Патриотическое воспитание
классный час (5 класс) по теме

Куксова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Крещение Руси – обретение истории»

Цели: привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Актуализация

- внимательно посмотрите на тему урока, как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь?

- какова цель этого урока, что мы должны будем узнать? Чему научиться?

- как вы понимаете слово «обретение»? давайте построим ряд ассоциаций, связанных с этим словом

Обрести – найти, получить, открыть, обнаружить,

согласно толковому словарю С. И. Ожегова, слово «обрести» означает «найти, получить». В других словарях «обретение» трактуется как «процесс нахождения, открытия, обнаружения». Следовательно, в основе сформулированной темы заложена ключевая идея –  крещение Руси определило основной вектор развития российского государства, российской нации, нашего Отечества. Это событие способствовало определению (открытию) национального и неповторимого исторического пути  российского государства, Отечества, народов России.

- знаете ли вы, с какими историческими личностями связано это событие?

- кому известно, сколько лет со времени Крещения Руси?

- почему Руси, а не России?

С этими и другими вопросами мы сегодня познакомимся, а конечным продуктом сегодня станут ваши кластеры, которые вы составите в конце урока.

Просмотр видео (3:30) выступление президента России В.В.Путина

Просмотр презентации

1,2 слайд. Тема, цель

3 слайд. Владимир I Святославич (др.-рус.Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 – 15 июля 1015 г.) – киевский великий князь, при котором произошло Крещение Руси.

Владимир стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.  

Вскоре Святослав погиб, и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его», — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками.

5 слайд. Пантеон - группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии.

Викторина

1.Кто крестил Русь?                                                 Владимир

2. Где был крещен Владимир?                                Киев

3. Из какой страны пришло христианство?                Византия

4. Почему до 10 века на Руси не строили храмы?        Поклонялись идолам

5. Что способствовало принятию христианства?        Доступность и простота вероисповедания

6. Определите внешнеполитическое принятие христианства        Укрепление связи  с Византией

7. Когда было введено христианство                                 988 год

8. В чем культурное значение введения христианства        начала распространяться письменность

А сейчас мы с вами объединимся в группы. Перед вами листочки бумаги и карандаши. Вы должны будете составить кластер (скопление, объединение элементов), ключевой фразой вашего кластера будет «Крещение Руси», в нем вы должны будете отобразить тему нашего урока «Крещение Руси – обретение истории», и за одно сможете проверить себя, как вы поняли, усвоили и прочувствовали наш урок.

Все вы, конечно, же помните, наверняка смотрели мультфильм российских мультипликаторов «Князь Владимир». Сейчас мы посмотрим отрывок из этого мультфильма. (01.10.00 – 01.14.31)

Я хочу поздравить всех присутствующих с началом учебного года, с началом новой ступени в вашей жизни, хочу пожелать вам великих свершений, высоких полетов, успехов в учёбе.

Я желаю вам добра

От добра складываются добрые улыбки

Я желаю вам добрых улыбок

От добрых улыбок складываются добрые слова

Я желаю вам добрых слов

От добрых слов складываются добрые поступки

Я желаю вам добрых поступков

От добрых поступков складывается добрый характер

Я желаю вам доброго характера

Из-за доброго характера складывается добрая судьба

Я желаю вам доброй судьбы

Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Час памяти "Не гаснет памяти свеча"

Цели: воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине, своему краю, к людям старшего поколения; расширить представление детей о героизме и трагедии советского народа; воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Вступительное слово учителя: Ребята, а часто ли вы вспоминаете о войне? Ведь это часть нашей истории. Сегодня у нас не обычный классный час, а Час памяти, посвященный всему советскому народу, всему народу многострадальной Украины, всем тем, кто благодаря злой воле Гитлера был вовлечен и пострадал в годы Великой Отечественной войны. Давайте на некоторое время перенесемся в 1941 год, попытаемся себя представить причастными к событиям того времени. Люди тогда не верили, что возможно завтра будет война. Они продолжали жить.

На экране показана природа – березы, река, звучит спокойная музыка.

Учитель: Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет во взрослой жизни.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: сердца детей были полны надежд на прекрасное будущее. Представьте, что эти сердца сейчас здесь, с нами. ( учитель раздает детям и гостям красные сердечки). Пусть эти сердца весь этот час будут согреты теплом ваших рук, теплом ваших сердец.

Июнь! Тогда еще не знали мы

Со школьных вечеров к реке шагая,

Что завтра будет первый день войны.

А кончится лишь в 45-ом, в мае.

(Взрыв, гаснет свет, на экране летят вражеские самолеты. Голос Левитана о вероломном нападении фашистской Германии)

Неповторимый детства мир разрушила война как будто на кровавый пир всех созвала она

Учитель: Началась Великая Отечественная Война. Война советского народа против агрессора. Это была война жестокая и несправедливая. Это она отметила юность многих черным крылом смерти. Война разрушила планы на будущее, надежды на счастье! Фашисты расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и детей. Враги считали, что путь по нашей земле будет легким, но они просчитались.

