Охрана природы
рабочая программа на тему

Тогузова Светлана Николаевна

Авторская программа "Охрана природы" расчитана на детей среднего возраста, специальных знаний не требует. 

Реализация программы «Охрана природы» рассчитана на 3 года, предусматривает обучение 144 часа в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ohrana_prirody_3_goda.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

«УТВЕРЖДАЮ»

«____» ________2012г

___________________

директор Газдаров М.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

программа дополнительного образования

 для детей среднего школьного возраста.

срок обучения 3 года.

Автор: Тогузова Светлана Николаевна.

педагог дополнительного

образования

Рецензент: Попов Константин Павлович

кандидат биологических наук, заместитель директора Северо-Осетинского госзаповедника

Программа разработана в 2006 году

г. Алагир,  2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа дополнительного образовательная программа «Охрана природы» рассчитана на детей среднего школьного возраста, не требует специальных навыков и знаний для изучения данного материала. Реализация программы «Охрана природы» рассчитана на 3 года, предусматривает обучение 144 часа в год.

Новизна программы заключается в более глубоком изучении краеведческого материала, в изучении биологии и экологии растений и животных родного края, изучение объектов природы как на русском, так и на осетинском языках.  Непосредственная практическая работа проводится на территории окрестностей г. Алагира и Северо-Осетинского государственного заповедника с привлечением сотрудников этого учреждения. Предусматриваются мероприятия по охране природы.

Актуальность данного курса связана с сокращением флоры и фауны в Северной Осетии, необходимостью мониторинга для восстановления и сохранения богатств района, республики, особо охраняемых  природных территорий (святая роща Хетага, пещеры, источники и т.д.); содержание курса имеет профессионально-.ориентационную направленность и способствует созданию кадрового потенциала эколого–биологического направления. Программа составлена в силу необходимости создавшегося положения  в социуме.

Цель программы. Создать условия для расширения экологических знаний, умений навыков у обучающихся; формирование экологической культуры, привитие обучающимся любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по краеведческому материалу; создавать условия для профессиональной ориентации обучающихся по эколого–биологическому направлению.

Задачи:

1. Образовательные:

-изучить многообразие флоры и фауны родного края, охраняемые виды; водные  ресурсы, воздух и почву;

-обучить навыкам экологического мониторинга, знать экологические проблемы, как глобального уровня, так и местного значения;

-создать условия для выявления творческих возможностей и самореализации

потребностей детей;

-совершенствование содержания непрерывного экологического образования;

-ознакомление обучающихся со структурой и характеристикой

биоценоза, экологическими факторами среды.

2. Воспитательные: 

-воспитание любви к родному краю, трудолюбия, аккуратности и

целеустремленности;

-приобщение к национальной культуре и традициям родного края РСО – Алания;

-вовлечение обучающихся в творческую, практическую деятельность по охране и     восстановлению природы и природных ресурсов;

-воспитать способность к сотрудничеству, взаимопониманию в коллективе, построению межличностных отношений;

-воспитание отторжения вредных привычек;

-формирование активной жизненной позиции.

3. Развивающие.

-развивать и совершенствовать познавательную деятельность у обучающихся;

развивать творческие и организаторские способности;

-развивать навыки групповой работы;

-создавать условия для развития познавательного интереса к культурному
наследию Северной Осетии и России;

-формировать навыки практических знаний по природопользованию;

-навыки поведения в природе и бережного отношения к нему;

-формировать элементы трудовой деятельности;

-развивать и совершенствовать игровую деятельность.

Форма занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия.

Режим обучения: занятия проводятся по два часа, два раза в неделю с каждой группой.

В содержание программы входят теоретические и практические работы, наблюдения в природе, исследовательские работы по тематике курса.

Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • системность,                                      
  • наглядность,
  • преемственность,
  • проблемность,
  • междисциплинарность.
  • научность,
  • диагностичность,
  • гуманизация,
  • краеведение,
  • вариативность,

Принцип междисциплинарности. Знания о природе формируются  различными специализированными  науками, такие как география, экология, ботаника, зоология и т.д. Природа также является источником вдохновения  у поэтов, музыкантов, художников. Существуют правовые,  экономические и ряд других аспектов изучения природных ресурсов.

Принцип гуманизации. Гуманизация возможна на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Краеведческий принцип. Краеведение высокий  нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение природы Северной Осетии. Краеведческий принцип позволяет изучить традиционную культуру осетин связанную с природой своего края.

Принцип проблемности. Предполагает рассмотрение содержания курса при раскрытии экологических проблем, связанные с антропогенным фактором. Изучаются и используются методы и мероприятия по охране природы, биоценозов.

