду ль я», обр. И. Рогановой.
  17. «Сеяли девушки яровой хмель», обр. А. Лядова.
  18. «Со вьюном я хожу», обр. И. Рогановой.
  19. «Ходила младешенька по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова.
  20. «Я на камушке сижу», обр. Н. Римского-Корсакова.

Песни народов мира:

  1. Американская народная песня «Бубенчики».
  2. Американская народная песня «Дед Макдональд», обр. Теодора Весселса.
  3. Англлийская народная песня «Колыбельная», обр. О. Комарницкого, руссский текст А.     Тверского.
  4. Английская народная песня «Пусть делают все так, как я», обр. А. Долуханяна.
  5. Английская народная песня «Шесть подарков», обр. Н. Ллойда.
  6. Белорусская народная песня «Перепелочка», обр. С. Полонского.
  7. Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», обр. С. Полонского.
  8. Болгарская народная песня «Здравствуй, праздник», обр. И. Арсеева.
  9. Болгарская народная песня «Кто пасется у ручья?», обр. И. Арсеева.
  10. Болгарская народная песня «Чудо-ярмарка», обр. И. Арсеева.
  11. Венгерская народная песня «Плясовая», обр. Т. Попатенко.
  12. Венгерская народная песня «У меня пропал гусак», обр. Т. Попатенко.
  13. Греческая народная песня «Где ты, колечко», обр. М. Рейниш.
  14. Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок», обр. А. Долуханяна.
  15. Литовская народная песня «Птички-синички», обр. Л. Виноградова.
  16. Немецкая народная песня «Вы, ангелы, к нам летите скорей», обр. Ю. Тихоновой.
  17. Немецкая народная песня «Путаница», обр. Ан. Александрова.
  18. Немецкая народная песня «Соловей и лягушка», обр. В. Моделя.
  19. Польская колядка «Посмотри, сияют», обр. А. Чернецова.
  20. Польская народная песня «Висла», обр. В. Иванникова.
  21. Польская народная песня «Любопытный дрозд», обр. Ю. Блинова.
  22. Словацкая народная песня «Спи, моя милая», обр. В. Неедлы.
  23. Украинская народная песня «Веселые гуси», обр. М. Красева.
  24. Украинская народная песня «Колыбельная», обр. Г. Лобачева.
  25. Французская народная песня «Братец Яков», обр. Ан. Александрова.
  26. Французская народная песня «Кадэ Руссель», обр. Ж. Векерлена.
  27. Французская народная песня «Кукушка», обр. Ан. Александрова.
  28. Французская народная песня «Пастушья песня», обр. А. Колэ.
  29. Чешская народная песня «Чудак», обр. В. Блага.
  30.   Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. И Рогановой.

Песни народов мира на разных языках:

  1. «Братец Яков» на языках англ., нем., фр., рус.
  2. Джон Хилтон «Come Follow» (XVII в.).  
  3. Маргарита Осман-Зундель «Little Кangaroo».
  4. Немецкая народная песня XII в. «Commt und last».
  5. Немецкая рождественская песня «Глория» обр. и пер. И. Рогановой.
  6. Немецкая рождественская песня «Ihr Kinderlein commet».
  7. Французская народная песня «В Авиньоне на мосту».
  8. Спиричуэлсы (англ., адапт. одноголосье).
  •  «All Day, Аll Night»;
  • «Go Down, Moses»;
  • «I’m Gonna Sing»;
  • «Soon I- Will –Be- Done».

Классические произведения:

  1. Аренский А. «Комар один, задумавшись».
  2. Аренский А. «Расскажи, мотылек».
  3. Аренский А. «Там вдали за рекой».
  4. Бах И.С. «У колыбели стою».
  5. Бах И.С. «За рекою старый дом».
  6. Брамс И. «Божья коровка».
  7. Бетховен Л. «Край родной».
  8. Гайдн И. «Если ты дружишь с музыкой».
  9. Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни».
  10. Григ Э. «Лесная песнь».
  11. Кюи Ц. «Майский день».
  12. Лядов А. «Детские песни».
  13. Моцарт В.А. «Детские игры».
  14. Моцарт В.А. «Колыбельная».
  15. Моцарт В.А. «Тоска по весне».
  16. Потоловский Н. «Колыбельная».
  17. Потоловский Н. «Золотая рыбка».
  18. Ребиков В. «Птичка».
  19. Тома А. «Вечерняя песнь».
  20. Чайковский П. «Детская песенка».
  21. Чайковский П. «Осень».
  22. Чесноков П. «Спи, сестрица».
  23. Шуман Р. «Небывалая страна».
  24. Шуман Р. «Мотылек».

