Методическая разработка
методическая разработка ( класс) по теме

Боцян Ольга Андреевна

методические рекомендации по спортивной акробатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительно образования «Детско-юношеская спортивная школа»

Методическая разработка 

 

«Акробатика.Элементы акробатических упражнений.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

тренер-преподаватель по спортивной акробатике

Боцян О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 2
  • 1. Возникновение и развитие акробатики 3
  • 1.1. История возникновения акробатики 3
  • 1.2. Развитие акробатики в России 4
  • 2. Акробатические упражнения 6
  • 2.1. Виды упражнений 6
  • 2.2. Группы упражнений 6
  • 2.2. Значение акробатических упражнений 7
  • Заключение 11
  • Список литературы 12

Введение

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.

Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.

Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.

Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

1. Возникновение и развитие акробатики

1.1. История возникновения акробатики

Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.

Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.

Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».

В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.

В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.

В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.

Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

1.2. Развитие акробатики в России

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.

В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.

В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

2. Акробатические упражнения

2.1. Виды упражнений

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

-- перекаты -- вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

-- кувырки -- вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;

-- перевороты без фазы полета -- движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону -- «колесо»);

-- перевороты с фазой полета -- прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

2.2. Группы упражнений

Акробатические упражнения делятся на три группы:

1. Акробатические прыжки -- перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.

2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые -- стойки, стояния, седы, поддержки.

3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.

Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.

Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.

2.2. Значение акробатических упражнений

Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.

Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.

Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.

Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.

Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.

Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.

Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.

Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.

Основная задача начального обучения - добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.

При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.

В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.

Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.

Заключение

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

Спортивная акробатика - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Список литературы

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

2. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.

3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.

6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

7. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.

8. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.

9. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.

10. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С.2.

11. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

12. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительно образования «Детско-юношеская спортивная школа»

Методическая разработка 

 

«Психология спортивной акробатики.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

тренер-преподаватель по спортивной акробатике

Боцян О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи, 2015

СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ

          В современном мире мы приходим к необходимости менять методы воспитания. Старая советская система обучения уже не работает. Невозможно воспитывать детей одинаково, необходим сугубо индивидуальный подход. Нужно учитывать не только физические способности детей (а у каждого ребенка они различны), но и их психическое состояние, эмоциональный настрой. 

Все дети разные. И отличаются они друг от друга, прежде всего, по свойствам, которые задала им природа от рождения, и это обязательно должно учитываться на тренировках по спортивной акробатике для детей. Отсюда следует закономерный вывод: не все дети могут заниматься акробатикой. Системно-векторная психология позволяет изначально разглядеть в ребенке потенциального чемпиона и отсеять тех, кто не сможет достичь успеха в этом виде спорта.

кробатика на сегодняшний день – один из сложнейших, но в то же время и один из самых зрелищных видов спорта.

Спортивная акробатика развивает все группы мышц, укрепляет опорно-двигательную систему, воспитывает в детях морально-волевые качества и приучает к дисциплине. Сложность акробатики заключается в техническом исполнении, включающем в себя многогранные движения туловища, как в опорном, так и в безопорном положении, сопровождающиеся согласованными движениеми рук и ног, а также полным контролем туловища в пространстве. 

Эффективность тренировочного процесса, прежде всего, зависит от тренера. Сначала это налаживание дисциплины, адаптация группы к обстановке, ознакомление с физическими упражнениями, постепенное ознакомление и отработка базовой (начальной) программы акробатических элементов. Поэтому тренировка должна проходить по четко отработанной схеме, а ее конечным итогом является выполнение разрядов согласно программе.

Дисциплина в группе – это залог быстрого достижения результата в спортивной акробатике для детей, как и во всех других видах спорта без исключения. А для этого тренер должен добиваться от детей максимального внимания и тишины.

Изучение акробатических элементов требует повышенного внимания от детей, а тренер, в свою очередь, должен контролировать все движения обучающегося – исправлять ошибки и обеспечивать качественную страховку во избежание возможных травм.

Тренер использует все возможные методы при изучении акробатических элементов: сначала объясняет, потом показывает, устраивает мини-соревнования между детьми, называет кого-то лучшим в группе (принцип «пряника») или наказывает, если видит, что ребенок не старается в виде щадящей растяжки на шпагаты (принцип «кнута»). При этом каждая тренировка не должна повторяться, поэтому в конце «разбавляется» подвижными играми и прыжками на батуте.