Принцип преемственности. Предполагает, что содержание экологического образования должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Для реализации принципа преемственности необходимо создание единого образовательного пространства.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Основные методы обучения

  • словесные методы: рассказ, индивидуальная беседа, дискуссия, лекция,
  • работа с книгой (энциклопедии, Красная книга, учебные пособия, определители).
  • наглядные: различные типы иллюстраций, схем, учебное телевидение,
    наглядные пособия: видеоматериалы, слайд – презентации, интерактивная доска.
  • практические: упражнения, практическая работа, экскурсии, наблюдения, эксперименты, измерения, взятие проб.
  • эвристические: метод поиска, самостоятельная работа обучающихся.
  • частично-поисковые и исследовательские;
  • интерактивные:
  • неигровые - дискуссия, проблемная лекция, анализ конкретных экологических ситуаций;
  • игровые - «настольная», ролевая, имитационная, деловая игры, «Своя игра», «Поле чудес».

Методы активизации:

  • живой и яркий рассказ;
  • использование наглядных пособий;
  • мотивация - осознание обучающимися необходимости изучения фауны и   флоры;
  • положительный эмоциональный настрой обучающихся;
  • перемена, разнообразие методов обучения;
  • повышение степени активности обучения;

  • подведение обучающихся к собственным» открытиям - радость
        творчества, создание «ситуации успеха».

Методы контроля:

  • викторины
  • конференции.
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ;
  • оформление тематических альбомов, слайдов.

Результаты работы творческого объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные во время экскурсий, походов, экспедиций, итоги исследований и опытов, альбомы, оформленные по определенной тематике, стенды, реферативные доклады и пр.) обязательно должны быть оформлены в виде отчётов и исследовательских работ.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения определенных программой разделов обучающиеся должны знать:

  • каково значение природы для человека;
  • основы ботаники, флору Республики Северная Осетия  - Алания;
  • этологию животных Республики Северная Осетия  - Алания;
  • экологические факторы и их влияние на природу;
  • основные сведения о биоценозах и биоценозы Республики Северная Осетия - Алания;
  • правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;
  • способы и средства тушения лесных пожаров;
  • признаки появления и распространения вредных насекомых и болезней растений. 
  • о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
  • об основных условиях сохранения здоровья;
  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

должны уметь:

  • определять растения, породы деревьев, произрастающие в лесу;
  • определять животных, следы их жизнедеятельности.
  • проводить геобатанические описания луга и леса.
  • посадки саженца или черенка;
  • определения минеральных удобрений по внешним признакам.
  • в случае возникновения пожара принимать меры по организации его тушения.
  • определять насекомых - вредителей растений.
  • оценивать состояние здоровья;
  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.),
  • режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
  • применять способы закаливания и ухода за кожей;
  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
  • проводить наблюдения и самонаблюдения;

вести здоровый образ жизни

Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, гражданина с активной жизненной позицией, формирует умения и навыки по изучению и охране природы.

В первый год обучения особое внимание уделяется улучшению подготовки обучающихся в изучении природы своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем, обучающиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранительной работы, специализируясь по дендрологии, геоботанике, орнитологии, энтомологии, гидробиологии, а также экологии человека, на высоком уровне проводить опытническую и исследовательскую работу в области охраны природы и здоровья человека.

В программе второго года обучения изучается экология растений. В процессе обучения вводятся основные экологические понятия, такие как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам

среды, основные виды приспособлений растений к условиям их жизни

Программа третьего года обучения предлагает изучение экологии животных. Изучается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, а так же роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. Программа заканчивается изучением раздела «Экология человека», направленное на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на организм в целом.

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, наблюдения  в природе, общественно полезный труд и критерии  здорового образа жизни. Большое внимание уделяется экскурсиям, походам, с целью изучения природы своего края, знакомства с достижениями в области охраны рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К этой работе, могут быть привлечены специалисты, ученые организаций, ведущие природоохранную работу, врачи и специалисты  психологи. Руководитель может дать членам творческого объединения задания, самостоятельно подготовить доклады, сообщения о каком-нибудь растении, насекомом, звере, птице  или о здоровом образе жизни человека.

Выступая с реферативными докладами, обучающиеся получат первоначальные лекторские навыки, научатся правильно работать с литературой, самостоятельно делать научно обоснованные выводы.

В дальнейшем обучающиеся могут стать активными пропагандистами вопросов охраны и воспроизводства природных ресурсов среди детей и взрослого населения. Большое значение в работе творческого объединения имеет связь с научно-исследовательскими учреждениями,

кафедрами высших и средних учебных заведений, хозяйственными и общественными организациями, предприятиями лесного хозяйства, учеными, специалистами.

Успех экспериментов и исследований в природе во многом зависит от умело и внимательно подобранной тематики. Эта работа проводится в течение всего года, но особое внимание, ей нужно уделить в летнее время, в период организации походов и экспедиции в природу. При проведении каждого исследования необходимо обращать внимание на соблюдение требований методики, эксперимента. Обязательное условие ведение дневника.