Песни современных композиторов:

  1. Александров А. «Гимн Российской Федерации».
  2. Абелян Л. «Наш оркестр».
  3. Аноним «Колокольчики звенят».
  4. Аноним «Белый снег белёшенький».
  5. Балаж А.  «Маленькая музыкальная азбука».
  6. Баневич С.   «У лесной дорожки», «Вова-растеряшка», «Мир» из спектакля «Земля детей».
  7. Беляев Б. «Веснянка», «Соколок».
  8. Биберган В.  «Считалочка».  
  9. Буржуа Ж., Попа Т. «Мама – первое слово» из кинофильма «Мама».
  10. Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка».
  11. Витлин В. «Дождинки», «Колыбельная».
  12. Габели И. «Песенка о дружбе».
  13. Гаврилов С. «Зеленые ботинки».
  14. Гладков Г. «Новогодняя песенка» из кинофильма «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая» из одноименного кинофильма, «Песня о волшебниках» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
  15. Грубер Ф. «Ночь тиха», обр.  и перевод И. Рогановой.
  16. Давыдова Ю.  «Новогодняя песенка», «Песенка про Новый год», «Рождественская песенка».
  17. Дубравин Я.  «Добрый день», «Мамин праздник», «Джаз», «Все поют», «Гаммы», «Мажор и минор».
  18. Думченко А. «Утята и ручей», «Горе-горюшко».
  19. Зарицкая Е. «Музыкант», «Журавушка».
  20. Иванников В. «Осень».
  21. Иорданский М. «Подснежник».
  22. Кабалевский Д. «Наш край», «Про медведя».
  23. Кадомцев И. «Птичий хор».
  24. Кикта В. «Веселый колокольчик», «Птицы вернулись», «Синеглазка».
  25. Кладницкий В. «Ананасы и бананы».
  26. Книппер Н.  «Почему медведь зимой спит».
  27. Кожухин В. «Шалуны».
  28. Комраков Г. «В гостях у королевы» из цикла на сл. С. Маршака «Сенокос».
  29. Корнаков Ю. «Нет страны чудесней!», «Скворушка».
  30. Кравченко Б. «Солнышко».
  31. Красев М. «Ветер по морю гуляет», «Зимний вечер».
  32. Крылатов Е. «Квартет лягушек», «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», «Песенка Деда Мороза», «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето».
  33. Лазарев М. «Сбор ноток», «Семь нот», «Дыхание», «Кузнечик», «Курочка», «Комар», «Барабан», «Ветер», «Песок», «Я всё путаю», «Паровоз», «Ёжик», «Дельфины».
  34. Левина З. «Белочки».
  35. Литовко Ю.   «Старые часы», «Соловушка».
  36. Металлиди Ж. «На уроке мальчики сидят» «Сверчок», «Подснежники», «Метелица», «Воробей», «Ладушки», «Старик-туман», «Кот –мореход», «Я- лошадь вот такая».
  37. Недогонова В. «Праздник Рождества».
  38. Огороднов В.  «Спляшем, Пегги!».
  39. Орелович А.  «Когда я буду взрослым».
  40. Островский А. «До, ре, ми, фа, соль», «Есть часы во всех домах», «Пусть всегда будет солнце».
  41. Павленко В. «Капельки».
  42. Парцхаладзе М. «Здравствуй, славная пора», «Мамина песенка».
  43. Паулс Р. «Мальчик и сверчок», «Колыбельная».
  44. Подвала В.  (Киев) Песенки загадки: «Сова», «Белка», «Дятел», «Черепаха».
  45. Подгайц Е. «Дождик», «Под Новый год».
  46. Попатенко Т.  «Скворушка прощается», «Листопад».
  47. Прядильникова Е.  «Рождество», «Частица природы».
  48. Роджерс Р.  «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки».
  49. Ройтерштейн М. «Хоровые забавы» «Ой, ладушки», «Петушок».
  50. Русу-Козулина Н. «Добрая песенка», «Пирог».
  51. Рушанский Е.  «Песенка журавлей «Кру-кру», «Родник», «Лунный зайчик».
  52. Славкин М. «Почему сороконожки опоздали на урок».
  53. Смирнов С. «Милая мама», «Моя Россия», «Сердце отдай России», «Весёлый самовар».
  54. Струве Г. «Моя Россия», «Песенка о гамме» сюита «Песенки-картинки»: «Веселая песенка», «Грустная песенка», «Медленная песенка», «Так уж получилось».
  55. Триколич Е. «Улитка».
  56. Турнянский Ю.  «Весёлые мышки».
  57. Фадеев С.  «Роббин-Боббин».
  58. Фельцман О. «Елочка, елка – лесной аромат» из мультфильма «Новогодняя сказка».
  59. Филиппенко А. «Березонька», «Саночки», «Сегодня мамин праздник».
  60. Фиртич Г. «Песня капитана Врунгеля», «Песня о названиях кораблей» из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».
  61. Флярковский А. «Лебеди», «Что такое Родина».
  62. Хромушин О. «Что такое лужа», «Весёлый Маскарад».
  63. Цеслюкевич И. «В лодочке небесной», «Эй, овечки», «Рождество».
  64. Цфасман А.  «Здорово».
  65. Цытович В. «Пушистая песенка».
  66. Чернецов А. «День рожденья», «Сокол молодой», «Храбрецы».
  67. Черчиль Б. «Хэй-хо» из мультфильма «Белоснежка».
  68. Чичков Ю.  «Осень».
  69. Шаинский В. «Вместе весело шагать», «Песенка про папу», «Дважды два - четыре»; «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок».
  70. Шаинский В. «Вместе весело шагать», «Песенка про папу», «Дважды два - четыре»; «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок».
  71. Юровский В. «Песня паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Список методической литературы

