Программа дополнительного образования детей по хоровому исполнению «Радуга улыбок» для обучающихся 7-10 лет
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования детей по хоровому исполнению "Радуга улыбок" для обучающихся 7 -10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor_malyshi.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» Воткинского района

Рассмотрено на заседании

Методического объединения

Протокол №_____ от_____201_г.

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №________

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ ДОД ЦДТ

_____________В.Г.Казанцева

 Приказ № __от_________201_г.

Программа дополнительного образования детей

по хоровому исполнению

«Радуга улыбок»

для обучающихся 7-10 лет

срок реализации программы 1 год

Составитель:

Федотова Мария Леонидовна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ Воткинского района

На базе МБОУ Гавриловской СОШ

Рецензент:_____________________

2014-2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Возможности художественного образования и эстетического воспитания обучающихся, представляемые школьным учебным планом, ограниченны. Поэтому данная  дополнительная  общеразвивающая программа «Хор» компенсирует возможности школы  в художественно – эстетическом воспитании. Под художественным воспитанием в данной программе мы подразумеваем эстетическое развитие личности средствами хорового искусства. С помощью музыкального воспитания образовательная Программа «Хор» развивает умение правильно воспринимать явления красоты, приобрести объём сведений из области теории и истории хорового искусства. Такое обогащение усиливает эмоциональность, а восприятие становится более осмысленным.

Актуальность Программы «Хор» заключается в следующем:

Хоровое пение - наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает в нашей стране одно из ведущих мест в системе эстетического и музыкального воспитания детей. Среди других видов деятельности школьников хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

1.Песенным началом российской музыкальной культуры.

 Видный деятель хорового искусства Г.А.Струве в этой связи отмечал: «Все обряды сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели, работая, пели, отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто «Работать мог и петь - играть горазд». В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте - в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов.
Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика».

2.Общедоступностью.

Так практически каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом. Петь в хоре может практически любой ребенок. Голос-инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию законов красоты и законов музыкального искусства.

3. Адекватностью пения психолого - возрастным особенностям школьников, и в частности стремлению школьников к активным формам освоения искусства;

4. Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

Новизна. Педагогическая целесообразность. 

Развитие художественного вкуса

Направленность – художественная.

Срок реализации образовательной программы -  три года, возраст обучающихся 9 – 13 лет.

Набор обучающихся по принципу добровольной заинтересованности, после предварительного прослушивания вокальных данных.

Учебный процесс строится по  ступенчато – концентрическому принципу, предполагающему закрепление и усложнение знаний и навыков в соответствии с возрастными особенностями.

Связь с общеобразовательными предметами: литературой, русским языком,  продуктивными видами деятельности (труд), ИЗО.  

ЦЕЛЬ:  создание творческого коллектива, владеющего художественно-выразительными средствами хорового исполненияю.

ЗАДАЧИ:

  • формирование навыков общения, слушательской и исполнительской культуры.
  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • расширение музыкально-художественного кругозора детей;
  • формирование у учащихся основных вокально-хоровых навыков;
  • освоение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

Режим занятий.

Общая  Численность  Хора - 20 человек.

1 год обучения  - занятия проводятся в групповой форме  2 раза в неделю по 1 часу

Основной упор делается на формирование  правильной «певческой стойки» и  работе над певческим дыханием.

2 год обучения – занятия проводятся в групповой форме  2 раза   в неделю по 1 часу Обучение ведётся по трём направлениям: хор, ансамбль, вокал.

3 год обучения – занятия проводятся   2 раза  в неделю по  1 часу

Основной упор - на работу над развитием исполнительских способностей хора и вокалистов, их художественно-исполнительского воображения, работу с микрофоном на сцене, концертное исполнение вокально-хоровых произведений.

Формы  вокально-хоровой  работы.  

Хор совмещает формы работы:

- индивидуальную (вокал) с учётом природных способностей и возрастных     особенностей детей;

- групповую (ансамбль) для развития слаженности и слитности исполнения;

- коллективную (сводный хор) для подготовки к концертной  деятельности.

Ожидаемый результат:

По окончании курса образовательной программы у обучающихся могут быть сформированы ключевые компетенции:

  • опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребёнка.
  • опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

знать

  • элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.

уметь

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

Формы контроля:

Текущий контроль – опрос, беседа. Концертные выступления, творческие конкурсы.ансамбль»

Итоговый контроль - Занятие – концерт. Открытое занятие

Выпускникам вручается «Свидетельство об окончании образовательной программы «Хор».