При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) следует воспитать у учащихся бережное отношение к ней. Не надо часто повторять сборы объектов, уже имеющихся в распоряжении членов творческого объединения, нужно обеспечить правильное хранение, уход и реставрацию их.

При сборе хозяйственно-ценных растений, заготовке лекарственного сырья, грибов, ягод (по заданию и под руководством ученых и специалистов) необходимо также помнить о рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов.

Восстановление ареалов распространения ценных видов растений в природе — интересный и важный раздел работы творческого объединения по охране природы.

Большое значение в проведении исследовательской и опытнической работы имеют фенологические наблюдения. Их обучающиеся проводят в течение всего года.

Встречи со специалистами, учеными в области природоведения и защиты природной среды, знакомство с работой специальных кафедр, институтов, лабораторий научно-исследовательских, учреждений сыграют определенную роль в выборе профессии обучающимися.

Результаты работы членов творческого объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные во время экскурсий, походов, экспедиций, итоги исследований и опытов, альбомы, оформленные по определенной тематике, стенды, реферативные доклады и пр.) обязательно должны быть оформлены в виде выставки.

Итогом работы творческого объединения является научно – практическая конференция.


Учебно-тематический план 1 года обучения

п/№

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Теор. часть

Практ. часть

Вводное занятие.

4

2

2

Охрана природы - важная задача

10

8

2

Организации фенологических наблюдений.

4

2

2

Охрана лесов и сопутствующей растительности на территории РСО – Алания.

18

8

10

Охрана животного мира на территории РСО – Алания.

16

10

6

Насекомые РСО – Алания. Подготовка насекомых к зиме

10

6

4

Птицы РСО – Алания. Подготовка птиц к зиме

18

10

8

Жизнь животных зимой.

10

6

4

Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой.

8

4

4

Сезонные изменения у древесных растений  весной.

8

4

4

Весенние сезонные явления у животных

6

4

2

Охрана вод. Охрана рыбных запасов.

18

12

6

Растительность болот,  водоемов.

6

4

2

Охрана памятников природы.

6

4

2

Заключительное занятие.

2

2

ИТОГО

144

84

60

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы творческого объединения, с массовыми мероприятиями и общественно полезным трудом в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в которых будут принимать участие члены творческого объединения

Практическая работа: Знакомство с выставкой (оформлением), лабораторией охраны природы (кабинетом), экскурсия (заповедник или на дендрологический участок).

2.Охрана природы - важная государственная задача. Значение охраны природы для народного хозяйства. Охрана природы в России. Государственная основа в законодательстве по охране природы и ее рациональному использованию природных ресурсов в России. Участие России в международных организациях, занимающихся проблемами охраны природы. Создание заповедников, национальных парков, ботанических садов, заказников, как одна из форм сохранения природы для научных и хозяйственных целей. Заповедник, заказники, национальный парк, ботанический сад Республики Северная Осетия – Алания. Принцип создания заповедников. Значение национальных парков, дендропарков, ботанических и зоологических садов. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Практическая работа: Подготовка к конференции юных исследователей. Установление связи и выполнение задании научно-исследовательских учреждений, заповедников, специальных предприятий, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов, их охраной и воспроизводством. Помощь районному музею краеведения в сборе материала о местной природе и ее охране.

3.        Организации фенологических наблюдений.

Развитие фенологической науки. Значение фенологических наблюдений для народного хозяйства. Правила проведения наблюдений.

Практическая работа: проведение фенологических наблюдений.

4.        Охрана лесов и сопутствующей  растительности.

Значение леса для народного хозяйства страны; лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в приумножении полезной фауны. Лес и охрана здоровья человека. Фитонциды. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Оборонное значение лесов

Лес кладовая природы. Рациональное использование древесины и другого древесного сырья, лекарственных и пищевых растений, грибов, ягод.

Основные лиственные и хвойные породы лесов Алагирского района, их характеристика, географическое распространение, биологические свойства и народнохозяйственное значение. Общие понятия о типе лесов. Древесные растения, занесенные в Красную книгу Северной Осетии и России.

Тематика и методика опытов с древесными и кустарниковыми растениями.

Практическая работа: проведение экскурсий с целью ознакомления с основными породами деревьев и кустарников своего края. Определение деревьев и кустарников. Работа с определителями и литературой. Пропаганда охраны лесов. Проведение исследовательской работы.

5. Охрана животного мира.

Охрана животного мира. Основные виды животных, обитающих Республике Северная Осетия - Алания и в Алагирском районе. Животные, завезенные с целью акклиматизации и ре акклиматизации. Животные, уничтоженные человеком (стеллерова корова, бескрылая гагарка, дронт, странствующий голубь, тарпаны туры). Животные, занесенные в «Красную книгу». Принципы охраны животных.