Конечно, сначала это больше похоже на общее физическое воспитание, чем на спортивную актробатику для детей, что, по сути, является необходимым для того, чтобы дети привыкли и выдерживали будущие нагрузки. К сожалению, не все родители это понимают, требуя от тренера быстрых результатов, что не только не нужно ребенку, но и может ему навредить.

Спортивная акробатика для детей. Кто станет победителем?

Наблюдая на тренировке детей с анальным вектором, могу сказать, что они очень хорошо поддаются воспитанию. Они терпеливы, прислушиваются к тренеру и, естественно, стараются больше остальных детей, потому что таковы их природные свойства. Я очень редко за свою тренерскую деятельность (а это три года опыта) наказывал таких детей. Бывает достаточно посмотреть с упреком на такого ребенка, чтобы он перестал баловаться. Они любят, когда их хвалят, и в конце тренировки обязательно спрашивают, как они тренировались, старались или нет, хорошо себя вели или плохо.

ействительно, это те дети, которые стремятся быть самыми лучшими. Заметно и то, что анальные дети очень привязаны к своим матерям или бабушкам. Разлуку с ними они переживают очень тяжело. У меня были десятки случаев, когда приходилось буквально отрывать ребенка от матери и приводить на тренировку за ручку. Дети плакали и ни за что не хотели покидать маму. Дело в том, что на занятия нельзя допускать посторонних лиц, особенно родителей или близких, иначе дети будут отвлекаться и не будут слушать тренера А для ребенка авторитетом и направляющим звеном должен быть тренер.Это залог высоких достижений в спортивной актробатике для детей в будущем.

Дети с анальным вектором дольше привыкают к группе и к новой обстановке. Им надо долго собираться, чтобы сделать акробатический элемент, но они делают меньше ошибок при выполнении, чем остальные дети.

Очень запомнилась девочка шести лет с анально-зрительным набором векторов. Она очень долго привыкала к обстановке и даже после двух месяцев тренировки привыкла только к тренеру, а к группе никак не могла. Каждый раз, приводя ее в зал, мне приходилось говорить: «Успокойся! Все хорошо. Это у тебя не первая тренировка, поэтому не надо бояться!» У нее было настолько сильное эмоциональное потрясение, что она еле сдерживала слезы, чтобы не заплакать. Со временем она привыкла, успокоилась, смелее начала заходить в группу (уже без моей помощи) и даже подружилась с одной девочкой. Ей понадобилось длительное время, чтобы она достигла необходимого уровня, и я смог перевести ее в среднюю подгруппу, где занимаются дети по более серьезной программе.

Детей с кожным вектором видно сразу. Если анальные дети стоят возле своих мам и ждут спокойно начала тренировки, то кожные дети бегают по коридору или кувыркаются - им не усидеть на месте. «Он у меня слишком активный. Что с этим делать? Я не знаю, -» можно часто услышашь от анальных мам. Таким матерям необходимо при жизни давать медаль за отвагу, ведь воспитать такого ребенка очень сложно. Это требует много энергии и огромного терпения, чтобы найти верное применение его «чрезмерной» активности. Они экспериментируют с различными методами воспитания, приводят к детскому психологу или обращаются к врачам, чтобы те выписали таблетки от гиперактивности. Отчаявшись, они обращаются к нам как к последней инстанции в надежде, что хотя бы спорт положительно повлияет на ребенка . Опираясь на знания системно-векторной психологии, я объясняю родителям, что активность – природное свойство таких детей, и это вполне нормальное явление. Важно понять, для каких задач даны им особые свойства, помочь развить их и ни при каких обстоятельствах не пичкать так называемых гиперактивных детей таблетками.

Кожные дети спокойно сидеть на тренировке и внимательно слушать тренера не будут.

Занятие по акробатике построено таким образом:

1-я часть – это разминка, общая для всех детей. 

2-я часть – изучение акробатических элементов, когда тренер работает с каждым ребенком индивидуально.

3-я часть – общая физическая подготовка. Вся группа выполняет ее вместе.

Особенно тяжело проходит для кожных детей вторая часть тренировки, когда тренер работает с каждым ребенком индивидуально, разучивая акробатические элементы базовой программы, страхуя его и подсказывая ошибки. Дело в том, что при изучении элементов требуется максимальное внимание детей и дисциплина. Тренер вызывает каждого ребенка по очереди (а таких в группе 13 человек), и первый, кто не выдерживает, это, естественно, кожные дети. Им становится скучно, они начинают крутиться и ерзать, отвлекая других детей и тренера. Пауза во второй части тренировки – это большой недостаток, но, к сожалению, в таком виде спорта как спортивная акробатика для детей иной системы тренировочного процесса не существует. По крайней мере, на начальном этапе обучения.