Активные участники коллектива награждаются Грамотами и памятными, Благодарственные письма родителям, оказывающим помощь хору.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Условия реализации программы:

1)        Материально- техническое обеспечение:

Наличие фортепиано,

Аппаратура - видео, аудио, музыкальный центр,микрофоны.

Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

2)        Информационное обеспечение: литература для обучающихся и для педагога; учебные и наглядные  материалы.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

Первый год обучения

ЗАДАЧИ:  формирование  правильной «певческой стойки» и  работе над певческим дыханием.

№ п/п

Название разделов и тематика занятий

Количество часов

теория

практика

всего

I

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

Ознакомление учащихся с правилами поведения, пения и охраны голоса

2

-

2

II

Хоровое сольфеджио

2

2

4

III

Вокально-хоровая работа

3

6

9

IV

Работа над произведениями

13

41

54

V

Концертная деятельность

-

2

4

VI

Итоговое занятие

2

2

4

Итого:

19

53

72

  Этапы педагогического контроля 1 года обучения

  Форма       контроля

Содержание

   Сроки

Прослушивание

                                   Входящий контроль

 Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторить за педагогом музыкальную фразу.                              

Сентябрь

Занятия

                                  Промежуточный контроль

Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.

Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений; участие в мероприятии

Декабрь

Творческий           отчет

                                   Итоговый контроль

Знание всей хоровой программы. Выступление на празднике Победы -  9 мая

май

 Содержание критериев обученности по уровням

    Уровни

          Теория

             Практика

Высокий        

(7-10 баллов)

Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку.

Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии.

Средний        

(4- 6 баллов)

Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку.

Не выработана единая манера пения, нет унисона. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень.

Содержание.

РАЗДЕЛ 1.  Вводное занятие.        

Знакомство с детьми.

Инструктаж по ТБ.

Ознакомление учащихся с правилами  поведения, пения и охраны голоса.

Знакомство с песенным репертуаром и теоретическим материалом на учебный  год.

РАЗДЕЛ 2.  Хоровое сольфеджио

Пение сольфеджио одноголосных  и двухголосных упражнений.

Использование ладовых жестов.

Пение по руке – «нотному стану».

Пение сольфеджио канонов, отрывков песен.

Устные диктанты.  

РАЗДЕЛ 3.  Вокально-хоровая работа

Артикуляционная гимнастика.

Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнения для развития певческого дыхания

Дыхательная гимнастика

Вокально-ладовые упражнения.

Выстраивание унисона на гласном.

Пение гаммы в нисходящем движении.

РАЗДЕЛ 4. Работа над произведениями

Беседа о разучиваемых произведениях.

 Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор.

 Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения.

Показ-исполнение песни педагогом.

Слушание вокально-хорового материала

Разбор содержания.

 Разучивание произведения.

РАЗДЕЛ 5.  Концертно-исполнительская деятельность.

Публичное исполнение вокально-хоровых произведений.

 Контроль знаний по результатам просмотра.

РАЗДЕЛ 6. Итоговое  занятие.

Подведение итогов работы за год. Награждения учащихся.

Примерный репертуарный план

Д. Кабалевский «Песня о школе»

 В. Гречик «Нотный хоровод»

Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу», обработка В. Шипулина

М. Магиденко «Поскорей»

 В. Шаинский «Чему учат в школе»

М. Красев «Падают листья»

Г. Гладков Новогодняя песенка

Ф. Грубер «Тихая ночь»

В. Кикта «Звезда покатилась»

Павел Ермолаев «Гном и снеговик»

В. Герчик «К нам приходит новый год»

Русская народная песня «Ой, блины мои, блины»

Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обработка М. Иорданского

Русская народная песня «Заинька»,

обработка Н. Римского-Корсакова

М. Парцхаладзе «Мамина песенка»

В. Шаинский «Песенка про папу»

Ю. Тугаринов «Я рисую море»

Р. Паулс «Алфавит»

А. Рыбников песни из мюзикла «Буратино»

В.Дзансолов «Эмалевый крестик»

А.Рыбников песни из мюзикла «Красная шапочка»

О. Гришин «Русская зима»

А. Пинегин «Зимняя сказка»

Русская народная песня «У меня ль во садочке».

Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода».