Почти вся Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер и безграничную любовь к Родине, чтобы выстоять и побороть несметные силы врага.

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что  Родиной мы зовем, -

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь!

Фашисты не знали, что такое советский народ, который поднялся на защиту Отечества и в этом его подвиг.

Учитель: Как вы понимаете слово «подвиг»? (учащиеся рассуждают).

Учитель: Подвиг – бесконечный порыв человека, который отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Мы говорим о подвиге народа , ибо победу приближали и партизаны в тылу врага, и труженики военных заводов, ученые и конструкторы. Вот как подвиг выражен в стихах:

И мы встаем несметной силой

Штыками, раздвигая тьму

Как бы дорогу для светила

Прокладываем в злом дыму.

Не позабыть нам первых схваток,

Разбитых сел, дорог в крови,

Ночей под кровом плащ-палаток

Как первой не забыть любви.

Все шло не так, как представлялось,

Как в книгах вычитал, - не так.

Все было ново: дождь, усталость,

Разрывы мин и гул атак.

Учитель: война продолжалась 1418 дней и ночей. 1418 дней борьбы за Победу, неугасимой веры в то, что она настанет.  Война  была самой тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения, лишили крова 25 миллионов человек. (на экране слайды с названными цифрами, кадрами разрухи).

Учитель: Война была горем для народа. Тысячи детских смертей принесла война. На глазах у девчонок и мальчишек погибали их братья и сестры. А смерть так безжалостна и глупа! В г.Керчи германская комендатура приказала родителям отправить детей в школу, подчиняясь приказу 245 детей с тетрадками и учебниками ушли, но домой так и не вернулись. После освобождения города в 8-ми км. от него в глубоком рву были найдены 245 трупов этих детей, расстрелянных оккупантами. Из воспоминаний девочки, бывшей узницы «Велодрома Д Ивер». Когда ночью в дом стали стучать фашисты, она закрыла своего брата в потайном шкафу стены, а ключ забрала с собой.  Девочка думала, что вернется домой через несколько дней и откроет брата. Но этого не произошло. Домой она попала только спустя несколько месяцев. А осознание вины в смерти брата так и осталось с ней на всю жизнь.

Учитель: Виновата ли девочка в смерти брата? Кто виноват в этом? (Дети рассуждают).

Учитель: 27 миллионов человеческих жизней унесла жестокая война.  Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 34 года. В памяти народа навечно остались: 29  трагических дней защиты Брестской крепости, тысячи сожженных заживо мирных жителей Белоруссии, 250 дней обороны Севастополя, 900 дней блокады Ленинграда , около трех лет бесконечной борьбы за Керчь, бессмертный подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен, 201 день стойкости Сталинграда. Вспомните кадры первых дней войны. И вот во что превратилась эта казалось бы непобедимая армия Гитлера. Все говорили, что на борьбу с фашистами поднялась сама природа. (на экране кадры пленные фашисты). Фашисты надеялись, что до зимы  Советский Союз будет побежден. Но этого не допустил советский народ. Фашистам пришлось пережить не одну неимоверно  холодную зиму.

Учитель: Великую победу приближали не только солдаты, но и женщины, работавшие на заводах, в колхозах;  матери, чьи-то жены и сестры.

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила.

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Только у нас в Крыму 23 женщины удостоены звания Героя Советского Союза.

Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, взвалившие на свои плечи непосильный груз боли и смерти. Они как могли помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. ( документальные фотографии).

Когда, упав на поле боя и не в стихах, а наяву

Я вдруг увидел над собою, живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мной страданья моего сестра,

Боль стала сразу не такою: не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.

А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну. Получив извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо.

Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной.

Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.

Прокаркала вороною беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною она пришла она ко мне.

Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет,

Листочек мой, травиночка тебя все нет и нет.

(показать детям солдатский военный треугольник)

Памяти тех, кто не вернулся с войны, тем кто продолжает ждать, искать пропавших  безвести, детям войны, которые живут с нами рядом посвящается песня «Журавли».

Учитель: Черное крыло смерти  коснулось Крыма в первую ночь войны бомбардировкой г.Севастополя. В течении нескольких дней для вооруженной защиты было мобилизовано 93 тысячи крымчан. Спустя всего 118 дней после начала войны гитлеровские полчища имея трехкратный перевес в силах ворвались на наш полуостров. Война достигла  и нашего поселка.

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно – живым!!!

(на экране материалы местного музея на фоне музыки «Вокализ», Рахманинова).

Учитель читает выдержки из Актов, представленных в местном музее.