Практическая работа: Экскурсия в природу по изучению животного мира своего края. Определение животных. Изучение роли отдельных видов животных в общем биоценозе. Участие в заготовке кормов для зимней подкормки животных. Наблюдения за животными (зверями) в осенний период. Просмотр кинофильмов, слайдфильмов, об охране, акклиматизации животных. Оформление - альбомов: «Животные, охраняемые в Северной Осетии», «Животные, обитающие в Алагирском районе» и т. д.

6. Подготовка насекомых к зиме.

Видовой состав насекомых Республики Северная Осетия - Алания. Насекомые занесенные в Красную книгу. Насекомые вредителя сельского и лесного хозяйства. Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, приспособление насекомых-вредителей к условиям перезимовки. Меры борьбы с насекомыми - вредителями.

Викторина: « В мире насекомых».

Практическая работа: Экскурсии с целью знакомства с подготовкой насекомых к зиме. Обследование деревьев, кустарников, растительных остатков, пней, почвы для выявления обитающих насекомых, составление учебных коллекций. Применение безвредных методов борьбы с насекомыми-вредителями: правильный и своевременный уход за растениями, деревьями и кустарниками, удаление сорняков, сбор кладок яиц, сбор куколок, гусениц, устройство ловчих поясов, привлечение птиц. Работа с определителями и литературой, Пропаганда мер борьбы с насекомымивредителями лесного и сельского хозяйства.

7. Подготовка птиц к зиме.

Птицы Республики Северная Осетия – Алания. Птицы обитающие в окрестностях г.Алагир. Изменения видового состава птиц связанные с сезонными явлениями. Осенние перелеты, кочевки. Птицы зимой, их охрана и привлечение. Роль птиц в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Хищные птицы, их польза и вред. Заготовка корма для зимней подкормки птиц.

Викторина: «Пернатые друзья», «Птичий КВН»

Практическая работа: Экскурсии на водоем, места стаения птиц с целью изучения подготовки птиц к зиме. Наблюдения за поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом  зимующих птиц (снегирей, чечеток, свиристелей, щуров и т.д.). Появление у жилья ворон, галок, воробьев.. Проведение подкормки птиц, просмотр кинофильма «Крылатая защита», слайдфильма «Птицы наши друзья» и т. д. Оформление слайдов (фотостендов) «Птицы зимой», «Пернатые друзья» (о пользе птиц). Сбор кормов, для зимней подкормки птиц, изготовление кормушек, подготовка и проведение праздника «Встреча зимующих птиц». Пропаганда вопросов охраны и привлечения птиц. Работа с литературой, определителями.

8. Жизнь животных зимой.

Животные впадающие в спячку. Животные ведущие активный образ жизни. Следы на снегу. Изучение следов, охрана и подкормка животных зимой.

Практическая работа: Экскурсия в природу с целъю изучения следов на снегу. Проведение видового и количественного учета животных по следам. Проведение наблюдений за поведением животных. Выявление причин голодания животных, их подкормка, охрана. Пропаганда значения охраны животных в зимнее время. Просмотр кинофильмов. Оформление альбомов, слайдов и стендов «Следы на снегу», «Животныеобитатели зимних лесов» и т. п. Работа с литературой, определителями.

Конкурс: «Следопыт».

9. Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой.

Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных лиственных растений зимой. Приспособления почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние покоя. Искусственное прерывание состояния покоя. Образование морозобойных трещин. Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом. Условия развития травянистых растений под снегом в смешанном, еловом, сосновом лесах. Семена деревьев и кустарников зимой. Календарь сбора семян (на зиму).

Практическая работа: Экскурсия в природу с целью распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии: по коре, кроне, почкам. Определение урожая дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам. Наблюдения за веточками

деревьев и кустарников, поставленными в воду. Борьба, с морозобойными трещинами. Наблюдения за развитием травянистых растений под снегом. Сравнение условий их

перезимовки в различных типах леса. Уход за деревьями и кустарниками. Проведение работ по снегозадержанию, отаптывание снега, расстановка щитов. Сбор семян деревьев и кустарников. Стратификация семян. Проведение фенологических наблюдений.

Экскурсия: «Зимний лес».

10. Сезонные изменения у древесных растений  весной.

Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые). Раннецветущие травянистые растения. Алагирского района. Биологические особенности раннецветущих растений. Виды и сроки весенних работ в питомнике (на дендрологическом участке, в заповеднике). Различные типы лугов (заливные, низинные, суходольные). Распределение их в зависимости от рельефа местности. Основные хозяйственные группы луговых растений: злаки, бобовые, осоки, разнотравье; ценные кормовые травы, медоносы, лекарственные растения; вредные и ядовитые травы. Хозяйственная ценность лугов, использование их, продуктивность, состояние, охрана. Растения-барометры и растения-часы.