Русская народная песня «Барыня»

А. Варламов «Праздник детства»

Б. Мокроусов «Песенка фронтового шофера»

К. Листов «В землянке»

И. Дунаевский «Ехал я из Берлина»

Г. Струве «Моя Россия»

Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!»

Г. Гладков Песня – спор из телефильма «Новогодние приключения Маши

и Вити»

Е.Зарицкая «Музыкант»

И.С. Бах «За рекою старый дом»

И.С Бах Хорал «В вечной любви твоей»

В. Моцарт «Весенняя»

А.Ермолов «Прадедушка»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- основы пения в хоре (певческая установка, дыхание, звукообразование);

- о свойствах певческого голоса и музыкального звука;

- знать различные приёмы звукоизвлечения;

- основные принципы создания и исполнения музыкальных произведений;

- основные термины и понятия (хор, дирижёр, дирижёрский жест, ансамбль,

 дуэт, трио, квартет, квинтет, ритм, метр, пауза);

- основные жанры (песня, танец, марш);

должны уметь:

- уметь правильно выполнять певческий вдох и выдох;

- сохранять певческую установку в процессе пения сидя и стоя;

- правильно формировать гласные, чётко проговаривать согласные;

- передавать в рассказе основное содержание песни;

- определять характер песни;

- самостоятельно начинать пение после вступления;

- различать на слух движение мелодии;

- петь в соответствии с дирижёрским жестом;

- выразительно исполнять разученные песни.

Список методической литературы

1.Емельянов В.В.Развитие голоса. Координация и тренаж. Изд. «Лань», 1995г.

2. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972.

3.Дубровская С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой,  изд. «Рипол», 2011 год

4. Струве Г.А. Издательство: М.: Сов. композитор, 1979г.

5. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина,

6. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978.

7. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964.

8.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 9. Апраксина, О.А. Методика развития                                                        детского голоса: учеб. пособие / О.А.Апраксина. – М., 1983.

10. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б.Гонтаренко. – Ростов Н/Д: Феникс, 2008.

11. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М.С.Осеннева, В.А.Самарин. – М., 2003.

12. Осеннева, М.С. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами / М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л.И.Уколова. – М., 1999.

13. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников / А.С.Попов // Музыкальное воспитание в школе. – 1985. – Вып. 16.

14. Жигалко, Е.В. Музыка, фантазия, игра / Е.В.Жигалко, Е.Ю.Казанская. – СПб.: Композитор, 1999.

15. Кирюшин, В.В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков / В.В.Кирюшин. – М.: Музыка, 1969.

Интернет-ресурсы

1.detail_4103.html  (физминутки для начальной школы видео формат  и описание).

2. kak-sberech-golos-vokalistu.html  (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой –  описание и видео; полезные советы для вокалистов)

3. bar-psycholog.narod.ru, igri/obedin.php  (психологические игры для сплочения детского коллектива)

4. content/view/245/65/ (скороговорки)

5. struve.htm (Хоровое сольфеджио Г.Струве)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» Воткинского района

Рассмотрено на заседании

Методического объединения

Протокол №_____ от_____201_г.

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №________

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МОУ ДОД ЦДТ

_____________В.Г.Казанцева

 Приказ № __от_________201_г.

Рабочая программа дополнительного образования детей

по хоровому исполнению

«Радуга улыбок»

для обучающихся 7-10 лет

срок реализации программы 1 год

Составитель:

Федотова Мария Леонидовна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ Воткинского района

На базе МБОУ Гавриловской СОШ

2014-2015 уч.год

Расписание

Среда -13.35 – 14.20

Пятница 12.40 – 13.25

часы в неделю

в год

2

72

Характеристика

В группу входят обучающиеся1,2 классов.

Дети имеют осознанный интерес к деятельности, подвижные, активные, интересуются  формами выступления на сцене. Проявляют  интерес к конкурсным выступлениям коллектива.

Работа с коллективом воспитанников

Сентябрь – Турслет «В лучших традициях»

Октябрь – «Осенины»

Ноябрь – «Кузьминки»,

Декабрь – Аттестационное мероприятие. Новогодний праздник

Январь –Празднования рождества «Коляда»

Февраль – «Отечество мое»

Март- Мероприятие к 8 марта

Май – День Победы, День Знаний

№ занятия п/п

Кол-во

часов

Тема занятия

Сроки

По

 Пл.