Вот здесь начинает работать принцип «кнута и пряника». Поставить такого ребенка в угол, изолировать от всей группы – это самое страшное наказание, которое можно получить от тренера. Порой даже растягивание на шпагаты не кажется таким страшным, как ограничение кожника во времени и пространстве. Также нужно дать понять такому ребенку, что на тренировках существуют особые правила, за нарушения которых он будет обязательно наказан. Это самая эффективная методика воспитания для таких детей. 

Многие из детей с кожным вектором не выдерживают подобную систему тренировок. Часть из них все же подчиняется установленным правилам тренировки и продолжает двольно-таки успешно заниматься. Но бОльшая часть перестаёт посещать занятия из-за созданных ограничений, и родители никак не могут на них повлиять. Поэтому основную массу группы составляют анальные дети.

Но опыт показывает, что максимальных высот в спорте дети с анальным вектором не достигнут. Конечно, с их упорством и старанием они могут стать мастерами спорта и даже призерами страны, но они не будут первыми, не будут чемпионами, так как для того чтобы достигнуть максимальных высот в спортивной акробатике, необходимы высокий темп, чувство ритма, быстрая скорость мышления (например, для выполнения сложной связки акробатических элементов), быстрый расчет. Это доли секунды для принятия решения в случае, если что-то пошло не так. Такими свойствами обладают дети с кожным вектором.

Кожник в чистом виде тоже не достигает больших высот в спортивной акробатике. Очень мало таких детей доходят до вершины. Причиной может быть как нежелание, так и незнание тренеров, как работать с такими детьми. Если бы у них были знания из курса по системно-векторной психологии, то чемпионов-кожников было бы значительно больше.

А настоящим чемпионом в спортивной акробатике может стать только ребенок с кожно-анальной связкой векторов.



Предварительный просмотр:

Открытое учебно-тренировочное занятие

Тренер-преподаватель

по спортивной акробатике

 МАУДО «ДЮСШ» г.Покачи

Боцян О.А.

Пояснительная записка

        Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием.

          Для успешного проведения такого занятия необходимо четко определить структуру занятия, подобрать интересные и доступные упражнения, строго дозировать нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями детей, продумать методы и приемы обучения, подобрать инвентарь и оборудование.

      Данный подробный план занятия разработан как вводное занятие по акробатике для детей  начинающих заниматься в секции акробатики.

План-конспект занятия по акробатике

Тема: «Введение в образовательную программу «Акробатика».

Возраст детей: 6-10 лет.

Цель: заинтересовать детей занятиями акробатическими упражнениями.

Задачи:

  • обобщить знания детей о разнообразном использовании акробатических упражнений;
  • познакомить с простейшими элементами акробатики;
  • показать перспективы занятий акробатикой.

Время проведения занятия: 40 минут.

Инвентарь и оборудование:

  • фото с элементами акробатики ;
  • фото с видами деятельности, где применяются элементы акробатики ;
  • магнитная доска;
  • 2 клоунских «носа» на резинке;
  • 2 пары больших клоунских штанов;
  • 2 стула;
  • магнитола, диски с музыкальными записями.

Этапы занятия

Этапы занятия, время проведения

Задачи каждого этапа

Деятельность педагога на каждом этапе

Деятельность детей на каждом этапе

1 этап
3 минуты

Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей

Проведение мини-тренинга. 

Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом.

2 этап
7 минут

Систематизация знаний детей о разнообразном применении акробатических упражнений.

Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом: «Что такое акробатические упражнения и где они применяются?»Рассказ о разнообразном применении акробатических упражнений; демонстрация фото с применением элементов акробатики.

Знакомство с элементами акробатики.Знакомство с видами деятельности, в которых применяются элементы акробатики.

3 этап
25 минут

Практическая деятельность детей: разминка, выполнение простейших акробатических упражнений, игра-эстафета.

Показ видов ходьбы, бега. Показ общеразвивающих упражнений под музыку. Показ простейших акробатических упражнений.Выявление первоначальных навыков у детей при выполнении акробатических упражнений.Проведение игры – эстафеты.