Практическая работа: Экскурсия в природу с целью знакомства с развитием деревьев и кустарников весной, с раннецветущими растениями. Сбор гербария. Работа с определителями, литературой. Весенние посадки и посев деревьев и кустарников. Проведение опытнической и исследовательской работы с деревьями и кустарниками. Оформление альбомов, слайдов,  «Деревья и кустарники весной», «Раннецветущие растения».

Фотоконкурс: «Родные пейзажи»

11. Весенние сезонные явления у животных. Животные весной. Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах, явления природы. Постройка гнезд. Вывод птенцов Гнездовая жизнь птиц. Места обитания перелетных птиц. Охрана гнезд, определение гнезд, наблюдения за жизнью птиц летом. Период размножения животных. Охрана животных весной.

Практическая работа: Постройка и развеска искусственных гнезд. Наблюдения за прилетом птиц, постройкой гнезд, выводом птенцов. Составление схематического плана местности с нанесением на него гнезд птиц, норок и лежбищ животных. Оформление альбома (стенда «Гнезда птиц»). Работа с литературой, определителями. Наблюдения за птицами (появлением птенцов, кормлением, их вылетом, собиранием птиц в стаи и т. д.) и животными. Наблюдения за слетками (птенцами, покинувшими гнездо). Пропаганда охраны животных в период размножения. Просмотр учебных кинофильмов. Оформление альбомов, стенда «Птицы наши друзья».

Праздник: «День птиц».

12. Охрана вод. Охрана рыбных запасов.

Значение воды и водоемов в жизни человека.. Сокращение водоносности рек, обмеление озер. Проблема чистой воды. Мировые запасы пресной воды. Охрана водоемов от загрязнения и засорения. Основы водного законодательства России и нашей республики, его значение в деле охраны вод. Рыбные запасы, их охрана. Рыборазведение. Работа «голубого патруля». Тематика и методика опытнической и исследовательской работы.

Экскурсия в рыбоводческое хозяйство «Брут»

Поход: «За чистоту и полноводностъ малых рек».

Практическая работа: Экскурсии на предприятия, имеющие очистные сооружения, в природу с целью выявления и изучения родников, ключей, источников; их учет, нанесение на план - карту местности. Проведение посадок деревьев и кустарников по берегам рек, озер, водоемов, природных источников. Изучение видового состава рыб в местных водоемах. Обследование местных водоемов по выявлению их зарастания; мест, где может скопиться рыба (весной спасение мальков ценной промысловой рыбы). Проведение исследовательских работ. «Малым рекам чистоту и полноводностъ», «Пресноводные рыбы,  обитающие в горных реках Алагирского района». Работа с литературой, определителями. Оформление альбомов, стенда по охране рыбных запасов, вод. Пропаганда вопросов охраны 

13. Охрана памятников природы.

Охрана памятников природы России и Республики Северная Осетия  - Алания. Памятники природы Алагирского района. Участие обучающихся в охране и озеленении памятников {природы, историко-революционной славы; Великой Отечественной войны и пр.).

Практическая работа: изучение и выявление памятников историко-революционной славы, природных памятников (реликтовых деревьев, рощ, посадок, аллей, пещер). Участие в охране и озеленении памятников историко-революционной славы, героев гражданской, Великой Отечественной войн, трудовой славы. Подбор растений для озеленения памятников, братских могил, обелисков и т. д.  Оформление стенда (альбома «Охрана памятников»). «Природа в культуре, традициях и верованиях осетин»,

14. Растительность водоемов и болот.

Способы образования болот. Типы болот. Особенности растений болот в связи с условиями жизни. Хозяйственное использование болот. Мелиоративные работы,

Практическая работа: Экскурсии (поход на верховое, низинное торфяное и сфагновоеболота) для ознакомления с растительностью. Наблюдения за растениями болот, за растениями барометрами и растениями-часами. Выяснение происхождение болот. Условия жизни растений на болоте. Измерение температуры торфяного мха на глубине 1 1,5 см и 1075 см. Зарисовка разреза болота (почвенной ямы). Определение годичного прироста мха-сфагнума по стеблям и придаточным корням, сбор гербария растений болот.

Работа с определителями. Оформление альбома «Растительность болот». Знакомство с мелиоративными работами, мелиоративной техникой. Биологические особенности растительности. Зоны зарастания водоема. Охрана растительности водоемов.