 По

факту

1-3

3час

Репетиции к выступлению к празднику Дня знаний

4  

1 час

Сентябрь. Концертная деятельность

Выступление на  празднике Дня знаний

5

1час.

Подготовительные вокальные упражнения.

Работа над произведениями, певческие хоровые навыки

6

11час

Работа над произведениями, певческие хоровые навыки

7

1час.

Концертная деятельность Открытие Турслета «В лучших традициях»

8

1час

Хоровое сольфеджио. Работа над произведениями, индивид работа с солистом

ИТОГО

8 часов

9

1 час

Октябрь. Репетиция к  празднику Дня Учителя

10

1 час

Концертная деятельность. Выступление на празднике 

Дня Учителя

11

1час.

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

12

1час

Подготовительные вокальные упражнения (муз. гимнастика)

Пение учебно - тренировочного материала

12-13

2 час

Концертная деятельность. Репетиция и выступление на празднике День пожилого человека

14

1 час

Подготовительные вокальные упражнения (муз. гимнастика)

Пение учебно- тренировочного материала

15

1 час

Работа над произведениями

ИТОГО

8 часов

16-17

2 часа

Ноябрь Работа над произведениями, певческие хоровые навыки

18

1 час

Хоровое сольфеджио, индивид работа с солистом

19-20

2 часа

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

21-22

2 часа

Концертная деятельность  Выступление на празднике День Матери

23

1 час

Концертная деятельность. Выступление на концерте ко Дню инвалидов

ИТОГО         

8 часов

24-25

2 час

Декабрь Подготовительные вокальные упражнения (муз. гимнастика) Пение учебно- тренировочного материала

26 -27

2часа

Хоровое сольфеджио .Пение учебно- тренировочного материала

28

1 час

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

 29

1 час

Работа над произведениями

30

1 час

Репетиции к празднику Нового года

31

1 час

Аттестация. Выступление на празднике для младших классов «Самый, самый Новый год»

ИТОГО         

8 часов

32

1 час

Январь. Подготовительные вокальные упражнения.

Работа над произведениями, певческие хоровые навыки

33-34

2 час

Хоровое сольфеджио . Пение учебно- тренировочного материала

35

1 час

Музыкально - дидактические игры

36

1 час

Работа над произведениями, певческие хоровые навыки

37

1 час

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

37-38

2 час

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

ИТОГО                 

8 часов

39

1 час

Февраль.

Работа над произведениями. Репетиция к вечеру встречи

40-41

2 час

Концертная деятельность

 Участие в концерте на вечере встречи выпускников

43

1 час

Работа над произведениями.

44

1 час

Концертная деятельность.

Кустовое мероприятие, посвященное олимпийским играм  в Сочи

45-46

2 час

Работа над произведениями

47

1 час

Концертная деятельность

Выступление на Празднике День защитника Отечества

ИТОГО                 

8 часов

48-49

2 час

Март. Работа над произведениями, индивид работа с солистом

50 -51

2 час

Концертная деятельность

Выступление на Празднике 8 марта 

53

1 час

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

54

1 час

Подготовительные вокальные   упражнения (муз. гимнастика) Работа над произведениями

55

1 час

Индивид работа с солистом

Пение учебно- тренировочного материала

56

1 час

Хоровое сольфеджио Пение учебно- тренировочного материала

ИТОГО

8 часов

57

1 час

Апрель Работа над произведениями

Подготовительные вокальные упражнения (муз. гимнастика) Пение учебно- тренировочного материала

58

1 час

Подготовительные вокальные упражнения (муз. гимнастика)

Пение учебно- тренировочного материала

59-60

2 час.

Концертная деятельность

Участие в конкурсе «Чеберинка»

61-62

2час

Концертная деятельность

Участие в торжественном собрании «Анализ и планирование» старшее  и младшее звено

64-63

2час

Концертная деятельность

Участие в районном фестивале «Эхо Отечества»

ИТОГО

8 часов

65

1 час

Май. Работа над произведениями

66 -67

2час

Концертная деятельность

Выступление на празднике 9 Мая

68

1 час

Работа над произведениями

69

1час

Работа над произведениями

70

1час

Работа над произведениями, индивид работа с солистом

71

1 час

Концертная деятельность

Выступление на Празднике Последнего Звонка

72

1час

Вот и стали на год взрослее – чаепитие по итогам года

ИТОГО

8 часов

ИТОГО

72 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...