  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006.
  2. Алпарова, Н., Николаев, В., Сусидко, И. / Н. Алпарова, В. Николаев, И. Сусидко – Осень – добрая хозяйка. Методические рекомендации и музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебно-методического пособия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  3. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
  4. Асафьев, Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978.
  5. Бернстайн, Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991.
  6. Бырченко, Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991.
  7. Величкина, О., Иванова, А., Краснопевцева, Е. Мир детства в народной культуре. – М., 1992.
  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  9. Выготский, Л.С. Психология искусства. – 3-е изд.– М., 1986.
  10. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.
  11. Гильченок, Н. Слушаем музыку вместе. – СПб., 2006.
  12. Гилярова, Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 1996.
  13. Григорьева, Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб., 1996.
  14. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / сост. Г. Науменко. – М., 1986. – Вып. 4.
  15. Жак-Далькроз, Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.
  16. Жданова, Т.А. Петь могут все. – М.: Радость, 2006.
  17. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкально-педагогических училищ и колледжей. – М.: Владос, 2003.
  18. Зебряк, Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1998.
  19. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.
  20. Книга о музыке / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.
  21. Лядов, А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. – М., 1959.
  22. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990.
  23. Науменко, Г. Фольклорная азбука. – М., 1996.
  24. Новицкая, М. Введение в народоведение. Классы 1 – 2. Родная земля. – М., 1997.
  25. Осовицкая, З.Е., Казаринова, А.С. В мире музыки: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1996.
  26. Павлова, Л. Значение игровых занятий в интеллектуальном развитии школьников. – М., 2002.
  27. Павлова, Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002.
  28. Попова, Т. Основы русской народной музыки: Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. – М., 1977.
  29. Пушкина, С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  30. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  31. Рапацкая, Л.А., Сергеева, Г.С., Шмагина, Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Владос, 2003.
  32. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб.: Композитор, 2007.
  33. Римский-Корсаков, Н. 100 русских народных песен. – М.–Л., 1951.
  34. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио / Сост. Г. Ушпикова. – М., 1996. – Вып 1.
  35. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М., 2004.
  36. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ / Сост. Б. Фраенова. – М., 2000.
  37. Рыбкина, Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонации в свете учения Б. Асафьева: Автореферат дис. канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2004.
  38. Сафонова, В.И. Резонансная основа методики певческого воспитания в хоре. – М.: Академия хорового искусства, 2007.  
  39. Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы // Сборник статей по материалам конференций «Современный хормейстер» ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров Северо-Западного региона (Санкт-Петербург) 2011-2012 гг. / Автор-составитель И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2013.
  40. Современный хормейстер. Вокально-хоровые технологии // Сборник статей. Для руководителей детских и молодежных хоровых коллективов / Автор-составитель И.В. Роганова.– СПб.: Композитор, 2014. – Вып. 2.
  41. Система музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970.
  42. Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей. – М., 1973.
  43. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г. Ушпикова. – СПб., 2008.
  44. Смолина, Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  45. Способин, И. Музыкальная форма. – М., 1972.
  46. Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. – СПб.: Композитор, 2014.
  47. Стулова, Г.П. Хоровое пение в школе. – СПб.: Планета музыки, 2014.
  48. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001.
  49. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. – М.: Флинта, 1999.
  50. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. – М.: Астрель, 2000.
  51. Царева, Н. Уроки госпожи Мелодии: Методическое пособие. – М., 2007.
  52. Шамина, Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
  53. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сб. статей под ред. Л.А. Баренбойма. – М.,1978.
  54. Яворский, Б. Статьи, воспоминания, переписка. – М., 1972.