Практическая работа: Экскурсия на водоем с целью изучения растительности. Выяснение происхождения водоема (пруд, ледниковое озеро, старица и пр.). Промер глубины, определение скорости течения, выявление зон зарастания, составление схемы. Сбор водной растительности по зонам. Оформление гербария, альбома (стенда) «Растительность водоема», «Красавицы наших водоемов»(красивоцветущие растения водоема), «Растения-барометры, растения-часы» и т. д.

Выявление случаев, загрязнения водоемов. Борьба с загрязнением. Пропаганда охраны водоемов. Их роль для развития рыбного и охотничьего хозяйства

15. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы творческого объединения за год. Подготовка докладов по изучению охраны, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Подготовка и проведение конференции по охране природы. Оформление выставки.

Учебно-тематический план  второго год обучения

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Теор. часть

Практ. часть

Вводное занятие.

4

2

2

Экология растений

4

2

2

Жизненные формы растений

4

2

2

Влияние абиотических факторов среды на растения

54

44

10

Взаимоотношения животных и растений

4

2

2

Влияний растений друг на друга

8

6

2

Грибы и растения в жизни растений

8

6

2

Изменения растений в течении жизни

4

2

2

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

6

4

2

Растительные сообщества

8

6

2

Основные типы растительного  покрова РСО - Алания

16

10

6

Антропогенное воздействие на фитоценозы

12

10

2

Охрана растительного мира Республики Северная Осетия - Алания

10

6

4

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

144

102

42

Содержание программы 2-ого года обучения

1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы творческого объединения, с массовыми мероприятиями. Проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда.

Экскурсия: Северо-Осетинский государственный заповедник.

2.Экология растений: раздел науки и учебный предмет  

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

3. Жизненные формы растений

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений. Изучаются особенности различных жизненных форм растений на учебно-опытном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм, и обсуждается их санитарное состояние.)

4. Влияние абиотических факторов среды на растения

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Приспособления растений к световому режиму. Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Фотопериодическая реакция растений. Эфемеры и эфемероиды. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Термофилы, криофилы, мезотермные растения. Особенности растений холодных

поясов. Влияние тепла и холода на жизнь растений. Температурные адаптации растений. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Температура растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Определение среднегодовых и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений, определение по справочникам сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности).

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические типы наземных растений по отношению к воде: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Склерофиты и суккуленты - стратегия выживания в условиях водного дефицита. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Экология водных растений. Фитопланктон, его размерная структура. Меро-, нано- пикопланктон. Систематический состав морского и пресноводного фитопланктона. Неритический и океанический планктон, их особенности. Нейстон, его представители. Фенология фитопланктона. Изменение продуктивности океанического фитопланктона с глубиной. Морфо-физиологические адаптации фитопланктона к парению в толще воды.

Фитобентос. Экологические группы фитобентоса: эпилиты, эпипелиты, эпифиты, эндолиты. Особенности среды обитания фитобентоса. Микрофитобентос и макрофитобентос. Влияние абиотических и биотических факторов на фитобентос. Влияние температуры и света на таксономический состав и распределение фитобентоса. Реакция растений на среду обитания: морфологические и физиологические изменения. Особенности морской среды обитания. Влияние солености на гидрофитов. Влияние биогенов на водные растения. Проблемы биогенов в Мировом океане.

Эвтрофные, мезотрофные и олиготрофные водоемы. Снабжение кислородом, сезонные изменения стоячих водоемов. Зональность в озере Экологические группы водных растений: погруженные, полупогруженные, плавающие на поверхности. Представители этих экологических групп.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы Характеристика почв по механическому и минеральному составу, по содержанию ионов водорода. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Экологические группы растений по отношению к кислотности, засоленности и механическому составу почв

Основные факторы деградации почв фитоценозов. Удобрения, их виды. Применение удобрений

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения. Тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения. Влажность, вода - необходимое условие жизни. Влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

 Минеральные и органические вещества почвы. Гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв. Газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам обучающихся.)

Опыт: Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.) Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.) Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.) Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода.) В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.

Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)

Опыт: Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями Республики Северная Осетия - Алания.

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с технологией подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений).

Праздники: «День Земли».

5. Взаимоотношения животных и растений 

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Биологические методы борьбы с вредителями растений: леса, луга, и искусственных агроценозов.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Практическая работа. Способы распространения плодов и семян (с помощью коллекции плодов и семян изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными). Изучение защитных приспособлений растений на гербарных экземплярах.

6. Влияние растений друг на друга 

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Практическая работа. Взаимодействие лиан с другими растениями (изучаются приспособления лиан, например гороха, чины, плюща и других обеспечивающие им преимущество в выживании).

7. Грибы и бактерии в жизни растений

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Практическая работа. Грибковые заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

8. Изменения растений в течение жизни

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

9. Разнообразие условий существования и их  влияние на разные этапы жизни растений

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа. Воздействие человека на растительность, влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.