В акте от 28 мая 1944 года сказано, что в течении всего периода немецкой оккупации п. Сейтлера ( Нижнегорский) гитлеровские палачи со зверской жестокостью систематически уничтожали советских людей. В поселке в бывшем магазине помещалось гестапо, куда палачи приводили арестованных, пытали их и казнили. Над людьми издевались, держали их в камере 2-3 дня, а потом расстреливали в лесопитомнике. Многие погибшие люди так и остались  неопознанными. В гестапо был замучен директор Сейтлеровской средней школы Колоколов П.В., Кажатов – учитель с.Желябовки, Романенко Г. С. и Позняк И. М. – садовники совхоза «Карпэ», Кирполь М.И.- директор Сейтлеровского МТС  и многие другие наши соотечественники. Наряду с уничтожением мирних жителей фашисты убивали и советских военнопленных.  В районе нашего поселка было казнено и замучено свыше 900 человек.  Многие места их захоронения были найдены. А некоторые обнаруживают до сих пор. Более 2000 юношей и девушек фашистские изверги угнали на каторгу в Германию. В память о тех  жестових днях недалеко от нашей школы находится памятник, расположенный на месте массового расстрела мирных жителей поселка Сейтлер. (фото памятника)

Учитель: Війна не одну сім’ю рідної неньки  не обійшла стороною. Україна втратила 8 млн. чоловік, одну п’яту усього свого  населення. З них 2,5 мільйона  – у боях;  5,5 мільйонів  - попали у полон та були замучені або знищені  в концлагерях (на фоне фотографий узников концлагерей, учитель читает).

За годы войны в концлагерях уничтожено 11 млн. человек.  Вот они – лагеря смерти, лагеря боли:

Бухенвальд: около 239 тысяч были узниками, за 8 лет существования в

лагере замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

Освенцим: страшный символ уничтожения людей, на его счету свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции и других стран.

Дахау (первый концлагерь): около 70 тысяч людей – замучено или убито.

Маутхаузен: 122 тысячи человек уничтожено, из них 32 тысячи советских граждан.

Саласпилс: более ста тысяч человек были узниками этого лагеря. Лагерь известен своими зверствами над детьми.

Учитель: Всем узникам концлагерей посвящается «Бухенвальдский набат». (звучит песня)

Учитель: война вошла в каждый дом, осталась болью в душе каждого. Говорят мужчины не плачут…  Но в сердцах детей военных лет раной остались скупые солдатские слезы.

Война вошла в наш дом, и помню я ее

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А, как заходят путники в жилье,

Передохнуть, испить с дороги.

Глаза закрою, вижу как теперь,

Распахнутые настежь двери дома,

И как ложится на пол через дверь

Зари вечерней свежая солома.

Я вижу мать у белого стола

В обнимку с черным чугуном картошки

И двух солдат, которым подала

Моя сестренка расписные ложки.

Солдаты ели истово, в запас,

А старший рыжий, с вислыми усами

Рассказывал, давя бездонный бас,

И вдруг заплакал тихими слезами.

Сидел и плакал тягостно, в упор.

Не наклоняясь и лицо не пряча.

И я войну запомнил с этих пор,

И до сих пор боюсь мужского плача.

Учитель: О чем плакал солдат? (дети рассуждают). Рассмотреть рассказы или видеозаписи пожилых людей, имеющих статус «Дети Войны».

Учитель: ребята, возможно, вы знаете, что ООН 21 сентября объявила днем мира. В этот день ученики нашего класса выпустили эту газету (показывается газета, на которой изображен голубь мира). На ручках они написали свои мысли, которые связаны с мирной жизнью. У меня на столе есть тоже несколько ручек. И я вам предлагаю сейчас сделать выбор. С чем у вас ассоциируются все светлые радостные цвета? А с чем – черные?  Я, например,  выбираю цвет красный, потому что это цвет радости. А вы? (дети делают свой выбор и крепят ручки на газету).

Учитель: Долгие четыре года солдаты шли к победе. В ожесточенных боях истекая кровью и умирая, приближали счастливый миг победы. 30 апреля при штурме Берлина было водружено красное знамя над Рейхстагом, которое стало знаменем Победы.  И вот наступил долгожданный май 1945 года. Весть о долгожданной Победе молниеносно достигла самых отдаленных уголков великой страны. Вся страна отмечала 9 мая – день  великой ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Народ ликовал.  В Москве на Красной площади состоялся парад (на экране парад Победы в Москве).

Учитель: Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали  прямо на улице. Казалось, что впервые за много дней взрослые и дети радовались весне и

наслаждались жизнью. Люди были счастливы, но с горечью вспоминали тех, кого они потеряли (на экране военные кадры сменяются кадрами мирной жизни). В этот день в Москве и в других городах прозвучали залпы праздничного салюта Победы. Впервые люди не вздрагивали от залпов орудий, а плакали от счастья. С этих пор вот уже 64 победных салюта отзвучали в каждом уголке нашей Родины. 64 салюта памяти погибшим в этой войне.

Учитель:

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди, покуда сердца стучатся!

Помните! Какой ценой завоевано счастье!

Пожалуйста, помните!