Список учебной литературы

  1. Абелян, Б. Забавное сольфеджио. – М.: Советский композитор, 1982.
  2. Английские песни-игры. – М.: Музыка, 1992.
  3. Андреева, М., Шукшина, З. Первые шаги в музыке. – М., 1993.
  4. Бакланова, Т.И. Обучение в 1 классе. – М.: Астрель, 2005.
  5. Барабошкина, А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007.
  6. Барабошкина, А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007.
  7. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.
  8. Веселые уроки музыки / Сост. З.Н. Бугаева. – М.: Аст, 2002.
  9. Живов, В.Л. Уики – Вэки – Воки. Забавные истории для детей и их родителей. На стихи В. Левина и Р. Мухи. – М.: Культурная революция, 2008.
  10. Живов, В.Л. Зачем льву грива и другие музыкальные истории. Песни для детей на стихи И. Лагерева. – М.: Радость, 2012.
  11. Забурдяева, Е., Перунова, Н. Посвящение Карлу Орфу. Движение и речь. – СПб.: Невская нота, 2008. – Вып. 1.
  12. Знаменный распев. – СПб.: Композитор, 2012.
  13. Колокольчики. Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / Сост. и автор переложений Л. М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1999.
  14. Металлиди, Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1–2 классов детской музыкальной школы. – СПб.: Композитор, 2008.
  15. Оркестр в классе. Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов / Сост. и автор переложений И. Г. Лаптев. – М.: Музыка, 1994. – Вып. 3.
  16. Орф, К. Музыка для детей / Сост. В. Жилин, О. Леонтьева. – Челябинск, 2007. – Том 1.
  17. Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики / Сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2013.
  18.  Песни современных композиторов для младшего школьного хора. Программа «Музыка. I–IV классы» / Сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014.
  19. Поем о войне и Победе / составитель И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014. – Том 1 – 2.
  20. Портнов, Г. А. Ухти-Тухти. Маленькая пьеса для маленьких артистов. – СПб.: Композитор, 1996.
  21. Потешки и забавы для малышей. – М.: Советский композитор, 1992. – Вып.1.
  22. В помощь хормейстеру. Младшим школьникам / Сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2013.
  23. В помощь хормейстеру. Популярная зарубежная музыка для детского хора / Сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2013. – Вып. 3.
  24. В помощь хормейстеру. Рождество и Новый год / Сост. И.В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2013.
  25. Тютюнникова, Т.Э. Бим-бам-бом. Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – Вып.1.
  26. Французские песни-игры. – М.: Музыка, 1991.
  27. Школа игры на фортепиано / Сост. А. Николаев (любой год издания).

MULTIMEDIA – поддержка учебного предмета «Музыка»

  • Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку».
  • Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК).
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  • Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).
  • Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
  • Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве».
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009.
  • Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  • Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс.

Календарно-тематическое планирование хорового класса.

I год обучения.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

2

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

3

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

3

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

3

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

3

7

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

3

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

3

9

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

3

10

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и 3медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

3

11

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

6

Всего:  

33 часа

Календарно-тематическое планирование хорового класса.

II год обучения.

Тема занятия

Кол-во часов

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

2

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

3

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

3

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

3

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

3

7

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

3

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

3

9

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.

3

10

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

3

11

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

7

Всего:  

34часа

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  • Работа над певческой установкой и дыханием.

     Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  • Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

     Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  • Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
  • Формирование чувства ансамбля.(20 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
  • Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (30 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».

                       Рабочая программа                 д...

программа дополнительного образования "Студия эстрадного пения "Я+ТЫ"

программа дополнительного образования рассчитана на 5 часов в неделю....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа КЛАСС ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ХОРОВОЙ СТУДИИ «СОЗВУЧИЕ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа класс элементарного музицирования Образцового детского коллектива хоровой студии «Созвучие» ГБОУ "Школа № 883"...

Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии:  с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...

Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.

   Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на  выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...

Программа дополнительного образования "Вокально хоровой пение"

В настоящее время в нашей стране существует мнение, что музыкальный слух – это уникальный божий дар и человеку научиться хорошо, петь очень трудно. Но в современном мире с каждым днем возникает ...