Культурно-досуговая программа «Музей для детей»
рабочая программа на тему

Васильева Наталья Олеговна

Сегодня можно утверждать, что самым надежным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания обучающихся на ценностях своей этнической культуры. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, и к родной земле. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье, но мы думаем, что и школа может стать хранителем, носителем и пропагандистом народных традиций и обычаев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»

                                                                                   

                          Утверждаю

                                                                       Директор МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»

                                                                              _____________ Т.А. Черниговская

                                                                      «_______»  __________     2010

     

 Культурно-досуговая

программа  

«Музей для детей»i

Программа рассчитана на 3 года

для обучающихся 1-11 классов

                                                           

Разработчики:

Васильева Н.О., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»; Аликина Е.В., социальный педагог, Сучкова И.В., педагог дополнительного образования; Соболева Г.В., учитель хореографии

                                       

г. Свирск

2010 год

Содержание

1.  Информационный лист                                                        

2.  Обоснование необходимости программы                            

3.  Целеполагание                                                                          

4.  Методическое обеспечение              

5.   Этапы реализации программы, направление деятельности, ожидаемые результаты

 6.  Литература

7.  Приложение                                                                              

3

4

7

8

10

21

24

1. Информационный лист

  1. Полное название                                                        «Музей для детей»

программы:

  1. Тип программы:                             Длительная досуговая программа

  1. Территория, представляющая                                 г.  Свирск

Программу:

 

  1. Название организации:                              МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»

  1. Адрес:                                                                ул. О. Кошевого, 17

  1. Телефон                                                         (8-39573) 2-10-96

  1. Цель:                                    

Создание благоприятных условий   для         духовного и интеллектуального развития  обучающихся, содействие  социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, основанной  на общении, изучении истории  и культурных   ценностей, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев, традиций.

  1. Место проведения:                       Музей – мастерская « Берегиня»

                                                             на базе   МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»  

  1. Сроки проведения:                       Программа рассчитана на 3года

                                                                         

9. География участников:                 обучающиеся  1-11  классов, родители

                                                             классные руководители, педагоги

                                                             дополнительного образования  

Разработчик программы:                Творческий коллектив:      

Васильева Н.О., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»; Аликина Е.В., социальный педагог, Сучкова И.В.педагог дополнительного образования; Соболева Г.В., учитель хореографии

i

2. Обоснование необходимости программы

Введение

      Актуальность.    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – это одна  из актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира – нравственности и патриотизма.                                                      

В процессе модернизации российского образования все большую актуальность приобретают гражданское и патриотическое направления воспитательные системы. Основополагающая идея Закона - органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь очень справедливо высказывание: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами. Уместны здесь и слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране».

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие.                              Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Сегодня можно утверждать, что самым надежным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания обучающихся на ценностях своей этнической культуры. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, и к родной земле. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье, но мы думаем, что и школа может стать хранителем, носителем и пропагандистом народных традиций и обычаев.

На основании вышесказанного и возникла идея создания  программы этнографической направленности «Музей для детей» на   базе школьного музея «Берегиня».

Пояснительная записка

Общество нуждается в нравственной эволюции. Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить внимание на народные традиции, использовав их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.

Одним из мощных традиционных средств воспитания, является приобщение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребёнка в современных условиях. Знание истории своего края, традиций  помогает реализовать в школьной практике общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:  

  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, окунуться в его атмосферу, перенестись в него из настоящего. А потому отличительной чертой музея большинство обучающихся считают возможность увидеть старинные, давние, исторические  экспонаты: предметы старины, вещи, ценности, достопримечательности.  Отличие школьного музея - в его адресности: он должен быть интересен детям и все, что в нем происходит, должно делаться самими детьми. Поэтому программа, созданная коллективом педагогов, названа «Музей для детей».
Благодаря данной программе  школьный музей  будет рассматриваться как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.  Он  станет средством творческой самореализации,  маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участником  диалога поколений и культур. В процессе школьного обучения, обретая знания, ученик накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностных гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная его часть. В то же время краеведение – это благодарное поле для творчества: прикладного, художественного, музыкального.