Люди Земли! Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех…

Кто уже не придет никогда, -

Заклинаю: Помните! Помните!

Учитель: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют школы, улицы, площади. В их честь зажигают «вечный огонь» (на экране памятники, у которых горит «вечный огонь»).

Их теперь не обнять, не пожать им ладони.

Но восстал из земли негасимый огонь –

Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

Учитель: так сложилось у многих народов, что когда вспоминают погибших людей, то в честь  памяти о них зажигают свечи. И тогда мы уже не думаем о том в кокой войне погиб человек, мы скорбим о том, что его жизнь унесла война. Я предлагаю вам прослушать песню «Зажгите свечи». И в тот момент, когда вы почувствуете, что тоже хотите зажечь свечу памяти, встаньте и прикрепите сердечко на доску, чтобы наши «свечки» тоже горели. ( Звучит песня).

Учитель: Сегодня мы с вами коснулись лишь немногих страниц жестокой войны. И работ, и забот у нас  сейчас полно, но нельзя в круговерти дел забывать о нашей истории, о тех далеких днях. Пусть никогда не завянут цветы у подножия памятников, не погаснут «вечные огни».  А в ночь с 21 на 22 июня пусть и на вашем окне зажжется «СВЕЧА ПАМЯТИ».



Предварительный просмотр:

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях

изобразительного искусства и музыки»

(интегрированный урок изобразительного искусства и музыки

в 5 классе, 4 четверть)

Цели: 1. Подвести итог и обобщить работу по темам «Можем ли мы увидеть музыку» и            

               «Можем ли мы услышать живопись»

Подвести учащихся к выводу, что в произведениях изобразительного искусства и    

               музыки ярко отражается героическая история нашей родины.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного

                  искусства и музыки, отражающими славное прошлое нашей страны.

              2. Воспитание любви к родине через ее героические страницы.

              3. Развитие навыков анализа произведений изобразительного искусства и музыки.

 

Оборудование:

              музыкальные инструменты: баян, барабан, румба;

              проигрыватель, музыкальный центр, магнитофон;

              портреты композиторов А.П.Бородина и А.Г.Новикова

              иллюстрации: В.Васнецов «Три богатыря», В.Суриков «Переход Суворова через

                                       Альпы», П.Баландин «Памятник Чапаеву» в Чебоксарах, И.Тоидзе

                                       «Родина-мать зовет», Е.Вучетич «Воин-освободитель»;

              музыкальный материал: русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

                                       экспозиция первой части второй симфонии А.Бородина, песня

                                       А.Новикова и М.Левашова «Учил Суворов», песня Е.Жарковского

                                       и М.Владимова «Чапай остался жив», песня А.Александрова и

                                       М.Лебедева-Кумача «Священная война», песня Н.Кутузова                                                                    «Родина победы», марш В.Агапкина и А.Федотова «Прощание

                                       Славянки».

 

Ход урока

(Под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

дети входят в класс)

Музыкальное приветствие «добрый день»

 

Учитель музыки (далее У.м.): Ребята, сегодня у нас обобщающий бинарный урок музыки

              и изобразительного искусства по пройденному материалу за 3 и 4 четверти.

Учитель изобразительного искусства (далее У.и): Тема урока – героическое прошлое на-

              шей родины в произведениях изобразительного искусства и музыки.

У.м.: У нашей родины очень богатая история. Со времени образования государства Русь

          прошло больше тысячи лет. Много раз народам нашей родины приходилось браться

          за оружие и отражать нападения самых разных врагов. Героическая тема всегда

          волновала и вдохновляла мастеров искусств на создание выдающихся произведений.

          В народе тоже постоянно рождались песни на эту тематику. Вы сегодня зашли в      

          класс под знакомую музыку. Давайте споем эту песню так же лихо и с удалью, как

          ее когда-то пели русские солдаты. При исполнении используем барабан и румбу.

Исполнение песни всем классом.

У.и.: Перед нами репродукция картины В.Васнецова. Как называется эта картина?

Дети: «Три богатыря».

У.и.: Кто изображен на картине?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – герои русских былин.

У.и.:  Почему в народе рождались былины о богатырях?

Дети: Потому что народ всегда уважал людей, защищавших родину, и старался сохранить

          их в своей памяти.

У.м.:  У Алеши Поповича кроме оружия, что висит на поясе?

Дети: Гусли, потому что музыка тоже в жизни древних воинов играла существенную роль.

У.м.:  Ребята, а богатырская тема звучит в русской музыке?

Дети: Конечно звучит.

У.м.:  Приведите примеры.

Дети: Вспоминают и называют примеры – «Вставайте, люди русские» С.Прокофьева вторая симфония А.Бородина, песни на эту тематику.

У.м.:  А как думаете, почему эта тема всегда занимала важное место русском искусстве?

Дети: Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги. Они         пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.

У.м.:  Сейчас мы будем слушать музыку. Обратите внимание, знакома ли она вам? Если         да, что это за произведение, кто автор?