Повторение за педагогом упражнений.Самостоятельный выбор выполнения упражнений. Участие в игре – эстафете.

4 этап
5 минут

Приведение организма детей в относительно спокойное состояние.Подведение итогов занятия.

Упражнения на расслабление.Обобщение знаний детей о применении акробатических упражнений.Выявление степени удовлетворенности детей занятием.

Ответы на вопросы о разнообразном применении акробатических упражнений.Высказывания детей о своем отношении к проведенному занятию.

Этап I

Приветствие педагога: Добрый день, дорогие мальчишки и девчонки! Я рада всех вас видеть в этом зале и хотела бы с вами познакомиться. Меня зовут Ольга Андреевна. Если сейчас по моему сигналу каждый из вас громко назовет свое имя, я буду знать, кого как звать. Говорить нужно громко и дружно. Три – четыре: (дети хором называют свои имена). Ну, вот, мы и познакомились. А теперь поиграем. Я встаю в любом месте зала, поднимаю одну руку в сторону и говорю: «Группа, в одну шеренгу становись!» Вы должны постараться быстро построиться рядом со мной по направлению моей руки. Игра «Займи свое место в шеренге». Повторить 2-3 раза, каждый раз меняя место построения, а затем построить ребят в нужном для занятия месте.

Ребята, поднимите одну руку те, кто любит играть. Ребята поднимают руки. А теперь потопайте ногами те, кто любит бегать. Ребята топают ногами. А теперь похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть цирковые представления. Ребята хлопают в ладоши.

Этап II

Я рада, что вы пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите бегать, играть, любите цирк.

Я расскажу вам одну историю. Когда-то, очень давно, на Земле был город Спарта. Там жили люди, которые хотели всегда быть здоровыми, сильными, смелыми, ловкими, стройными. Поэтому они выполняли различные упражнения: стояли на голове, ходили на руках, прыгали и переворачивались на земле и в воздухе.

Проходили годы, века, тысячелетия. А цирковые артисты, путешествуя по белому свету, столетие за столетием сохраняли и приумножали умение выполнять такие упражнения. Многие из этих упражнений дошли до наших дней. И называются такие упражнения акробатическими.

Вот, посмотрите на фотографии: узнаете ли вы эти упражнения?

Показ фотографий с простейшими элементами акробатики (фотографии расположены на магнитной доске). Ребята подходят к доске с фотографиями, называют упражнения.

Ребята, а вы пробовали выполнять такие упражнения? Ребята отвечают.

А знаете ли вы, где применяются такие упражнения? Ребята отвечают.

Правильно, такие упражнения применяются в цирковых представлениях, танцевальных постановках, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, в прыжках в воду. Прыжки на батуте, парные и групповые упражнения на ковре – это тоже акробатика. Есть еще лыжная, воздушная, водная акробатика.

Мы с вами тоже попробуем выполнить некоторые упражнения, с которых начинается акробатика.

Этап III

Цирковые представления – это один из древнейших видов искусства, где применяются акробатические упражнения.

Сегодня мы с вами будем цирковыми артистами. Начинающими. Мы отправимся на гастроли по городам республики Коми. Вот наша гастрольная афиша. Мы с вами выступим только в некоторых городах. Педагог показывает детям афишу, которую можно прикрепить на магнитную доску.

Прежде, чем отправиться в путь, я хочу задать вам несколько вопросов. Можно отвечать «да» или «нет», отвечать дружно.

Есть ли среди вас те, кто плохо себя чувствует? Ребята отвечают. Знаете ли вы, что на занятиях надо вести себя культурно и дисциплинированно? Ребята отвечают. А постараетесь ли вы правильно выполнять мои задания. Ребята отвечают. Молодцы! Значит, у нас получатся удачные гастроли. В путь! В одну шеренгу становись! Педагог ставит руку в сторону в нужном для продолжения занятия месте.

Из Усинска мы отправляемся пешком и на оленьих упряжках.

Под песню «Увезу тебя я в тундру» вслед за педагогом ребята выполняют различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы и др.) и бег с различными положениями рук.

Постепенно переходим на шаг, восстанавливаем дыхание. Повторяя за педагогом, дети поднимают руки вверх через стороны, делая вдох, и опускают руки вниз, делая выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох.

Добрались до города Печоры - города энергетиков. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.