По жанрам, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей, наш музей определяется как:
1. Музей-экспозиция
2. Музей-мастерская.

  Благодаря внедрению новой программы появится возможность разнообразить жанры музейной деятельности по направлениям:  музей-клуб, музей-театр, музей-адаптационный центр, музей-ярмарка. 

  Культурно-досуговая программа предназначена для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности обучающихся, рассчитана на   3 года.

Нормативно - правовое обеспечение программы

Педагогический коллектив участников программы использует в своей работе следующие документы и материалы:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями

3.Письмо Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений» № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.

4. Приказ №157 по МОУ «СОШ№3» от 30.04.08г. «Об открытии школьного музея»

5. Свидетельство №12551 музея образовательного учреждения, зарегистрированного  ОГОУ ДОД «Центр детско- юношеского туризма и краеведения»

6.         Положение о школьном музее-мастерской «Берегиня». Приказ №157 по МОУ «СОШ№3» от 30.04.08г.

7. Устав  МОУ «СОШ № 3 г. Свирск»

7.        Акт обследования экспозиции музея-мастерской «Берегиня» 2009 г.

i

3. Целеполагание

Цель программы:

Создание благоприятных условий   для  духовного и интеллектуального развития  обучающихся, содействие  социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, основанной  на общении, изучении истории  и культурных   ценностей, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев, традиций

Задачи:

  1. Формировать эстетические критерии и ценности на примере фольклора и эстетики народного быта.
  1. Организовать экспозиционную деятельность путем привлечения к ней школьных объединений дополнительного образования.
  2. Прививать обучающимся уважительное отношение к духовным ценностям своего народа, традициям и обычаям своего края.
  3. Создать условия для творческого общения и сотрудничества.
  4. Расширять представления о содержании музейной культуры.
  5. Организовать содержательный досуг детей.
  6. Знакомить обучающихся с подлинными хранителями традиций русского народного искусства - народными мастерами родного города.
  7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.  

                                     

4. Методическое обеспечение

Формы и методы организации занятий.i

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной  для обучающихся форме с целью формирования  устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Содержание и формы работы:

-экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

-оформительские работы (индивидуальные и групповые);

-работа детских лекторских групп;

-интегрированная работа школьных объединений дополнительного образования «Лоскутное шитьё», «Рукодельница», «Народоведение», «Краеведение», «Ложкари», хореографическая студия;

-участие в городских, областных конкурсах;

-подготовка докладов, научно-практических работ обучающихся по народному творчеству родного края;

-создание и обновление экспозиции, проведение выставок, выпуск фотомонтажей, стенных газет и презентаций по материалам;

-проведение музейных праздников;

-ведение «Книги отзывов»;

-систематические публикации материалов в школьных СМИ;

-творческие отчеты музея.

 Методы:

Обучающие методы:

1.Словесные:

лекция, беседа, рассказ, презентация

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий, использование видеофильмов, слайдов

3. Практические:

Метод моделирования изделий

Метод мыслительных экспериментов

Игровой метод (сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки)

   Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

  Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно, очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических качеств.

Для глубокого и эффективного обучения необходимо использование принципов:

  • коллективности творчества,
  • импровизации в передаче народного искусства,
  • организации обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание будет уделено детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно воздействуют на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

i

5. Этапы реализации программы, направление деятельности, ожидаемые результаты

Работа школьного музея-мастерской «Берегиня»  по программе «Музей для детей»  будет построена  по нескольким направлениям:

  • Изучение теоретического материала по темам программы
  • организация постоянно действующих  тематических экспозиций;
  • организация тематических выставок объединений дополнительного образования;
  • организация выставок работ жителей города, мастеров декоративно-прикладного творчества;
  • организация выездной выставочной деятельности

        Одной из перспективных форм работы с посетителями  предполагается  организация музейных праздников  с элементами  театрального представления, экскурсии, тематические вечера, посиделки, объединенных единой темой.

К проведению фольклорных музейных праздников планируется привлечь родителей, представителей СМИ, жителей микрорайона школы.