Звучит экспозиция первой части второй симфонии («Богатырской»)

А.П.Бородина.

Дети: Прозвучала музыка из «Богатырской» симфонии А.Бородина.

У.м. подводит учащихся к выводу, что в музыке А.Бородина ощущаются люди сильные,         могучие, люди-богатыри. Это ощущение не исчезает, несмотря на то, что идущая         вслед за «Богатырской» мелодией вторая мелодия более певуча. Она даже лирична         и по характеру близка к теме звучавшего на одном из уроков квартета А.Бородина.

На доске появляется репродукция картины В.И.Сурикова

«Переход Суворова через Альпы»

У.и.:  Кратко рассказывает о творчестве В.И.Сурикова. Подчеркивает, что история народа,         его великое и трагическое прошлое стали центральной темой творчества         художника. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове»,               «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан         Разин», «Переход Суворова через Альпы» - вершина русской и мировой         исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля,         его трудная и сложная судьба – вот то, что вдохновляло художника. Кто такой         Суворов?

Дети: Полководец, командир, герой.

У.и.:  Кратко рассказывает об исторических событиях, которые стали фоном для создания         картины. Итальянский и швейцарский поход стали для Суворова и его солдат         тяжелейшим испытанием, которое они с честью выдержали и еще больше         прославили силу русского оружия. Какие чувства выражены на лицах Суворова и         его солдат?

Дети:  Решительность, смелость, храбрость, удаль.

У.и.:   Ребята, как вы думаете, верят ли солдаты своему полководцу?

Дети:  Думаем, что да. Он вместе с ними преодолевает труднейшие преграды и ведет их за         собой.

У.м.:   Дети, сейчас мы споем песню А.Новикова «Учил Суворов». Эту песню А.Новиков         написал специально для воспитанников суворовских училищ. Вы знаете, кого         готовят в этих училищах?

Дети:  Скорее всего, будущих командиров.

У.м.:   Суворовские училища начали создаваться в 1943году для детей солдат, офицеров         Красной Армии, партизан, которые погибли на полях сражений. Не случайно         видимо этим училищам дали имя Суворова. Великий полководец стал примером         для будущих офицеров и командиров.

Исполнение песни «Учил Суворов»

На доске появляется репродукция памятника В.И.Чапаеву в Чебоксарах.

У.и.:    Знаете ли вы этот памятник, кто на памятнике изображен?

Дети:   Знаем, видели, это памятник В.И.Чапаеву в Чебоксарах.

У.и.:   Рассказывает историю создания памятника.

У.м.:  Ребята, а вы знаете кто такой Чапаев?

Дети:  Командир, герой, наш земляк.

У.м.:   В.И.Чапаев во время гражданской войны был одним из лучших командиров         Красной Армии. Дивизия, которой он командовал, после его гибели стала         называться чапаевской. В этой дивизии несли военную службу и наши земляки,         четверо из которых стали Героями Советского Союза. Дети, а вы видели фильм         Чапаев? Если дети видели этот фильм, проводится беседа. Далее учитель         рассказывает историю создания песни «Чапай остался жив». После окончания         фильма один из авторов песни видел, как мальчик со слезами на глазах говорил         своим товарищам: «Неправильно, неправильно кончается кино». После этого         родилась песня.

Исполнение песни «Чапай остался жив».

На доске появляется репродукция плаката И.Тоидзе «Родина-мать зовет».

У.и.:    Ребята, о каком периоде истории нашей страны напоминает этот плакат?

Дети:   О годах Великой Отечественной войны.

У.и.:    Кто изображен на плакате?

Дети:   Женщина, в одной руке держит текст военной присяги, а другой рукой зовет.

У.и.:     Подводит учащихся к выводу, что этот плакат стал как бы художественным         символом Великой Отечественной войны.

У.м.:   Война, события на фронте и в тылу, жизнь сражающегося народа стали         центральными темами творчества мастеров литературы и искусства. Литература и         искусство военных лет вносили свой вклад в дело защиты Родины. Ребята, какие         песни о Великой Отечественной войне вы знаете?

Дети:  Шел ленинградский паренек, Смуглянка, День победы и т.д.

У.м.:   Музыкальным символом Великой Отечественной войны стала песня         А.Александрова и М.Лебедева-Кумача «Священная война». Она появилась в         первые  дни войны и была исполнена 27 июня 1941года ансамблем песни и танца         Красной Армии на Белорусском вокзале. На очевидцев исполнение песни оказало         неизгладимое впечатление. По просьбам людей она была исполнена пять раз         подряд.

Слушание песни «Священная война».

У.м.:   После слушания проводит беседу, в которой подчеркивает, что в этой песне         одновременно звучат тема грозной опасности и вера в грядущую победу.

На доске появляется репродукция памятника

Народного художника СССР Е.В.Вучетича «Воин-освободитель».

