Рвбота в ансамбле
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Дубровская Татьяна Владимировна

Исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепиано. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ansambl.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятия.

Дата: 21марта 2011г.

Коллектив: класс флейты

Учащиеся: Лебедев Владимир, Кожухова Ксения

Год обучения: 4-й, 5-й

Возраст: 11 лет,17 лет

Продолжительность занятия: 45мин

Педагог: Маякова Татьяна Ивановна

Концертмейстер: Дубровская Татьяна Владимировна

Тема занятия: работа в ансамбле

Цель занятия: исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепьяно. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения

Задачи:

  • -продемонстрировать одновременное звучание 2-х                   инструментов
  • - рассказать и показать особенности работы в ансамбле
  • - исполнить произведение для 2-х флейт и фортепьяно

Основным условием ансамблевой игры является стройное звучание нескольких инструментов. Степень готовности губного аппарата будет непосредственно влиять на чистоту и яркость звучания инструмента. Участникам ансамбля необходимо одинаково добросовестно разыграться перед тем, как зазвучат два инструмента одновременно. Непривычное звучание 2-х инструментов (флейт) на первом этапе работы в ансамбле создает чувство дискомфорта у исполнителей и мешает сконцентрироваться на исполнении своей партии, особенно если это не основная мелодия, а вспомогательная: так называемая 2-я партия. Постепенно ухо исполнителя привыкает к двухголосному воспроизведению мелодии. Вырабатывается чувство ансамблевого исполнения. Музыкант слышит одновременно свой голос, голос партнера и аккомпанемент.

Работа  в ансамбле должна  осуществляться в несколько этапов, особенно, если обучающиеся только начинают играть произведения для нескольких инструментов. Основной этап: добросовестно и точно выучить свою партию. Следующий этап – соединить отдельные голоса (партии) в единую многоголосную мелодию, включая аккомпанемент. И, конечно, следить за стройным звучанием, что  тоже требует концентрации внимания, и хорошего знания нотного текста.  

      Педагог использует различные методы и приемы обучения: словесные, образные, практические. Обращает внимание на качественное и стройное звучание инструментов, соблюдение штрихов,  фразировок.

Работа концертмейстера и партия фортепьяно является неотъемлемой частью процесса создания художественного музыкального произведения исполняемого в ансамбле.

План-конспект открытого занятия

Тема занятия: «Работа в ансамбле»

Цель занятия: Исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепьяно. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения.

п.п.

Содержание занятия

Время

Организационно-методические сведения

Примечания

1.

Вводная часть.

Встреча учеников,

приветствие, подготовка к занятию, сборка инструмента, прогрев, настройка.

Организация рабочего места

5мин

Педагог объясняет ученикам план предстоящей работы.

Перечисляет поставленные задачи.

Подготовка и расстановка  нотных партий на пюпитрах

2.

Основная часть.

1. Настройка инструментов.

Упражнения для развития навыков игры в ансамбле.

2.Исполнение произведения раздельно по партиям.

3.Исполнение произведения

Л. Моцарта «Менуэт» для 2-х флейт и фортепьяно в среднем темпе обоими исполнителями вместе с концертмейстером.

4. Закрепление материала.

Исполнение произведения Л. Моцарта «Менуэт» для 2-х флейт и фо-но  

в темпе.

 Передача настроения и создание единого художественного образа музыкального произведения

 

35мин

Настройка флейт под фортепьяно по звуку «ля».

 Исполнение гамм в терцию одновременно обоими учащимися на двух инструментах.

Произведение исполняется поочередно каждым участником ансамбля для определения знания нотного текста и проверки соблюдения штрихов в произведении

Совместное исполнение произведения

Л. Моцарта «Менуэт» позволяет участникам ансамбля воссоздать полноценное звучание произведения. Соблюдая все штрихи, нюансы, и динамические рекомендации учащиеся вместе с концертмейстером создадут единый художественный образ музыкального произведения.  

Исполнение учащимися и концертмейстера музыкального произведения в темпе, соблюдая штрихи, нюансы, динамические оттенки позволит слушателям уловить камерное звучание музыки эпохи барокко в сочетании с элементами импровизации в джазовом стиле.

Звучание инструментов в унисон.

Необходимо следить за стройным звучанием обоих инструментов.

Работа проделывается с целью устранения неточностей

Используются

методы: словесный: объяснение, беседа, анализ образный: связанный с ассоциациями

практический:

исполнение штрихов

Исполнение в среднем темпе позволит ученикам почувствовать уверенность в исполнении своей партии, услышать красоту мелодии и гармонии произведения в целом. Такое исполнение является подготовительным звеном к следующему этапу исполнения произведения.  

Работа в ансамбле это творческий процесс, требующий от участников терпения, ответственности

 и чувства равноценности, т.к. каждый является неотъемлемой частью одного целого. Только при таком условии можно достичь цели, работая над созданием художественного образа музыкального произведения.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы

5мин

Педагог анализирует проделанную работу, отвечает на вопросы, дает рекомендации по работе в ансамбле

Педагог благодарит участников ансамбля: учащихся и концертмейстера за участие.

ГБОУ Дворец пионеров и школьников

имени  А.П. Гайдара г. Москва,

ул. Шкулёва, д. 2

Открытое занятие

Презентация учебного процесса в классе флейты

Тема: «Работа в ансамбле»

 МОСКВА

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.

Ансамбль  -   адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....

Методическая работа "Работа над ансамблем в младших классах"

В данном пособии представлены методы и приемы работы над ансамблем  с детьми младших классов. Этот материал будет полезен педагогам детских школ искусств и музыкальных школ....

Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"

Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели ра...

Рвбота над лексикой (фрагмент урока)

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения. Фрагмент урока по ознакомлению с новыми лексическими единицами (ski, snowman, snowy)...

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...