Реализацию целей и задач программы  предполагается отслеживать по  блокам:

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся ( раздел «Прекрасное в моей жизни» по методике Капустина Н.П. «Уровень воспитанности в 1-4 классах)
  • Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)
  • Микроклимат на занятиях  (психологическая диагностика «Методика А.Ф. Фидлера для оценки психологической атмосферы в группе»)

  •  Участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей (раздел «Любознательность» по методике Капустина Н.П. «Уровень воспитанности в 1-4 классах)
  • Самооценка личности (адекватность, динамика);
  • Ценностные ориентации личности: патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные («Уровни нравственной воспитанности» методика М.И. Шиловой)
  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного коммуникативного общения)

i

этапы

Название  мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

 

Разработка программы

Август

2010г.

Творческий коллектив

Создание группы педагогов, осуществляющих руководство данной программой

Сентябрь 2010г

Творческий коллектив

Подготовка  к дальнейшей деятельности по программе

Сентябрь 2010г

Творческий коллектив, педагоги дополнительного образования

Основной

Реализация основных положений программы

Сентябрь 2010

Апрель

2013гг

Творческий коллектив, педагоги дополнительного образования

Заключительный

Анализ результатов

Май 2013г

Творческий коллектив

Этапы реализации программы

i

Основные направления культурно-досуговой деятельности

 на 2010-2011 учебный год

Направ-

ление выставоч-ной деятельности

Тема экспозиции

Форма проведения

Ответственные

Сроки

Возраст обучаю-щихся

I. Постоянно действующие экспозиции музея- мастерской «Берегиня»

1.Деревянный сруб.

Народная сказка «Про мужика-бедняка и топор»

 Руководители объединений:   театр-студия «ШИК», «Ложкари»

Сентябрь

2010

3-6 кл

2. Мебель крестьянской избы.

Народная сказка «Мужик – мастер».

Встреча с В. Котиковым – мастером- мебельщиком

 Руководитель  объединения  

театр-студия «ШИК»

Октябрь

2010

4-7 кл.

3.Красный угол.

-Беседа отца Димитрия о роли красного угла в русской избе, основных атрибутах.

 Руководитель

объединения «Введение в народоведение»

Ноябрь

2010

3-5 кл.

8-11 кл.

4. Деревянная посуда.

-Мастер-класс народного умельца г.Свирска Маврина С.Н.  «Вырезание ложки»

Музыкально-поэтическая композиция «Как во поле, во бору»

Руководители объединений «Ложкари»

«Просто класс»

«Краеведение»

Январь

2011

4-6 кл.

5.Русский народный костюм.

Праздник «По одёжке встречают…»

Хоровод в русских костюмах.

Руководители объединений «Рукодельница», «Лоскутное шитье», «Просто класс», «Ложкари»,

«Введение в народоведение»

Февраль

2011

2-5 кл.

6- 9  кл.

II.Темати-ческие выста- вки объеди-нений дополнительного образования.

1. Выставка работ объединений «Рукодельница»  «Лоскутное шитьё» ко Дню города.

Музейный  праздник «Без работы, без труда не построить города».

Руководители объединений «Рукодельница», «Лоскутное шитье»,

«Просто класс», «Ложкари»

сентябрь

2010

1-6 кл.

2. Выставка работ объединений «Рукодельница»и «Лоскутное шитьё» «Новогодняя сказка»

Праздник «Русская зима». Для детей ДОУ города.

Музыкально- хореографическая композиция «Снежок».

Руководители объединений «Рукодельница», «Просто класс»

Декабрь

2010

1- 6кл.

3. Выставка работ объединений «Рукодельница»и «Лоскутное шитьё»- «Ах если бы земля умела говорить»

Экологический праздник «Ах если бы земля умела говорить».

Руководители объединений  «Рукодельница», «Лоскутное шитье», «Просто

класс», «Ложкари»

Апрель

2011

3-8кл.