10. Растительные сообщества 

Фитоценология. Значение знаний фитоценологии для сохранения и преумножения природных богатств. Основные компоненты фитоценозов. Фитоценоз, его структура (видовая и пространственная). Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Взаимосвязи в сообществах. Классификация фитоценозов по биологической продуктивности. Естественные и искусственные растительные сообщества. Взаимосвязь естественных и искусственных фитоценозов. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Устойчивость растительных сообществ. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. Биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза.

Основные понятия: биом, жизненная форма, ярусность, буферность, биологическая продуктивность, продуценты, редуценты, симбионты. Антропогенный фактор, фитоценоз.

Растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества учебно-опытного участка, городского парка, сквера и т. д.

11. Основные типы растительного покрова Республики Северная Осетия- Алания.

Растительные сообщества с преобладанием древесных форм, причины их формирования. Леса умеренной зоны, лиственные и хвойные. Особенности адаптаций растений лесов различных климатических зон. Растительные сообщества с преобладанием трав. Степи. Влияние осадков и ветровой активности на формирование фитоценозов.

Экскурсии: "Приспособленность растений к жизни в фитоценозах","Влияние культурных растений на естественные фитоценозы";"Влияние естественных фитоценозов на культурные растения".

12. Антропогенное воздействие на фитоценозы

Земельный фонд планеты. Биологические методы защиты растений. Основы рационального использования земельных ресурсов. Исчезающие фитоценозы планеты. Экологические последствия сведения фитоценозов.

Практическая работа. Работа в заказнике и в Алагирском лесничестве.

Изготовление феррамоных ловушек и ловчих поясов.

13. Охрана растительного мира

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа.

Охраняемые территории Республики Северная Осетия - Алания (обучающиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий Республики Северная Осетия – Алания.

  1. Заключительное занятие

Подготовка и проведение викторины «Угадай растение», проведение конференции по итогам исследовательских работ

Учебно-тематический план 3 года обучения

Наименование темы

Всего часов

Теор. часть

Практ. часть

Экология животных

1

Вводное занятие.

4

2

2

2

Экология животных.

2

2

3

Условия существования животных

8

6

2

4

Среды жизни

10

6

4

5

Биотические факторы в жизни животных

6

4

2

6

Влияние абиотических факторов на животных

10

6

4

7

Сезонные изменения в жизни животных

8

6

2

8

Изменения в животном мире Земли

10

8

2

9

Заключительное занятие

2

2

Экология человека

10

I. Окружающая среда и здоровье человека

10

4

6

II. Влияние факторов среды на человека

11

Формирование опорно-двигательная система

4

2

2

12

Формирование развития кровеносной системы

10

6

4

13.

Дыхательная система

4

2

2

14

Пищеварительная система

10

4

6

15

Кожа. Гигиена кожи

4

2

2

16

Анализаторы. Профилактика нарушений.

4

2

2

17

Нервная система.

10

6

4

18

III. Репродуктивное здоровье

10

10

19

IУ.Фитотерапия

16

10

6

   20

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

144

90

54

Содержание программы третьего года обучения. 

1.Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструкции по технике безопасности.

Экскурсия. Изучаем природу.

2. Экология животных.

Экология животных. Роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой.

3. Условия существования животных

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)

4. Среды жизни

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Жилища в жизни животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных. Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Экскурсия: на водоем,  на луг, в лес.

5. Биотические экологические факторы в жизни  животных

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые, взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство. Хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Практическая работа: Составить карту пищевых связей животных.

6. Влияние абиотических факторов среды на животных

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение. Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма. Органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим. Холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные. Окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.

Практическая работа: Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении -формируется умение ставить цель эксперимента)

Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)

7. Сезонные изменения в жизни животных

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Практическая работа: Из любой отмирающей части дерева, пня, опавшей ветви, послойно выбирают насекомых. Обучающиеся определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.

Фенологические наблюдения за животными. (Обучающиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных - формируется умение вести долгосрочные наблюдения.) Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на учебно-опытном участке.

8. Изменения в животном мире Земли

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Редкие и охраняемые животные. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды.

Экскурсия: (в рощу Хетага - памятников природы или в краеведческий музей).

9.Заключительное занятие.

Экскурсия в природу: «Охотничий список»

Экология человека

10. (I) Окружающая среда и здоровье человека

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Практическая работа. Оценка состояния здоровья, устный экологический журнал: «Опасная сигарета», «Нет наркотикам».

Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов

11. Формирование опорно-двигательной системы

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Практическая работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.

12. Формирование  развития кровеносной системы

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья), мероприятие «День здоровья».

13. Дыхательная система Правильное дыхание. Заболевания органов дыхания. Гигиена дыхательной системы

Практическая работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений. Рефераты.