У.и.:    Это памятник советским воинам, павшим в боях за Берлин. Скульптура         символизирует великую интернациональную миссию советского народа и его         Вооруженных Сил в борьбе с фашизмом.

У.м.:    Наша страна выдержала тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны.         Враг был полностью разгромлен. Наша армия защитила не только свою страну, но         и освободила народы Европы от фашизма. Ребята, какие песни вы знаете о Великой         Победе?

Дети:  Победа, Вечный огонь, День победы, Родина победы и т.д.

У.м.:   Какие чувства людей показаны в этих песнях?

Дети:  Победа досталась нелегко, были тяжелейшие потери. Но главное, что мы слышим в         этих песнях, это радость за Победу и гордость за свою родину.

У.м.:   Теперь давайте споем одну из этих песен.

Исполнение песни «Родина победы» Н.Кутузова.

 

Вывод: Разные искусства – музыка и изобразительное искусство каждый по своему, и         независимо         друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и         обогатили наши         представления о героической истории нашей родины.

Домашнее задание: подготовить рассказ о гуслях – русском народном инструменте.

Выход: Под марш «Прощание славянки» В.Агапкина.



Предварительный просмотр:

Если Армия сильна, непобедима и страна.

(праздник, посвященный Дню защитника Отечества для учащихся 5-6 классов)

Цель:

- познакомить учащихся с историей создания Российской армии;

- сформировать чувство долга и любви к Родине;

- привить здоровый дух соревнования.

 

Ведущий: Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитников Отечества. Не случайно в словах «отче» и «Отечество»  начальная буква «О» указывает на окружение, защиту (от древнерусского оточити – окружить). Это день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу.

 

1 чтец: 23 февраля раньше считался профессиональным праздником для военнослужащих. Красная Армия, так ее называли до 1946 года, была организована в 1918 году, когда 23 февраля войска Советской республики разгромили германские войска около Нарвы и Пскова и остановили их наступление на Петроград.

 

2 чтец: Этот день стал Днем рождения Красной Армии, сейчас Российской. Красная Армия была переименована в Советскую в 1946 году. Сейчас 23 февраля считается праздником всех мужчин и мальчишек, будущих Защитников Отечества.

 

Ведущий: И мне кажется, что армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших селах и городах юные богатыри, готовые в случае опасности встать на защиту земли родной. И сегодня наши будущие защитники докажут нам, что не перевелись еще на земле русской богатыри – люди сильные и смелые, смышленые и находчивые. В первом конкурсе нашим мальчишкам нужно будет преодолеть первое препятствие: закончить русские военные пословицы.

        Наша армия не одна, с нею вся…(страна)

        Мало на врага злиться, надо с ним…(биться)

        В бою нужна смекалка, отвага и …(закалка)

        Сам погибай, а товарища…(выручай)

        Родину предать – негодяем…(стать)

        Плох неряха в строю, а еще хуже…(в бою)

        Чем крепче дружба, тем легче… (служба)

        Мало отвагу иметь, надо сражаться… (уметь)

Ведущий: Наш конкурс сегодня оценивается по пятибалльной системе. И оценивает его компетентное жюри в составе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята хорошо справились с конкурсом пословиц. А теперь сможете ли вы также хорошо отгадать загадки о былинных героях..

- Долго могучая сила в нем зрела,

А пробудилась от горя она

 Встал богатырь за Отчизну

И смело бился – себя не щадя и врага.

                   (Илья Муромец)

- Доброе имя носил богатырь-

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил.  (Добрыня Никитич)

 

-Храбрый и смелый – отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищая, врагов он разил.

         (Алеша Попович)

- Разбойник сей ужасный

На трех дубах сидит.

Шипит он по- змеиному,

Свистит по-соловьиному.

         (Соловей –разбойник)

Молодцы, ребята! А следующий наш конкурс «ПЕРЕПРАВА»

Обе команды выстраиваются в ряд. Перед каждой командой на полу лежит линейка. Нужно взявшись руками за носки ботинок, перепрыгнуть линейку.

 

В армии необходимы не только сноровка и тренировка, но и умение быть бесшумным и незаметным. Сейчас каждая команда передаст друг другу погремушку так, чтобы она  не выдала вас и не загремела.

КОНКУРС «ПЕРЕДАЙ ПОГРЕМУШКУ»

 

Наш следующий конкурс покажет вашу ловкость. Представьте себе, что вы участвуете в бою и вам нужно поднести к орудию снаряды быстро и не уронить их.

На головы участников кладется книга, которую они проносят определенное расстояние, передают следующему участнику. Чья команда пронесет быстрей, не уронив книгу. Руками книги не касаться.

 

В бою очень важно действовать слаженно и согласованно, помогать друг другу. Следующий конкурс поможет выиграть только ваша взаимовыручка.

На листе бумаги, прикрепленном к доске, два участника одновременно рисуют танк или самолет одним фломастером.