III. Выставка работ мастеров декоративноприкладного

творчества (жителей города) 

Выставка работ свирских мастеров Андресюк Н.М. и Селюхина  А.В. «Сибирская береста»

Мастер-класс        «Корзинка из бересты. Прямое плетение»

Сказка «Мужик-лапотник»

Руководители объединений  театр-студия «ШИК»

«Краеведение»

Ноябрь

2010

5-7

Кл.

IV. Тематическая выставка предметов крестьянского быта.

1. Русские прялки

Мастер- класс по прядению.

Музыкально-поэтическая композиция «Праздник не безделья, а искусного рукоделья!»

Руководители объединений  театр-студия «ШИК»

«Введение в народоведение»

Март

2011

4-8

Кл.

2.Выставка вышитых полотенец

Презентация «Полотенце-главный атрибут материальной культуры русского народа».

Музыкально-хореографическая композиция «Вышивала рушничок»

Руководители объединений  «Рукодельница»

«Просто класс» «Ложкари»

Май 2011

4-9

кл

V. Выездная выставочная деятельность.

1. Выездная выставка «Русские народные костюмы», «Кукла Масленица»

село  Русская Аларь

Музейный праздник «Как на масленой неделе
из печи блины летели!»
 

Руководители объединений  

«Рукодельница», «Лоскутное шитье»,

«Просто класс», «Ложкари»

Февраль

2011

3-7

Кл.

2.Выездная выставка «Русские народные костюмы»,

«Коврики из растительного материала»

Дом народного творчества

село Бельск, Черемховского района

«Ткачество из растительных материалов»

Музыкально-хореографическая композиция «Во лесу, во лесочке росла трава-мурава»

Руководители объединений  

«Рукодельница», «Лоскутное шитье»,

«Просто класс»,

«Краеведение»

Август

2011

3-6

кл

i

Основные направления культурно-досуговой деятельности

на 2011-2012 учебный год

Направление выставочной деятельности

Тема экспозиции

Форма проведения

Ответственные

Сроки

Возраст обучающихся

I. Постоянно действующие экспозиции музея- мастерской «Берегиня»

1. Бабий кут.

Театрализованное представление «Один день из жизни крестьянской женщины»

Руководители объединений  

 «ТеатрШИК», «Введение в народоведение»

Сентябрь

2011

5-7кл.

2. Крестьянская посуда.

Народный праздник «Капустка». Музыкально-хореографическая композиция «Я капустицу полола»

Руководители объединений   «Рукодельница», «Лоскутное шитье»,

«Просто класс», «Ложкари»

Октябрь

2011

3-8кл.

3.Девичий сундук. Приданное.

Народный праздник «Старый бабушкин сундук».

Пение девичьих песен

Руководители объединений  

 «Просто класс», «Введение в народоведение»

«Вокал»

Март 2012

3-5 кл.

II.Тематические выставки объединений дополнительного образования

1Новогодняя выставка в музее « Ой, снег-снежок!»

Народный праздник  «Святки»

Руководители объединений   «Введение в народоведение» «Просто класс», «Ложкари»

Декабрь-январь

2012

2-6

кл.

2.Пасхальная выставка изделий, сделанных  учениками

Народный праздник «Дорого яичко к христову дню»

Руководители объединений  

 «Ложкари» «Народоведение» «Просто класс»

Апрель

2012

1-4

кл.

3. Выставка работ объединений «Рукодельница» «Мастерица»

«Народные промыслы России»

Познавательный музейный праздник.

Викторина «Народные промыслы России»

Руководители объединений  «Ложкари» «Введение в народоведение» «Просто класс»

Май 2012

2-7

кл.

III. Выставка работ мастеров декоративно-прикладного

творчества жителей города

1.Выставка работ педагога дополнительного образования СЮТ  Бабушкина А.Л. «Деревянные фантазии».

Мастер-класс педагога дополнительного образования СЮТ Бабушкина А.Л. «Деревянная лошадка»

Руководители объединений  

 «Введение в народоведение»

Ансамбль народных инструментов

Январь 2012

3-6

кл.

1. Выставка Клевцовой Л.Н. «Вязаные игрушки» «Вырезание из бумаги»

Мастер-класс Клевцовой Л.Н.