14. Пищеварительная система

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета. Гигиена органов пищеварения.

Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта.

Проектная деятельность. Рациональное питание.

15. Кожа. Гигиена кожи.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи.

Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.

16. Нервная система. Высшая нервная деятельность

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс, стрессоустойчивость. Типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Практическая работа. Развитие утомления. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

17. Анализаторы

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Гигиена анализаторов.

Практическая  работа. Острота слуха и шум.

 Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

18. (III). Репродуктивное здоровье

Половая система. Развитие организма

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

19. (IУ) Фитотерапия

Растения в жизни человека. Фитонцидные свойства растений. Лекарственные травы. Время и способы заготовок. 

Биологическая игра:  «Зеленая аптека»,

 Практическая  работа. Сбор и определение лекарственных растений.

Проектная деятельность. Фитонцидные свойства комнатных растений.

20. Заключение

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Проведение конференции.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Формы проведения занятий:

Экскурсия в природу: « Экскурсия в зимний лес», «Весенний лес»,
« Осенний листопад».

Практические работы: техника изготовления гербария, «Работа с гербарием»

Конкурсы, викторины: «Птицы наши друзья», «Знаете ли Вы?»,
«Чудеса в мире растений»;

Праздники: «Осень золотая», «День птиц», «День Земли» и другие.

Биологические игры: «Отгадай по клюву», «Зеленая аптека»,

«Деревья нашего леса», «Отгадай чьи ноги».

Разработки занятий: Вводное занятие в программу « Охрана

природы», «Природа в культуре, традициях и верованиях осетин», «Лекарственные растения», «Животные из Красной книги».

Формы и методы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Они направлены на развитие творческой инициативы, вовлечение уч-ся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор

  • Кабинет;
  • Гербарии;
  • Таблицы;
  • Коллекции семян;
  • Сетки для сушки гербариев;
  • Природный материал для поделок;
  • Инвентарь для обработки и посадки растений;
  • Коллекции удобрений;
  • Коллекции вредителей леса.

Формы подведения итогов

В течение года проводятся текущий, тематический и итоговый контроль знаний обучающихся. Текущий и тематический контроль знаний проводится в виде: конкурсов, брейн-рингов, тестов, кроссвордов. В конце года знания обучающихся определяются на итоговом занятии в форме конференции, выставки, викторины. оформление тематических альбомов, слайдов.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Алексеев Ю.В.   и др. Травянистые растения СССР. Т. 1 и 2 (определитель). М; Мысль. 1971.

2. Попов К. П. По тропам родного края. Орджоникидзе; Ир. 1986.
З. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. Пособие для учителей
   средней школы.
М; Учпедгиз, 1978

  1. Айларов А.Е. Экология. 6-7 класс. Орджоникидзе; Ир. 1981.
  2. Зимняя И.А. Современная концепция воспитания. М.;Учпедгиз. 1998.
  3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. 2000.
  4. Новиков И. В. 100 поделок из природных материалов. Ярославль. 2003 .
  5. Олисаев В.А. Вагин В. С. Родник здоровья. Владикавказ; Ир. 1995.
  1. Попов К. П. Мир растений Северной Осетии. Орджоникидзе; Ир. 1991.
  2. Попов К.П. Растительный мир РСО - Алания. Владикавказ; Ир. 1994.
  1. .Красная книга РСО - Алания. Владикавказ; Проект — Пресс. 1999.
  2. Измайлов И.В. Биологические экскурсии. М.; Просвещение. 1983.
  3. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М.; Просвещение. 1972.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов.

     М.; Просвещение. 2006.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Айларов А.Е. Экология. 6-7 класс. Орджоникидзе; Ир. 1981.
  2. Василевская С.Г. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение. 1974.
  3. Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.; 1985.
  4. Былова А.М.  Экология растений (6 класс). М.;1986.
  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.; Просвещение. 1994.
  6. Верзилин Н.М. Головкин Б.Н. Я познаю мир. М.; Просвещение. 1994.
  7. Попов К.П. Памятники природы Северной Осетии. Владикавказ Ир. 1984.
    7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. М. АСТ.

9.        .Красная книга РСО - Алания. Владикавказ; Проект - Пресс. 1999.

  1. Красная книга РСФССР (животные). М.; 1988.
  2. Олисаев В.А. Дары леса и их использование. Владикавказ; Ир. 1984.
  3. Олисаев В.А. Родник здоровья. Владикавказ Ир. 1981.
  4. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М.; Просвещение. 1972.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся
         начальных классов. М.; Просвещение. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы.

Проект о рациональном использовании природных ресурсах. Борьба с мусором....

Охрана природы

Урок обществознания в 6 классе 1. Что такое экология 2. Отрицательное воздействие человека на природу. 3. Закон на страже природы....

Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...

Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».

Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...

Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».

Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...