 

Хорошо известно, что для победы в бою  солдату, помимо храбрости,

 нужны еще внимание и собранность. Следующий конкурс «МЕТКИЙ СТРЕЛОК»

Попасть в мишень из игрушечного пистолета.

Все знают, что солдат без песен – не солдат. Каждая команда поет на выбор песни «Катюша» или «Три танкиста».

КОНКУРС ПЕСНИ

1 чтец: Дорогие мальчики!

Вам здоровья желаем

И отличной учебы.

 

2 чтец: И успехов во всем. Всегда вы будьте смелыми

И в делах умелыми.

 

1 чтец: Добрыми, красивыми.

Стройными и сильными.

Нас не обижайте –

Всегда нам помогайте.

 

2 чтец: Еще раз поздравляем наших мальчиков и желаем, чтобы они стали настоящими защитниками нашей Родины.

 

Ведущая: Для подведения итогов нашего праздника мы предоставляем слово жюри. 

 

Подводят итоги. Награждают победителей.



Предварительный просмотр:

Классный час-беседа

 «Традиции и обычаи русского народа.  Именины»

День рождения – самый любимый праздник детей и взрослых. Каждый человек с нетерпеньем ждет свой главный день в году. Ведь в этот день всё внимание родных и близких людей будет направлено только на одного человека – именинника. Многие люди путают понятия «день рождения» и  «именины». Но это разные праздники.

     День рождения – это ваша дата рождения, т.е. число и месяц. А именины, или день ангела, - это день того святого, имя которого вы носите. При крещении каждому человеку даётся имя в честь какого–нибудь святого. Этот святой (святая) и становятся в дальнейшем помощником и покровителем своего крестника. Также при крещении человек получает личного ангела – хранителя.

     Многих вводит в заблуждение то, что в году есть несколько дней, посвященных одному имени, например, Николаю, их 6. И человек, носящий это имя, в растерянности, – какой же из них день его ангела? Для того, чтобы узнать день своих именин, надо найти в церковном календаре (святцах) ближайший день памяти святого, имя которого вы носите, после вашего дня рождения.  Например, у Николая, родившегося 15 мая, день ангела 22 мая – день святого Николая, которого в народе называют «весенним». А вот день святого Вадима только раз в году – 22 апреля, поэтому все мужчины, которые носят имя Вадим, могут считать этот день днем святого ангела – хранителя, т.е. именинами. Если же в святцах нет имени, которое вы носите, обратитесь в церковь, и вам подскажут день вашего ангела – хранителя.

     В народе существует несколько примет, связанных с празднованием  дня рождения и именин. Эти приметы касаются обоих праздников. Если вы возьмёте себе на заметку секреты народной мудрости, то ничто не сможет омрачить ваш светлый праздник.

·        Нельзя отмечать день рождения заранее или позже действительной даты

·        Не приглашайте много гостей для мужчин на 40-летие, для женщины – на 53 года, для ребенка – на 13 лет. Должен быть узкий круг самых близких родственников.

·        Не зовите гостей в количестве 9, 13, 18, 21, 50, 99 и 100 человек. Эти числа сокращают имениннику жизнь.

·        Если вы хотите поставить на праздничный стол свечи, чтобы обстановка была более торжественной, избегайте такого количества: 3, 9, 12 и 18 свечей.

·        Нельзя в день рождения подавать к столу блины, если на горячее у вас запланировано блюдо из риса, например, плов.

·        Нельзя ставить на праздничный стол свиную голову, а также готовить блюда из голубей. Эти яства – к несчастному случаю с именинником.

·        Имениннику нельзя занимать деньги в день своего рождения.

·        Плохой считается примета, если именинник дважды переодевается во время торжества. В каком наряде встречаете гостей, в таком и провожайте.

·        Разбитую во время застолья посуду не выбрасывайте из дома до ухода последнего гостя.

·        Если вы решили отпраздновать день рождение в кафе или столовой, поинтересуйтесь, не справлялись ли здесь накануне поминки после похорон. Если справляли, подыщите другое место для своих гостей или отпразднуйте дома.

     Поздравляя именинника, часто обращают внимание на его имя. Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имён. Личное имя каждого – обязательное условие существования современного общества. Случаи отсутствия имени также общественно значимы. Лишают имен каторжников, присваивают им номера. Этот «приём» переняли фашисты, стремясь превратить пленных в рабочий скот. В одном из племен Северной Америки берущий в долг теряет право на свое имя, пока не расплатится.

     Уловив необходимость имени и его огромную ценность, но не понимая его общественной сути, объяснили всё «потусторонней» силой, верили, что имя – сама душа человека, подобно тому как полагали одушевленными существами ветер, воду, огонь. Нет имени – нет души. С этим связано немело суеверий.

     Дошло до того, что у папуасского племени маринг – аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами :делами вылазки к соседям и требовали, убивая: «Имя!» их объяснение – «имен не хватает». Ведь сколько имен, столько и душ; чтобы племя размножалось, надо отнимать у соседей имена вместе с жизнью.