«Обучаю рукоделию»

Руководители объединений  

 «Рукодельница»

Декабрь

2011

3-6кл.

IV. Тематическая выставка предметов крестьянского быта.

1. Игрушки крестьянских детей:

-деревянная лошадка;

-куклы из соломы и остатков ткани.

Выставка старинных игрушек с инсценировкой рассказов Толстого

 Руководители объединений  

 «ТеатрШИК»

«Введение в народоведение»

Ноябрь

2012

2-4кл

2. Аксессуары  к русскому народному костюму: гайтан. головные уборы, девичья повязка, передник, украшенные бранным шитьём. Плетёный пояс.

Музыкально-хореографическая композиция

«Выйду ль я на реченьку»

Хоровод в костюмах собственного изготовления.

Руководители объединений  

 «Рукодельница» «Просто класс»

«Вокал»

Февраль

2012

6-11кл.

V. Выездная выставочная деятельность.

1.Выставка русских народных костюмов. Дом культуры с. Хайта.

Праздник русского костюма «По одёжке встречают…»

 Руководители объединений  

 «Просто класс»

«Рукодельница»

Февраль

2012

3-8

кл.

             

i

 Основные направления культурно-досуговой деятельности

на 2012-2013 учебный год

Направление выставочной деятельности

Тема экспозиции

Форма проведения

Ответственные

Сроки

Возраст обучающихся

I. Постоянно действующие экспозиции музея- мастерской «Берегиня»

1.Русская печь

Музейный праздник «На печи заседать – хлеба не видать».

 Руководители объединений  

 «Просто класс» «ТеатрШИК

Сентябрь

2012

1-4кл

2.  Русский народный костюм:

покосная рубаха, пояс, передник, плетёный венок.

Музейный праздник «Народные гулянья»

Демонстрация костюмов в хороводе

 

Руководители объединений  

 «Просто класс» «ТеатрШИК»

«Вокал»

октябрь

5-11кл.

3. Крестьянские орудия труда

Сказка «Без труда…»

Демонстрация работы орудий труда: рубель, утюг, коромысло, ухват и др.

Руководители объединений  

 «Просто класс» «ТеатрШИК

Январь

2013

2-7кл.

II.Тематические выста- вки объеди-нений дополнительного образования.

1. Новогодняя выставка работ объединений «Рукодельница» «Мастерица»

«Лоскутное шитьё»

Народный праздник

« Святки»;

«Агафья-коровница»

 Руководители объединений  

 «Просто класс» «ТеатрШИК»

«Введение в народоведение»

Декабрь

2012

2-6кл.

7-10кл.

2.Выставка объединений «Рукодельница»«Мастерица»,

«Лоскутное шитьё» «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Музейный праздник «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Хореографическая композиция «Ой вы, люли!»

Руководители объединений  

«Просто класс» «ТеатрШИК

Апрель 2013

1-5кл.

III. Выставка работ мастеров декоративноприкладного

творчества. (жителей города)

1. Выставка «Лоскуток к лоскутку».

Творчество жительницы города Мироновой О.Г. Лоскутное шитьё, куклы.

Притча о Лоскутном шитье.

 Беседа «Лоскутное шитье -"искусство от бедности"»?

Игра «Подбери лоскуток»

 Руководители объединений  

 «Введение в народоведение»

«Лоскутное шитье», «Мастерица» (ДДТ)

Октябрь 2012

4-11кл.

2. Выставка работ Сипатиной Н.(инвалид детства) «Кружевные фантазии»

Мастер-класс «Крючок, нить, фантазия»

Русские народные песни, исполнявшиеся на посиделках в старину

 Руководители объединений  

 «Мастерица» (ДДТ) Вокальная группа «Звонкие голоса»

Октябрь-декабрь 2012

4-8кл.

3. Выставка работ жителя города, педагога художественной школы Целовальникова А.В., его ученицы Макагоновой Н. «Шерстяная живопись»

Мастер класс Целовальникова А.В.«Шерстяная живопись»

Народная игра «Клубок»

Руководители объединений  

Объединение «Введение в народоведение»

Ноябрь

2012

4-8кл.