Ребята в этом городе мы покажем, как мы умеем выполнять упражнения под музыку. Повторяйте за мной. Если что-то не получится, не огорчайтесь, ведь мы с вами начинающие артисты.

Построение учеников в две или три шеренги. Педагог встает перед группой. Выполнение некоторых упражнений из комплекса для разминки без музыкального сопровождения, затем, повторяя за педагогом, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение (комплекс упражнений педагог должен составить заранее и выучить).

Молодцы! А теперь нас ждут в другом городе. Мы поплывем туда на лодках. Приготовить «лодки» – постелить гимнастические маты отдельно друг от друга. Разделить группу на команды по количеству «лодок». Сед ноги врозь на «лодках». Выполнение движений гребцов под песню «Ты морячка, я моряк».

Доплыли до города Ухты. Здесь у нас крупный нефтеперерабатывающий завод. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.

Ребята, а теперь мы должны показать, что мы не зря зовемся артистами цирка. Мы постараемся выполнить упражнения, с которых начинается акробатика. За педагогом ребята выполняют несложные упражнения: перекаты в группировке, из упора присев кувырок вперед в сед, «корзинку» и кольцо двумя из упора лежа на животе, мост из упора лежа на спине, стойка на лопатках из седа. Покажите, какие еще упражнения вы умеете выполнять. Ребята выполняют. Следить за тем, чтобы ребята не выполняли опасных и сложных упражнений. Молодцы! А теперь уберем наши лодки на место (сложить гимнастические маты на место). В одну шеренгу становись! Педагог ставит руку в сторону в нужном для продолжения занятия месте.

Ребята, дальше мы поедем поездом. Встали в одну колонну, положили руки на пояс друг другу. Первый в колонне – это паровоз (первому можно встать педагогу, но многие из ребят тоже хотели бы быть паровозом), остальные – вагоны. Поехали! Ребята изображают поезд, двигаются по залу под веселую музыку. После остановки разделить группу на две команды (разделить игровым способом, например, «Роза – береза…»).

Доехали до города Сыктывкара, столицы республики Коми. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город.

Ребята, здесь мы должны побывать клоунами. У нас две команды: команда клоунов «Эников» и команда клоунов «Бэников» (название команд ученики могут придумать сами). Каждая команда получает вот такие большие штанишки, вот такие смешные тапочки и вот такой клоунский «нос». По сигналу первый в каждой команде надевает «нос» на свой нос, надевает на себя штаны, надевает на свои ноги тапочки, бежит до стула, обегает стул, бежит обратно, снимает «нос», штаны и тапочки и передает все следующему игроку. Сам встает в конец своей команды. Следующий участник выполняет то же самое. Выигрывает команда клоунов, раньше другой команды закончившая задание. Помогать друг другу разрешается и даже приветствуется.

Играет веселая музыка, ребята выполняют задание. Далее подводятся итоги эстафеты.

Этап IV

 А теперь на самолете полетели домой, в Усинск. Дети, изображая самолеты, бегают по залу в различном направлении под музыку. Педагог дает команду «самолетам» построиться по принципу игры «Займи свое место в шеренге».

Ну, вот мы и дома, в городе Усинске – городе нефтяников. Поручить одному из ребят фломастером отметить на афише этот город. Можно расслабиться.

Ребята повторяют за педагогом упражнения на расслабление: поднять руки вверх; поочередно расслабленно опускать (ронять) вниз кисти рук, локти, руки, наклонить вперед голову, наклонить туловище вперед.

Ну, что ж, ребята. Наши гастроли прошли успешно. Мы заработали много аплодисментов и улыбок зрителей.

Ребята, какие акробатические упражнения вы запомнили? Ребята отвечают. А где применяются акробатические упражнения? Ребята отвечают.

Акробатика – это красивый вид спорта. Мне хочется, чтобы вы научились выполнять многие акробатические упражнения. Может быть, в будущем кто-то из вас станет цирковым артистом, акробатом или воздушным гимнастом, и вам посвятят эти строки:

Умеют акробаты под небеса взлетать

И заставляют зрителей в восторге замирать!

Ребята, а вы хотели бы еще раз побывать в роли цирковых артистов? Ребята отвечают. Я думаю, у вас получится. Спасибо. Наше занятие окончено.

 Литература:

  1. В.П. Коркин. Акробатика. Москва, 1983 г.
  2. Журнал «Физическая культура в школе». Москва, 2003-2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...