     У разных народов разный строй личных имен. У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена смены в зависимости от возрастных ступеней каждого человека. Сначала -  детские, потом последующие, которые тоже отбрасывают при обряде совершеннолетия, выбирают «взрослое» имя, но и его меняли при перемене общественного положения – когда становились вождем, шли в монахи др.

     У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг: у чукчей северо – восточной Азии, у яванцев в Индонезии, у эскимосов Канады и др. эскимосы меняли имя и после неудачной охоты.

     Всюду детям давали имена, защищавшие от «нечистой силы». В тяжелых условиях, при отсутствии медицинской помощи детская смертность была огромной, в ней винили «злых духов». Дабы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали имена устрашающие, отталкивающие либо обманывающие. Примеры бесчисленны у всех народов. В русских документах XV-XVII в. Записаны воевода Волчий Хвост, служитель монастыря Дурак (на дурака – то злой дух не позарится), в завещании помещика дарит церкви деревню – «по приказу покойного мужа и господина моего Негодяя». Такие имена были в порядке вещей. В 1625 г. документирован … дьякон, «сын дьяволов». Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятать их от чертей, затем инсценировать находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Потому – то нередки были имена Найден, Ненаш и т.п. (отсюда фамилии Найденов, Ненашев).

     В предреволюционные годы один журнал рассказал   о священнике, который, рассердясь на прихожан за скупые пожертвования, при крещении стал «награждать» детей именами Псой, Варнипсав, Мастридия. Не той ли причине обязан и набор имен, обнаруженный в Калужском областном архиве, в документах рождений за 1901 г. по церкви села Олепово Перемышльского уезда Лупп, Кукша.

     Революция уничтожила обязательность церковных имен. В начале 20-х годов движение за новый быт и отдых от религии обусловили решительный отказ от имен церковных, стремительной и в огромном количестве стали возникать новые. Что это были за имена?

     Это были имена – сокращения высокого идеологического смысла, сложенные из первых букв нескольких слов (Кэм - коммунизм, электрофикация, механизация); РЭМ - революция, Энгельс, Маркс); либо из первых слов: Владлен (Владимир Ленин), Ревмира (революция мировая), Пятвчет (пятилетку в четыре года), Окдес (Октябрь десятый), Даздраперма    (да здравствует первое мая). После 1927 года появились два имени, связанные с экспедициями в Арктику (Отто Юльевича Шмидта – Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике) и Оюшминальда  (Отто Юльевич Шмидт на льдах).

     Были придуманы даже двухсловные имена : в Ленинграде – девочки  Белая Ночь, Артиллерийская Академия!

     В потоке новых имен немалую группу составляли обыкновенные нарицательные слова, обращенные в собственные без всяких внешних изменений: Авангард, Гений, Герой, Октябрь, Прогресс, Индустрия, Идея, Новелла, Поэма, Электрификация. Основы этих имен – отвлеченные понятия, взятые преимущественно из лит-ры, искусства, политики, но были и вполне вещественные, материальные – мальчики Трактор, Портфель, девочки – Шестеренка, Баррикада.

     В 30-е годы приток новых имен пошел на убыль, хотя отдельные примеры продолжали возникать и позже.

     Сотрудницы Тамбовского областного архива загсов рассказывали: «К нам поступила просьба воинской части уничтожить имя сверхсрочного военнослужащего, родившегося в 1942 году в Хоботовском районе. Мы нашли подлинный документ о его рождении с записью имени: Винегрет. Никто не смог объяснить, почему дано подобное имя. Что же тут реально предположить? 1942 год! Фронт приблизился вплотную. Всем не до имен. А в те дни, когда варевом из крапивы не пренебрегали, винегрет казался пределом мечты. Или могла вкрасться ошибка. На вопрос: «Как называете?»-

Последовал ответ: «Веня» (Вениамин). Но разбираться некогда, да и перед глазами голодных сотрудников маячило меню мирных лет. Так или иначе, этот казус, запоздалый отголосок практики 20-х годов, к сожалению, не последний в череде неудачных имен.

     А хотите праздновать день рождения 4 раза за год? Нет ничего проще! Тебе просто надо отправиться на Меркурий. Дело в том, что Меркурий делает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней. Значит, за наш земной год он сделает 4 витка с хвостиком! Вот тебе и 4 дня рождения!

     Для любителей космических дней рождений можем сообщить и про другие планеты солнечной системы. Венера делает 1 оборот вокруг Солнца за 225 дней – около 3 дней рождения за 2 земных года. Марс облетает Солнце за 687 дней – значит, только 1 день рождения за почти целых 2 земных года.

     Дальше – хуже. На Юпитере можно попраздновать лишь раз в 12 земных лет, на Сатурне – раз в 30 лет.

     А на Нептуне или Плутоне дня рождения, пожалуй, можно и не дождаться. Один виток вокруг Солнца Нептун совершает за 165, а Плутон – за 250 земных лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...