4 Выставка работ СучковойИ.В.

«Валяное чудо»

Мастер-класс «Валяние войлочной бусины»

 Поэтически музыкальная композиция «Бусинки».

Руководители объединений  

 «Звонкие голоса»

«Просто класс»

Март 2013

6-10кл.

IV. Тематическая выставка предметов крестьянского быта

1.Выставка самоваров

« Генерал стола»

Праздник «Приглашаю к самовару»

Танец «Самовар»

Руководители объединений  

 «Введение в народоведение»

«Краеведение»

«Ложкари»

«Просто класс»

Февраль 2013

1-6кл.

2.Выставка  «Русские платки»

Музыкально-поэтическая композиция « Женский образ в стихах 19-нач.20 века»

Руководители объединений  

 «Просто класс»

«Краеведение»

Март

2013

3-7кл.

V. Выездная выставочная деятельность

1. Выставка в Доме народного творчества

села Бельск «Аксессуары к народному костюму»

Музыкально- поэтическая композиция  «Заплетала девка косы»

Руководители объединений  

 «Просто класс»

«Краеведение»

«Рукодельница»

Февраль 2013

3-8кл.

Литература

1.Борисов Н.С., Драннишников В.И., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе  под ред. Борисова Н.С. - М.: Просвещение, 1982. - 174с.

2.Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах - М.: Профиздат, 1985. - 196с.

3.Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриновой Т.А., - М.: Просвещение, 1985. - 113с.

4.Горбунов В.С. Путеводитель по школьным музеям г. Кемерово авт.-сост. Горбунов В.С.; под ред. Черновой Н.А.  Вестник воспитания - 1999. -

5.Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание школьников  Воспитание школьников. - 2005. - №8. - С. 17-18.

6.Жерневская Л.М. Музеи народного творчества - М.: Просвещение, 1974. - 102с.

7.Как организовать работу школьного краеведческого музея, методические рекомендации  сост. Воронцова Н.А. - Пермь: ПНО, 1974. - 84с.

8.Коссова И.М. Музей в культурной жизни края  Косова И.М. - М.: Сов. Россия, 1989. - 118с.

9.Куприянова Л.Л. Русский фольклор в общеобразовательной школе  Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 102с.

10.Медведева Е. Музей для детей  Искусство. - 2003. - №8. - С. 14.

11.Музееведение: учебное пособие под ред. Левыкина К.Т. и Хербста В. - М.: Высшая школа, 1988. - 276с.

12.Овакимян Т.П. Система обычаев и традиций как механизм духовной преемственности поколений  Школа. - 2003. - №2. - С. 33 - 34.

13.Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях Отечество - 2001. - № 7. - С. 13-20.

14.Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий  под ред. Н.М. Ланковой. - М.: 2001. - 287с.

15.Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев Народное образование - 1982. - № 5. - С. 14

16.Терещенко А.В. История культуры русского народа авт.-сост. А.В. Терещенко. - М.: Эксмо, 2007. - 736с.

17.Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев  Воспитание школьников. - 2001. - №3. - С. 7 - 9.

18.Школьные музеи под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М.: Просвещение, 1977. - 241с.

19.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей  под ред. Котова А.П. - М.: Просвещение, 1972. - 150с.

20.Юхневич М.Ю. Для детей и вместе с ними  Мир музея. - 2004. - №7

Понятийный аппарат программы

Жанр « Музей-экспозиция (выставка)

 Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Этот жанр школьного музея нуждается в наращивании целого ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.
 Музей-мастерская (студия)

 Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Все это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.
Музей-лаборатория

Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
 Музей-клуб, музей-театр

 Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. существуют классы коррекции или учатся дети, нуждающиеся в социальной реабилитации.
 Музей-адаптационный центр

 Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея  работает с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительной срок программе, учитывающей специфику аудитории. Само экспозиционное пространство должно создавать “разгрузочную” среду, способствующую созданию климата доверительного общения, а также вовлечению детей в различные виды деятельности.
Музей-ярмарка

Одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной обучающимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...